Конспект урока по биологии в 5 классе: Обобщение и систематизация знаний по теме « Клеточное строение живых организмов».


Конспект урока по биологии в 5 классе: Обобщение и систематизация знаний
по теме « Клеточное строение живых организмов».
Цель урока: - обобщить и закрепить знания о строении клетки; - развитие у учащихся образную память, логическое мышление - продолжить формирование навыков самостоятельной работы с материалом, отработка активного умения слушать выступающего, совершенствовать навыки самоконтроля.
УУД:
Определение цели своего обучения
Установление причинно-следственных связей строения организмов, их свойств, процессов жизнедеятельности и единства происхождения
Коммуникативные:
Умение работать индивидуально
Отстаивать мнение и позицию
Личностные:
Формирование целостного мировоззрения
Регулятивные:
Целеполагание
Оценка учащимися качества и уровня усвоения материала
Умение корректировать свои действия Планируемые результаты:
Предметные: у учащихся формируются первоначальные представления о жизнедеятельности клетки
Метапредметные: учащиеся учатся применять знания при решении практических задач Личностные: учащиеся учатся организовывать свою работу, выполнять задания, формируется научное мировоззрение в связи с развитием представления о единстве живого
Ресурсы: учебник по биологии 5-6 класс, Л.Н. Сухоруковой, плакаты: строение растительной, животной, бактериальной, грибной клеток; строение вирусов.
Тип урока: обобщение и закрепление пройденного материала.
Ход урока.
1.Оргмомент.
Деятельность учащихся: Подготовка тетрадей, принадлежностей. Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока.
Учитель: Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Напоминает о правилах проведения урока.
??? Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? Что можно сказать о плакатах, которые перед вами?(лишний – вирусы: неклеточная форма)
Итак, тема урока : Обобщение и систематизация знаний по теме « Клеточное строение живых орга-низмов».
2.Основная часть.
Урок-повторение мы с вами проведем в виде игры. Разделимся на 2 команды. Первый тур. Брей-ринг.(какая команда даст больше правильных ответов. На каждое утверждение говорим: да или нет.) 1.1.Все живые организмы состоят из клеток (+) 2.2.Бактерии – это одноклеточные животные(-) 1.3. Расти могут только растения (-)2.4. Размножение - это воспроизведение себе подобных (+)1.5. Грибные клетки имеют пластиды(-)
2.6. Отличительная черта растительных клеток –наличие пластид(+)
1.7. Все клетки живых организмов имеют ядро (-)
2.8. Ядро содержит одно или несколько ядрышек (+)
1.9. Все клетки живых организмов имеют пластиды (-)
2.10. Хромосомы находятся в ядре (+) 1.11. Деление клеток лежит в основе размножения и развития организмов (+)2.12.Амеба это клетка(+)
1.13.У хлореллы хлоропласт называется хроматофором(+)
2.14.Движение амебы происходит при помощи ресничек(-)
Второй тур. 1 команда
Выберите один правильный ответ.
1.Клетка – это: A. Мельчайшая частица всего живого; Б. Мельчайшая частица живого растения; B. Часть растения; Г. Искусственно созданная единица для удобства изучения человеком растительного мира.
2.Тубус – это: A. Увеличительный прибор; Б. Часть микроскопа, к которой крепится штатив; B. Часть микроскопа, в которой помещается окуляр; Г. Часть микроскопа, в которой помещается окуляр и объектив
3. Зеленую окраску листьев определяют: А. Хлоропласты; Б. Хромопласты; В. Лейкопласты; Г.Клеточный сок
4. Перемещение питательных веществ и воздуха в клетке происходит благодаря:
A. Движению цитоплазмы; Б. Свободному перемещению; B. Движению пластид; Г. Движению межклеточного вещества
5. Межклеточное вещество: A. Заполняет межклетники; Б. Находится между клеточными оболочками соседних клеток; B. Заполняет поры клеточных оболочек
6. Хромосомы находятся в:А. Цитоплазме; Б. Ядре; В. Вакуолях; Г. Хлоропластах
7. Установите последовательность приготовления препарата:
A. При помощи препаровальной иглы снять кусочек кожицы чешуи лука
Б. Пипеткой нанести 1–2 капли воды на предметное стекло
B. Положить кусочек кожицы в каплю воды и расправить кончиком иглы
Г. Накрыть покровным стеклом
Д. Тщательно протереть предметное стекло марлей
8. Найдите соответствие. Подберите к терминам, обозначенным цифрами, соответствующие пары, обозначенные буквами.
I. Оболочка; II. Целлюлоза; III. Цитоплазма; IV. Ядро; V. Вакуоль; VI. Пигменты; VII. Пластиды
A. Прочность; B. Бесцветное вязкое вещество; Г. Ядрышко; Д. Красящее вещество; Е. Клеточный сок; Ж. Хлоропласты
9. Вставьте пропущенное слово.
Живые клетки питаются, растут, размножаются и …..
10. Укажите названия увеличительных приборов и их частей(1-5). Какое увеличение дает каждый из увеличительных приборов?

