Урок по русскому языку в 6 классе по теме Тема, основная мысль, заголовок текста

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет Русский язык Класс 6 класс

Учебник: Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов

Тема урока «Тема и основная мысль текста. Заглавие текста».

Цель урока Формирование познавательных УУД. Формирование практических умений и навыков творческой деятельности (создание текстов на определенную тему, пользуясь знаниями о тексте). Ученик должен получить возможность использовать выразительные средства для воплощения собственного творческого замысла.


Задачи урока
Дать определение теме, основной мысли, заглавию текста.
Выделять основные особенности текстов.
Сравнивать, анализировать, рассуждать над текстом.
Уметь эмоционально воспринимать музыкальное произведение.


Планируемые образовательные результаты

Предметные
Метапредметные
Личностные

Сформировать практические умения и навыки творческой деятельности.
Умение планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Развивать самостоятельность учащихся в поиске решения различных задач

Основные понятия, изучаемые на уроке, формируемые умения
Тема, основная мысль, текст

Вид используемых на уроке средств ИКТ
Музыка, слайды






ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия материала (эффект мгновенного погружения)
Ход урока

Планируемые результаты
Вид деятельности



Принять решение, отделить известное от неизвестного, сделать выводы


Работа с карточками в парах (ребята сами решают, кто из них будет спрашивать, а кто отвечать).

Пример карточек:

1.Что такое текст?
1.Предложения, связанные по смыслу и грамматически.

2.Что такое тема?
2.То, о чем говорится в тексте.

3.Что такое основная мысль?
3.Самое главное, что хотел сказать автор.




Ученики приходят к выводу, что темой урока будет «Текст, тема и основная мысль».
Записываем в тетрадях число, тему урока.





Узнаем новое для себя: тема, а также основная мысль могут быть отражены в названии (заголовке) текста.









Работа с учебником (упр.66). Читаем басню «Чиж и голубь». Отвечаем на вопросы:
Почему басня называется «Чиж и голубь»?
Докажите, что перед вами текст.
Как автор раскрывает основную мысль? На каком примере?
Поможет ли нам знание, что перед нами басня определить главную мысль текста?
Помогает ли рисунок понять, что хотел сказать автор?

В.Вересаев «Без дороги»
Начинало светать, в темной, росистой чаще сада была глубокая тишина... Дунул ветер, на вершине липы обломился сухой сучок и, цепляясь за ветви, упал на дорожку аллеи; из-за сарая потянуло крепким запахом мокрого орешника. Как хорошо! Я стою и не могу насмотреться; душа через край переполнена тихим, безотчетным счастьем.
А. Куприн «Поединок»
Сейчас же за окном начинался сад, где во множестве росли черешни, все белые от цветов, круглые и кудрявые, точно стадо белоснежных овец, точно толпа девочек в белых платьяхДеревья были еще пусты и чернели голыми сучьями, но уже начинали, едва заметно для глаза, желтеть первой, пушистой, радостной зеленью. Утро выдалось ясное, яркое, влажное. Деревья тихо вздрагивали и медленно качались. Чувствовалось, что между ними бродит ласковый прохладный ветерок и заигрывает, и шалит, и, наклоняя цветы книзу, целует их.

Было золотое, но холодное, настоящее весеннее утро. Цвела черемуха.

И. Тургенев «Бежин луг»
С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра... Но вот опять хлынули играющие лучи, и весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило.

Что общего в этих текстах?
Что такое абзац? Микротема?
Подберем существительные, связанные с темой «Утро»: природа, трава, небо, солнце, роса, туман, ветерок и др.
Запишем ряды имен прилагательных и глаголов, которые уместно использовать в описании утра:
ветерок - шаловливый, легкий, свежий, прохладный; туман – седой, молочный, утренний и др.
Обратимся к словарю эпитетов, синонимов


Какие чувства и настроения вызывают эти описания?

Что изображено на картинах и фотографиях?
Что объединяет эти произведения?














Как вы думаете, как называется это музыкальное произведение?

Какие словосочетания, а может даже предложения можно составить из тех слов, которые мы уже подбирали?

Наступило утро. Дует свежий шаловливый ветерок. Утренний туман ещё не рассеялся. Природа пробуждается ото сна. И т.д.





Как художникам удаётся передавать прохладу или тепло утра, утреннего настроения в своих произведениях?



Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии, Формулирование темы и целей урока, исходя из работы в парах.

Беседа








Сравниваем свои ответы с учебником.


Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.



Находить информацию,
сравнивать, анализировать



Фронтальная работа



Развивать умение слышать и слушать, выделять основные признаки текста, логически мыслить






Работа с текстами
Ученикам предлагается рассмотреть и сравнить тексты




Активизировать мыслительную деятельность, развивать умение сравнивать, выделять общее и видеть различия в разных текстах










Задача анализа показать семантическую общность типовых текстовых фрагментов, формировать умение выстраивать логические цепочки в рассуждении























Совместная работа с классом, беседа.






Работа со словарями


Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образовательного результата
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя



Пробуждает у учащихся потребности, мотивы к общению с разнообразными произведениями искусства в получении новой информации.




Рассматриваем картины и фотографии на тему «Утро»















Прослушиваем запись, музыкальный фрагмент Э.Грига «Утро».









ЭТАП 3. Практикум



Отработка навыков самостоятельной
( творческой) работы.
Необычная форма подачи материала вызывает у детей потребность найти и необычную форму






выражения
Самостоятельная творческая работа
Выполнение творческой работы.
Ребята слушают музыку и пишут.
Выбор художественного материала за учеником.
А с помощью слова, как можно описать утро?





В процессе урока учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся

Метод стимулирования и мотивации к учению
Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки
Индивидуальная форма или коллективная



ЭТАП 4. Проверка полученных результатов. Коррекция





Предлагается критерии оценивания творческой работы (это может быть стихотворная или прозаическая форма) :

Название текста
Соответствие работы теме, композиционному строению текста
Оригинальность



В результате оценивания возможен вопрос:
Как бы ты оценил свою работу?






Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке
Устный контроль, может быть осуществлен путем индивидуального или фронтального опроса.



Обсуждение,
дискуссия


ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание



Во время обсуждения ученики высказывают свои мысли, вступать в беседу,
слушать и понимать других, договариваться о правилах общения.

Ученики оценивают свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу


Ученики делают вывод


Работа в парах






















Домашнее задание

Вывод можно подвести при помощи синквейна.
Предложения
Простые и сложные
Придумываем, отбираем, записываем.
Объединяются темой, основной мыслью.
Текст
Ребята могут по цепочке высказаться о значимых для них ценностях урока:
Я узнал... Я научился... Я понял, что могу... Мне понравилось... Для меня стало новым... Меня удивило... У меня получилось... Я приобрёл... Мне захотелось... Меня воодушевило...
Составить текст на тему «Вечер».