Обобщающий урок биологии в 5 классе по учебнику Н.И. Пономарева «Биология» Вентана-Граф (по требованиям ФГОС): «Значение живых организмов в природе и жизни человека»

Обобщающий урок биологии в 5 классе по учебнику Н.И. Пономарева «Биология» Вентана-Граф (по требованиям ФГОС)
Материал размещен на сайте: http://multiurok.ru/mezhina/files

Межина Ирина Васильевна, учитель биологи
МБОУ «Черлакская СОШ» Нововаршавского
муниципального района Омской области
Тип урока: комбинированный
Используемые технологии: метод проектов, ИКТ, технология проблемного обучения, ТРИЗ технология
Тема: «Значение живых организмов в природе и жизни человека» Цели: Содержательная (предметные результаты):  - формировать умение объяснять значение живых организмов в природе и жизни человека; Деятельностная: - формирование у учащихся умений реализовать новые способы действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные) -повысить интерес учащихся к изучению биологии - учить работать в группах; - воспитывать толерантность и бережное отношение к природе. Личностные результаты: Личностные УУД
1.Приобретатьнавыки проектирования как универсальных способов освоения действительности 2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. 3.Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. 4. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды Познавательные УУД 1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию. 2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений. 3.Создавать проекты с выделением существенных характеристик объекта. Коммуникативные 1. Формировать умения слушать и понимать речь других людей. 2. Формирование умения самостоятельно организовать учебное взаимодействие при работе в группе. Регулятивные 1.Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности ( формулировка вопроса урока) 2. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. 3. Составлять (в группе) план решения проблемы. Материалы и оборудование: компьютер, презентация. Оценочные листы на каждого обучающегося и группу, биологическое лото ( вопросы и ответы), информация для оформления проекта;
на демонстрационном столе: йогурт, сметана, кефир, гербарий бобового растения с клубеньками, гербарий полыни, дрожжевое тесто, рисунки грибов полезных и ядовитых, гриб трутовик, антибиотик, рисунок лишайника, клубень картофеля, хлеб, горчица, картинка сорняков, молоко, шерстяная нить, картина насекомых.

Ход урока
1.Организационный этап: Здравствуйте, ребята! Садитесь. В классе присутствуют все? Как вы себя чувствуете? Все здоровы? Тогда начнем урок. Кто вспомнит, какой раздел биологии мы изучаем? (« Многообразие живых организмов»)
2.Этап: мотивация.
=Начнем урок с просмотра небольшого видеоролика.
(Просмотр видеоролика о животных)
-Как вы думаете, почему наш урок начался с просмотра этого видеоролика? Про кого мы смотрели ролик? Каким одним словом можно назвать всех животных?
(это царство –Животные)
А теперь посмотрите на доску, подумайте, какие гласные буквы нужно дописать в слова? Предлагаю трем обучающимся далее выйти к доске, составить слова из букв, дописав в них гласные буквы: Б-кт-р- и Р-ст-н-я Гр-б-
Какие слова получились? Почему именно эти слова мы записали?
(они обозначают другие царства)
=Определение темы урока
Далее я предлагаю вам поиграть в игру «Биологическое лото».
Вам нужно подобрать ответы на вопросы. На карточке с ответами c обратной стороны записаны буквы. Если вы правильно подберете ответы на все вопросы и прикрепите их вокруг данного царства, то у вас получится какое-то ключевое слово. (Приложение 1)
И так как нужно выполнить всего два задания, то я предлагаю вам выполнить его в группе, тем более что мы на том уроке договорились о том, что будем работать в группах. Никто не против? Никто не передумал?
(Обучающиеся в группах выполняют задание)
Ключевые слова получаются: польза, вред.
Можно ли однозначно утверждать, что растения приносят только пользу, а грибы только вред? (НЕТ)
И я думаю, что вы теперь сможете определить тему нашего урока?
(Значение живых организмов в природе и жизни человека)
Этап: Целеполагание.
Исходя из темы давайте определим цели урока.
(Узнать какую роль играют живые организмы
Сравнить чего больше пользы или вреда)
3. Этап: Актуализация знаний
Мы часто слышим разную информацию о том, как влияют живые организмы на природу и жизнь людей. Можете привести примеры?
(Приводят примеры)
Есть и такие утверждения:
1.Животные приносят человеку только пользу.
2.Бактерии вызывают различные заболевания, но среди них есть и полезные.
3.Среди растений существуют паразитические организмы.
4.Все грибы можно употреблять в пищу.
5.Без растений нет жизни на Земле.
Верные эти утверждения или нет, я думаю, что мы узнаем ответы на них в конце урока.
4. Этап: Изучение новой темы
На том уроке мы договорились, что сегодняшнюю тему мы изучим, создав проект по теме. Так?
Тогда давайте вспомним, какие этапы предусматривает работа по созданию группового проекта, учитывая, то, что вы пожелали работать в группах.
Этапы деятельности при создании проекта:
1.Создание групп, получение задания на группу
2.Распределение заданий в группе
3.Знакомство с информацией по теме
4.Обсуждение результатов работы каждого участника группы
5.Оформление проекта (наглядное представление материалов)
6.Защита проекта
7.Подведение общего итога.
Скажите, какие этапы мы с вами уже выполнили?
Хорошо. Работаем дальше по созданию проекта.
Сейчас каждая группа отберите из предложенного материала необходимую информацию по вашей части проекта. Разместите её на опорный шаблон, который поможет вам при вашей защите проекта.(Приложение2)
Приготовьте выступление, договоритесь, кто будет основным докладчиком, кто будет дополнять.
Давайте определим критерии оценки за работу по созданию проекта, что будет учитываться:
1.Правильно отобранный материал по вашей теме.
2.Защита (полнота изложенного материала, доступность к пониманию).
3.Аккуратность оформления проекта.
Идет работа в группах.
Защита проекта (информация из групп)
Какой вывод по проекту можно сделать теперь, когда мы прослушали выступления и видим наглядно опорные схемы?
( живые организмы приносят человеку и пользу, и вред, а в природе только пользу!!!!)
Оцените работу в группе по следующим показателям:
Показатели
Оценка

