Понятие коммуникативного поведения. Национальные особенности коммуникативного поведения представителей разных этносов


Понятие коммуникативного поведения. Национальные особенности коммуникативного поведения представителей разных этносовАлексеенко Ирина Александровна Коммуникативное поведение -это поведение личности или группы лиц в процессе общения, регулируемое нормами и традициями общения данного социума.Общение - процесс взаимосвязи и взаимодействия обществ. субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками. Коммуникативное поведениеНормыНавыкиСредства общенияВиды общения Нормы коммуникативного поведенияОбщекультурныеГрупповые Ситуативные Индивидуальные Общекультурные нормы коммуникативного поведения Отражают принятые правила этикета, вежливого общения. Связаны с ситуациями самого общего плана, возникающими между людьми вне зависимости от сферы общения, возраста, статуса, сферы деятельности. Групповые нормыкоммуникативного поведенияОтражают особенности общения, закрепленные культурой для определенных профессиональных, социальных и возрастных групп. Есть особенности коммуникативного поведения мужчин, женщин, юристов, врачей, детей, родителей, `гуманитариев', `технарей' и т.д. Ситуативные нормы Разновидности коммуникативного поведения могут быть различны по характеру - по статусу: вертикальное (вышестоящий - нижестоящий) и горизонтальное (равный - неравный);- по возрасту ( старший—младший, родитель—ребенок)- по полу (мужчина—женщина) и др. Индивидуальные нормы Отражают индивидуальную культуру и коммуникативный опыт субъектов общения и представляют собой личностное преломление общекультурных и ситуативных коммуникативных норм в различных видах взаимодействия Коммуникативное поведение народа Это совокупность особенностей общения людей какой-либо национальности. Коммуникативное поведение включает нормы общения (правила общения, обязательные для соблюдения) и традиции общения (правила, которые принято выполнять в обществе, хотя и они не обязательны). Доминантные черты коммуникативного поведения некоторых народов Каждый народ состоит из множества отдельных людей, каждый из которых имеет свои собственные коммуникативные привычки, но, говоря о народе в целом, можно выделить определенные черты коммуникативногоповедения, которые можно считать национальными – тоесть свойственными большинству представителей народа. РУССКОЕ КОММУНИКИТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Одной из самых ярких особенностей русского общения является общительность. Мы легко вступаем в общение, легко знакомимся, можем заговорить с незнакомым человеком. Следующей особенностью русского человека является эмоциональность в общении. - Мы часто считаем официальное общение вынужденной необходимостью, при знакомстве стараемся быстрее преодолеть официальный уровень. Мы любим говорить без церемоний, запросто, быстро переходим на «ты». Близко подходим к собеседнику, можем дотронуться до него. Любим старых друзей и знакомых, считаем, что «старый друг лучше новых двух». Русскому человеку свойственно любопытство, стремление к широкой информативности. Одной из отличительных сторон русского общения является бескомпромиссность В русском общении обнаруживается также привычка к коллективному, групповому общению. И, наконец, яркой отличительной чертой русского общения является бытовая неулыбчивость. Коммуникативный портретамериканцев Американцы общительны, доброжелательны, жизнерадостны. Они улыбчивы, особенно на работе. Любят пошутить, однако их шутки, как правило, незатейливы и даже грубоваты. Дружественны, но по-своему. У них дружба редко бывает продолжительной. Одно из главных отличий американцев от других наций — это замкнутость общества. Американцы считают, что все самое важное, самое значительное и интересное происходит именно в их стране. Коммуникативный портретбританцев Важнейшей особенностью коммуникативного поведения англичан является ‚ умение терпеливо, молча выслушивать собеседника, не возражая ему. Английские традиции предписывают сдержанность в словах и суждениях как знак уважения к собеседнику, который вправе придерживаться иного мнения Одной из важнейших особенностей английского коммуникативного поведения является развитость светского общения. Даже деловые беседы традиционно начинаются с обсуждения погоды, спорта и т.п. Коммуникативный портретфранцузов Одной из особенностей французского красноречия является склонность к преувеличению, превосходным степеням, крайность в выражении оценок (ужасно, омерзительно, прекрасно, потрясающе и др.). Свойственны открытость, приветливость, быстрота ведения беседы. В деловой жизни Франции большое значение имеют личные связи и знакомства. Коммуникативный портрет жителя Германии Приветливый, вежливый, сдержанный, предпочитает официальный стиль общения. На отдыхе, в компании немцы могут вести себя очень шумно. Любят поговорить о еде и деньгах. В деловом общении немцев отличают трудолюбие, организованность, пунктуальность, бережливость, рациональность, пунктуальность. В Германии, как ни в какой другой стране, принято рукопожатие. У немцев достаточно большая дистанция, они стараются не подходить друг к другу близко. Немцы не любят вступать в разговоры с незнакомыми людьми. Коммуникативный портрет жителя Японии Японская мораль считает узы взаимной зависимости основой отношений между людьми. Рукопожатие у японцев не принято, а важнейшим элементом правил хорошего тона являются поклоны В отличие от многих других стран, в Японии считают установление деловых контактов путём переписки и телефонного общения малоэффективными, важнее устное общение. Большое значение в японской культуре придается пунктуальности, точности.. Коммуникативный портрет жителя Китая При постановке делового предложения всегда необходимо помнить, что первостепенное значение из всех национальных особенностей для китайцев являются такие понятия как «сохранение лица», «потеря лица», т.е. общественного престижа. Характерные черты жителей Китая: терпение, дисциплинированность, щедрость к другу, патриотизм, завышенная самооценка, настойчивость и сплоченность. В растущем межкультурном общении для успешного совместного достижения цели важна роль учёта национальных особенностей участников коммуникации. К данным особенностям относятся национально-культурное своеобразие языковой картины определённого народа и национально-культурная специфика речевого поведения отдельных представителей данной нации.Заключение Спасибо за внимание!