Урок математики в 3 классе Многозначные числа. Выражение многозначных чисел в других счетных единицах


Валентина Федоровна Фаткулина,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ № 50» г. Курска
Урок математики в 3 классе
по теме «Многозначные числа. Выражение многозначных именованных чисел в разных счетных единицах»
Тип урока: закрепление и совершенствование знаний.
Форма проведения: групповая с элементами метода субъективизации (организационно-мотивационный и оценочно-рефлексивный этап урока проводит ученица класса)
Технология: социо-игровая
Цель: Закрепить знание нумерации многозначных чисел: чтение, запись, сравнение, выражение в разных счетных единицах; переводить величины из одних единиц измерения в другие по аналогии выражения многозначных чисел в других единицах счета.
Задачи:
- формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики: вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания); понимать значение величин и способы их измерения; работать с алгоритмами выполнения арифметических действий;
- формировать навыки совместной деятельности: распределять роли для поиска доказательства, выбора рационального способа, поиска и анализа информации; проявлять инициативу и самостоятельность;
- учиться осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль поэтапно и в целом.
Структура урока:
Организационно-мотивационный этап (5мин).
Постановка учебной задачи (3 мин)
Операционно-исследовательский этап (34мин).
Оценочно-рефлексивный этап (3мин).
Планируемые результаты: научатся обнаруживать и формулировать учебную проблему; переводу величин из одних единиц измерения в другие; установят аналогию между десятичной системой записи чисел и десятичной системой мер; включатся в диалог и коллективное обсуждение с учителем и одноклассниками проблем и вопросов с аргументами и доказательством своего мнения.
Используемые источники:
- компьютер, проектор;
- карточки для работы в группах;
- измерительные инструменты (линейки, метры, рулетки);
- учебник «Математика», Л.Г.Петерсон, 3 кл., ч.1
№ п/п Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
I
II. Организационно-мотивационный этап
- Доброе утро, уважаемые гости, Валентина Федоровна и одноклассники. Урок математики будем проводить мы; Валентина Федоровна и я, Шаталова Арина, ученица нашего класса. Попробуем учиться легко и весело в группах. Сегодня изменим условия выбора лидера группы. Лидера не группа выбирает, а лидер выбирает группы. Задача каждой группы представить себя как можно лучше в форме синквейна с использованием математических терминов. Если одну группа выбирают несколько лидеров, последнее слово остается за группой.
- Группы выбраны, желаю нам успехов. Дальше урок будет вести Валентина Федоровна.
Группы моделируют представление команды: вспоминают, что такое синквейн и распределяют, кто какую строку говорит и как (каждый ученик встает, говорит и садится).
Например:
Задания ( Встает 1 ученик, говорит, садится)
Простые и сложные. (2 ученик встает, говорит, садится)
Анализируем, сравниваем, решаем. (3 ученик)
Один за всех и все за одного. (4 ученик)
Успех. (5 ученик)
Познавательные:
- преобразование синквейна в другую предметную область;
- подведение под понятие;
- построение логической цепи рассуждения;
-осознанное построение устного речевого высказывания.
Коммуникативные:
- согласование усилий по достижению общей цели;
- умение слушать и слышать собеседника;
Регулятивные:
- принимать цель и следовать ей;
- умение действовать по плану;
- выполнять и заканчивать работу в требуемый временной
отрезок.
- Арина, спасибо за сотрудничество. Желаю тебе успехов в работе группы.
- Работа на уроке всегда оценивается. Сегодня она оценивается по двум направлениям: 1)работа группы – фишками; 2) работу каждого ученика будут оценивать эксперты, для них подготовлены листы оценки. (Ученики с бейджами)
- Уважаемые эксперты, возьмите листы оценки вашей группы и займите удобное для Вас место. Обучающиеся выбирают экспертов из учителей-гостей.
Коммуникативные: - сотрудничество с другими людьми, доверие к ним.
Постановка учебной задачи
- Что изучали на прошлом уроке?
- У каждого дела должна быть цель. Определим цели сегодняшнего урока, для этого откройте учебник, страница 71-ая, урок 22-ой. Каждая группа определяет цель задания в соответствии с номером группы
За правильные ответы группы получают фишку; эксперты оценивают индивидуальные работы
- Складывали и вычитали многозначные числа без перехода и с переходом через разряд.
