ИЗУЧЕНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДИК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС С ЦЕЛЬЮ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ПОТРЕБНОСТИ В ОБУЧЕНИИ И САМОРАЗВИТИИ


ИЗУЧЕНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДИК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС С ЦЕЛЬЮ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ПОТРЕБНОСТИ В ОБУЧЕНИИ И САМОРАЗВИТИИ
Волын Елена Викторовна,
ГПОУ «Горловский медицинский колледж
Министерства здравоохранения ДНР»,
преподаватель русского языка и культуры речи,
специалист высшей квалификационной категории
Работая в современных условиях, преподаватель среднего профессионального образовательного учреждения сталкивается в своей деятельности с рядом противоречий:- между возросшими требованиями к качеству знаний и невысоким уровнем знаний обучающихся;- между потребностью общества в активной, свободной, самоопределяющейся личности и крайне низкой мотивацией к обучению. Перспективность и практическая значимость опыта заключается в том, что работа преподавателя спланирована таким образом, чтобы повысить уровень мотивации обучения, активизировать познавательный интерес у обучающихся с использованием современных педагогических технологий. 
Активизировать познавательную деятельность на занятиях русского языка и культуры речи необходимо подбором разнообразного учебного материала, различными приемами и средствами преподавания и воспитания. Я адаптировала наработки, созданные в ходе подготовки опыта, к условиям своего образовательного учреждения в соответствии с целями и задачами моей методической темы. Новизна моего опыта заключается в изменении подходов к организации учебно-воспитательного процесса в рамках специфики среднего профессионального образования:- изменение подходов к преподаванию филологических дисциплин в рамках образовательного учреждения;- реализацию компетентностного подхода;- выявление индивидуальных возможностей и интересов обучающегося;- оценивание продвижения обучающегося по личностно-индивидуальным параметрам;- максимальное включение обучающихся во все формы активности. Идея опыта подразумевает работу с обучающимися, имеющими как повышенную, так и низкую мотивацию к учебной деятельности, и различный уровень подготовки
Трудоемкость опыта заключается в составлении календарно-тематического плана изучения дисциплины с включением в план работы учебных и исследовательских проектов, составление планов занятий с элементами проблемного обучения, создания игровых моментов, разработка занятий с применением игровой технологии, разработка внеклассных мероприятий с динамической формой организации учебно-воспитательного процесса, изготовление дополнительного дидактического материала к занятиям, наглядных пособий, презентаций, исследование динамики успеваемости и качества знаний студентов. Методика преподавания должна основываться на активных методах обучения: проблемных, исследовательских, поисковых, ориентированных на реальные практические результаты и способствующих активизации познавательной деятельности. Я использую в своей педагогической деятельности следующие формы организации учебного пространства: - индивидуальные (реферат, доклад, презентация, сообщение, сочинение);- индивидуально-групповые (исследовательский проект, экспериментальная работа);- групповые (групповое взаимодействие: противоречия, парадоксы);- коллективные (дискуссия, диалог, размышление, обобщение). На своих занятиях я активизирую познавательный интерес с применением следующих педагогических технологий:Традиционные технологии (объяснительно-иллюстративные технологии обучения).Объяснительно-иллюстративные технологии - это технологии, при которых объяснение учебного материала сопровождается различными визуальными средствами. Повышая активность зрительных рецепторов, преподаватель может рассчитывать на более высокое усвоение новой темы. Современное преподавание сочетает также интерактивные средства в виде презентаций, флеш-анимации, учебных фильмов. В результате грамотного применения различных иллюстративных методов усвоение учебного материала повышается.  Для активизации познавательной деятельности обучающихся на занятиях считаю целесообразным представлять учебный материал в мультимедийном виде. Некоторые творческие работы обучающихся (проекты, презентации и т.д.) служат в дальнейшем дидактическим средством при обучении.
Технология проблемного обучения. Проблемное обучение - это организованный способ активного взаимодействия студента с проблемой, представленный содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к противоречиям знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания. Путем создания проблемной ситуации моделируются условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления обучающегося. Цели проблемного обучения: 1. Развитие мышления, воображения, развитие творческих способностей. 2. Усвоение обучающимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении. 3. Воспитание активной творческой личности обучающегося, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы. Из приемов создания проблемной ситуации можно выделить несколько: - подведение к противоречию и предложение обучающимся самим найти способ его решения;- изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;- предложение обучающимся рассмотреть явление с различных позиций;- побуждение обучающихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты;- постановка конкретных вопросов на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения;- постановка проблемной задачи с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения.
Учитывая современную ситуацию, преподаватель должен искать эффективные методы и средства обучения. Современному учебного заведения нужен преподаватель, который понимает профессиональное назначение, что считает педагогическую деятельность как важный приоритет, преподаватель, способный к постоянному переобучения и восстановления. Сформировать личность под силу только тому, кто постоянно работает над своим собственным совершенствованием. Повысить интерес к обучению, вызвать у них творческий подход при обучении социальных дисциплин можно при условии преобразования их с пассивных в активных участников учебного процесса. Применение инновационных методов, систематический и правильный организованный контроль способствует эффективности учебного процесса, развитию познавательного интереса к будущей специальности, а также совершенствует подготовку специалиста способного конкурировать на рынке труда.
Итак, традиционные формы и методы обучения все еще остаются основными, несмотря на постоянную критику. Чтобы сформировать не только хорошего медицинского работника, но и, прежде всего, активного гражданина Республики, нужны новые технологии обучения, элементы которых уже существуют и используются в работе творческих преподавателей. Только умелое сочетание различных качеств и навыков, в том числе и инноваций, формирует педагогическое мастерство и авторитет преподавателя среди обучающихся.