Презентация педагога-психолога на педагогическом совете на тему : Психологический комфорт на уроке, как условие развития личности школьника


«Психологический комфорт на уроке, как условие развития личности школьника» Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт?»(Слова должны начинаться с букв данного слова.) КрасотаОрганичностьМамаФантазияОтдыхРадостьТепло - Комфорт (психологический) на уроке - важно ли это? Какие условия могут его обеспечить? - Что осложняет взаимоотношения между учителем и учеником? - Конфликт на уроке: можно ли его предотвратить, каким образом?Комфорт - заимствовано из английского языка, где comfort «поддержка, укрепление» («Этимологический словарь», Н. М. Шанский).Комфорт - условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов).Психологический комфорт - условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться. Успех – переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат , к которому личность стремилась в своей деятельности , либо совпал с её надеждами, ожиданиями, либо превзошёл их. Ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности. ОсновныеЭтапы урока Благоприятный психологический климат на уроке. Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье. Критерии эффективного с точки зрения сохранения здоровья урока Отсутствие усталости у детей и учителяПоложительный эмоциональный настройУдовлетворение от сделанной работыЖелание продолжать работуСоздание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке (из опыта работы учителей). Преобладающее выражение лица учителя. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т.д. В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гумманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.Это декларируется в законе Украины “Об образовании”. «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся», инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Подобная личность может сформироваться в условиях такого психологического пространства, где ребёнку с первого класса предоставляется возможность :Выражать своё «Я», делать выбор в соответствии со своими ценностными ориентациями;Развивается готовность и умение брать на себя ответственность;Создаются условия для самоутверждения ребёнка с учётом сильных сторон его личности;Формируется взгляд на другого человека как на безусловную личность Каково же сегодня состояние на уроках? 1. Случаются ли у вас конфликты на уроке? Почему ученик готов прогулять урок (высказывания из анкет) 8,9,11 –е классы Очень много задают Не люблю предмет Бесполезен предмет Устаём и хочется погулять Плохо знаю предмет Скучно, не комфортно Не хочу учиться Не понятно Люблю поспать Не интересно Причины конфликтов на уроке (из высказываний учащихся) Придираются Быстро диктуют Из-за непонимания Учитель не справедлив Недопонимание того, что требуют,не желают выслушатьповышают голос Необоснованные претензии со стороны учителя Кричат на меня Плохое поведение Не сделал домашнюю работу Ни за что ставят «2»,невнятно объясняют Моя неустойчивая психика Что в джинсах Бывают разногласия, нравится узнавать новое, но не зубрить это «Микроклимат в школе» С каким настроением вы идёте в школу? Довольны ли вы отношениями с одноклассниками?Довольны ли вы отношениями с клас.руководителем?Жизнь в школе считаете интересной и насыщенной? Довольны ли вы отношениями учителей?Довольны ли вы отношениями с родителями?Довольны ли вы своими отношениями со сверстниками? Успешное проведение урока, следовательно и психологический комфорт на уроке создаёт сам педагог. Старайтесь:Видеть в каждом ученике уникальную личность. «Все дети талантливы». Создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности. "Учиться победно!". Исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка. "Ребенок хорош, а плох его поступок". Предоставлять возможности и помогать детям. "В каждом ребенке – чудо, ожидай его". «ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ…»«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю , скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома». РЕФЛЕКСИЯБольшой палец – для меня было важным и интереснымУказательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендациюСредний – мне было трудно ( мне не понравилось)Безымянный – моя оценка психологической атмосферыМизинец –для меня было недостаточно…… Спасибо за внимание