Пути и методы развития навыков коммуникативного поведения у воспитанников, формирование межличностных отношений.


ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа – интернат №1 »
Пути и методы развития навыков коммуникативного поведения у воспитанников, формирование межличностных отношений.
Подготовила воспитатель 4 класса: Чеботарь Н.Ю.


2016Пути и методы развития навыков коммуникативного поведения у воспитанников, формирование межличностных отношений.
На современном этапе развития общества, в связи с изменениями в различных сферах жизни, особо остро стоят вопросы, связанные с подготовкой к самостоятельной жизни подрастающего поколения. Не являются исключением в этом плане и дети с проблемами в психофизическом развитии. Коммуникативные умения нужны практически в любой жизненной ситуации: успешность во много связана с нашим умением общаться, понимать других. Общество хочет видеть в выпускнике личность компетентную, со сформулированными коммуникативными навыками, умеющую работать в «команде», брать на себя ответственность за решение проблем, готовую к самообразованию. От современного человека требуют развитого креативного мышления, устойчивого навыка самоанализа, рефлексии, практической самооценки. Воспитание норм культуры поведения, культуры общения, формирование навыков самообслуживания позволяет обеспечить детям с нарушениями в интеллектуальном развитии полноценную социальную адаптацию в обществе. Вступив в самостоятельную жизнь, воспитанники нашей школы будут проявлять степень своей воспитанности. Умение обратиться с просьбой, поздороваться, попрощаться, правильно войти и выйти из помещения, умение вести себя за столом, в общественных местах – все эти навыки очень пригодятся детям с проблемами в развитии интеллекта за пределами школы. Целенаправленное формирование жизненно необходимых навыков поведения для детей с ОВЗ имеет особое значение. Большинство таких детей не посещают детский сад, где обычно закладываются основы правильного поведения. В семье с детьми, как правило, над этими вопросами не работают. Если школа не поможет восполнить этот пробел, то дети, по всей вероятности, окажутся не в состоянии приобрести самостоятельно необходимые привычки и навыки культурного поведения. Скорее всего, в этих условиях они приобретут неправильные способы поведения. Практика показывает, что от своевременного начала таких занятий зависит успех всей воспитательной работы. Известно, что детский возраст является наиболее благоприятным для укрепления каких-либо привычек. Проведенные психологами многочисленные исследования утверждают, что интенсивная коррекционно-воспитательная работа с первых дней появления ребенка в школе помогает добиться довольно значительных успехов. Глубоко ошибаются те, кто думает, что школьники с проблемами в развитии интеллекта не в состоянии понять и усвоить принятые в нашем обществе нормы поведения. Для этого во школе должна проводиться большая продуманная и систематическая работа, направленная на воспитание навыков коммуникативного поведения. Часто дети не следуют правилам поведения, потому что взрослые не придерживаются единства в тех требованиях, которые предъявляют детям. Разнобой в требованиях бывает значительный. Не одинаковые требования предъявляет семья и школа. Поэтому ребенок не всегда выполняет обязательные правила, а приспосабливаются к требованиям разных взрослых. В условиях нашей работы довольно трудно соблюдать единство требований со стороны семьи и школы, так как родители детей редко посещают школу-интернат где живут и учатся их дети. Большое значение в воспитании коммуникативного поведения имеет личный пример родителей. Дети постоянно наблюдают за взрослыми, их поведением, взаимоотношениями, манерами. Так как большинство детей растут в неблагоприятных семьях, где не принято быть вежливыми, взрослые не уважают друг друга, а в доме не соблюдается чистота и порядок, то у таких детей значительно труднее воспитать привычки и навыки культурного поведения. Следовательно, воспитывая детей, мы взрослые должны постоянно строго и придирчиво следить за своим поведением, быть образцом для них. Осуществляя систему воспитательных воздействий, воспитатель должен проявлять уважение к личности ребенка, быть приветлив и вежлив. Только в этом случае усилия будут успешными. Жан Пиаже, всемирно признанный авторитет в области детского мышления, полагал, что общение с другими людьми имеет могущественное значение для крепнущих познавательных сил ребенка. Девиз Пиаже — взаимодействие: « Исходный путь познания не субъект и не объект, а их нерушимая взаимосвязь». Отечественный педагог-психолог Д.Б. Эльконин отмечал, что особенно благоприятные условия для личностного развития детей создаются в общении ребенка с другими детьми в сюжетно-ролевых играх. «В ролевых играх между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу, а также иногда и отношения властвования и даже деспотизма и грубости, то есть такие, в которых формируются как положительные, так и отрицательные качества ребенка».
