Технологическая карта урока по математике на тему: Повторение: сложение и вычитание, устные приёмы сложения и вычитания.


Урок 1Повторение: сложение и вычитание, устные приЁмы сложения и вычитания(учебник, ч. 1, с. 3–4; рабочая тетрадь, ч. 1, с. 3)
Цель деятельности учителя Создать условия для проверки умений самостоятельно работать на уроке, обосновывать выполненные действия, находить закономерность в построении ряда чисел, для усвоения понятий «число», «цифра», структуры двузначных, трехзначных чисел, для формирования вычислительных навыков, умений сравнивать трехзначные числа и решать задачи, находить признаки сходства и различия многоугольников
Тип урока Постановочный, вводный
Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знают правила именования чисел при сложении и вычитании; владеют приемами устных вычислений; умеют записывать и читать числа в пределах 100, решать простые и составные задачи.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: проявляют интерес к изучению учебного предмета (к освоению математических способов решения познавательных задач)
методы и формы обучения Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы: фронтальная, индивидуальная
Образовательные ресурсы Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012.1 электрон. опт. диск (CD-ROM)
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор, предметный абак с названиями разрядов
Основные понятия и термины Число, цифра, нумерация, разряды
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компо-ненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формыоргани-
зации совзаимодей-
ствияФормируемые умения (универсальные учебные действия) Промежуточный контроль
1 2 3 4 5 6 7
I. Моти-вация (само-определение) к учебной деятельности Эмоциональная, психологическая и мотивационная под-готовка к усвоению изучаемого материала Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок!
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место (проверяют наличие учебника, рабочей тетради, пишущих принадлежностей, ластика, линейки) Фрон-тальная, индивидуальная Л1 – понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность Наблюдение учителя за умением подготовить рабочее место к уроку
II. Актуа-лизация знаний 1. Целепо-лагание. Сообщает тему и цель урока. Слушают учителя. Фрон-тальная, индивидуальная П – извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания. Устные ответы,выполненные задания
2. Устный счет. 1) Упражнения на вос-произведе- – Назовите числа по порядку от 37 до 45, от 52 до 43, от 25 до 50, от 11до 33, от 63 до 18. Выполняют задания. Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7
ние последовательности чисел в прямом и обратном порядке. – Назовите числа, следующие за данным при счете, предшествующие ему: 17, 29, 36, 78, 91. Р – ориентируются
в учебнике; контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе; уважают мнение других
участников образовательного процесса.
Л – осознают свои возможности в учении; способны адек- 2) Упражнения на повторение десятичного состава двузначных чисел. – Сколько десятков и единиц содер-жится в числах 72, 90, 64?
– Какое число получим, если возьмем 4 десятка и 9 единиц? 6 десятков и 3 единицы? 5 десятков?
– Прочитайте числа: 3, 15, 7, 38, 42, 9, 24, 83. Сколько в каждом из них единиц и сколько десятков?
– Прочитайте эти числа в порядке их возрастания (увеличения), а затем в порядке убывания (уменьшения). Под руководством учителя у доски (в случае необходимости с использованием предметного абака) повторяют запись и чтение чисел в пределах 100. 2 3. Арифме-тический диктант. Предлагает задание на увеличение и уменьшение числа на 1 (учебник, с. 4, № 4):
 каждое из чисел: 9, 29, 48, 99 –увеличьте на 1;
 каждое из чисел: 20, 30, 65, 80 – уменьшите на 1.
Можно некоторые из написанных чисел представить в виде суммы разрядных слагаемых: Выполняют задания. Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7
49 = 40 + 9 48 = 40 + 8 19 = 10 + 9
29 = 20 + 9 64 = 60 + 4 79 = 70 + 9 ватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием 4. Знакомство с вводной статьей. Разбирает совместно с учащимися вводную статью в учебнике на с. 4.
– Посчитайте сотнями от 100 до 1 000 в прямом и обратном порядке. Читают учебную статью. Выставляет у доски абак с кармашками и задает вопросы.
– На каком месте, считая справа налево, пишут единицы, десятки, сотни?
– Как называются разряды?
– Я поставлю в абак карточки с цифрами, а вы прочитаете, какие числа получились, и назовете, сколько в каждом сотен, десятков и единиц.
Ставит числа: 600, 720, 602, 325, 871.
– С помощью цифр 4, 5, 6 составьтена абаке 6 различных трехзначных чисел. Условие: цифра не должна повторяться в одном числе два раза. Выполняют задания, отвечают на вопросы. Физкультминутка3 Организует проведение физкультминутки Выполняют упражнения согласно инструкции учителя III. Практическая 1. Повторение табличного сложе- Игра «Лесенка». Выполняют задания с комментированием. Фронтальная, П – самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществ- Устные ответы,записи
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7
деятельность ния и вычитания. Игра «Молчанка».
Игра «Набери слагаемыми». индивидуальная ляют поиск сущест-венной информации (из материалов учебника и рассказа учителя).
Р – ориентируются в учебнике; при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану.
К – умеют задавать вопросы для уточнения последовательности действий.
Л – осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям в тет-ради
2. Работа по учебнику, в рабочей тетради.
1) Решение задач. № 2.

