Доклад на тему: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»





















Доклад на тему:
«Развитие познавательной активности
детей старшего дошкольного возраста»









Воспитатель:
Родина Любовь Николаевна







Вольск - 2016
Проблема развития познавательной активности детей старшегодошкольного возраста одна из важнейших проблем современной педагогики. Она выступает как первостепенное условие формирования у учащихся потребности в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний.
Реалии сегодняшнего дня требуют ориентации образования старшихдошкольников на развитие познавательной активности личности как основы личностного развития, так как в процессе начального обучения закладывается фундамент «умения учиться», который в дальнейшем становится основным условием непрерывного образования. Возрастание вариаций типов учебных заведений не однозначно сказывается на качестве формирования знаний, умений и навыков учащихся, в силу не разработанности организационных, методических и правовых основ их функционирования. Научно не обоснованные попытки активизировать познавательную деятельность за счет увеличения объема изучаемого материала, интенсивности его подачи приводят не только к снижению качества образовательного процесса, но и к возрастанию его негативного воздействия для всех субъектов образования. Несовершенство традиционной системы контроля и оценки знаний учащихся зачастую входит в противоречие с мотивационной сферой учебного процесса.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста происходит постепенно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.
Для дошкольников противоестественны скука и безразличие. Основная задача педагогов заключается в том, чтобы поддерживать и стимулировать их любознательность и познавательную активность, побуждать интерес к разным сферам действительности, удовлетворять потребность в познании. Интеллектуально-познавательное развитие является основой умственного воспитания. Для обеспечения познавательного развития в ДОУ создана пространственная среда, которая обеспечивает наиболее активное и полноценное развитие старшего дошкольника.

Условия, необходимые для развития познавательной активности дошкольников в ДОУ:
- создание пространственной разносторонней среды;
- гуманистическая позиция педагога;
- индивидуально-дифференцированный подход;
- взаимодействие с родителями;
- система планирования;
Методические условия для развития познавательной активности детей:
Плановость;
Координированность;
Целенаправленность;
Системность;
Индивидуально-дифференцированный подход и непрерывность повышения квалификации;
Новизна в работе педагогов, умение их адаптировать, изменять имеющийся материал.
Удовлетворение познавательных интересов детей, их обучение строятся с учетом «зоны ближайшего развития». Гуманистическая позиция педагога состоит в том, чтобы принять ребенка таким, каков он есть, с тем опытом, который у него имеется и учетом этого сделать его полноправным участником учебного процесса. На каждом возрастном этапе между детьми существуют индивидуальные различия, которые учитывают педагоги при составлении игр и занятий. Задания могут выполняться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Место и время занятий выбирает педагог с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, сетки занятий. Только индивидуально – дифференцированный подход позволяет создать оптимальные условия для развития каждого ребенка. К детям разного пола, разного типа темперамента нужен особый подход, они нуждаются в дифференцированных воспитательных воздействиях. Нельзя насильно заставлять ребенка делать то, чего он не хочет, к чему он еще не готов.
Задача педагога состоит прежде всего в том, чтобы заинтересовать детей, увлечь их полезным занятием. Необходимо учитывать, что дошкольники не могут учиться по требованию взрослых. Они способны запомнить, понять, усвоить только то, что нужно им самим, в чем они испытывают практическую необходимость, что им интересно. Опыт работы убедительно показывает, что прививать интерес к учебе лучше на игровом, занимательном, обучающем материале, поскольку ведущий вид деятельности в этом возрасте - игра. Игровые приемы, занимательные игры и упражнения, игры - эксперименты, увлекательные задания пронизывают детскую деятельность. Интересная и развивающая направленность содержания позволяет давать знания в процессе творческой познавательной деятельности, когда необходимо выбрать, придумать, отгадать, составить, объяснить, сгруппировать, видоизменить, установить соответствие, изобразить, смоделировать.
Задачами педагога при работе над развитием у детей познавательной активности являются:
- обеспечить активное интеллектуально-познавательное развитие детей;
- развивать психические процессы как основу учебно-познавательной деятельности (восприятие, воображение, память, мышление);
- активизировать познавательные интересы;
- дать знания об окружающем мире;
- формировать знания, умения и навыки в процессе разных видов деятельности;
- развивать речь;
- формировать математическое и конструктивное мышление;
- развивать творческие способности в мыслительной и практической деятельности.
В основу системы развития интеллектуально – познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста положены следующие принципы:
- ориентация на основные возрастные новообразования в познавательной сфере детей дошкольного возраста;
- учет основных линий развития интеллектуально – познавательной сферы дошкольников;
- опора на « зону ближайшего развития» и ведущий вид деятельности;
- постепенное усложнение обучающих задач;
- повышение умственной активности детей, которая способствует стремлению самостоятельно справляться с познавательными задачами, в том числе с задачами нового типа;
- органическая связь между внешней (практической) и внутренней (умственной) активностью ребенка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду;
- индивидуально-дифференцированный подход к детям в процессе проведения занятий и развивающих игр;
- принцип единства диагностики.
Реализация этих принципов позволит педагогу решить сложные задачи развития у детей дошкольного возраста интеллектуально – познавательной сферы и формирования устойчивой познавательной активности. Необходимо формировать творческие способности ребенка, а не передавать готовые знания. Создать такие условия для учебно-воспитательного процесса, где в комплексе решаются задачи гармонического развития личности.
Важнейшей задачей педагогических работников является определение путей, дидактических условий, педагогической системы стимулирования познавательной активности ребенка дошкольного возраста.
Можно выделить несколько наиболее глобальных путей реализации модели предшкольного образования (Рис 1.):