Фридман выделяет два основных пути развития и формирования у воспитанников коммуникативного поведения.
Первый путь, иногда называемый "снизу вверх" Этот путь означает, что педагог, опираясь на уже имеющиеся у детей потребности, так организует определенную деятельность, чтобы она вызвала у них положительные эмоции удовлетворения, радости. Если эти чувства обучающиеся испытывают достаточно долго, то у них возникает новая потребность — в самой этой деятельности, вызывающей у них приятные эмоциональные переживания. Допустим, мы хотим сформировать у ребенка стойкий мотив - интерес к решению задач, если такого мотива у них еще нет. Опираясь на имеющуюся потребность выполнять требования взрослых, воспитатель организует самостоятельное решение задач так, чтобы гарантировать полный успех каждого ребенка в этом деле, например, детям даются заведомо легкие задачи. При этом воспитатель хвалит воспитанников за успешно выполненную работу и повторяет это до тех пор, пока дети не обретут полной уверенности в своих возможностях в решении задач. Затем воспитатель, предупреждая, что теперь он даст им сложные задачи, дает опять достаточно легкие, посильные для каждого ученика. Тем самым у обучающихся постепенно крепнет уверенность в своих силах и возможностях, они сами просят давать им новые и новые задачи, причем повышенной трудности. Тогда воспитатель начинает увеличивать степень трудности задач, и таким образом у детей удается сформировать стойкую положительную мотивацию к решению задач любой трудности.
Второй путь заключается в усвоении воспитуемым предъявляемых ему в готовой "форме" побуждений, целей, идеалов, содержания направленности личности, которые по замыслу воспитателя должны у него сформироваться и которые сам воспитуемый должен постепенно превратить из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально действующие. Это механизм формирования "сверху вниз". Такой путь связан с методами убеждения, разъяснения, внушения, информирования, примера. Особую роль здесь играет коллектив, социальная среда, в которой живет и действует ребенок, взгляды, убеждения, традиции, принятые в этой среде. Когда воспитанник видит, что окружающие его товарищи и взрослые относятся к тому или другому объекту (например, к знаниям по какому-то предмету, к какой-то работе и т.д.) как к особой ценности и направляют свою деятельность на овладение этим объектом, то и он перенимает этот взгляд на данный объект. Тем самым у ребенка возникает особое отношение к этому объекту как к некой ценности и потребность в овладении им, т.е. возникает новый стойкий мотив. Как указывает Л.М. Фридман, воспитатель в своей работе должен использовать оба этих пути.
Работа педагога, прямо направленная на упрочнение и развитие мотивационной сферы, включает в себя следующие виды воздействий:
* актуализация уже сложившихся ранее мотивационных установок, которые надо не разрушать, а укреплять и поддержать.
* создание условий для появления новых мотивационных установок (новых мотивов, целей) и появление у них новых качеств (устойчивости, осознанности, действенности и др.)
* коррекция дефектных мотивационных установок
* изменение внутреннего отношения ребенка как к наличному уровню своих возможностей, так и к перспективе их развития.
В педагогической практике часто работа по формированию мотивов деятельности детей проходит на каком-нибудь одном этапе занятия, преимущественно в его начале, что является не совсем правильным. Мотив должен быть построен самим ребенком в процессе его деятельности на протяжении всего занятия. Поэтому сама формулировка “формирование мотивов у детей” кажется не вполне корректной. Педагог может лишь способствовать процессу, мотивообразования обучающихся, а не формировать за них мотив, как таковой.
