Разработка урока Жанровые особенности романа А.С.Пушкина «Дубровский» 6 класс


Урок по литературе.
Жанровые особенности романа А.С.Пушкина «Дубровский»
Цели:
познавательный аспект: выявить особенности жанра романа А.С.Пушкина «Дубровский» как авантюрно-приключенческого; закрепить знания содержания произведения;
развивающий аспект: развивать навыки характеристики персонажей, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли, работать выборочно с художественным текстом; создавать условия для развития коммуникативных навыков;
воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к русской литературе; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, формирование эстетического восприятия с помощью других видов искусств: музыки, живописи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.
Оборудование и оформление урока:
презентация
компьютер,
медиапроектор,
карточки с заданиями по группам,
раздаточный материал.
Ход урока:
I. Организационный момент (проверка готовности к уроку, создание положительного эмоционального настроя учащихся, сообщение цели урока):
Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть. Давайте посмотрим, все ли готовы к уроку, всё ли у вас есть на столах, настроимся на серьёзную работу.
Мы продолжаем говорить о романе «Дубровский». Сегодня нам предстоит вспомнить изученный материал о жанровых особенностях романа вообще, его видах, попробовать определить тип пушкинского произведения. Слайд 2
II. Повторение. Жанровые особенности романа (фронтальный опрос учащихся)
Что такое роман? К какому роду литературы относится?
Роман – один из самых популярных эпических жанров со второй половины XIX века и до сегодняшнего времени. Слайд 3
Каковы основные признаки жанра романа?
Выберите и подчеркните из всех признаков эпических произведений те, которые соответствуют жанру романа (задание выполняется на интердоске) Слайды 4-5
большой объём, одно-два места происходящих событий, несколько сюжетных линий, несколько героев, характеры героев даны в развитии, одна сюжетная линия, много героев, перенос действий в разные места, готовый характер героя, охватывается большой временной промежуток, связь героев с историческими событиями и другими людьми, события происходят в течение суток, представлена жизнь целой эпохи .Можно ли произведение «Дубровский» отнести именно к этому жанру и почему?
Слайды 6-8
1.Достаточно большой объём: произведение состоит из 2-х томов.
2. На протяжении всего романа происходит много разных событий, которые охватывают большой временной промежуток. Несколько сюжетных линий: Троекуров – старший Дубровский, Маша – Владимир Дубровский, Маша – князь Верейский, Дубровский – разбойники и т.д.
3. События переносятся в разные места: Кистенёвку, Покровское, Арбатово, Петербург.
4. В произведении много героев: помещики, Владимир Дубровский, Маша Троекурова, заседатель Шабашкин, кузнец Архип и др.
5. Характеры героев даны в развитии, показаны сложные отношения между людьми.
6. Представлена жизнь целой эпохи (типичная жизнь помещиков, их быт, нравы).
Вывод делают учащиеся: по всем признакам изучаемое произведение можно отнести к жанру романа.
III. Актуализация знаний учащихся.
Работа с таблицей «Типы романов». Слайд 9
По изученным романам Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», Д.Дефо «Робинзон Крузо», знакомому всем «Дон Кихоту» Сервантеса учащиеся определяют следующие типы романов: сатирический, приключенческий, рыцарский.
К какому типу наш роман явно не подходит? (к сатирическому, рыцарскому)IV. Решение проблемного вопроса: к какому типу романов мы отнесём пушкинское произведение?
1.Учитель знакомит детей с другими видами романов: социально-философским и авантюрно-приключенческим.
Лексическая работа (индивидуальные сообщения учащихся). Слайд 10-11
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ РОМАН рисует широкую картину общества в определенную эпоху. В центре такого романа – важные общественные проблемы.
АВАНТЮРНО-ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКИЙ РОМАН появился в середине XIX века. Его отличают резкое деление персонажей на героев и злодеев, быстрое развитие действий, острота сюжетных ситуаций, мотивы похищения и преследования, тайны и загадки. Задача приключенческой литературы — развлекать читателя.
АВАНТЮРА - рискованное, сомнительное по честности дело, предпринятое в расчете на случайный успех.
ПРИКЛЮЧЕНИЕ - происшествие, неожиданный случай в жизни, в похождениях.
ИНТРИГА (фр. intrigue, от лат. intrico «запутываю»), заинтересованность вокруг события, явления или личности.
Интрига выражается в том, что герой стремится осуществить свой план, вступая в борьбу с другими персонажами.