Рис. 1 Пути реализации модели предшкольного образования
Организация пространственно-предметного компонента предполагает привлекательность данной среды для взрослых и детей.
Большое значение имеет эстетически привлекательное оформление окружающего детей пространства, холла, спортивного зала и т.д. Каждая комната должна иметь свой особый интерьер, эстетически и художественно выдержанный, стимулирующий развитие ребенка (цвет стен, расположение мебели и т.д.). В комнатах для занятий нужны рабочие стенды, где можно вывешивать информацию по проектам, которые выполняют дети или необходимые опорные схемы, карты или рисунки, помогающие осваивать новую информацию, стимулирующую их активность и познавательный интерес, а также выставки индивидуальных и коллективных работ учащихся. Часть помещений, отданная под организацию игрового пространства, должна быть продумана с точки зрения разнообразия различных форм образовательно-игровой деятельности. Здесь каждый ребенок может найти себе игру по душе, любимые игрушки и книги, пространство должно быть организовано таким образом, чтобы детям была предоставлена возможность участвовать в специальных групповых играх развивающего характера. Это пространство регулярно изменяется в соответствии с планом интеллектуального и личностного развития детей. Хорошо, если в каждой игровой комнате создан уголок, где дети заботливо ухаживают за растениями и животными
Особое место занимает оснащение техническими средствами обучения, дидактическими материалами, эстетически привлекательными, интересно художественно оформленными, предоставляющими разнообразные условия для организации самостоятельной образовательно-игровой деятельности, развивающей сенсорно-моторную, художественно-музыкальную сферы, наглядное моделирование и логическое мышление детей.
Можно ли сказать, что репродуктивное, стереотипное воспроизведение «знаний-умений-навыков» изменилось на стремление моделировать, проектировать и создавать образовательную среду, которая способствует раскрытию природной способности ребенка к активному саморазвитию своих познавательных, эмоциональных, духовных и физических способностей?
Реализация социального компонента образовательной среды предполагает организацию атмосферы взаимопонимания, доверия, взаимопомощи и поддержки среди учащихся, их родителей, педагогов и администрации, создание благоприятных в психологическом плане отношений между всеми участниками образовательного процесса.
Развивающий эффект образовательная среда имеет лишь в том случае, если в ней между взрослыми и детьми достаточно устойчиво сохраняются доброжелательные взаимоотношения. Образовательно-игровая деятельность имеет развивающий характер, если ребенок ощущает себя полноценной личностью, если уважают его ценности, интересы, потребности, признают индивидуальность и самобытность, если он сам полноценный участник процесса, а взрослый рядом его товарищ, партнер, помощник.
Созданию и сохранению эмоционально позитивного социально психологического климата служит объединение коллектива педагогов на основе принятия концептуальных идей, заинтересованного, неформального творческого подхода к образовательному процессу, и здоровый конструктивный стиль взаимоотношений в педагогическом коллективе. Очень важно, чтобы между педагогами сохранялись доброжелательные отношения, проводились регулярные встречи, совместное обсуждение всех волнующих педагогических проблем, знакомство с новыми идеями и методическими разработками, стимулирующими желание постоянно учиться, повышать свой образовательный уровень и профессионализм.
Сохранению позитивного эмоционального настроя содействует проявляемая администрацией степень доверия коллективу педагогов и демократический стиль управления.
Важную роль играет тесное сотрудничество педагогов и родителей, степень их взаимного доверия и принятия друг друга. Этому способствует свободный выбор родителями данного заведения, а также тот факт, что знакомство родителей с педагогом может произойти во время дня открытых дверей или при индивидуальном посещении семьей дошкольного учреждения или группы подготовки к школе.
Особое место занимает организация и совместное проведение традиционных праздников, игр и спортивных состязаний, в которых участвуют педагоги, дети и их родители, подготовка спектаклей, участие в детских конкурсах, посещение музеев, театров, организация походов и экскурсий. При этом педагоги стремятся подчеркнуть особую ценность и значимость каждого члена коллектива (организация групповых обсуждений различных ситуаций, празднование дня рождения каждого ребенка и т.д.).