Приемы, способствующие формированию у воспитанников положительного отношения к результату своей деятельности.
• Организация выставки работ обучающихся - способствует удовлетворению у школьников потребности в самоутверждении, престиже, соревновательной потребности.
• Подкрепление даже маленькой удачи учеников — способствует укреплению силы и действенности возникшего у детей мотива. Имеет значение для тех детей, у которых преобладает потребность в одобрении и похвале со стороны взрослого, а также для школьников, которые на протяжении длительного времени находились в ситуации неуспеха.
• Постановка положительной мотивационной перспективы – это подкрепление мотива обучающихся путем раскрытия перед ними ценности и значимости будущих результатов их деятельности на последующих занятиях.
Для достижения положительного результата в процессе воспитания используют следующие методы:
Метод эмоционального взаимодействия – это отношения между воспитателем и воспитанниками на основе доброжелательности, взаимоуважения и взаимодоверия. Использование данного метода способствуют, в первую очередь, установлению эмоционального контакта между участниками педагогического процесса (воспитатель и воспитанник). В данных условиях у детей возникает состояние психологического комфорта, эмоционального удовлетворения. У педагога появляется возможность более глубокого понимания эмоционального состояния школьников, что помогает почувствовать переживания детей, их аффективные реакции в общении, тревожность, недоверие или открытость. Метод эмоционального взаимодействия помогает школьникам раскрыть свои потребности, а педагогу, соответственно, их обнаружить.
Метод педагогической суггестии – это внушение учителем значимости собственной личности как самому субъекту обучения, так и окружающим его сверстникам. Данный метод незаменим по отношению к воспитанников со сниженной самооценкой, которая крайне неблагоприятна для воспитания культурного поведения . Сущность этого метода заключается в том, что педагогом перед всем классом или в присутствии других взрослых утверждаются положительные качества того или иного ребенка, его возможности или способности. Даже если ребенок не всегда понимает значение характеристик, которые педагог высказывает для его оценки, он все равно чувствует их значимость. Этот метод способствует укреплению веры ребенка в себя, в свои возможности, веры в успех.
Метод педагогической релаксации – это снятие напряжения, чрезмерно повышенного мышечного тонуса, блокирующего нормальную деятельность мозга обучающихся. Постоянные требования воспитателя к осанке детей, к их поведению на занятии, чтобы они сидели «как надо», вели себя «правильно», приводит к напряженности и скованности детей, боязни расслабиться. Метод педагогической релаксации позволяет уменьшить это напряжение, способствует возникновению состояния эмоционального покоя и равновесия. Это, в свою очередь, помогает снять когнитивные и эмоциональные барьеры между педагогом и обучающимся. Авторитет взрослого способен непроизвольно подавить ребенка, что может выразиться в затрудненности восприятия. Снятие дискомфорта перед взрослым – необходимое условие мобилизации ребенка на общение с воспитателем и как следствие - непринятие той воспитательной задачи, которую он перед ним ставит.
Метод антиципации ценностей – это предвосхищение реакции обучающихся на результат их деятельности. Проигрывание ситуации успеха еще до изготовления того или иного объекта приводит к внутренней организации, мобилизации активности воспитанников, что помогает удерживать первичный мотив на протяжении всей деятельности. Часто школьники, определив в начале занятия значимость для себя изготовляемого предмета, не могут сохранить ее до конца урока, тем более, если изготовление объекта занимает не одно, а несколько занятий. В этом случае метод антиципации ценностей способствует мотивационной регуляции деятельности обучающихся.
Метод эмоционального подкрепления – это формирование и укрепление положительных эмоций как в процессе деятельности, так и по достижении конечного результата. Ребенок, испытав однажды чувство эмоционального удовлетворения, стремится вновь пережить чувство эмоционального комфорта при взаимодействии с воспитателем по поводу новой задачи, которую тот перед ним ставит. Важно, чтобы эти чувства ребенок испытал в ситуации, когда результат достижения либо соответствует ожиданию ребенка, либо превосходит его, или же когда успех отмечен окружающими и близкими людьми. Данный метод способствует закреплению возникшего мотива деятельности.