- Решали задачи с многозначными данными.
1 группа определяет цель первого задания (прочитать числа и определить, сколько единиц в разряде сотен миллионов в них содержится)
2 группа – № 2 (перевод величин из одних единиц в другие)
3 группа - № 3 (аналогично № 2, дан образец письменного оформления задания)
4 группа - № 4 (повторим письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел)
Познавательные: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - анализ объектов с целью выделения существенных признаков;
- инициативное сотрудничество, формирование умения работать в группе
Регулятивные:
-удерживать цель деятельности до получения ее результата;
- определение цели на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
- оценка деятельности группы
III. Операционно-исполнительский этап
1.Чтение многозначных чисел и определить, сколько единиц в разряде сотен миллионов в них содержится (учебник, № 1, с.71)
2. Игра «Почтальон»
3.Игра «Торг»
№ 2(а), с.71
4. Практическая работа (у каждой группы лист А-4, карандаш, линейки; у учителя есть другие измерительные инструменты – метр, рулетка, песочные часы). Компьютер
5. Самостоятельная работа (работа в учебнике), № 2 (б), с. 71
6.Повторение (разноуровневые задания) - Задание простое, усложните его. Выполняйте в учебнике.
- Когда группа будет готова, отправьте посыльного (выбирают считалкой, голосованием, назначением и т.д.) в другие группы, чтобы узнать, какие задания они придумали. Если задания окажутся одинаковыми, сообща найдите выход из ситуации.
- Оцените работу.
- Предложите нетрадиционную проверку, работая попарно группами (1-2, 3-4)
- Да.
-Согласна.
(Если выполнили правильно – фишки остаются, если нет – возвращают)
Эксперты оценивают индивидуально.
- С какого класса читают числа?
- А записывать?
Помните об этом, выполняя следующее задание.
- Выберите почтальона, который получит задание у меня. Выполните задание, после выполнения, группа выбирает второго почтальона, который идет за ответом. Ответы находятся в мешке, надо найти свой ответ и прикрепить на доску рядом с номером команды. В данном задании есть ловушка. У одной из команд будет неправильный ответ. Сможет ли группа это заметить, или оставшийся ответ станет их результатом. Если группа не выберет неправильный ответ и объяснит почему, получит дополнительную фишку.
Проверка
1 место – 4 балла;
2 место – 3 балла;
3 место – 2 балла;
4 место – 1 балл
Эксперты оценивают активных учеников
-Прочитайте № 2(а), я предлагаю игру «Торг» - выполнение задания на время (30 мин, 40 мин, 45сек, 1 мин)
Каждая группа выбирает время.
Проверка (презентация)
- Что вы заметили?
- Для выполнения этого задания каждая группа выбирает одноклассника, обладающего хорошей памятью и правильной речью. Посыльные подходят ко мне, по команде в течение 15 секунд читают задание на мониторе компьютера, возвращаются в группы, выполняют задание, результаты записывают на листах и закрепляют на доске. Оценка по очередности: 1 – 4 балла; 2 – 3 балла; 3 – 2 балла; 4 – 1 балл при условии правильного выполнения.
- Проверка
Каждая группа объясняет, что измеряли, чем и почему.
- Как называются эти записи?
- А еще?
- Установите причинно-следственные связи между № 2 (б) и практической работой?
-Что связывает единицы длины с номером 2 (б)?
- № 2 выполните самостоятельно.
- Прочитайте задание, есть вопросы.
- Задание выполняете в учебнике, после выполнения взаимопроверка по группам (1-2, 3-4), меняетесь местами, оценку ставите карандашом.
За правильно выполненную работу группа получает фишку, эксперты оценивают индивидуальную работу.
Предлагаю проверку по образцу с ловушкой (проверить по презентации №2(а))
- Почему?
- С какими числами работали на уроке?
- Какие числа называются многозначными?
-Какие математические действия вы можете выполнить с многозначными числами?
- Как выполняется сложение и вычитание?
- Предлагаю вам, ребята, выполнить задание по выбору:
1) №4,с.71;
2) Используя данные практической работы, найдите площадь и периметр прямоугольника. Вычислите с помощью калькулятора.
- Почему я разрешила вам
воспользоваться калькулятором?
- Правильно. Это темы следующих уроков.