Таким образом, создание развивающей во всех ее компонентах образовательной средыявляется одним из важнейших путей формирования познавательных способностей и познавательной активности.
Положительное отношение к познанию достигается, в первую очередь, созданием комфортной атмосферы общения между взрослым и ребенком и в коллективе между детьми, где каждый ребенок признается активным субъектом собственной жизни и деятельности (личностный (индивидуально-ориентированный) подход). Одним из основных факторов, определяющих развитие познавательной активности, является позиция взрослого, который может своей деятельностью вызвать устойчивое неприятие образовательного процесса, а может и пробудить в ребенке скрытый талант, либо просто интерес к получению знаний. Одной из главных движущих сил образовательного процесса является рождение естественного искреннего общения педагога и детей, когда взрослый проявляет живой интерес к жизни ребенка, устанавливает с ним личные доверительные отношения, искренне верит в возможности ребенка, стремится к раскрытию его самобытной природы. Этому способствует отказ от традиционного авторитарно-контролирующего стиля взаимоотношений и обретение взаимоотношений, при которых педагог выступает в роли старшего товарища, стремление педагога принимать и уважать каждого ребенка, желание дать ему чувство защищенности, признания и одобрения.
Поэтому старшему дошкольнику так важна поддержка, участие, интерес и внимание взрослого к его делам и проблемам.
Взрослые должны уметь видеть и понимать индивидуальность ребенка, его особенности и возможности, рассматривать его как уникальную личность с присущими ей индивидуальными склонностями и творческим потенциалом.
Необходимо учитывать индивидуальный темп каждого ребенка, наблюдать за его ростом и развитием, сравнивать результаты работы с его собственным продвижением, а не с успехами других детей или групповым уровнем, никогда не позволять себе оценивать личность ребенка, а высказываться только относительно результатов его работы. Ребенка нельзя ругать и наказывать за неуспех в той или иной деятельности, так как это может привести к появлению стойкого отрицательного отношения к процессу познания нового, педагогу, образовательной системе в целом.
Необходимо формировать позитивный микроклимат в группе детей, поддерживающий познавательный интерес. Если ребенку трудно, и у него далеко не все получается, часто ему бывает сложно построить взаимоотношения с другими детьми, и здесь он нуждается в заботливой помощи думающего и тактичного воспитателя, умеющего, нивелируя недостатки, выделять позитивное.
Соответственно для эффективного развития познавательной активности важно умение видеть и ценить в каждом ребенке единственную, неповторимую, самоценную и свободную личность, с индивидуальными, присущими только ей чертами и особенностями. Все это поможет сохранить самооценку ребенка, будет способствовать сохранению и поддержанию положительного отношения к познавательному процессу.
Культурно-творческий подход позволяет рассматривать образовательное пространство как творческую среду, реализующую содержание образования с позиций ценностей культуры и личностных смыслов ребенка, с одной стороны, и с позиций организации творческой деятельности, с другой. Следующий путь формирования познавательной активности ориентирован на открытие ребенком для себя культурных смыслов окружающего мира и взаимоотношений людей путем вовлечения его в творческую деятельность.
Творческий ребенок, творческая личность - это результат всего образа жизни дошкольника, результат его общения и совместной деятельности с взрослым, результат его собственной активности. Первые ростки творчества могут появляться в различной деятельности детей (в рисовании, лепке, аппликации, конструировании, моделировании, драматизации, игре), если для этого созданы необходимые условия. У ребёнка постепенно формируется сложнейший противоречивый внутренний мир, который придаёт деятельности ребёнка творческий характер и определяет его развитие. И в этом аспекте было бы неверно говорить об обучении творчеству. Обучают, как правило, отдельным приёмам и способам творчества. Но это не ведёт к развитию истинного творчества детей, формированию творческой личности. Внутренний мир ребенка, вся его личность построены в соответствии с законами саморазвития и творчества, задача взрослого помочь раскрытию этого внутреннего потенциала, поддержать этот мощный источник полноценного развития человека.
