Конспект квест занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в зимний лес»

ПЛАН-КОНСПЕКТ КВЕСТ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ
старшего дошкольного возраста «Путешествие в зимний лес»
Цель: создание условий для снижения уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста посредством экологического квеста.
Образовательные задачи:
Закреплять представление детей о зимующих птицах и животных: их питании, особенностях обитания в зимних условиях. 
Закреплять умение распознавать различные эмоциональные состояния.
Развивающие задачи:
Развивать умение чувствовать настроение и сопереживать окружающим.
Развивать умения детей согласовывать свои действия со сверстниками, работать в команде.
Развивать умения договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать.
Продолжать развивать умение создавать выразительный образ в игре-драматизации, имитировать характерные действия персонажей.
Воспитательные задачи:
Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, эмпатийного отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
Воспитывать желание делать приятные вещи для окружающих, помогать слабым, доводить начатое дело до конца.
Побуждать детей осмысливать свое отношение к окружающему их миру.
Предварительная работа: изготовление кормушек из бросового материала, беседа с детьми о жизни птиц и животных в лесу зимой.
Категория участников: 6 детей старшего дошкольного возраста.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование для презентации, декорации зимнего леса, маски животных для инсценировки сказки, следы животных и птиц, расположенные хаотично, мешочки настроений, пазл с изображением различных эмоциональных состояний и изображением дупла с обратной стороны, бросовый материал, клей, ножницы, текст сказки «Могучий дуб и маленький кабанчик».
Тип квеста: линейный – игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут.
Продолжительность: 25 мин.

