Интерпретация текста на уроке литературы


Интерпретация.
«С любовью и жалостью», - именно этими словами из рассказа «Шопен и Мендельсон» хотелось бы начать его интерпретацию. Рассказ невелик по объёму, похож на притчу о смысле жизни и об одиночестве. Действительно, ради чего и как живут его персонажи? В каком мире? Что мы о них узнаём? И почему «любовь и жалость» действительно те чувства, которые, как послевкусие, остаются после знакомства с этой миниатюрой?
Весь рассказ – словно непростой поединок между двумя мирами, двумя культурами, двумя способами выживания в мире, где надо опасаться «сильных и пьяных».
Рассказ написан с обильным использованием несобственно-прямой речи «одной женщины». О, эта речь нам знакома. Словечки «та-та-ти-та-та-та», «тьфу ты» (о классической музыке), «короче», раздражительность героини, попытки быть значительной, нелепые шутки создают портрет малосимпатичной, глухой к музыке и к той жизни, которая у неё буквально за стенкой, женщины.
«Старики-соседи, муж с женой» живут «чинно и благородно». Пианино. Традиции семейного музицирования. Всегда вместе. Всегда вдвоём. Даже любимая мелодия написана двумя композиторами, Шопеном и Мендельсоном. Они, старики, миру почти невидимы – из квартиры выходят «в магазинчик», «как на бал». Петрушевская пишет о них с любовью и жалостью: поношенная панамка. Глазики радужные. Ручки сморщенные. Зубки пластмассовые. Такое использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами помогает передать авторское отношение к ним: любовь и жалость. И то, как они умрут – «с разницей в день, как в сказке», чувство любви и жалости усиливают настолько, что оно передаётся боевой и всегда готовой к самообороне «одной женщине».
Одиночество – вот её главная характеристика. Этот мотив многократно усиливается автором: одна. Одинокая брошка. Однокомнатная квартира. Разговор со всеми подряд по телефону. Именно одиночество делает её такой раздражительной и бестолково – многословной. Она глуха не только к музыке. В то время, когда старики умирали, она радовалась внезапной тишине и возможности петь и танцевать. И такая, казалось бы, желанная тишина, та тишина, о которой она мечтала, вдруг становится невыносимой и оглушительной.
Смерть стариков меняет её восприятие жизни. Ведь это именно она вспоминает Шопена и Мендельсона с любовью и жалостью. Значит, старики выполнили, как в сказке, своё предназначение: растопили холодное сердце, посеяли в нём ростки любви и жалости. И жить ради этого, согласитесь, стоило…