1.Материал по теме отобран в полном объеме, не допущено ошибок
- Материал по теме отобран не в полном объеме, допущено 1-2 ошибок
- Материал по теме отобран не в полном объеме, допущено 3 и более ошибок
5

4

3

2.Защита проекта: материал изложен понятно, тема освещена всесторонне
- Защита проекта: материал изложен понятно, тема освещена узко
- Защита проекта: материал изложен не понятно, тема освещена узко
5

4
3

3.Материал оформлен аккуратно
- Материал оформлен не совсем аккуратно
- Материал оформлен не аккуратно
5
4
3

Оценили? Выведите среднюю оценку за работу над проектом
Возьмите листы достижений и поставьте себе три оценки по каждому показателю в колонку «Работа над проектом». (Приложение 3)
5. Этап: Первичная проверка понимания Первичное закрепление
Следующее задание: Игра «Выбери меня».
Это задание можно выполнить в паре или индивидуально. Как вы хотите его выполнять?
Перед вами – чудо-стол. На нем предметы, продукты, изображения организмов, гербарии. Каждая пара выбирает группу организмов определенного царства(бактерии, грибы, растения, животные), отбирает на столе всё, что связано с представителями этой группы, а затем должна объяснить свой выбор и пояснить, какое значение для человека имеют эти организмы.
Жребий. Каждая пара выбирает к какому царству будет отбирать предметы.
Бактерии 1. Йогурт, сметана, кефир. (Молочнокислые бактерии, питаясь сахаром, образуют молочную кислоту. Под ее действием молоко превращается в простоквашу, а сливки – в сметану.) 2. Гербарий бобового растения с клубеньками. (Клубеньковые бактерии, поселяясь на корнях бобовых растений, усваивают азот из воздуха, после отмирания корней обогащают почву азотом.)
Грибы 1. Дрожжевое тесто. (Дрожжи разлагают сахар на спирт и углекислый газ, который поднимает тесто.) 2. Рисунки грибов полезных и ядовитых. (Грибы употребляют в пищу. Они содержат до 40% белка, 15% углеводов, соли фосфора, калия, железа, витамины. Но нужно хорошо знать съедобные и ядовитые грибы.) 3. Гриб трутовик. (Приносит вред лесному хозяйству, разрушая древесину.) 4. Пеницилин, антибиотик(Разлагает остатки организмов, продукты до минеральных веществ, которые усваивают растения.)
5.Рисунок лишайника (симбиоз)
Растения
1.Клубень картофеля. ( Используют в пищу, корм для домашних животных)
2.Хлеб
3.Горчица
4.Картинка сорняков
Животные
1.Молоко ( Питательный пищевой продукт, который использует человек)
2.Шерстяная нить
3.Картина насекомых
Обучающиеся объясняют свой выбор.
Оценим выполненное задание
1
Показатели
Оценка

