Урок математики в 3 классе по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел»





Урок математики в 3 классе
по теме
«Сложение и вычитание
многозначных чисел»
Пачковская Г.М.,
МБОУ «ЗСОШ №7 с углубленным изучением
отдельных предметов»


Тема: «Сложение и вычитание многозначных чисел».
Предмет: математика
Класс: 3
Базовый учебник: Л.Г. Петерсон «Математика» 3 класс (1 часть)
Цели:
1)Закрепление умения выполнять действия с многозначными числами, знания нумерации чисел, решать задачи.
2)Развитие логического мышления: мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения) при выполнении заданий разминки, решение задачи, повторении изученных приёмов сложения, вычитания и умножения, самостоятельной работы.Развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля.
3) Воспитывать интерес к точным и естественным наукам. Формирование умения общаться и работать в группах (коммуникативные навыки).
Оборудование:
1. Презентация к уроку.
2. Таблица классов и разрядов.
3. Таблица алгоритма сложения и вычитания многозначных чисел.
4. Карточки - эталоны.
3. Карточки для работы в группах.
7.Карточки с цифрами для физкультминутки.
Ход урока
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа!
Считайте, ребята, точнее считайте,
Хорошее дело скорей прибавляйте,
Плохие дела скорей вычитайте.
Учебник научит вас точному счету,
Скорей за работу, скорей за работу!
Итак, ребята, начнем урок, чтобы в нашей копилке было больше хороших дел.
- Что интересного мы узнали на последних уроках математики?
( - Познакомились с многозначными числами, научились определять в них разряды и классы, представлять многозначные числа в виде суммы разрядных слагаемых, сравнивать их, использовать приёмы сложения и вычитания многозначных чисел.)
- Теперь мы все знаем о многозначных числах, может не нужно нам больше о них говорить?
- Говорить нужно, потому что мы иногда ошибаемся.
2. Актуализация знаний.
1) Работа с таблицей разрядов и классов (вывешена на доске)
1. Для того чтобы правильно читать и записывать многозначные числа, их разбили на ... (Классы)
2. Прочитаем их хором: (Класс единиц, класс тысяч, класс миллионов, миллиардов …)
3. Сколько разрядов в каждом классе? (3)
4. Как называются единицы 2–го разряда? (Десятки)
5. Как называются единицы 4–го разряда? (Единицы тысяч)
5. Как называются единицы 7–го разряда? (Единицы миллионов)
2) Запись и чтение многозначных чисел.
-Записывать числа будем в тетрадь, в столбик.
Приготовьтесь. Проверять по образцу и оценивать.(+)
-Запишите число, в котором 406 ед. класса тысяч и 700 ед.
- А вы знаете, что оно обозначает? (Расстояние от Земли до Луны)
-Запишите число, в котором 150 ед. класса миллионов.
(Примерное расстояние от Земли до Солнца 150.000.000 км )-Запишите число, в котором 40 ед. класса тысяч и 75 ед. (Длина Земли по экватору 40.075 км )Представьте число 40.075 в виде суммы разрядных слагаемых.
Итак: - кто затруднялся, выполняя это задание?
- а кто написал все числа без ошибок?
- Как вы думаете, вам нужно продолжать тренироваться в записи многозначных числах? (Все умеем).
3) Сравните длины рек, если известно, что длина:
Лены – 4400км,
Оби – 4338 км,
Печоры – 1809 км,
Енисея – 4092 км,
Волги – 3531 км,
Дона – 1870 км,
Урала – 2428 км
-Какая река имеет самую большую длину, самую короткую?
- Что длиннее Лена или Енисей? Волга или Обь? И т.д.
- На сколько Дон длиннее Печоры? На сколько Обь короче Лены?
Что длиннее Урал или Волга, на сколько?
(Устно вычитать и складывать многозначные числа трудно, можно ошибиться)
3. Целеполагание и повторение алгоритма письменного сложения и вычитания многозначных чисел.
- Что нам надо сегодня повторить?
(Письменное сложение и вычитание многозначных чисел)
- Что мы должны знать при записи сложения и вычитания многозначных чисел? (Записывается класс под классом, разряд под разрядом)
Таблица алгоритма открывается поэтапно.
