Статья Изучение и внедрение современных педагогических методик в образовательный процесс с целью активизации познавательной деятельности и формирования у студентов потребности в обучении и саморазвитии


ИЗУЧЕНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДИК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС С ЦЕЛЬЮ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ПОТРЕБНОСТИ В ОБУЧЕНИИ И САМОРАЗВИТИИ

Будущее уже наступило. Роберт Юнг.
В настоящее время система образования переживает большие, масштабные перемены, которые требуют содержательных изменений в работе. Новые образовательные технологии сегодня являются необходимым условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. С переходом на новые образовательные стандарты цели подготовки изменились. Должны измениться методы и технологии обучения, активность преподавателя уступает место активности обучающихся. В условиях развивающего обучения необходимо обеспечить максимальную активность самого обучающегося в процессе формирования ключевых компетенций, так как последние формируются лишь в опыте собственной деятельности. В соответствии с этим многие исследователи связывают инновации в образовании с интерактивными методами обучения, под которыми понимаются «… все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия каждого ученика» [2, с.144].
Понятие «интерактивный» ("Inter" – это взаимный, "act" – действовать) означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование их активности в процессе обучения.
 Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все оказываются вовлеченными в процесс познания. Для этого на занятиях организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. Место преподавателя на интерактивных уроках сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей урока. В данном случае уместно напомнить китайскую пословицу: «Скажите мне – я забуду. Покажите мне – я запомню. Вовлеките меня – я пойму».
В общем, интерактивный метод можно рассматривать как самую современную форму активных методов. К интерактивным методам могут быть отнесены следующие: дискуссия, эвристическая беседа, «мозговой штурм», ролевые, «деловые» игры, тренинги, кейс-метод, метод проектов, групповая работа с иллюстративным материалом, обсуждение видеофильмов и т.д. Рассмотрим наиболее важные, на мой взгляд, интерактивные методы с точки зрения формирования ключевых компетенций при изучении дисциплин.
Исследовательский метод
Формирование творческой личности, обладающей креативным мышлением, в современных условиях является актуальной задачей. В связи с этим всё более предпочтительными становятся поисковые методы: исследовательский и эвристический (частично-поисковый), в основе которых лежит проблемное обучение. Оба эти метода сходны между собой, различие состоит в степени самостоятельности обучающихся.   
Дискуссии
Учебные дискуссии представляют собой такую форму познавательной деятельности обучающихся, в которой субъекты образовательного процесса упорядоченно и целенаправленно обмениваются своими мнениями, идеями, суждениями по обсуждаемой учебной проблеме.  Их целесообразно использовать при проведении проблемных учебных конференций, в обсуждении проблем, имеющих комплексный межпредметный характер. Содержание докладов, сообщений может быть связано с изучаемым материалом, но может и выходить за рамки программы, в том числе  иметь профессиональную направленность.
Игровые методики
Игра – вид деятельности, который присущ и детям, и взрослым, поэтому использование данного вида деятельности в образовательном процессе известно давно. Использование разных типов игр – деловых, имитационных, ролевых для разрешения учебных проблем вносит разнообразие в течение предметного образовательного процесса, вызывает формирование положительной мотивации изучения данного предмета. Игра стимулирует активное участие обучающихся в учебном процессе и вовлекает даже наиболее пассивных.
Практика подтвердила эффективность применения игровых методик на завершающем этапе (по завершении изучения темы, раздела, курса . Ролевая игра, например, может быть проведена в виде конференции.
Метод «мозгового штурма»
Метод «мозгового штурма» позволяет вовлекать в активную деятельность максимальное число обучающихся. Применение данного метода возможно на различных этапах занятия: для введения новых знаний, промежуточного контроля качества усвоения знаний, закрепления приобретённых знаний (на обобщающем занятии по конкретной теме курса).
Метод проектов
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод применим при наличии действительно значимой проблемы (практической, научной, творческой, жизненной), для решения которой необходим исследовательский поиск.
На своих занятиях использую метод проектов. Эта технология актуализирует важнейшие речевые умения, вовлекая во все виды речевой деятельности, совершенствует умение работать с текстами разных стилей и типов речи на уровне информационно-смысловой обработки. Для уроков русского языка можно использовать лингвистические проекты, направленные на изучение языковых особенностей фольклора, этимологии слов; литературные исследования; творческие проекты (сочинение сказок для усвоения программного материала); составление опорных схем-конспектов при изучении орфограмм и пунктограмм.
Дидактические игры являются познавательными и развивающими. В своей практике широко использую словесные игры, викторины , лингвистические кроссворды.
На этапах закрепления материала, контролируя знания и умения , обращаюсь к тестовому контролю. На занятиях использую цифровые образовательные ресурсы по русскому языку электронный тренажер «1С. Репетитор по русскому языку», ресурсы сети Интернет, с помощью которых обучающиеся могут не только применить свои знания в процессе практической деятельности, но и увидеть результат.
Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием «Фишбоун». Он направлен на развитие критического мышления в наглядно-содержательной форме.  Этап занятия с применением метода Фишбоун приобретает исследовательский характер.
Интерактивные методы способствуют достижению результатов современного образования. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности обучающихся на достижение целей занятия. Можно сделать вывод, что целесообразно сочетать различные методы и формы организации образовательного процесса, чтобы достичь наибольшего эффекта от их использования.
Использование на занятиях русского языка новых педагогических технологий как способ активизации учебного процесса» позволяют  усовершенствовать методику обучения русскому языку, углубить и расширить знания обучающихся исходя из их способностей, интересов и индивидуальных особенностей. А создание на занятии благоприятных психолого-педагогических условий обеспечит активное стимулирование самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.
БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Двуличанская Н.Н., Тупикин Е.И. Теория и практика непрерывной общеобразовательной естественно-научной подготовки в системе «колледж – вуз» (на примере химии): монография.  М.: МГТУ им.Н.Э.Баумана, 2010. 254 с.
2. Иоффе А.Н. Активная методика – залог успеха / Гражданское образование. Материал международного проекта. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. 382 с.
3.Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. М.:Сентябрь, 2003 год.
4.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2004г..