5 класс. Подробный пересказ(устно и письменно) художественного текста


Якушкина Оксана НиколаевнаУрок русского языка: Подробный пересказ (устно и письменно) художественного
текста.
Цель урока: совершенствовать умение учащихся выразительно читать художественный текст и устно отвечать на поставленные вопросы о его идейном содержании; отрабатывать навыки устного и письменного пересказа с сохранением особенностей авторской речи; развивать умение сравнивать и анализировать произведения разных видов искусства, находя в них общее.
Задачи: развивать индивидуальность ученика, его вкус и читательскую культуру, воспитывать всесторонне развитую личность, имеющую своё мнение, умеющую его выразить и доказать, воспитывать коммуникабельность, уважение к мнению товарищей, что является весьма актуальным в условиях вступления в силу нового Государственного стандарта образования.
Оборудование: учебник, раздаточный материал (приложения с репродукциями и текстом стихотворения), тетрадь рабочая, ручка.
Ход урока
Организация класса. Актуализация опорных знаний учащихся.
1.Устная беседа с классом.
- Какие качества должны быть присущи хорошей речи?
- Где в повседневной жизни мы можем встретить примеры хорошей речи?
2.Моделируем ситуацию.
- Как вы понимаете предложение: «Речь часто больше рассказывает о человеке, чем его лицо»?
3. Использую приём «В одной связке» 1 – 2 словами выразить своё мнение, ответив на вопрос «Почему в русском языке около 300 глаголов, обозначающих речь?
- А как в английском языке, французском, украинском, немецком? (группа из 5 человек готовит ответ на этот вопрос самостоятельно, один озвучивает мнение, к которому пришла в результате обсуждения группа)
III. Работа по теме урока.
Слово учителя. Сегодня на уроке мы имеем возможность познакомиться с примером не просто хорошей, а великолепной русской речи, созданной замечательным русским писателем 19 века – И.С.Тургеневым. Это стихотворение в прозе «Воробей». Мы научимся выразительно его читать, постараемся пересказать сначала устно, а затем письменно, соблюдая тургеневские интонации, используя его слова. А ещё сравним это произведение с картиной русского художника – И. Прянишникова – современника И. Тургенева, выясним, чем похожи эти произведения искусства.
Работа с учебником. Упражнение 415.
Учитель читает стихотворение и проводит беседу по вопросам упражнения 415, а также дополнительным вопросам.
- На сколько частей вы разделили бы этот текст? Составьте его план.
- Озвучивают составленный план.
План
Наше возвращение с охоты.
Описание молодого воробья.
Героический подвиг старого воробья.
Реакция собаки и мысли человека.
Приём «Ты мне - я тебе» с элементами анализа.
- Каким вам кажется настроение в самом начале текста? Почему? Докажите цитатами из текста.
- Как оно меняется во второй части? С каким чувством нужно читать вторую часть? Давайте попробуем, у кого получится более точно чтением передать те чувства, о которых говорит автор во второй части.
- Какая из частей, на ваш взгляд, более всего насыщена эмоциями?
- Какое главное убеждение мы должны передать, читая и пересказывая последнюю часть? В каких словах это убеждение содержится? Какая интонация поможет нам правильно прочитать? (Ученики выразительно читают текст, пересказывают его частями, а затем пишут письменный пересказ).
IV. Рефлексия.
1. Слово учителя. Ребята, рассмотрите репродукцию картины художника И.Прянишникова «Воробьи» (репродукция на столе пред каждым ребёнком)
- Кто на ней изображён?
- Чем мальчики, изображённые на картине, напоминают воробьёв?
- Какое чувство у нас, зрителей, возникает, глядя на героев художника?
- С какими эмоциями вы бы рассказывали об этой картине?
- Похожа ли основная мысль картины на основную мысль стихотворения Тургенева? В чём сходство и в чём отличия?
- Посмотрите репродукции других картин, где тоже изображены воробьи. Позволяют ли они более глубоко понять стихотворение Тургенева и смысл названия картины Прянишникова? Какая из них понравилась больше других и почему? Какие из картин больше других перекликаются со стихотворением Тургенева? А какие – с картиной Прянишникова? (Картина «Воробьи и шиповник», Л.Малышева «Воробьи», А.Прокопенко «Осенние воробьи», М.Наирашвили «Воробьи. Нанкины питомцы. Этюд», К. Попков «Молодые воробьи») 2. Приём «Микрофон»
- О чём мы говорили на уроке?
- Что поразило больше всего?
- Что было неожиданным на сегодняшнем уроке?
- Что понравилось?
- Что не понравилось на уроке сегодня?
- Какая информация пригодится?
- Какой информацией поделишься дома?
- Что расскажешь друзьям?
V. Домашнее задание. (по выбору)
1. Написать 5 - 6 предложений о ваших впечатлениях от картины Прянишникова «Воробьи»
2. Письменно ответить на вопрос: «Изменилось ли моё представление о воробьях после сегодняшнего урока?» 5- 6 предложений.