Урок ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОМАНА А. С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН». ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ. ЗАМЫСЕЛ И КОМПОЗИЦИЯ. «ОНЕГИНСКАЯ» СТРОФА

Тема: Творческая история романа А. с. пушкина «евгений онегин».  ИСТОРИЯ создания. замысел и композиция.  «Онегинская» строфа
Цели: дать общую характеристику романа, объяснить понятие «онегинская» строфа; познакомить с мнениями критиков о романе, прививать интерес к чтению.
Тип урока: изучение нового материала
Методы:словесные (рассказ, беседа); наглядные (иллюстрация,.); практические репродуктивные и проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;
Ход урока
I. Работа по теме урока.
1. Вступительное слово учителя.
1) Роман, «в котором отразился век».
Мы подошли к вершинному поэтическому созданию Пушкина – роману в стихах «Евгений Онегин».
Удивил ли вас жанр «Евгения Онегина»? современники по привычке называли его поэмой. Но для Пушкина «Онегин» – роман! Не догадываетесь, почему?
Но что такое «роман»? заметьте: примечателен он не столько объемом, сколько Может быть, кто-то продолжит?
Нет ли истоков романа в лирике? Роман – это прежде всего глубочайшее и всестороннее проникновение в «я» героя, в его характер, сокровенные тайны личности – то, что именуется психологизмом.
Поэзия подошла вплотную к созданию романа. Мы привыкли к роману прозаическому, но, оказывается, ему предшествовал стихотворный. Оказывается, проза намного сложнее!
2) Искусство строфы.
В письме к П. А. Вяземскому, строкой которого открывается I глава, Пушкин, едва приступив к «Онегину», сообщал: «Пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница!» Что это значит? Труден ли роман для писателя?.. Или для читателя? Как вы отнеслись к предстоящему чтению? Боялись? Думали, что будет скучно, утомительно? И в самом деле, на протяжении всего повествования – восьми глав! – один и тот же размер. Определите его. Да, это 4-стопный ямб.
Казалось бы, какое однообразие ритма, интонации. Но в действительности поразительно многообразно, непохоже звучат строки романа. Вот загадка пушкинских стихов! Как построены главы? Они написаны строфами. Легко ли создать столь пространную (14 строк!) строфу, получившую имя «онегинской»? Пока ни один поэт не смог ее повторить. В чем ее тайна? Почему она придает такую живость и гибкость, динамику и выразительность стихотворному повествованию, и пушкинский 4-стопный ямб звучит столь многообразно?
1) Чтение и анализ I главы.
– Каково было читать первую главу? Удалось ли самостоятельное чтение?
Согласны ли вы с великим русским критиком В. Г. Белинским, пожалуй, самым проницательным читателем, заметившим, что «Евгений Онегин» – «самое задушевное создание Пушкина», «любимое дитя его фантазии»?
2) Этот «странный» Онегин.
– Интересно ли было читать I главу? Как встретили Онегина? Как открывает поэт «странности» своего героя?
– Почему поэт избрал для I строфы монолог героя?
– Представьте на месте Онегина кого-либо из его сверстников, Молчалина например Как бы он чувствовал себя по дороге к умирающему дяде?
– Онегин и его «окружение»: как запечатлел их поэт?
– Как меняется пушкинское повествование в строках об отношении «света» к Онегину?
– Что таится в ключевом слове «педант», да еще с союзом «но»?
– Статичен ли образ Онегина в I главе, или же герой романа меняется?
Да, с ним что-то странное происходит, но что же? Почему «денди» Онегин, безукоризненный светский юноша, становится неузнаваемым?
– Какими словами вы передали бы «сочувствие» автора Онегину в I главе? («Но был ли счастлив мой Евгений?..»)
– В чем лексическое своеобразие I главы? Какими словами она пестрит? (Гомер, Феокрит, Ювенал, Адам Смит.)
Давайте вместе с героиней романа Татьяной рискнем отправиться в кабинет Онегина (увы, в отсутствие хозяина).
Чтение XIX, XXII строф седьмой главы.
– Сопоставьте строфы I и VII глав. Открылся ли вам мир Онегина?
3) Автор и его герой.
– Одинок ли Онегин в пушкинских строках? Почему рядом с ним то и дело появляется Автор?
– А в каких «отношениях» находятся Автор и его герой? Сопоставьте их.
– Как написаны «онегинские строфы» и авторская исповедь?
Представьте: в романе не было бы строф, которые мы называем «лирическими», нам «легче» было бы следить за чувствами и занятиями Онегина, ничто не отвлекало бы от сюжета Выиграл бы роман?
«Посвящение» – это своеобразный ключ к поэтическому миру романа, его прочтению. Мы отмечаем лиризм и иронию I главы, ее диалогизм, непринужденный разговор автора с читателем о герое и о себе. И читатель становится невольным «собеседником» поэта, понимает, что Онегин – характер трагический, чувствует надломленность героя в пронзительности психологических деталей («Томясь душевной пустотой») и прерывистости стихотворного повествования («Читал, читал, а все без толку»).Мы поражаемся гармонии, идеальности пушкинского «я», звучащего в пылкости признаний, простодушии лиризма, ритмико-интонационном и синтаксическом единстве строфы («Волшебный край.Там в стары годы», «Блистательна, полувоздушна», «Я помню море пред грозою»).
II. Итог урока.
Домашнее задание: задание «Мое представление о: 1) Ленском; 2) Татьяне; 3) Онегине».
 
15