Рабочая учебная программа по литературе, 5 класс. Учебник: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Красносельская средняя школа»
Согласовано МС школы Утверждена приказом
протокол № от от №____
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
5 «Б» класса
Составлена на основе программы В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.П.Полухиной, В.И. Коровина, И.С. Збарского.
Учебник: Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ [В.Я.Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин]. – М.: Просвещение, 2015.
Учитель русского языка и литературы
Шашина Н.Н.
2016-2017 учебный год
Планируемые результаты учебного предмета, курса:
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Личностными результатами учеников, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивыйпознавательныйинтерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
– потребность в самовыражении через слово;
– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литература» являются:
1) Формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать,корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы
2)Формирование ИКТ-компетентности школьников, где обучающиеся усовершенствуют навык поиска информациив компьютерных и некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин. Они научатся осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска.
3) Формирование основ учебно-исследовательской и проектной деятельности, в результатекоторой у выпускников будут заложены:
• потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт;
• основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;
• основы ценностных суждений и оценок;
• уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;
• основы понимания принципиальной ограниченности знания, существо-вания различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.
4) Формирование стратегий смыслового чтения и работы с текстом, работы с информацией, в ходе которого обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов.
У школьников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения.
Предметные результаты учащихся состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2)в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3)в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4)в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» реализуется в результате изучения следующих тем:
Народные представления о справедливости в сказке о животных «Журавль и цапля» (урок №9);
И.А.Крылов. Ознакомление с творчеством. «Ворона и лисица». Басня «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора (урок №17);
Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом (урок №27);
М.Ю.Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Бородино» - отклик на годовщину Бородинского сражения (урок №32);
Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического в повести Н.В.Гоголя (урок №36);
Н.А.Некрасов. Краткий рассказ о поэте. Отрывок из поэмы Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос». «Есть женщины в русских селеньях …» - поэтический образ русской женщины (урок №38);
И.С.Тургенев. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права (урок №41);
Л.Н.Толстой. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды (урок №47);
Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов в рассказе Л.Н.Толстого (урок №49);
Вн.чт. Тема исторического прошлого в рассказе И.А.Бунина «Подснежник» (урок №58);
С.А.Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образ малой родины (урок №63).
Содержание учебного предмета, курса:
Распределение учебных часов по разделам программы в 5 классе

Название темы Кол-во часов
(всего) К/р
Развитие речи
(Р/р) Внеклассное чтение (В/ч) Проект
1 Введение 1 2 Устное народное творчество 10 1 1 1
3 Из древнерусской литературы 2 1
4 Из литературы XVIII века
2 1
5 Из литературы XIX века 43 3 4 7 8
6 Из литературы XX века 30 5 2 1 3
7 Из зарубежной литературы 15 1 1 2
8 Уроки итогового контроля 2 1 1
ИТОГО: 105 10 8 9 17
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ п/п Раздел
(тема) Кол-во часов Дата факт. Дата провед. Примечание
ВВЕДЕНИЕ 1 Учебник литературы и работа с ним. Книга в жизни человека. 1 час УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 2 Фольклор –коллективное устное народное творчество 1 час 3 Малые жанры фольклора. Детский фольклор 1 час 4 Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. Виды сказок 1 час 5 Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев 1 час 6 Волшебная сказка «Царевна лягушка». Художественный мир сказки 1 час 7 «Иван Царевич и чудо-юдо» - волшебная богатырская сказка героического содержания 1 час 8 «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки 1 час 9 Народные представления о справедливости в сказке о животных «Журавль и цапля» 1 час 10 Бытовая сказка «Солдатская шинель» 1 час 11 Р. Р. Подготовка к сочинению «Мой любимый сказочный герой» 1 час ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 12 Общее представление о древнерусской литературе 1 час 13 Русское летописание. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» 1 час ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVII ВЕКА 14 Вн. чт. М.В.Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин 1 час 15 Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру...» - научные истины в поэтической форме 1 час ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА 16 Вн. чт. Жанр басен в мировой литературе (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII в.). 1 час 17 И.А. Крылов. Ознакомление с творчеством. «Ворона и лисица» Басня «Волк на псарне» -отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора 1 час 18 Басни И.А. Крылова«Свинья под дубом», «Зеркало и Обезьяна». Осмеяние пороков - грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. 1 час 19 Р/р Подготовка к сочинению по басням Крылова 1 час 20 В.А. Жуковский. Краткий рассказ о поэте. Сказка «Спящая царевна». 1 час 21 «Спящая царевна». Герои литературной сказки, особенности сюжета 1 час 22 Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Баллада «Кубок» 1 час 23 К. Р. Контрольная работа по творчеству И. А. Крылова и В. А. Жуковского 1 час 24 А.С. Пушкин. Детство, годы учения. Стихотворение «Няне» 1 час 25 «У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок 1 час 26 А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» — ее истоки. «Бродячие сюжеты». 1 час 27 Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом. 1 час 28 А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Сходство и различие литературной сказки и сказки народной 1 час 29 Р. Р. Подготовка к домашнему сочинению по сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» 1 час 30 Русская литературная сказка. А. Погорельский. Краткий рассказ о писателе. Сказка «Черная курица, или Подземные жители» 1 час 31 А. Погорельский Сказка «Черная курица, или Подземные жители». Мир детства в изображении писателя. 