Использование данных методов педагогического взаимодействия способствует лучшему проявлению индивидуальных особенностей мотивационных факторов деятельности обучающихся.В последнее время большинство выявляемых нарушений социально -коммуникативного развития у детей связаны с особенностями и типами семей, в которых они проживают. Из-за нарушений в семейной системе снижается потенциал ребенка, снижаются возможности его полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Поэтому был сделан вывод о необходимости проведения с этими детьми коррекционной работы (изменении устойчивых отрицательных эмоционально-поведенческих реакций, которая включает также психологическое консультирование родителей.) Работа по развитию социально-коммуникативных навыков у детей проводится в нескольких направлениях:
1 направление «Здравствуйте, это я! »
Включает в себя работу по развитию у ребёнка представлений об особенностях своей личности, развитие навыков самосознания, позитивного самовосприятия, уверенности в себе.
2 направление «Давайте жить дружно»
Направлено на приобретение детьми навыков сотрудничества внутри группы, введение алгоритма совместных действий и предоставление ребёнку возможности научиться реализовывать себя в группе. Включает в себя цикл игровых занятий, групповых ритуалов, этюдов, минуток общения, совместных мероприятий.
3 направление «Я, ты, он, она - вместе целая страна! »
Направлено на приобретение детьми навыков социального общения вне группы (с детьми других групп, ближайшего социума). Включает в себя организацию различных социальных контактов: общих игр, развлечений, спортивных мероприятий, концертов и праздников.
4 направление «Мы вместе»
Большую роль в данной работе играют индивидуальные и групповые занятия с детьми театрализованной деятельностью с применением методик игротерапии и сказкотерапии. В процессе такой работы дети учатся понимать смысл и прогнозировать последствия собственного эмоционального поведения. Занятия с использованием игротерапии –могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. В процессе игры дети учатся понимать смысл и прогнозировать последствия собственного эмоционального поведения. Они осознают значение эмоциональной атмосферы добра, радости, сотрудничества для улучшения и собственного самочувствия, и отношений со сверстниками в группе. Занятия с использованием сказкотерапии дают возможность увидеть свои проблемы как в зеркале, проработать их через сказочный сюжет, на уровне поведения. Сказочный сюжет облегчает принятие и выход из проблемной ситуации раскрывает скрытые внутренние ресурсы через проигрывание сказочных сюжетов.
Использование выше перечисленных методов и форм воспитания коммуникативного поведения решает следующие задачи:
- побуждение интереса к себе, окружающему социальному миру;
- развитие и тренировка механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям (в том числе снятие тревожности, робости) ;- развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми, формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов);
- развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков.
Основные критерии сформированности навыков адаптивного поведения у воспитанников 10-11 лет. - имеет представление и навыки коммуникативного поведения; - знает и умеет следовать правилам поведения в различных ситуациях (в школе, на улице, в транспорте, в больнице и т.д.); - знает что такое конфликт и как его избежать; - умеет и знает как быть полезным другу, взрослому; - владеет навыками (автоматически, аккуратно, качественно): личной гигиены (чистить зубы, причесывается, умывается, пользуется туалетом, принимает душ, ванну); самообслуживающего труда (ухаживает за одеждой, подбирает одежду по сезону). - содержит своё рабочее место, шкаф, спальню в аккуратном состоянии, владеет навыками уборки; - владеет началами творческого воображения (обдумывают и выполняют поделки, используя различные материалы); - с пользой проводит своё время; - знает и соблюдает правила поведения на уроке, во время самоподготовки; - развито чувство патриотизма, гуманизма; - знают и понимают свои права, прописанные в Декларации прав человека.  Дети становятся более инициативными, любознательными, более внимательными и доброжелательными друг к другу. У детей развивается уверенность в своих силах.
Полученные навыки дети смогут применять в повседневной жизни, что будет способствовать их дальнейшей успешной социализации.