Ход занятия
Звучит тревожная музыка. Дети входят в зал, где установлены декорации зимнего леса.
Психолог: Ребята, посмотрите, куда мы попали?
На «Волшебном экране» появляется сорока: «В лесу знаете, что творится? Ой, там такое творится! Скорее собирайтесь в путь!».
Психолог: Что сорока нам на хвосте принесла? Значит в лесу что-то произошло! Хотите узнать?
Ритуал начала занятия.
Психолог: Чтобы всем вместе отправится в поход в зимний лес, какими мы должны быть? Посмотрим ребята, сумеем ли мы быть одним целым, чтобы не потеряться.
«Доброе Животное»
Участники встают в круг и берутся за руки. Психолог тихим голосом говорит: «Мы с вами одно целое, как большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Вдох все делают шаг вперед, выдох шаг назад.
Психолог: Молодцы! Я вижу, что мы смогли договориться и стать одним целым. В любом походе, вы должны помогать друг другу. Действуйте дружно и вам будет сопутствовать удача.
Сорока: «Если вы сможете справится со всеми заданиями, то вас ждет сюрприз. На каждой станции после правильно выполненного задания вы получите часть пазла, из которых в конце составляется картинка-подсказка того места, где находится приз».
Улетает, выронив часть пазла с изображением грусти.
На «Волшебном экране» появляется изображения «грустных» птиц, «удивленного» медведя, «злого» кабана, «испуганного» зайца.
Психолог: Ребята, это подсказка нам. Какая эмоция нарисована на картинке? Кто грустный на «Волшебном экране»? Как нам их найти?
Дети отыскивают следы птиц, а затем и самих птиц, рядом с которыми лежит сломанная кормушка.
Психолог: Как вы думаете, почему птицы расстроены? Как мы можем им помочь?
Изготовление кормушек из бросового материала.
На «Волшебном экране» появляются птицы, сидящие в кормушке.
Психолог: Посмотрите ребята какие теперь наши птицы? Почему?
Птицы: «Спасибо вам за доброту, следующее задание можно получить, отгадав какое животное испытывает данную эмоцию» (часть пазла с изображением злости находят дети рядом с кормушками).
На «Волшебном экране» появляется изображения «удивленного» медведя, «злого» кабана, «испуганного» зайца.
Психолог: Кто злится из представленных животных? Как нам его найти?
Дети отыскивают следы копыт кабана, а затем и самого кабана, рядом с которым лежат маски и стоит дуб.
Психолог: Как вы думаете, для чего эти маски?
Театрализованная игра. Инсценировка сказки «Могучий дуб и маленький кабанчик». Дети сами выбирают себе роли, психолог читает текст сказки (см. Приложение 1) – участники «спектакля» разыгрывают действия.
На «Волшебном экране» появляется изображения «доброго» кабана.
Психолог: Посмотрите ребята какой теперь наш кабан? Почему?
Кабан: «Спасибо вам за доброту, следующее задание можно получить, отгадав какое животное испытывает данную эмоцию» (часть пазла с изображением удивления дети находят под деревом).
На «Волшебном экране» появляется изображения «удивленного» медведя, «испуганного» зайца.
Психолог: Кто удивлен из представленных животных? Как нам его найти? Как вы думаете, почему медведь удивлен? Как мы можем ему помочь? Как усыпить?
Песенный марафон «Поём о лесе». Вспомнить как можно больше песен о лесе/лесных растениях/животных.
На «Волшебном экране» появляется изображение спящего медведя.
Посмотрите ребята какой теперь наш медведь? Почему?
Психолог: «Медведь благодарит вас за доброту, следующее задание можно получить, отгадав какое животное испытывает данную эмоцию» (часть пазла с изображением страха детям вручает психолог).
На «Волшебном экране» появляются изображения «испуганного» зайца и других персонажей с разными эмоциями.
Психолог: Кто испуган из представленных на «Волшебном экране» животных? Как нам его найти? Как вы думаете, почему заяц испуган? Как мы можем ему помочь? Научим зайца понимать настроение других зверей по выражению лица и жестам, чтобы он стал смелее.
«Тренируем эмоции» 
Нахмуримся, как: зимняя вьюга; злой серый волк.
Улыбнуться, как: кот на солнце; как хитрая лиса.
Позлись, как: волк не смог догнать зайца; два барана на мосту.
Испугайся, как: бельчонок, потерявший маму; заяц, увидевший волка.
Устань, как: белка, притащившая большую шишку.
Отдохни, как: медвежонок, который много потрудился, но помог маме.
Заяц: «Спасибо вам за доброту, вы помогли нам, лесным жителям и за это мы приготовили вам сюрприз».
Звучит приятная мелодия, шум леса. Все лесные жители на «Волшебном экране» улыбаются.
Психолог: Ребята, посмотрите, как изменились лесные жители? Место где спрятан сюрприз вы сможете отгадать, собрав пазлы в единую картинку (На обратной стороне изображено дупло). Дети находят дупло, достают корзинку с мешочками настроений.
Психолог: Нам пора возвращаться в детский сад.
Рефлексия
Психолог: Мы совершили много добрых поступков сегодня! Что вы сейчас чувствуете? Вспомните, какие эмоции вы испытывали, когда помогали лесным жителям и выберете мешочек с такой же эмоцией.
Ритуал окончания занятия
Психолог: Посмотрите на свои мешочки настроений, сожмите их в кулачке. Они обладают такой большой силой, что, если вы вдруг испугаетесь, загрустите или разозлитесь, вам нужно коснуться этих мешочков. И сразу вы станете самыми добрыми, смелыми и все, что вы будете делать, у вас обязательно получится!
Поднимите правую руку, погладьте себя по голове и скажите – «Какой я молодец!». Поднимите левую, погладьте товарища и скажите – «Ты тоже ничего!».
Спасибо вам ребята за занятие.