ХРОНОЛОГИЯ – определённая последовательность событий
2. Работа с интердоской.
Задание: соотнесите признаки романов. Слайд 12.
«Дубровский»

Роман
Социальный? Авантюрно-приключенческий?
острота, напряжённость сюжета; общественные проблемы, неожиданность сюжетного поворота; интриги; общественные явления (бунт, митинг и т.д.); необычные герои (разбойники); «тайная занимательность» (нарушение хронологической последовательности); любовный треугольник; неравенство людей; романтические герои.В результате работы выявляются признаки социально-философского и авантюрно-приключенческого романов:
«Дубровский»

Роман
Социальный Авантюрно-приключенческий
общественные проблемы острота, напряжённость сюжета
общественные явления неожиданность сюжетного поворота
(бунт, митинг и т.д.) необычные герои (разбойники);
неравенство людей интриги
любовный треугольник
романтические герои;
«тайная занимательность (нарушение хронологи-
ческой последовательности).
Перед вами признаки двух типов романов. Нам предстоит решить основную задачу урока: определить тип романа «Дубровский». Для этого попрошу вас выявить в пушкинском тексте те особенности, которые свойственны социально-философскому роману.
3. Определение признаков социального романа. Слайд 13
Есть ли в романе социальные проблемы?
(В романе показаны два помещика, но один богатый, другой бедный).
Расскажите подробнее о помещиках.
Выступления учащихся.
1 группа готовила рассказ о Троекурове. Слайд 14.
Троекуров Кирила Петрович – отставной генерал-аншеф (высший армейский чин), богатый барин, знатного рода, живёт в роскоши. У него огромное имение, и не одно («пространные владения»), большая псарня, горничных только шестнадцать! По характеру он избалованный, своенравный, жестокий, властный. Настоящий помещик-крепостник.
А почему он такой?
Богатства и власть позволяют ему делать всё, что он захочет, отрицательно влияют на характер человека.
2 группа – рассказ о старшем Дубровском. Слайды 15-16.
Андрей Гаврилович Дубровский – отставной поручик (третий по счёту офицерский чин в русской армии), бедный, разорившийся помещик, имеет всего одну деревню и 70 душ крепостных. Живёт очень скромно, все доходы идут на содержание единственного сына, живущего в Петербурге. Он не может позволить себе содержать такую псарню, как у Троекурова, хотя сам заядлый охотник.
По характеру он отличается от Троекурова: гордый, независимый, решительный, человек прямой, с чувством собственного достоинства.
Почему же Дубровский не такой, как Троекуров, ведь он тоже помещик?
Дубровский не избалован в силу своего материального положения.
Итак, у помещиков разный социальный статус, нет равноправия.
Есть ли в романе другие социальные проблемы?
Да, в романе показаны помещики – люди высшего социального сословия – и простые люди- крестьяне, которые находятся в полной зависимости от своих хозяев.
Также в 5 главе крестьяне бунтуют против несправедливого решения суда, сжигают приказных. Бунтарство их проявляется ещё и в том, что они уходят в лес и становятся разбойниками. Таким образом, Пушкин показывает проблему противоречий между крестьянами и властью.
Можно сказать, что это бунт против всего крепостного права как общественного явления?
Нет, это бунт против несправедливого явления и конкретного помещика, т.е. это пока ещё неосознанный, стихийный бунт.
Вывод: в произведении А.С.Пушкина есть признаки социально-философского романа.
4. Определение признаков авантюрно-приключенческого романа. Слайд 17
А). Напряжённость, острота сюжета. Слайд 18
Учащиеся называют эпизоды в тексте, которые показались им наиболее запоминающимися: ссора помещиков, смерть старшего Дубровского, пожар в Кистенёвке, гибель приказных, Дефорж в «медвежьей» комнате, погоня за Машей, ранение Владимира Дубровского.
Б). Неожиданность сюжетного поворота. Слайд 19
Учащиеся находят необычность ситуации в превращениях главного героя:
Владимир Дубровский вначале офицер, затем француз Дефорж, потом разбойник.
Неожиданным кажется и поведение Маши Троекуровой в конце романа, когда она отказывается от побега с Владимиром.
В). Интриги. Слайд 20
Ребята вспоминают тайные свидания двух влюблённых, их необычную «почту», погоню, образы разбойников.
