Урок литературы в 6 классе «Васина дорога к правде и добру»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Верхнерагозецкая основная общеобразовательная школа»
Советского района Курской области
«Рассмотрено»
на заседании
методического объединения
протокол №
От « » августа2016г.
«Согласовано»
Заместитель
директора по УВР Принята на педагогическом совете
протокол №
От « »августа 2016г. «Утверждена»
приказом №
от « » августа 2016г.
Урок в 6 классе по теме:
«Васина дорога к правде и добру»
Учитель: Сидорова Лариса Викторовна,
первая квалификационная категория
2016год
(По повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»).
                                               (слайд № 1)
Цель урока: выявить идею произведения, развить навыки комментированного чтения, обучить работе над сочинением. Завершить анализ текста; подготовить уч-ся к сочинению по произведению:
2) развивать связную устную и письменную речь уч-ся; развивать навыки выразительного чтения.
3) воспитывать чувство сострадания и сопереживания; уважения к личности.
Методические приемы: выразительное чтение, элементы анализа текста.
Оборудование:
1. Компьютер.
2. Презентация.3. Учебник-хрестоматия.
Ход урока
Хорошо, что твоя дорога
Пролегла через нашу…
- Ребята, наш урок начался с музыкальной композиции «Песни тайного сада» Каким настроением проникнута эта мелодия? Как вы думаете, подходит ли она по тональности к произведению, которое мы прочитали на уроке? Есть ли связь содержания глав «В дурном обществе» с названием альбома?
- Ответы учащихся: Музыка этой композиции очень печальная, и повесть о детях подземелья и Васе тоже грустная. Название тоже подходит к содержанию повести В. Г. Короленко, ведь мальчик ВАСЯ бродил по улицам маленького городка, который утопал в садах. А часовня, где в подземелье жили Валек и Маруся, была окутана тайной, там было очень страшно.
Отметить номера правильных предложений. Хорошо ли вы знаете текст?
Тюрьма была лучшим архитектурным сооружением города.
Замок стал противен мальчику, т.к. имел зловещий вид.
Васю и его отца разделила смерть Васиной матери.
Вася и Валек впервые встретились в роще.
Валек отказался идти в гости к Васе, потому что боялся судью.
Маруся очень отличалась от Сони.
Валек первым объяснил Васе, что его отец хороший человек.
Когда Маруся была голодна, Валек попросил у Васи еды для нее.
Мясо для Валека и Маруси было редкой едой.
Маруся заболела осенью.
Вася тайком взял куклу у Сони.
Отец понял Васю после того, как узнал от Тыбурция правду.
- А теперь, когда создалась атмосфера, близкая к произведению, давайте подумаем над эпиграфом и попробуем определить тему урока.
- Как вы думаете, какова основная мысль эпиграфа? ( Кстати, кто их произносит? К кому они относятся?) Какие слова здесь ключевые?
- Ответы учащихся: Эти слова говорит пан Тыбурций Васе. Ключевое слово здесь – дорога. Вася бродил по разным дорогам и набрёл на детей подземелья. Сначала он был плохим мальчиком и огорчал своего отца, но дружба с Васей и Марусей изменила его. ( Здесь учитель открывает название урока «Васина дорога к правде и добру» ).
- Ребята, сегодня у нас последний урок по повести В.ГКороленко . Подумаем, какие цели мы ставим, когда заканчиваем большое произведение? Мы систематизируем материал наблюдений над образом Васи и подготовимся к сочинению, тема которого созвучна с темой урока и обсудим каждую часть плана. Дома вам надо будет написать сочинение на тему: “Васина дорога к правде и добру”. Давайте обсудим каждое слово темы:
Вася – нас будет интересовать судьба именно этого героя. Чем он интересен?
2. Словарная работа по теме урока (слайд № 2-3)
Васина — значит, нас будет интересовать судьба именно этого героя. Чем интересен этот герой? Именно он показан в движении — внутреннем движении.
Дорога — необходимо проследить этапы этого движения, его направление.
Добро - всё положительное, хорошее, полезное; противопоставление - зло. Желать добра кому-нибудь. Не к добру (предвещает дурное). Сделать много добра людям. Добром считаются отношения доверия, справедливости, милосердия, любви. Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому, делать это не ради выгоды, не на показ, а бескорыстно, по велению сердца
К правде и добру — изменения, произошедшие с Васей, повернули его к людям, из бродяги превратили в доброго и сострадательного человека”.
Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем другого человека.
Милосердие- готовность помочь кому-либо или простить, из сострадания, человеколюбия.
-Запись в тетрадь: милосердие и любовь к людям – гуманизм.
1. Сообщение цели урока.  Давайте обсудим эпизоды, необходимые для ваших сочинений. Почему Вася считал себя «негодным мальчишкой»? Как ему жилось в доме отца?
3. Беседа. Первый пункт плана
1Давайте обсудим образ главного героя повести:
– Как же раскрывает характер Васи писатель? Видим ли мы портрет мальчика? (Нет, ведь рассказчик сам Вася. Его характер раскрывается в отношении к людям, в том, какими он их видит, в переживаниях, поступках.)2– Почему Вася вел такой образ жизни?– Почему получилось так, что они с отцом не понимали друг друга? 
Ответы учащихся: Вася-мальчик из состоятельной семьи. Его отец-судья, человек , уважаемый и почитаемый в городе. У Васи есть всё: хороший дом, одежда, еда, разные игрушки. У него есть отец, сестра, но нет мамы. Отец после её смерти замкнулся и отдалился от сына, поэтому Вася чувствовал себя очень одиноко.
2-й пункт плана 1.
1.— Почему мальчик вёл такой образ жизни?
Герой “не встречал привета и ласки” дома, но не только это заставляло его уходить по утрам из дому: в нём жила жажда познания, общения, добра. Он не мог примириться с затхлой жизнью городка: “Мне всё казалось, что где-то там, в этом большом и неведомом свете, за старою оградою сада, я найду что-то; казалось, что я должен что-то сделать и могу что-то сделать, но только не знал, что именно”.
2. Первая встреча с «детьми подземелья». 
Инсценировка разговора Васи и Валека. (слайд № 4-5)
— Почему не произошла драка?
— Почему Валек проникся доверием к Васе?
— Найдите в тексте и зачитайте описание Валека.
Валеку было около девяти лет. Он был больше Васи, “худой и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Тёмные курчавые волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами”. Валек вёл себя солидно и внушал Васе уважение “своими манерами взрослого человека”.
— Подготовьте выразительное чтение портретов Маруси и Сони. ????? Маруся, сестра Валека, была худенькая маленькая девочка четырёх лет. “Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца, — пишет Короленко в главе «Знакомство продолжается». — Несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки её были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика...”
Вася сравнивал Марусю со своей сестрой Соней, которой тоже было четыре года: “...моя Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в тёмные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту”. Соня росла в достатке, за ней ухаживала горничная. Маруся росла в нищете и часто бывала голодна. За ней ухаживал брат Валек.
— Что принесла Васе дружба с Валеком и Марусей?
После знакомства с Валеком и Марусей Вася чувствовал радость от новой дружбы. Ему нравилось беседовать с Валеком и приносить подарки Марусе. Но по ночам у него сжималось сердце от боли сожаления, когда мальчик думал о сером камне, который высасывает из Маруси жизнь.
Вася полюбил Валека и Марусю, скучал по ним, когда не мог прийти к ним на гору. Не видеть друзей стало для него большим лишением.
— Как менялся характер Васи во время дружбы с Валеком и Марусей?
Характер Васи и его отношение к жизни после встречи с Валеком и Марусей сильно изменились. Вася научился проявлять терпение. Когда Маруся не могла бегать и играть, Вася терпеливо сидел с ней рядом и приносил цветы. В характере мальчика проявилось сострадание и умение смягчать чужую боль. Он почувствовал глубину социальных различий и понял, что люди не всегда совершают плохие поступки (например, воруют) потому, что хотят этого. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости, верности и человеческой любви.
3.-- О чем задумался Вася, когда Валек рассказал об отношении Тыбурция к нему и Марусе?
– Как Валек и Тыбурций помогли Васе понять отца?
— Как и когда изменилось мнение Васи об отце?
Прочитайте разговор Валека и Васи (глава четвёртая), высказывание Тыбурция о судье (глава седьмая).
Мальчик считал, что отец его не любит, и считал его нехорошим. Слова Валека и Тыбурция, что судья — лучший человек в городе, заставили Васю по-новому посмотреть на отца.
4. — Какое горькое открытие сделал Вася, подружившись с Валеком?