Приложение 1
Могучий дуб и маленький кабанчик
В середине густого леса жила семья кабанчиков: папа, мама, пять дочек и маленький кабанчик-сыночек. Взрослые кабанчики очень любили своих деток, а детки любили своих родителей. На той же полянке, где жили кабанчики, рос могучий дуб. Дуб был огромным. В тени его большой кроны летом можно было спрятаться от жаркого солнца, а за могучим стволом от проливных дождей и колючих ветров. Но самое главное, каждый год на дубе созревало так много вкусных желудей, что кабанчики могли питаться ими все лето и заготовить еще на зиму.
Осенью, когда желудей становилось мало, кабанчики разрывали почву в поисках сладких корешков или питались веточками. Но маленький кабанчик не хотел есть корешки и веточки, он любил только желуди. И вот однажды, когда на земле вокруг дуба не оказалось ни одного плода, кабанчик разбежался и со всех сил ударил по дереву копытцами. На землю упало несколько созревших плодов. Тогда он снова разбежался и снова ударил по дубу, и на землю опять упало несколько плодов. Теперь каждый раз, когда кабанчик хотел желудей, он разбегался и ударял по дереву.
Родители говорили ему, что нельзя бить по дубу копытцами, нужно быть терпеливым и воспитанным. Мама учила сына: «Ты можешь вежливо попросить у могучего дуба сбросить несколько спелых желудей на землю, или дождаться, когда желуди созреют и сами упадут на землю. Но бить по дереву копытцами нельзя!» Только сыночек не слушал своих родителей. С того места ствола, куда кабанчик бил копытцами, упала кора, и образовалась большая- пребольшая рана.
Наступила холодная зима, и дуб, израненный и побитый, остался мерзнуть на своей поляне. Когда кабанчик-сыночек, окрепший и повзрослевший, вместе с семьей вернулся на поляну и... не узнал свой любимый дуб. На всех деревьях лежал снежок и не давал им замерзнуть. И только могучий дуб стоял грустный. Его веточки больше не тянулись к небу, его могучий ствол стал тоньше и слабее. «Что с тобой произошло? Кто посмел тебя обидеть? спрашивал кабанчик у дуба, обходя его вокруг. Может, это зимние холода тебя обессилили? А может, снежные метели тебя застудили? А может...»
И вдруг кабанчик увидел на стволе дуба большую рану.
Кто посмел тебя так поранить? спросил он у дуба.
Это следы твоих копытец, грустно вздохнул дуб. - Из-за этой раны меня покидают силы.
Почему? огорчился кабанчик.
Посмотри внимательно на мою рану, и ты сам поймешь почему, ответило дерево.
Кабанчик подошел к дубу ближе и увидел, как из раны часто- часто падают капельки. Капельки похожие на слезы. Дуб плакал, ему было очень больно. Стыдно стало кабанчику, сел он рядом с деревом и тоже заплакал: «Почему он не слушал маму? Как он мог так жестоко поступить с любимым дубом? Что теперь делать?» Вдруг на ветку дуба села сорока, увидела она печального кабанчика и спрашивает:
Кабанчик, что стряслось? Почему ты плачешь? Кто тебя обидел?
Нет, сорока, не меня обидели, а я обидел. Искалечил я свой любимый дуб. Не прятаться нам больше в его тени, не есть сладких желудей, ответил кабанчик и зарыдал еще сильнее.
Не плачь, кабанчик. Я знаю, как горю твоему помочь. На дальнем болоте лежит чудо-снежок, сила у снега лечебная. Собери его ночью и принеси вместе с болотной водой к дубу. Вначале промой рану болотной водой, а потом наложи на нее чудо-снежок. Только помни: снежок накладываешь, а сам приговариваешь. Вот рана и зарастет, прострекотала сорока и полетела прочь.
Что приговариваешь? вдогонку закричал кабанчик. Какие слова?
Волшебные... раздался вдалеке голос улетающей птицы.
В тот же вечер кабанчик отправился на дальнее болото. Ранним утром кабанчик вернулся на полянку к могучему дубу. Он подошел к дереву, осторожно промыл рану болотной водой, бережно наложил на нее чудо-снежок и сам не заметил, как начал приговаривать: «Я больше никогда не буду по тебе бить копытцами. Извини меня. Все будет хорошо. Прости меня, пожалуйста...» И произошло чудо. Рана на дубе быстро затянулась, веточки весело потянулись к утреннему солнышку.
В следующее лето благодарный дуб уродит так много желудей, что их хватит кабанчикам до следующего года. А кабанчик больше никогда не бил копытцами по дереву и следил, чтобы и другие зверюшки не обижали его любимый дуб.








13PAGE \* MERGEFORMAT14115


Уляшева Ксения Владимировна, педагог-психолог, МАДОУ детский сад № 127 города Тюмени



15