Конспект занятия во вокалу для детей 1 года обучения Тема: «Работа над певческим дыханием, развитие чувства ритма».

МБОУ ДО Дом детского творчества










Конспект занятия во вокалу
для детей 1 года обучения
Тема: «Работа над певческим дыханием, развитие чувства ритма».


Подготовила:
Мець Татьяна Валентиновна
Педагог дополнительного
образования
















Новый Уренгой
2015
Тема: «Работа над певческим дыханием, развитие чувства ритма».
Цель: Формирование певческих навыков средствами вокала.
Задачи:
1.Развивать певческое дыхание, ощущение опоры.
2.Формировать метроритмические навыки учащихся и закреплять
их при помощи упражнений;
3.Развивать музыкальный слух, вырабатывать чистоту интонирования;
4.Воспитать культурные навыки песенного исполнительства.
Оборудование:
Фортепиано, музыкальный центр.
Дидактический материал:
Карточки с упражнениями, смайлики.
Форма: групповое занятие

Ход занятия:

Вступительное слово:
Здравствуйте ребята. Сегодня мы продолжим работать над певческим дыханием, поговорим о пульсе в музыке, о ритме, отработаем ритмический рисунок в песне «Спасибо мамы».
Певческая установка – положение, которое должен принять певец перед началом пения: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки.
Разминка
1.Массаж лица, брови нахмурить, расслабить, приподнять, улыбнуться. 2.Повороты и вращения головы
3.Вращение плечами
4.Упражнение «Марионетки» (для снятия напряжения)

Дыхательная гимнастика:
1.Спокойный вдох – спокойный выдох (нюхаем цветок)
2.Короткий бесшумный вдох - длинный выдох (надуваем шар)
3. Короткий бесшумный вдох - на длинном выдохе произносим любой звук, выдох ровный, без толчков.
4.Короткий бесшумный вдох - на длинном выдохе четкий, активный счет до 10 (счет постепенно увеличиваем)
5. Короткий бесшумный вдох – на выдохе произносим короткий звук с-с-с-с.
6.Короткий бесшумный вдох – выдох в 3 точки: 1-ладошка, 2 - на расстоянии 1метра, 3- как можно дальше.
7.Игра «Кто дольше?» (прожужжит пчелой, прозвенит комаром).

Артикуляция: Постоянно контролировать выполнение детьми вокально – артикуляционных упражнений, чтобы дети приобрели навык правильного выполнения того или иного упражнения.
1.Часики
2.Укольчики
3.Улыбка Буратино
4.Активная артикуляция при произношении звуков И-У-А-У
5.Опускание челюсти
6.Цокание языком в определенном ритмическом рисунке (Большая лошадка (forte) - маленькая лошадка (piano).

Вокальные упражнения: Неоднократно повторять упражнение для усвоения умений, транспонируя его по полутонам вверх и вниз или видоизменяя задачу (legato - staccato, мягкая атака - твердая атака звука, piano - forte).
Чтобы добиться слитного стройного пения в коллективе, ребенок учится слышать в ансамбле не только свой голос, но и голоса других детей. Очень эффективные приемы, для формирования навыков ансамбля и строя: пение «цепочкой», «песенки - эхо», игра «ручеек», «пение про себя», пение с закрытым ухом.
1.Мычим, выстраивая унисон, игра «Пчелки».
2.Ма - ма, па - па - я (ма-мэ-ми-мо-му) - на одном звуке и на одном дыхании, выстраивание унисона.
3.»Моторчик» - воспроизвести губами «Бр-р-р-р-р» на двух соседних звуках.
4. «Ле-ли-ле-ли-ле» пропеть слоги по нотам «до-ре-ми-ре-до» в медленном темпе, и «до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до» в быстром темпе.
5. «Ходит зайка по саду, по саду» (чередование legato и staccato).
6. «Курочки и кукушки», пение слогов Ко-ко-ко и ку-ку-ку по трезвучию staccato, (высокая позиция, точное интонирование, формирование гласной, расширение диапазона).
7. «В лесу» Ау-Ау - пропевание интервала квинта (твердая, мягкая атака звука, точное интонирование, формирование гласной, расширение диапазона).

Ритмические упражнения, ритмические игры
Когда мы слушаем музыку всегда возникает желание похлопать рукой или потопать ногой в такт музыки. При этом внутри нас происходит определенный счет мы отсчитываем равные доли (пропеть песню, упражнение, скороговорку, посчитать или прохлопать).
1.Прохлопать «РАЗ - два-три-четыре, РАЗ - два-три-четыре»
При этом на долю «РАЗ» приходится акцент. Называется этот акцент сильной долей! Остальные доли слабые! Их чередование образует музыкальный метр определенный «пульс» музыкального произведения. Итак, метр это чередование сильных и слабых долей во времени.
2. Протопать ногой счет «Раз-два-три-четыре», и одновременно на «Раз» хлопок в ладоши.
3. Хлопки «Раз-два-три-четыре» выполняет 1ряд детей, хлопки «Раз» - 2ряд.
-А сейчас я исполню песню хлопками, послушайте, что вы заметите? (хлопки разной длины)
-Правильно, такое сочетание длинных и коротких звуков в определенном порядке называется ритмом, ритмическим рисунком. У каждой мелодии есть свой ритмический рисунок.
4. Игра «Узнай песню по ритму» («Ходит зайка по саду, по саду», «Жили у бабуси, 2 веселых гуся», «Паровоз-букашка»)
5.Игра «Эхо» (повторить несложный ритмический рисунок)
6.Игра «Поймай хлопок»

Работа над дикцией:
1. От топота копыт пыль по полю летит
2.Мы перебегали берега.
3.Пропевание слогов «Бра-брэ- бри-бро-бру», «вра-врэ- ври- вро- вру»,
«гра- грэ- гри- гро-гру» и так далее по согласным звукам алфавита.
Скороговорки пропеть от медленного темпа до быстрого, закончить в медленном темпе, от активного шепота до уверенного, четкого звука.

Работа над произведением:
Закрепление текста:
1.проговаривание текста в ритме песни негромко или шепотом.
2.беззвучная активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание.
Работа над качеством исполнения:
1.пение эхом, когда фразу поет педагог, а затем повторяют дети.
2.пропевание сложных элементов со словами или вокализации.
3.пение по фразам.
4 пение под фонограмму + и –

Подведение итогов занятия.
Что нового вы узнали сегодня на занятии?
(Сегодня мы поработали над певческим дыханием, учились слушать друг друга, петь в унисон, познакомились с новыми понятиями: метр и ритм, уделили много внимания ритмическим упражнениям.)
Когда вы услышите любую музыку, постарайтесь услышать и почувствовать ее пульс и ритмический рисунок. А свое настроение, впечатления от занятия вы можете выразить смайликом.
Занятие окончено. До свидания.
15