5. Повторение с комментированием во внешней речи.
№ 3, с.80
– Кто желает решить пример с комментированием у доски?
- С какого разряда мы начинаем вычитать? Как поступить, если отсутствуют единицы какого либо разряда? Как ты представишь 1 дес. тысяч? (9 тыс., 9 сот, 9 дес., 10 ед.)
Аналогично выполняется 2-ой пример, 3-ий - самостоятельно, проверка по образцу, учащиеся, выполнившие без ошибок ставят себе (+)№4, с.4
Ученики у доски выполняют с комментированием задание а) и б).
- Как записать сумму? (Удобнее к большему числу прибавлять меньшее и так же записать)
Самостоятельно: 1 вариант - в), 2 вариант - г). Взаимопроверка по образцу, соседу , выполнившему без ошибок ставят (+)
№5, с.80
-Прочитайте задачу, определите, можно ли сразу ответить на вопрос задачи.
(Да, есть все данные)
- Дорисуйте схему задачи на доске. По схеме определите, чем является расстояние от Бреста до Москвы. (Целое число)
- Как его найдем? (Сложим все части).
- Самостоятельно найдите расстояние. Проверка по образцу, учащиеся, выполнившие без ошибок ставят себе (+)Физкультминутка с заданием.
- У вас у каждого на парте лежит карточка с цифрой. Давайте составим 3 числа. У каждого ряда своё.
- Выходят дети 1 ряда. Встаньте в порядке возрастания. Разбейтесь на классы. Прочитаем число. Я буду называть класс и разряд – этот ученик делает шаг вперёд. Остальные проверяют, если не согласны – исправляем.
123 456 789
- класс млн,разряд дес.;
-класс тыс.,разр. сот.;
-класс ед.,разр. ед.
– Выходят дети 2 ряда. Встаньте в порядке убывания. Разбейтесь на классы. Прочитаем число.
987 654 321 (Проводится аналогичная работа)
– Выходят дети 3 ряда. Теперь ребята, встаньте так, чтобы получилось число 543 269 187. Называю классы, а вы делаете шаг вперед.
6. Самостоятельная работа.
1) Сейчас мы будем работать в группах. У каждой группы есть карточка с заданием. Внимательно прочитайте задание.
( У каждой группы одинаковая задача, но дополнительный вопрос у групп разный)
Задача.
В одной школе учатся 1390 учеников, во 2 школе на 82 ученика больше, чем в 1 школе, а в 3 школе на 472 ученика меньше, чем во 2 школе. Сколько всего учеников в трёх школах?
1 группа – В ответе подчеркните цифру, которая обозначает разряд единиц тысяч. 3 862
2 группа – В ответе подчеркните цифру, которая обозначает разряд сотен класса единиц. 3 862
3 группа – В ответе подчеркните цифру, которая обозначает 2 класс разряд десятков.
3 862- ловушка
4 группа – В ответе подчеркните цифру, которая обозначает разряд десятков класса единиц. 3 862
5 группа – В ответе подчеркните цифру, которая обозначает разряд единиц класс единиц. 3 862
6 группа – В ответе подчеркните класс единиц. 3 862
От каждой группы один ученик обосновывает ответ. Если группа выполнила верно, каждый в группе ставит себе (+).2) Тест (у каждого ученика по 2 варианта, выбирает один).
На парте 2 варианта заданий. Выберите один, наиболее интересный для вас.
1 вариант:
а) Запишите число
40 млн. 2 тыс. 320 ед.
б) Представьте это число в виде суммы разрядных слагаемых.
2 вариант:
а) Сравни числа:
345 368 999 _ 345 386 000
****1 _ ***9
7** _ 2***
б) Сколько всего десятков тыс. в числе 3 976 000 016.
Поменяйтесь тетрадями, проверьте тест по эталону (взаимопроверка). Тест оценивается: 1 вариант - один +, 2 вариант - два +,
3) № 6,с.80, проверка по эталону (самопроверка).
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
- Давайте проверим ваши работы и подведём итог.