Когда Валек сказал Васе прямо, что они нищие и им приходится воровать, чтобы не умереть с голоду, Вася ушёл домой и горько плакал от чувства глубокого горя. Его любовь к друзьям не стала меньше, но к ней примешалась “острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли”.
- Осудил ли Вася Валека, который воровал продукты?
5. – Что изменилось в отношениях с отцом после истории с куклой?– Можно ли предположить, как теперь будут развиваться отношения Васи с отцом?
— Каким предстаёт перед нами Вася в эпизоде с куклой? (слайд № 6)
В эпизоде с куклой Вася предстал перед нами как человек, полный доброты и сострадания. Он пожертвовал своим спокойствием и благополучием, навлёк на себя подозрения ради того, чтобы его маленькая подруга могла радоваться игрушке — первый и последний раз в своей жизни.
-Тыбурций увидел эту доброту мальчика и сам пришёл в дом судьи в тот момент, когда Васе было особенно плохо. Он не мог предать своих товарищей, и Тыбурций, как человек проницательный, почувствовал это. Вася пожертвовал своим покоем ради Маруси, и Тыбурций тоже пожертвовал своим скрытным житьём на горе, хотя понимал, что отец Васи — судья: “У него есть глаза и сердце только до тех пор, пока закон спит себе на полках...”
— Как вы думаете, что сказал Тыбурций отцу Васи? 
(Ученики выскажут предположения о разговоре Тыбурция с судьёй).
— Как изменилось отношение отца к сыну?
С помощью самоотверженного поступка Тыбурция судья увидел не образ бродяги-сына, к которому он привык, а истинную душу своего ребёнка:
“Я вопросительно поднял глаза на отца. Теперь передо мной стоял другой человек, но в этом именно человеке я нашёл что-то родное, чего тщетно искал в нём прежде. Он смотрел на меня обычным своим задумчивым взглядом, но теперь в этом взгляде виднелся оттенок удивления и как будто вопрос. Казалось, буря, которая только что пронеслась над нами обоими, рассеяла тяжёлый туман, нависший над душой отца. И отец только теперь стал узнавать во мне знакомые черты своего родного сына”.
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили
6. — Почему Вася и Соня приходили на могилку Маруси?
Вася и Соня приходили на могилку Маруси, потому что для них образ Маруси стал символом любви и человеческого страдания. Может быть, они дали обет всегда помнить о маленькой Марусе, о человеческом горе и помогать этому горю везде, где бы оно ни встретилось, своими делами изменять мир к лучшему.
7. Работа над планом сочинения. (слайд № 7)
                                                    План сочинения
1. Вася – главный герой – рассказчик в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».
2. История дружбы Васи с «детьми подземелья» - история его внутреннего перерождения.
а) Причины «бродяжничества» Васи.
б) Сострадание, умение быть заботливым другом.
в) Положительное влияние Валека на отношение Васи к отцу.
г) Почему Вася не осудил своих новых друзей за воровство?
д) Проявление доброты Васи в истории с куклой.
е) На могиле Маруси. Ощущение светлого пути впереди.
3. В отношении к обездоленным проявились лучшие качества Васи.
  8. Составим список человеческих качеств, которые проявляет Вася:
любовь к родным, желание понять людей, внимание и любовь к природе, смелость, благородство, верность своему слову, честность, сострадание, доброта, милосердие. (слайд № 8)
Если ребёнок из обеспеченной семьи с детства узнает, что не все живут хорошо, что есть бедность и горе, то он научится сострадать этим людям и жалеть их.
- Какова же идея повести?Идея: дружба с обездоленными детьми помогла проявиться лучшим Васиным наклонностям, доброте, вернула добрые отношения с отцом.
История, рассказанная В.Г. Короленко,- урок милосердия и любви к людям.
«Дурное общество» - общество людей, совершающих предосудительные, безнравственные с точки зрения господствующей морали поступки            
9. Подведение итогов урока.
     Рефлексия - Как Вася шел к правде и добру?
Какой путь он совершает в раскрытии лучших человеческих качеств: правде и добру?
Каким становится? Становится добрым, заботливым, спокойным, относится бережно, с любовью. Значит, знакомство с Валеком и Марусей стало в жизни Васи дорогой правды и добра. 
Оценки за урок.
6. Домашнее задание: (слайд № 9)
 Написать сочинение по плану.