Обобщение опытом по теме: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»


Обобщение опытом по теме:
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Киселёва Т. А.
(Школа – детский сад № 26)
Развитие познавательной активности дошкольников – является одной из самых актуальных проблем в детской психологии, поэтому взаимосвязь людей с окружающим миром происходит благодаря его деятельности и активности, так как активность - это непременная предпосылка развития интеллектуальных качеств личности, её инициативности и самостоятельности. Современные программы в настоящее время учитывают развитие у дошкольников не отдельных фрагментарных познаний об окружающем мире, а вполне достоверных простых концепций, взглядов о разных свойствах и взаимоотношениях объектов и явлений. Один из основных экспертов в сфере интеллектуального обучения и воспитания дошкольников Н.Н. Поддьяков объективно подчёркивает, то, что в настоящее время необходимо предоставлять детям источник к познанию действительности, а никак не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной концепции интеллектуального обучения и воспитания.
Явление познавательной активности как один из основных условий обучения постоянно притягивает интерес учёных. Учёные познавательную активность понимают по-разному. В содержании определения «познавательная активность» можно отметить ряд направлений. Одни учёные отождествляют активность с деятельностью, другие полагают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность – наиболее обширное представление, нежели деятельность.
Такие учёные, как Ж.Ж. Руссо, Я.А. Каменский, Д. Локк, К.Д. Ушинский считали, что познавательная активность это и есть естественное стремление детей к познанию.
Ученые (А.Г. Литвак, А.Р. Лурия, М.С.Певзнер, В.И.Селиверстов) оценивают познавательную активность как естественное желание дошкольников к познанию, считая, что людям характерно стремление к познанию и это желание появляется у ребенка с первых дней его жизни. Г.И. Щукина считает «познавательную активность» как качество личности, которое содержит стремление личности к познанию, выражает умственный отклик на процесс познания. Качеством личности «познавательная активность» проявляется при устойчивом проявлении желания к познанию. Это структура личностного качества, где потребности и интересы обозначают содержательную характеристику, а желание представляет форму.
Отражённые в педагогической литературе исследования, привнесли большой вклад в развитии концепции познавательной активности: в них находятся уникальные идеи, практические рекомендации, теоретические обобщения. Из этого можно сделать вывод, что активность занимает важное место в любом познавательном процессе, она всегда является главным обстоятельством эффективной деятельности детей и их развития в целом. Известно, что познание - основная деятельность дошкольников, это процесс раскрытия детьми скрытых взаимосвязей и взаимоотношений, это «новый процесс вторжения ума в объективную действительность».
Познавательная активность не является врождённой. Она развивается на протяжении всей сознательной жизни человека. Дошкольный возраст - возраст почемучек. Этот возраст положительный для развития познания у детей. В случае, если не сформированы соответствующие требования для осуществления познавательного направления, природные возможности, как считают ряд учёных, нейтрализуются: ребёнок становится пассивным в восприятии окружающего мира, лишается заинтересованность к самому процессу познания.
Ребёнок стремительно меняется в старшем дошкольном возрасте: улучшаются психофизические функции, появляются непростые индивидуальные личностные новообразования, прослеживается активное формирование познавательных мотивов, связанных напрямую с учебной деятельностью, появляется потребность в интеллектуальной активности и овладении навыками, знаниями и умениями. Основой для развития мотивов учебной деятельности является заинтересованность и любознательность, которые связаны с рвением к узнаванию нового. Данное качество – при умелом руководстве может перерасти в жажду знаний, в потребность к познанию. Невозможно оценивать активность дошкольников только лишь за уровень усвоения ими социально заданных нормативов. Особое значение приобретает умение ребёнка без помощи других организовывать себя, осуществлять собственный замысел, аргументировать и защищать собственную идею, демонстрировать находчивость, воображение, элементарное рационализаторство, объединять разные впечатления - с жизни и книжки. Активность ребёнка выражается в его желании без помощи других что-то переделать, изменить, открыть, узнать.
В работе по формированию познавательной активности дошкольников, педагог может применять следующие направления: формирование творческой инициативы детей в повседневной жизни, развитие экспериментальной активности дошкольников.