2
Правильно отобраны все предметы и дано полное объяснение
5

3
При отборе предметов допущена 1 ошибка и дано не полное объяснение
4

4
При отборе предметов допущено 2 и более ошибка и дано не полное объяснение
3


Занесите оценку в лист достижений!!!!
6.Этап: Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
А теперь вернемся к началу урока. Исходя из полученных знаний определим где верные утверждения, а где нет.
А буду зачитывать утверждения , а вы при помощи своего семафора показываете :
Если правильное утверждение - зеленый
Если не верное – красный

7.Этап: Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Обязательно: 1.Параграф 16
2.В рабочей тетради № 1,2,5
Можно и желательно:
1.Подготовьте сообщение «Дикие животные нашей местности»
2.Решите творческую задачу.

8.Рефлексия (подведение итогов занятия)






Приложение
1.Биологическое лото


Алгоритм действий к игре «Биологическое лото» 1. Рассмотрите игровое поле и внимательно прочитайте название царства, описания организмов и вопросы к этой группе организмов.
2. Прочитайте ответы на всех карточках. 3. Выберите шесть карточек с правильными ответами и разложите их на игровом поле. У вас должно получиться кодовое слово.
Вопросы к царству «Растения»:
1. Голосеменное растение. 2. Растение из которого получают масло. 3.Растения, которые растут в воде? 4.Сорное растение . 5.Питание растений.  6.Орган растения, где происходит фотосинтез Ответы к царству «Растения» 1.Ель (П)
2.Подсолнух (О)
3.Водоросли (Л)
4.Березка(Ь) 5.Автотрофное (З)
6. Лист (А)

Вопросы к царству Грибы:
Вопросы для игрового поля. 1. Ядовитый гриб с красной шляпкой и белыми пятнами на ней.  2. Симбиотический организм, в который входит гриб. 3. Съедобный гриб. 4. Ядовитый гриб, похожий на шампиньон. Ответы к царству «Грибы» 1.Мухомор (В)
2.Лишайник (Р)
3. Груздь(Е)
4.Бледная поганка (Д)
2.Информация для оформления проекта
Растения – автотрофы
Лекарственные растения

Растения являются пищей для человека

Растения в природе вырабатывают кислород

Растения создают красоту на Земле

Растения - среда обитания для животных

Растения являются пищей для животных

Животные – гетеротрофы

Животные обеспечивают человека пищей. Животные дают сырьё для промышленности

Животные – это гужевой транспорт

Домашние животные. Животные радуют человека своей красотой.

Животные являются пищей друг для друга, образуя цепь питания в природе

Грибы в природе могут образовывать симбиоз

Среди грибов есть съедобные

Виды грибов: шляпочные и плесневые
Грибы образуют симбиоз с бактериями, входят в состав дрожжей

Бактерии-прокариоты, перерабатывают мертвое органическое вещество
(перегной)
Почвенные бактерии-(клубеньковые )образуют симбиоз с корнями растений

Молочно-кислые бактерии

Бактерии участвуют в производстве спирта

Грибы могут быть ядовитыми

Среди грибов есть плесневые

Среди бактерий есть болезнетворные

Виды бактерий: стафилококки, стрептококки (вызывают инфекции)

Сорные растения

Животные – переносчики заболеваний

Животные могут портить продукты питания человека


3.Лист достижений по теме «Значение живых организмов в природе и жизни человека»
Виды работы на уроке
Работа над проектом
Работа в паре «Выбери меня»
Индивидуальная работа.
Выбор правильных утверждений


Отбор материала
Защита проекта
Оформление
материала



Оценка






Общая оценка за урок:











Межина Ирина Васильевна




13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115








15