Разработка урока История создания и композиция романа А.С. Пушкина Дубровский

Урок литературы в 6 классе
по теме
«А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». История создания и композиция».
Задачи:
1.Познакомиться с историей создания романа;
2.Знать жанровые особенности произведения;
3.Рассмотреть композицию романа;
4.Роль 1 главы в развитии сюжета.
Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.
Технология: технология коллективного способа обучения, диалоговая технология, технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.
Средства здоровьесберегающих технологий: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами.
Методы: аналитическая беседа, работа с книгой, анализ эпизода, устное рисование, выразительное чтение, словарная работа, рассказ учителя. Формы: коллективная, частично индивидуальная.
Оборудование: Альбом "А.С.Пушкин". Компьютер. Мультимедиапроектор.
Используемая литература: А.С.Пушкин "Дубровский". Н.В.Егорова "Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс". 3. CD-ROM "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5-6 классы".
Ход урока.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы начинаем изучать новую тему, совершенно новый для вас жанр произведения.
Записываем число и тему урока «А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». История создания и композиция».
Какие задачи мы поставим перед собой?
Истрия создания романа «Дубровский».
Индивидуальное сообщение ученика.
Роман «Дубровский» создавался Пушкиным в 1832 – 1833 годах. Название не принадлежит Пушкину и дано издателем по имени главного героя. В основу сюжета лёг рассказ близкого приятеля Пушкина П.В. Нащокина «про одного белорусского небогатого дворянина по фамилии Островский, который имел процесс с соседом на землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить». В романе представлены два поколения – отцы и дети. Герой Троекуров принадлежал к дворянской знати, которая ради чинов не знала преград. А Дубровский – к старинной аристократии, которая почитала честь и достоинство. Поэтому Дубровский и Троекуров разошлись.
Выводы: Роман «Дубровский» основан на реальных событиях.
Жанровые особенности произведения.
Индивидуальная работа.
Работа с терминами в учебниках (стр.143)
Роман (фр. Roman - повествование) - большое повествовательное произведение, отличающееся многообразием действующих лиц и развитым сюжетом.
Сюжет - последовательность и связь событий в художественном произведении.
Композиция романа.
Работа в парах (заполнение карточек).
Вспомним, что такое композиция художественного произведения? (Это построение).
Назовите элементы композиции. (Экспозиция, завязка, кульминация, развязка).
Составим схему с композицией «Дубровского»:
Экспозиция – История дружбы Троекурова и Дубровского.
Завязка – Ссора друзей, пожар в Кистенёвке.
Кульминация – Дубровский в доме Троекурова. Дефорж признаётся Маше в том, что он – Дубровский.
Развязка – отказ Маши сбежать с Дубровским.
Роль 1 главы в развитии сюжета.
Сейчас мы посмотрим видеофрагмент 1 главы (15мин10с – 16мин34с). Этот эпизод стал причиной ссор друзей. Ваша задача – определить, какова роль этой главы.
Кто из друзей обиделся и почему? (Слуга Троекурова сказал, что дворянину жилось бы в псарне хозяина намного лучше, тут и сытнее и теплее).
Роль главы – если бы не ссора двух друзей, то жизнь главных героев сложилась бы совершенно по-другому, Владимир бы не стал разбойником.
Заполнение кластера.
Работа в группах.
Цветовой кластер по 1 главе:
1)Кирила Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский;
2)Дружба соседов;
3)Случай на псарне;
4)Ссора между друзьями;
5)Суд.
Выводы.
Что мы узнали на уроке?
Познакомились с историей создания романа (основан на реальных событиях). Узнали, что такое роман. Познакомились с композицией романа, проанализировали 1 главу.
Рефлексия.
Я узнал…
Мне понравилось…
Я не понял…
Было трудно…
Меня удивило…
Было интересно…
Оценки за урок.
Домашнее задание.