План — конспект урока Наполним музыкой сердца


План – конспект урока «Наполним музыкой сердца»
Предмет Физика
Класс 9
Тема Звуковые волны
Учитель физики Неволина Светлана Афанасьевна
Учитель музыки Фистина Татьяна Васильевна
Цели:
Образовательные
- обобщение и углубление знаний учащихся по теме «Звуковые волны»
- раскрыть связь характеристик звука (тон, громкость, тембр) с частотой и амплитудой колебаний.
Развивающие
- развить умение распознавать звуки по громкости, тембру, тону
- показать связь физики с музыкой
Воспитательные
- формирование у учащихся чувства прекрасного
- формирование умения отстаивать свое мнение, разбираться в музыке
Ход урока:
Организационный момент.
Повторение-обобщение материала.
Итог урока. Домашнее задание.
На фоне музыки учитель физики читает стихотворение «Волшебный мир звуков»
Как хорошо, что мне дано судьбою
Услышать голос мамы, шум прибоя,
И трели соловьиной перелив,
И музыки чарующий мотив.
И можно мне на миг остановиться
И тишиной природы насладиться.
Но в этой тишине услышу я:
Шуршание листвы, простой напев дождя.
Пусть эхо многократно повторит,
Что каждый день судьбу благословит!
Сегодня урок призван раскрыть некоторые тайны звуков окружающих нас.
Замрите! Закройте глаза и прислушайтесь!
А теперь откройте глаза и скажите мне, кто, что услышал? Только не повторяйтесь!
Назовите источники звуков. На какие группы их можно поделить?
(Естественные и искусственные). Кроме обычных звуков есть звук музыкальный, о котором мы сегодня и поговорим.
Учитель музыки.
А что является источником музыкального звука?
Ответы учащихся. На столах у вас лежат музыкальные инструменты (барабан, треугольник, бубен, маракасы, трещотка, гитара). Покажите, как они звучат.
Звучит песня в исполнении учащихся, аккомпанирует учитель музыки.
Учитель физики. Что явилось источником звуков в каждом вашем случае? (голосовые связки, колебания струны…)
Все любят музыку и классическую и современную. Однако что объединяет физику и музыку? (Звук)
ЗВУК
Физическое явление
Звук – это механические колебания с частотой 16 ГЦ<ν<20 000 Гц, распространяемые в упругой среде в виде звуковой волны Ощущение
Наименьший структурный элемент музыкального произведения. Колебания, происходящие по закону синуса и косинуса называется музыкальным звуком.
Любые звуки, в том числе и акустические, характеризуются
Физические характеристики озвучивает учитель физики Музыкальные характеристики озвучивает учитель физики
Амплитуда – наибольшее отклонение колеблющегося тела от положения равновесия Громкость – зависит от амплитуды колебаний, длительности и индивидуальных особенностях слушателя (измеряется в децибелах)
Амплитуда обуславливает силу звука, которая воспринимается как громкость
Частота – число колебаний в единицу времени (Гц)
Высота зависит от частоты колебаний Высота один из важнейших параметров музыкального звука, зависящая от частоты колебаний звучащего тела
Тембр –субъективная характеристика звука Тембр –специфическая окраска звука
Тон – звук определенный частоты
Обертон – тоны сложного звука Тон – интервальное соотношение двух звуков равномерно темперированного строя, определяется частотой.
Обертон – гармонические призвуки , входящие в спектр музыкального звука
Скорость распространения (м/с) Шумовой звук
Учитель физики дает определение акустики
Акустика – раздел физики, занимающийся изучением физической природы звука, его свойствами, звуковыми явлениями. Акустика не точная наука, а искусство звука.
Учитель музыки с девочками из музыкальной школы упражнение – распевку тихо и громко (Можно показать зависимость амплитуды от громкости с помощью осциллографа и /или звукового генератора).
Звук одинаковой частоты и громкости на различных музыкальных инструментах звучит по- разному. Нота взятая разными певцами также звучит иначе.
Проводит практическую работу о тембре звука. Мальчики с помощью музыкальных инструментов показывают шум – неупорядоченная сумма звуков разной громкости, высоты, тона, тембра, неблагоприятно влияющего на организм человека. У него появляются симптомы шумовой болезни: повышенная нервная возбудимость, быстрая утомляемость, повышенное артериальное давление.
Учитель физики просит учащихся обратить внимание на раздаточный материал, в котором рассматривается квалификация звука с точки зрения частоты, какой частоты звуки издают разные музыкальные инструменты. Как по частоте делятся мужские и женские голоса (контральто…..тенор).
Звук как и свет, падая на границу раздела двух сред одновременно отражается и преломляется. Отражение звука происходит почти полностью и наблюдается в горах, лесу, пустой комнате. Это явление получило название эхо. Об этом явлении сложены загадки, стихи песни.
Животные тоже являются источниками звуков. Эти звуки знакомы с детства. Композиторы использовали этот материал для написания своих произведений. Давайте прослушаем «Полет шмеля»
Итог урока. Учитель ставит оценки учащимся за работу на уроке.
Домашнее задание: § 34-38. Написать рассказ, сказку об эхо, ультрозвук, инфразвук – презентация (выбор)