Вовлеченность в игровую деятельность, выполнение соответствующих возрасту творческих заданий, проектов, построенных взрослым, доступных проблемных ситуаций, решение творческих задач позволяют формировать оригинальные способности ребенка. Все это помогает развитию общей эвристической структуры личности ребенка, которая благоприятствует самостоятельному поиску и выделению ребенком в окружающей действительности незнакомого, формулированию вопросов, проблемных ситуаций и задач.
В основе интегративно-целостного подхода лежит принцип организации персонально адекватной образовательного пространства, предполагающего возможность развития всех взрослых и детей с учетом их возрастных, половых, этнических и других индивидуальных особенностей. Данный принцип реализуется в первую очередь через использование игры как ведущего в дошкольном возрасте вида деятельности.
Игра для ребенка – это своеобразный способ осуществления мечты, достижения желаемого, «воображаемая реализация нереализуемых желаний» (Л.С. Выготский).
Игры помогают ввести детей в учебный процесс, подготовить их к нагрузкам, в том числе и к нагрузкам общения в школе. Ведь в игре дети самостоятельно общаются со сверстниками, их объединяет одна цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. В ролевой игре ребёнок часто отождествляет себя со взрослыми и воспроизводит их функции и отношения в специально создаваемых им самим условиях. Игра прививает навыки эффективного общения, развивает чувство общности, внимательность, учит правильно выражать свои мысли, выстраивать общение, развивает речь. Ребенок учится выражать свои мысли, чувства, стремления, учится подчинять свою деятельность строгим правилам, учится быть целенаправленным.
Воспитательное значение игры во многом зависит от мастерства педагога, от знания им психологии детей разного возраста, учета их возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного и корректного руководства их взаимоотношениями. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на целях, вызывающих общность чувств и действий, способствующих установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности. Взрослый может использовать игровые ситуации для того, чтобы объяснить ребенку, какой из его поступков хорош, а какой плох, формируя тем самым нравственные качества ребенка, помочь ребенку не унывать при проигрыше и не тщеславиться при выигрыше.
Выделяются: физические игры (подвижные, игры-соревнования), эстетические игры (музыкальные, художественные, театральные), нравственные игры (сюжетно-ролевые, игры-драматизации) и интеллектуальные игры (дидактические и сюжетные). В используемой системе организации образовательно-игровой деятельности также важна сочетаемость связи между формами самостоятельной игры, в которых в большой степени проявляется инициативный и творческий характер детей и образовательной деятельностью, протекающей в игровой форме (обучающие игры, в большей степени направленные на усвоение определенной информации, правил).
Таким образом, в качестве важнейшего пути развития познавательной активности можно выделить использование ведущей в дошкольном возрасте игровой деятельности, деятельности, мотив которой лежит в ней самой.
Посредством дидактической игры естественно, органически развивается познавательная деятельность дошкольников, обладающих разными уровнями познавательной активности.
В построении процесса, разработке учебно-методических материалов приоритет переходит к психологии, ибо развивающее образование должно строится на знании и грамотном использовании психологических закономерностей развития детей и взрослых (развивающий подход).
В качестве важнейших направлений обновления содержания образования можно выделить:
обеспечение преемственности содержания дошкольной и начальной ступеней образовательной системы;
соответствие содержания образовательных программ современным разработкам в области педагогики, психологии, достижениям науки, техники и культуры, с одной стороны, и потребностям и реальным возможностям детей, - с другой;
переход к новым педагогическим технологиям, интерактивным методам, практической направленности обучения в сочетании с фундаментальной теоретической подготовкой;
повышение внимания к воспитанию здорового образа жизни;
активизация использования информационных технологий;
расширение системы и практики работы с одаренными детьми;
обеспечение диагностики, коррекции, поддержки и реабилитации детей различных групп риска.