1 час 32 М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837) 1 час 33 Мастерство М.Ю. Лермонтова в создании батальных сцен. 1 час 34 Вн. чт. М. Ю. Лермонтов. «Ашик - Кериб» как литературная сказка 1 час 35 Н.В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Заколдованное место» - повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» 1 час 36 Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического в повести Н.В. Гоголя 1 час 37 Вн. чт. Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть» 1 час 38 Н. А. Некрасов. Краткий рассказ о поэте. Отрывок из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос». «Есть женщины в русских селеньях...» — поэтический образ русской женщины 1 час 39 Н.А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». Мир детства 1 час 40 Вн. чт. Н.А. Некрасов. Стихотворение «На Волге» 1 час 41 И.С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права 1 час 42 Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие в рассказе «Муму» 1 час 43 Нравственное преображение Герасима. Немота главного героя - символ немого протеста крепостных 1 час 44-45 К.Р., P.P. Подготовка и написание сочинения по рассказу И. С. Тургенева «Муму» 2 часа 46 А.А. Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы 1 час 47 Л.Н. Толстой. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды 1 час 48 Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина 1 час 49 Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов в рассказе Л.Н. Толстого 1 час 50 Р. Р. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» 1 час 51 А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа 1 час 52 Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Рассказы Антоши Чехонте1 час 53 К. Р. Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, Н. А. Некрасова. 1 час 54 Поэты XIX в. о Родине, родной природе и о себе. Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной»; «Как весел грохот летних бурь...» 1 час 55 Лирика А.Н. Плещеева «Весна», А.Н. Майкова «Ласточки»; И.З. Сурикова «Зима», И.С. Никитина «Зимняя ночь в деревне». Выразительное чтение стихотворений 1 час 56 P.P. Подготовка к сочинению «Роль описания природы в создании настроения автора (героя)» 1 час ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА 57 И. А. Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Косцы». 1 час 58 Вн. чт. Тема исторического прошлого в рассказе И. А. Бунин «Подснежник». 1 час 59 В.Г. Короленко. Краткий рассказ о писателе. Повесть «В дурном обществе». Автобиографичность повести. Гуманистический смысл произведения. 1 час 60 Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев. 1 час 61 Особенности портрета и пейзажа в повести В.Г.Короленко. 1 час 62 P.P. Подготовка к сочинению по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе». 1 час 63 С.А. Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями...» -поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины. 1 час 64 П.П. Бажов. Краткий рассказ о писателе. Сказ «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. 1 час 65 Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя сказа «Медной горы Хозяйка». Стремление к совершенному мастерству. 1 час 66 К.Г. Паустовский. Краткий рассказ о писателе. Сказка «Теплый хлеб». Тема и проблема произведения. Герои в литературной сказке. 1 час 67 Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб» 1 час 68 К.Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». Тема и проблема произведения 1 час 69 С.Я.Маршак. Краткий рассказ о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Особенность драмы как рода литературы 1 час 70 Положительные и отрицательные герои пьесы-сказки «Двенадцать месяцев». Победа добра над злом - традиция русских народных сказок 1 час 71 Художественные особенности пьесы – сказки «Двенадцать месяцев». 1 час 72 Р. Р. Подготовка к сочинению по пьесе – сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» 1 час 73 Вн. чт. Сказки для детей С. Я. Маршака. 1 час 74 А.П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Никита». Единство героя с природой. 1 час 75 Быль и фантастика. Особенность мировосприятия главного героя рассказа А.П. Платонова «Никита». 1 час 76 К. Р. Контрольная работа по творчеству В. Г. Короленко, П. П. Бажова, К. Г. Паустовского, С. Я. Маршака. 1 час 77 Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. Автобиографичность рассказа «Васюткино озеро» 1 час 78 Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» 1 час 79-80 К. Р., Р. Р. Подготовка и написание сочинения по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро» 2 часа 81 Поэты о Великой Отечественной войне. А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». 82 Война и дети К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете...» 1 час 83 Произведения о Родине, родной природе и о себе. И.А. Бунин «Помню долгий зимний вечер...», А.А. Прокофьев «Аленушка», Д.Б.Кедрин «Аленушка» 1 час 84 Произведения о Родине, родной природе и о себе. Н.М.Рубцов «Родная деревня», Дон-Ами-надо «Города и годы» 1 час 85 Р. Р. Подготовка к анализу лирического произведения 1 час 86 Писатели улыбаются. Саша Черный «Кавказский пленник» 1 час 87 «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Юмор 1 час 88 Ю.Ч. Ким «Рыба-кит». Юмор в стихотворной форме 1 час 89 Вн. чт. Н. А. Теффи. «Валя» 1 час 90 К. Р. Итоговый урок по теме «Русская литература XIX-XXвв.» (тестирование) 1 час ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1 час 91 Р.Л. Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. Баллада «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков 1 час 92-93 Д. Дефо. Краткий рассказ о писателе. Роман «Робинзон Крузо». Приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека 2 часа 94 Х.К. Андерсен. Краткий рассказ о писателе. Сказка «Снежная королева». Композиция сказки. Соотношение реального и фантастического 1 час 95 Характеристика героев сказки «Снежная королева». Противопоставление красоты внешней и внутренней - Герда и Снежная королева 1 час 96 Победа добра, любви и дружбы над злом в сказке «Снежная королева». Викторина 1 час 97 Вн. чт. Наши любимые сказки Х. К. Андерсена 1 час 98 М.Твен. Краткий рассказ о писателе. Повесть «Приключения Тома Сойера» 1 час 99 Внутренний мир героев М.Твена в повести «Приключения Тома Сойера» 1 час 100 М. Твен. Повесть «Приключения Тома Сойера». Мастерство писателя в построении занимательного сюжета и в создании характеров 1 час 101-102 Дж. Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише». Повествование о взрослении подростка в «Сказании о Кише» 2 часа 103 Вн. чт. Д. Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном 1 час 104 Итоговый тест за год 1 час 105 Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса» 1 час