11. Восстановите порядок этапов деления растительной клетки. Какова роль деления клетки в жизни растений?

2 команда.
А. Выберите один правильный ответ.
1. Лупа – это: A. Часть микроскопа; Б. Самый простой увеличительный прибор; B. Главная часть предметного столика; Г. Простой увеличительный прибор, при помощи которого можно рассмотреть внешний вид клетки
2. Существование клеток впервые обнаружил: A. Роберт Гук; Б. Антони ван Левенгук; B. Томас Мор; Г. Чарлз Дарвин
3. Хлорофилл содержится в: А. Хлоропластах; Б. Цитоплазме; В. Клеточном соке; Г. Вакуоле
4. Межклетники образуются в результате: A. Разрушения клеточных оболочек; Б. Разрушения межклеточного вещества; B. Отхождения клеточных оболочек соседних клеток друг от друга;
Г. Отхождения клеточных оболочек соседних клеток и разрушения в этих местах межклеточного вещества
5. Наследственная информация о строении и жизнедеятельности клетки хранится в: А. Хромосомах; Б. Хлоропластах; В. Ядре; Г. Ядрышке
6. Молодые клетки в отличие от старых: A. Не способны делиться; Б. Содержат одну большую вакуоль; B. Содержат много мелких вакуолей; Г. больше по размеру
7. Установите последовательность приготовления препарата:
A. При помощи препаровальной иглы снять кусочек кожицы чешуи лука
Б. Пипеткой нанести 1–2 капли воды на предметное стекло
B. Положить кусочек кожицы в каплю воды и расправить кончиком иглы
Г. Накрыть покровным стеклом
Д. Тщательно протереть предметное стекло марлей
8. Найдите соответствие. Подберите к терминам, обозначенным цифрами, соответствующие пары, обозначенные буквами.
I. Оболочка; II. Целлюлоза; III. Цитоплазма; IV. Ядро; V. Вакуоль; VI. Пигменты; VII. Пластиды.
А. Прочность ; Б. Пора ; B. Бесцветное вязкое вещество; Г. Ядрышко ; Д. Красящее вещество; Е. Клеточный сок ; Ж. Хлоропласты
9. Вставьте пропущенное слово.
Живые клетки питаются, растут, размножаются и …..
10. Укажите названия увеличительных приборов и их частей(1-5). Какое увеличение дает каждый из увеличительных приборов?

11. Восстановите порядок этапов деления растительной клетки. Какова роль деления клетки в жизни растений?

Третий тур. 1 команда.
Вставьте в текст «Строение клетки» пропущенные термины из предложенного перечня, используя при этом числовые обозначения.
Каждая клетка имеет плотную прозрачную (оболочку). Под ней находится живое бесцветное вязкое вещество –( цитоплазма), которая медленно движется. Внутри клетки находится небольшое плотное тельце –( ядро), в котором можно различить( хромосомы). С помощью электронного микроскопа было установлено, что ядро клетки имеет очень сложное строение, в нем находится (ядрышко).
Список слов: 1.ядро,2.хлоропласт,3.цитоплазма,4.оболочка,5.вакуоль,6.ядрышко,7.хромосомы.
2команда .Вставьте в текст «Строение клетки» пропущенные термины из предложенного перечня, используя при этом числовые обозначения.
Почти во всех клетках, особенно в старых, хорошо заметны полости – (вакуоли), которые заполнены (клеточным соком). В цитоплазме растительной клетки находятся многочисленные мелкие тельца – (пластиды). Они могут быть разных цветов. Зеленые – (хлоропласты), участвуют в процессе (фотосинтеза); оранжевые – хромопласты, придают окраску листьям и (плодам). Список слов:1.ядро,2.хлоропласт,3.клеточныйсок,4.оболочка,5.вакуоль, 6.фотосинтез,7.пластид
3.Итог урока. Определение победителей. Выставление оценок.
4.Домашнее задание: повторить П.13-19.