- Урок подходит к концу, наступила время подведения итогов. Этот этап урока проведет Арина Шаталова. Возможные задания:
1) Подчеркните и прочитайте числа, в которых отсутствует класс тысяч.
2)Подчеркните и прочитайте двенадцатизначные числа.
3)Подчеркните и прочитайте четные числа.
4) Подчеркните и прочитайте числа, в которых есть цифра 6.
Если ученики считают, что выполнили правильно, кладут фишку.
Возможные варианты:
1)1-2 группы – мы прочитаем по одному ответу в соответствии с заданием, Вы поверите, что мы выполнили правильно.
2)Вы проверьте у одного, если правильно – у всех правильно, так как работали вместе.

- С высшего.
- С высшего.
1 группа – запишите число, состоящее из цифр сегодняшней даты (16.10.2015 – 16 102 015)
2 группа – запишите число, состоящее из цифр дата открытия нашей школы (1.09.1981 – 1 091 981)
3 группа – запишите число, состоящее из цифр даты начала второй четверти (1.11.2015 – 1 112 015)
4 группа – запишите число, состоящее из номеров кабинетов в порядке убывания, расположенных на нашем этаже (8081828384 – 8 483 828 180)
- Выполняют в учебнике-тетради: анализируют, делают вывод
-Многозначные числа выразили в других единицах счета (в тысячах и единицах)
1 группа – измерить длину и ширину одной спинки скамейки в коридоре;
2 группа – измерить длину и ширину батареи около учительского стола;
3 группа – измерить длину и ширину плинтуса под доской;
4 группа – измерить длину и ширину дверцы шкафа около двери.

Вариант ответа:
Мы измеряли длину и ширину плинтуса рулеткой, потому что плинтус длинный и узкий, нам нужен был гибкий инструмент. Длина – 2м45см, ширина – 12см.
-Величины (за правильный ответ группа получает фишку).
- Единицы длины (фишка).
- Именованные числа (фишка).
- Именованные числа – единицы длины.
-Километр – это тысяча метров, поэтому число километров – это число тысяч метров.
- Нет.
- Вы неправильно выбрали слайд. Это слайд для №2 (б).
- По этому слайду можно тоже проверить.
- 1км = 1000 м, поэтому число километров – это число тысяч метров.
- С многозначными.
- Числа больше тысячи называются многозначными.
- Складывать и вычитать.
- Как сложение и вычитание трехзначных чисел – поразрядно.
- Умножать многозначное число на многозначное число мы еще не умеем. Познавательные:
- участие в обсуждении учебного задания;
- речевое высказывание в устной форме;
- применение знаний в новой ситуации
Регулятивные:
- Внесение изменений в оценку после самопроверки без учета ошибок;
- адекватное восприятие оценки учителя
Коммуникативные:
- участие в работе группы, распределение ролей;
- построение монологического высказывания и владение диалогической формой речи
Личностные:
- принятие ответственности за выбор правильного результата;
- сопоставление самооценки собственной деятельности с оценкой её товарищами
Познавательные:
- анализ объектов с выделением существенных признаков;
Регулятивные:
- прогнозирование – уверенность в результате и знаниях, его временной характеристике
Познавательные:
- выбор наиболее эффективного способа решения задачи в зависимости от конкретных условий;
- построение логической цепочки рассуждения
Коммуникативные:
- применение правил ведения диалога и правила поведения в позиции «критик» при коммуникации в практической работе;
Личностные:
- планирование
( составление плана и последовательности действий)
Познавательные:
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Регулятивные:
- сличение результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
Коммуникативные:
- взаимопомощь и взаимоконтроль в группе;
- взаимопроверка между группами
Познавательные:
- выбор задания на круг своего знания;
Личностные:
- адекватная самооценка
IV Оценочно-рефлексивный - Каждая команда считает баллы, эксперты передают учителю листы оценки. Валентина Федоровна раздаст их нам, и мы узнаем свои результаты.
- Баллы посчитаны, наступил момент рефлексии. Можете воспользоваться подсказкой (у каждого ребенка есть памятка с несколькими вариантами рефлексии). А можете проявить творчество, тогда за оригинальность получите дополнительные 4 балла, возможно, станете новым победителем.
- Спасибо за сотрудничество! Мы команда! Считают баллы, определяется победитель.
- По 1 человеку от группы озвучивают рефлексию. Личностные:
-понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль
V. Домашнее задание Нет. На выходной не задают.