Г). Нарушение хронологической последовательности. Слайд 21
Учащиеся по группам составляют план 8-11 глав и сопоставляют с хронологией событий (раздаточный материал):
Проверка на слайде
В романе Глава По хронологии Глава
1.Дефорж в «медвежьей» комнате 8 1. Встреча Дубровского с проезжим французом Дефоржем11
2. Обед у Троекурова. Отзывы о Дубровском 9 2. Дефорж в «медвежьей» комнате 8
3. Спицын в комнате у Дефоржа10 3. Обед у Троекурова. Отзывы о Дубровском 9
4. Встреча Дубровского с проезжим французом Дефоржем11 4. Спицын в комнате у Дефоржа10
В ходе наблюдения над текстом учащиеся приходят к выводу, что автор нарушает последовательность намеренно, чтобы события выглядели более таинственно, загадочно. Читателя это интригует, он втягивается в круг необычных событий.
Д). Любовный треугольник. Слайд 22
Учащиеся определяют любовный треугольник: Дубровский – Маша Троекурова – князь Верейский, ставший неожиданным соперником Владимира. Следствие – конфликт, достигающий особой напряжённости в последних сценах.
Е). Романтические герои.
Выступление 3 группы – рассказ о Владимире Дубровском. Слайд 23
Дубровский – молодой, образованный офицер, мужественный, храбрый. Эти качества проявляются особенно ярко в сцене «Дефорж в «медвежьей» комнате». Чувство человеческого достоинства, гордость определяются в его отношении к Троекурову – обидчику отца. Дубровский не раз проявляет главное качество - благородство: отказывается от мести ради любимой девушки, сохраняет жизнь князю Верейскому.
Таким образом, в нашем герое налицо черты романтического героя: храбрость, гордость, благородство.
Выступление 4 группы – рассказ о Маше Троекуровой. Слайд 24
Сентиментальная барышня, воспитанная на романтических романах Радклифа, мечтательная, ждущая благородного рыцаря. И внимание на Дефоржа она обращает только после случая с медведем, увидев в молодом учителе храброго, гордого человека – те качества, которые она ценила в литературных героях, благородных рыцарях романов.
Почему же счастье влюблённых молодых людей не состоялось? Слайд 25
Для Маши характерно чувство долга, ответственности: клятва, данная перед Богом, не позволяет ей остаться с любимым человеком.
Вывод: в романе Пушкина есть все признаки авантюрно-приключенческого романа.
Подводя итоги всем нашим наблюдениям, сопоставлениям, сообща приходим к выводу, что в романе есть признаки и социально-философского, и авантюрно-романтического романов.
Мы пришли к главному вопросу нашего урока: к какому же типу романов можно отнести это произведение? Слайд 26
Учащиеся более склонны к авантюрно-романтическому, потому что в нём есть все признаки этого жанра, причём ярко выраженные. И хотя есть элементы социального романа, мы не можем отнести его к этому разряду, так как автор лишь затрагивает социальные проблемы, не вскрывая их глубоко.
V. Тест (работа по группам) Слайд 27
Раздаточный материал.
VI. Рефлексия.
Все ли согласны с определением жанра романа А.С.Пушкина «Дубровский»?
Всем всё было понятно на уроке?
VII. Заключительное слово учителя.
Произведение заканчивается неожиданно, есть ощущение незавершённости. Это связано с тем, что автор не видит продолжения истории. Дубровский исчерпал себя как предводитель разбойников: отряд его разгромлен правительственными войсками. Герою остаётся только уехать за границу.
VIII. Домашнее задание: творческая работа.
Каким вы видите финал романа? Проба пера.
Кроссворд
по роману Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский».
По горизонтали:
1. Село, в котором жил Троекуров.
3. Фамилия богатого князя, за которого хотели отдать замуж дочь Троекурова.
5. Имя штаб-лекаря, который лечил больных собак.
7. Как называли комнатного слугу?
11. Роман состоит из двух … ( в им. п.)
12. Фамилия няни Дубровского младшего.
13. Куда поехали Верейский и Марья Кириловна ( в им. п.)
15. Месяц, в котором князь Верейский вернулся из заграницы.
По вертикали:
1. Фамилия автора повести «Капитанская дочка».
2. Название села, в котором жил Дубровский.
4. Младший офицерский чин в кавалерии.
6. Любимая фраза Троекурова: « … победы раздавайся!»
8. Место, куда младший брат Маши положил кольцо.
9. Чувство, которое испытывал Владимир к Маше.
10. Отношения, которые связывали двух помещиков после ссоры.
14. Имя старой птичницы.
ПО К РО В С К О Е