Итоги, самооценивание по количеству (+).Что для вас было легко? Что было ещё трудно? А что показалось самым интересным?
8. Домашнее задание.
№ 9,с.81; №13, №14, с.82 по желанию

Самоанализ урока
математики
По теме: «Сложение и вычитание многозначных чисел».
Данный урок входит в раздел «Операции над числами», последний в системе уроков по теме «Нумерация, сложение и вычитание многозначных чисел».
Его цель: 1)Закрепление умения выполнять действия с многозначными числами, знания нумерации чисел, решать задачи.
2)Развитие логического мышления: мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения) при выполнении заданий разминки, решение задачи, повторении изученных приёмов сложения, вычитания и умножения, самостоятельной работы.Развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля.
3) Воспитывать интерес к точным и естественным наукам. Формирование умения общаться и работать в группах.
В классе 27 человек: 14 девочек и 13 мальчиков. 25,9% (7 человек) соответствует высокому уровню развития, 66,6 % (18 человек) – среднему уровню и 7,4% (5 человек) – ниже среднего. Учащиеся работоспособные, большинство способны работать в быстром темпе. 3 ученика отстают от остальных, но не из-за незнаний, а по типу характера.
По типу урок закрепления знаний. (Урок рефлексии).
На уроке прослеживается 8 этапов. Урок построен по технологии деятельностного метода.
На этапе мотивации созданы условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. Ребята быстро включились в работу.
На следующем этапе была проведена актуализация изученных способов действий, и их обобщение; тренировка соответствующих мыслительных операций; мотивирование учащихся к учебному действию и его самостоятельное осуществление; фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими учебного действия или его обосновании.
На 3 этапе определили цель урока, предположили и согласовали тему урока. Для этого в коммуникативной форме определили, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить. (Сложение и вычитание многозначных чисел по алгоритму).
На этапе закрепления с комментированием во внешней речи. учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально) решают типовые задания с проговариванием алгоритма решения вслух.
При проведении самостоятельной работы использовалась индивидуальная и групповая форма работы, учащиеся самостоятельно выполняли задания данного типа и осуществляли их самопроверку. Была создана для каждого ученика ситуация успеха, мотивирующая его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
На этапе повторения были подобраны задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.
На следующем этапе была организована рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке.
Наряду с эмоциональной мотивацией преобладающей становится учебно – познавательная мотивация, развита любознательность, высокий интерес к трудным заданиям. Все склонны к процессу сотрудничества, умеют работать в парах, группах.
Чтобы решить цель урока, я подобрала разнообразные задания, чередовала коллективную работу с индивидуальной и групповой. Задания имели развивающий характер и межпредметную связь (окружающий мир, русский язык). Задания были направлены на развитие самостоятельности, внимания. В ходе их выполнения давались только инструкции, не было пооперационного объяснения, потому что учащиеся тему усвоили, делали незначительные ошибки. Подобраны разноуровневые задания на этапе самостоятельной и домашней работы. В течение всего урока велась работа по развитию математической речи. Использовалась обратная связь (самоконтроль, самооценка).
Обобщенные знания о многозначных числах, применяли знания на практике (на этапах разминки, самостоятельной работы, работы в группах и т. д.).
Среди учеников наблюдалось желание общаться, доброжелательное отношение друг к другу, умение принимать единое решение во время групповой формы работы . Высокая работоспособность детей в течение всего урока обеспечивалась сменой форм обучения: фронтальной, самостоятельной, групповой. Для снятия эмоционального напряжения, утомления учащихся применялись: познавательная разминка, физкультминутка, групповая форма работы, эмоциональная передача учебного материала.
Cозданию благоприятного психологического климата способствовало: включение учеников в учебную дискуссию, доступность информации, использование интерактивной доски, как средства наглядности, доброжелательное отношение к ученикам за счёт тактичного, демократичного стиля общения учителя, похвала, одобрение, уважения к личности ребёнка.
Время на уроке распределялось рационально.
Цель урока достигнута, учащиеся умеют записывать, складывать и вычитать многозначные числа, а при незначительных ошибках могут проверить себя по алгоритму.