Образовательный процесс строится с учетом важнейших принципов организации образования развивающего типа. Обогащение образования происходит также за счет организации экскурсий, посещения музеев, театров и т.д., совместном проведении взрослыми и детьми различных творческих дел, организации различных видов образовательно-игровой деятельности.
В психодидактическом аспекте реализация данного принципа предполагает включение в каждое направление развития ребенка системы продуманных творческих заданий и проектных работ для детей, с обязательным последующим оформлением творческих работ детей в виде выставок - проектов; создания проблемных ситуаций на занятиях, решение которых рождается в процессе совместной групповой деятельности; проведение занятий-путешествий, занятий-открытий, занятий-исследований, занятий-соревнований; организация и проведение конкурсов, концертов, спектаклей, спортивных состязаний.
Соответственно, важнейшими путями развития познавательной активности детей является развитие интересов и потребностей детей, осмысление и осознание ими себя в окружающем мире, своей индивидуальности, а также средства и способы добывания знаний.
Например, некоторые дети довольно быстро усваивают новые знания и присваивают новый практический опыт, а другие испытывают серьезные трудности, у каждого из них в свой темп. Поэтому одним из путей развития познавательной активности является организация дифференциации образовательно-игровой деятельностидошкольников, позволяющей, с учетом их индивидуальных особенностей, склонностей и желаний, опираясь на специальную развивающую программу, c помощью развивающих материалов, формировать позитивное отношение к познанию нового.
Задача взрослого заключается в том, чтобы попытаться разобраться и понять, что порождает трудности ребенка и постараться ему помочь до того, как разовьются тяжелые последствия этих трудностей. Знание ребенка – сложнейшая наука, а применение этих знаний на практике – высокое искусство, требующее от педагога самоотдачи, терпения, творчества.
Одним из важнейших путей формирования познавательной активности является помощь ребенку в преодолении его проблем в физической, личностной и познавательной сферах.
Таким образом, можно обозначить следующие важнейшие методологические принципы развития познавательной активности дошкольников:
Принцип уникальности личности ребенка – индивидуально–ориентированное образование, направленное на сохранение индивидуальности ребенка и принцип открытости педагога – способность к уважению и принятию личности ребенка, его свободы.
Принцип природосообразности и творчества – ориентироваться на внутренний мир ребенка, создавать условия для творческого саморазвития, самовыражения каждого участника образовательного процесса.
Принцип деятельностного подхода и общения – ребенок познает мир, приобретает опыт и знания, развивается в процессе образовательно-игровой деятельности и общения.
Принцип развивающего содержания образовательно-игровой деятельности - содержание обучения и воспитания должно быть: развивающим, проблемным, поисково-исследовательским, проектным, предоставлять возможность для свободного творчества ребенка.
Принцип свободы выбора – право ребенка выбирать содержание и вид образовательно-игровой деятельности, возможность проявлять самостоятельность и инициативу.
Принцип среды развивающего типа –познавательная активность развивается, если ребенка окружает благоприятная в своих пространственно-предметном, социальном и организационно-технологическом компонентах образовательная среда.
Принцип мастерства педагога – его творческий потенциал, профессионализм, умение общаться с детьми, создавать развивающую среду.












Литературные источники

Азарова Т.И. «Развитие познавательной активности детей в разных видах деятельности»,[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2012 г.
Масленникова Е.В. «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста», [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2011 г.
Прихожан А. «Познавательная активность», [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2003г.
«Развитие познавательной активности детей младшего школьного возраста как научно-педагогическая проблема», [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2011 г.












13PAGE 15


13PAGE 141515



Развивающий подход

Личностный подход

Культурно-творческий подход

Реализация модели предшкольного образования

Пространственно-средовой подход

Интегративно-целостный подход