Главная цель первого направления – применение экспериментальных методов обучения. Это не увеличение количества знаний, а путь их расширения, концентрации вокруг более важных аспектов, осознанная творческая деятельность ребёнка. Экспериментальная деятельность создаёт у детей заинтересованность к окружающему, формирует мыслительную деятельность, наблюдательность. Огромную познавательную роль содержит развивающая среда в группе, которая осуществляет обучающую функцию, формирует понимание и фантазию детей. В результате дети всё охотнее обращаются за помощью к познавательной литературе, энциклопедиям.
С целью формирования данного вида деятельности и для приобретения навыков работы с простейшими исследовательскими приборами в группе необходимо оборудовать мини лабораторию. Лабораторию следует регулярно дополнять новым экспериментальным материалом. Каждая неделя может быть посвящена определённой познавательной теме: «Природа», «Животные и растения», «Полезные вещи», «Космос» и другие. Занятия по предложенным тематикам способствуют появлению большого количества вопросов у детей, мотив которых является желание к познанию. Воспитатель не должен спешить с ответом, а содействовать тому, чтобы дети нашли его сами.
Специальные исследования демонстрируют, что важным психолого-педагогическим моментом, характеризующим познавательную активность детей и отношение их к заданиям и занятиям, считается та обстановка, которая сопровождает полный процесс обучения, от его начала и до конца. Совместная работа снимает напряженность у детей, может помочь установить с ними тесную взаимосвязь, что приводит к совместному поиску неизвестного. Используя разнообразные ситуации, наводящие вопросы, педагог направляет поисковую деятельность ребёнка, корректирует её. Здесь имеет значение всё – жесты, эмоции, мимика. Педагог подводит детей к правильному ответу, но в тоже время, дети не должны заметить этого, иначе авторитарное общение возьмёт верх и активность станет выражаться только на репродуктивном уровне (ребёнок будет иметь малую заинтересованность к познанию, наблюдаться неусидчивость, воспроизводить всё по образцу, и отказываться от самостоятельно-поисковой работы).
Цель второго направления заключается в формировании заинтересованности к предметам и явлениям, которые находятся за пределами конкретной ситуации.
Результативным средством повышения познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста считается применение ситуативного познавательного интереса, т.е., заинтересованность к определённой деятельности, к определённому познавательному материалу, принимая во внимание привычное состояние ребёнка: ребёнок не желает проявлять активность в скучной работе, действовать по принуждению, что вызывает у него только отрицательное чувство, но, в то же время, мы должны знать, что ребёнок может длительно проявлять активность, если ему интересно. К ситуативной мотивации относится взаимодействие с самим педагогом. В случае если ребёнку нравится педагог, на его занятиях ему всегда будет интересно – это также увеличивает познавательную активность дошкольников.
Также, следует понимать, что нельзя негативно оценивать самого дошкольника и результаты его деятельности. Ребёнок может ошибаться, т.к. он только учится, и учится не на чужих ошибках, а на своих. Задача педагога – выяснить и узнать причины ошибок, чтобы найти возможности их коррекции.
В базовом компоненте дошкольного образования говорится о том, что ребёнок должен иметь представления о познавательной активности в собственном развитии, элементарно исследовать окружающий мир, интересоваться особенностью своих познавательных процессов, знать начальные формы исследований. Проблема познавательной активности – одна из наиболее сложных в педагогике, так как она является индивидуально-психологической характеристикой человека, которая отражает трудные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Познавательная активность при верной педагогической организации деятельности воспитанников, целенаправленной и регулярной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и мощно воздействовать на его развитие.
Говоря о важности познавательной активности, возрастная психология обладает многосторонней информацией о состоянии и динамике познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Вопрос особенностей познавательного развития, формирование условий, результативно оказывающих большое влияние на развитие познавательной активности детей дошкольного возраста, в течение многих лет занимает одно из главных мест в педагогических и психологических исследованиях. К ней обращались многие педагоги и психологи, как отечественные (А.А. Смирнов, П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, Е.И. Конради, П.Ф. Каптерев и др.), так и зарубежные (Д. Болдуин, К. Бюлер, Д. Брунер, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, В. Штерн и др.). Учёные акцентируют полный спектр составляющих сформированности у ребенка познавательного взаимоотношения к окружающему миру, где более важными является познавательный интерес и познавательная активность.
Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью взаимоотношений к исполняемой работе, насыщенностью усвоения разных методов положительного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в собственной повседневной жизни. Основой познавательной активности является преодоление противоречия между усвоенным навыком и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что даёт возможность детям показать творческое отношение при выполнении задания. Управление процессом формирования нестандартного мышления детей со стороны педагога реализуется с помощью применения им различных приёмов и методов активизации умственного развития ребенка.
Проанализировав вышесказанное, можно сделать выводы, что познавательная активность с ростом и развитием ребенка все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности, которая как любая деятельность, характеризуется определенной структурой. К её элементам можно отнести: побудительно-мотивационную часть (цели, потребность, мотивы), предмет деятельности, соответствие предмета и мотива деятельности и средства ее осуществления (операции и действия). Из этого можно сделать вывод, что деятельность - является главным условием развития познавательного интереса у дошкольников, которая несёт познавательную функцию.
Как подтверждают в своих исследованиях В.В. Давыдов и Н.Е. Веракса, творческое начало в личности творческого человека выступает источником развития познавательной активности старших дошкольников. Творческий процесс рассматривается как деятельность человека, создаёт новые материальные и духовные богатства, обладающие общественной значимостью, где новизна и общественная значимость выступают основными критериями творчества.
С.В. Кожакарь и С.А. Козлова выделили ряд педагогических требований, которые обеспечивают устойчивые интересы дошкольников: формирование обогащенной предметно-пространственной среды; организация познавательного поиска детей; привлечение к выполнению творческих заданий; интеграция разнообразной деятельности; развитие психологической установки предстоящей деятельности у детей; формирование проблемно-поисковых ситуаций; включение занимательности в содержание; стимулирование благоприятно-психологического взаимоотношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности, использование адекватных средств и методов на каждой стадии формирования интереса.
Исследованию детских вопросов как особой формы проявления познавательного взаимоотношения к окружающему миру, познавательной активности посвящен ряд изучений Н. Бабич, Д.Б. Годовиковой, А.И. Сорокиной, К.И. Чуковского, Н.Б. Шумаковой. Учёные определяют активные познавательные проявления детей в виде вопросов как проявление мыслительной, умственной активности.
Необходимо при развитии познавательных сфер ребёнка-дошкольника, стремиться создавать такие условия для его существования, развития, воспитания и обучения, чтобы богатейшее чувственно-эмоциональное восприятие мира разрешило малышу стать Человеком. Поэтому необходимо применять разнообразные средства.
Средства развития познавательной активности и познавательного интереса можно разделить на две группы: деятельность детей и произведения духовной и материальной культуры. На ранних этапах развития ребёнка личный опыт – главнейший путь познания окружающего мира. Однако вскоре его становится недостаточно.
Главным средством развития познавательной активности старших дошкольников является занятие. Занимательный материал обязательно должен находиться на занятиях, потому что занимательность – одно из средств развития познавательной активности. Игры, элементы занимательности, все неожиданное и необычное, стимулируют у детей чувство удивления, заинтересованность к процессу познания, помогают им овладеть любым учебным материалом.
На занятиях, в процессе игр, дети незаметно для себя выполняют разнообразные задания, где им приходится сравнивать предметы, находить общее и различное в строение, объектов, свойствах, делать логические заключения и выводы. Игра ставит дошкольников в условия поиска.
Подводя итог, можно сделать заключение, что главными задачами и направлениями развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста является:
1. Обогащение сознания детей новейшим содержанием, что содействует накоплению взглядов детей об окружающем мире, готовит его к элементарному осмыслению некоторых понятий.
2. Систематизация собранной и приобретённой информации с помощью логических операций (сравнение, анализ, классификация, обобщение). Желание к дальнейшему накоплению информации (отдельные факты, сведения) и стремление упорядочить накопленную и вновь получаемую информацию, систематизировать ее.
Таким образом, развитие познавательной активности личности ребенка во время занятий, выражается наиболее полно, и рассматривается во всей воспитательной деятельности в целом. Значимость педагога в данном случае очень важна, т.к. он ориентирует личность на правильное, гармоничное развитие.