Решение:
3 + 7 = 10 (чел.) – всего.
Ответ: 10 человек всего.

Решение:
4 + 3 = 7 (чел.) – всего.
Ответ: всего 7 детей.

Решение:
10 – 7 = 3 (чел.) – взрослых.
Ответ: 3 взрослых.

Решение:
4 – 3 = 1 (чел.)
Ответ: на 1 мальчика больше. Совместно записывается условие, затем один ученик решает задачу у доски с комментированием одним способом, а второй ученик решает другим способом. После решения задачи сравнивают свой чертеж с данным в учебнике.
Ученик читает задачу, затем записывает условие и решение. Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7
№ 5.
Решить задачу с комментированием (можно вызвать к доске одного ученика).

Решение:
1) 8 – 3 = 5 (г.) – свеклы.
2) 8 + 5 = 13 (г.) – всего.
Ответ: пропололи 5 грядок свеклы; всего 13 грядок. № 6.
Было – 5 р. и еще 2 р.
Истратил – 3 р.
Осталось – ? р.
I способ: 1) 5 + 2 = 7 (р.) – было.
2) 7 – 3 = 4 (р.) – осталось. Один из учеников читает вслух. После решения задачи этим способом предлагает подумать, как можно решить эту задачу другим способом.
II способ: 1) 5 – 3 = 2 (р.)
2) 2 + 2 = 4 (р.)
Ответ: 4 рубля осталось. После рассуждений приходят к выводу, что сначала можно из 5 вычесть 3, а затем прибавить 2. 2) Повторение устных № 1.
№ 4 – выполняется устно. Рассматривают решение примеров и вычисля- Продолжение табл.1 2 3 4 5 6 7
приемов сложения и вычитания в пределах 100. ют с устным объясне-нием. 3*. Задания
из электронного при-ложения к учебнику4. 4. Работа в тетради на печатной основе – В рабочей тетради выполните задания № 1, 3, с. 3 Выполняют самостоятельно IV. Итоги урока. Рефлексия деятель-ностиОбобщение полученных на уроке сведений.
Заключительная беседа.
Выставление оценок Читает отрывок из стихотворения В. Михановского «Мечта». Внимательно слушают. Фронтальная, индивидуальная П – ориентируются
в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.
Р – оценивают собственную деятельность на уроке.
Л – проявляют интерес к предмету; стремятся к приобретению новых знаний Устные ответы
– Чем мы занимались сегодня на уроке?
– Что успели повторить?
– Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?
– Что осталось непонятным?
– Что понравилось из заданий больше всего? Что не очень понравилось? Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения Окончание табл.
1 2 3 4 5 6 7
V. До-машнее задание Инструкция к выполнению домашнего задания. Ком-ментарий учителя Учебник, с. 4, № 3.
Рабочая тетрадь, с. 3, № 2 Задают уточняющие вопросы Фронтальная, индивидуальная Р – принимают и сохраняют учебные задачи Ресурсный материал
Предметный абак
Таблица разрядов

Игра «Лесенка»
Игра «Молчанка»
Игра «Наберислагаемыми»

Мечта
Это ложь, что в науке поэзии нет.
В отраженьях великого мира
Сотни красок со звуков уловит поэт
И повторит волшебная лира.
За чертогами формул, забыв о весне,
В мире чисел бродя, как лунатик,
Вдруг гармонию выводов дарит струне,
К звучной скрипке прильнув, математик.
Настоящий ученый, он тоже поэт,
Вечно жаждущий знать и предвидеть.
Кто сказал, что в науке поэзии нет?
Нужно только понять и увидеть.
В. Михановский