Урок окружающего мира в 1 классе по теме Деревья осенью или почему осенью листопад

Тема урока: Деревья осенью, или почему осенью листопад?
Цели урока: 1.Понаблюдать за осенними изменениями в природе.
2. Познакомить детей с хвойными и лиственными деревьями, учить распознавать листья наиболее распространенных пород деревьев.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: гербарные папки, коробки с листьямиразличных пород деревьев, веточки ели, сосны.

Ход урока:
Орг.момент.
Вступительная беседа.
-Ребята, какие какое время года сейчас?
-Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)
-Чем примечательна осень? (Богата дарами, это самое щедрое время года, очень красивое время года)
III. Проверка домашнего задания:
-Я вас просила подготовить пословицы и поговорки об осени. Что вы можете рассказать о ней?
( -Весна красна цветами, а осень снопами.
-Осенью хоть холодно, да не голодно.
-Осенний день год кормит.
-Осень-запасиха, а зима-прибериха.
-Осенью и воробей богат.
-Цыплят по осени счмтают.
-Холоден сентябрь, да сыт.
-Осень говорит: «Я урожу», а весна: «Я погляжу!»)
IV. Постановка задач урока.
Учитель: Молодцы, ребята! Как много вы пословиц подготовили. Они все говорят о том, что осень богатое, щедрое время года. Я бы сегодня хотела обратить внимание на красоту, которую нам дарит осень. Посмотрите вокруг: небо голубое, чистое, солнышко светит, листья на деревьях разных цветов. Действительно, осень – замечательное время года. Именно поэтому многие поэты посвящали свои стихи осени, художники рисовали осенние пейзажи, композиторы сочиняли музыку.
А. С. Пушкин писал:
Унылая пора! Очей очарованье
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье
В багрец и золото одетые леса

Итак, сегодня на своем уроке мы попытаемся понять причины такой красоты. Для этого Мудрая Черепаха приглашает нас к другу. Послушайте, что написано в его «Приглашении»:
Нам в дождь и зной поможет друг
Зеленый друг ,хороший
Протянет нам он сотни рук
И тысячи ладошек!
-К какому другу приглашает нас Мудрая Черепаха? (к деревьям, в лес, в парк)
V. Практическая работа: знакомство с лиственными деревьями.
Учитель: Мудрая Черепаха предупреждает о том, что собирать нужно опавшие листья, потому что когда срываете листья, можно поломать ветку и навредить дереву.
Жалко, Муравьишка убежал вперед, а то бы и он узнал много много интересного.
Отгадайте, к какому дереву мы подойдем сейчас:
Стоит Алена, платок зеленый
Тонкий стан, белый сарафан (Береза)

Учитель: Подойдем поближе. Посмотрите, какая красавица, тоненькая, гибкая, кудрявая. А сколько песен, стихов о ней сложено! Из древесины березы делают лыжи, мебель, много сувениров. А вот эта белая кора – береста – долго служила людям бумагой. Вспомните, где вы слышали о берестяных грамотах.

(Сбор листочков)

-Что можете сказать о листочках, об их форме, цвете? Обратите внимание: на черешке-1 листовая пластинка. Такие листочки называются простыми.

–Следующая наша остановка у дерева, у которого

Сучки рогатые
Плоды крылатые
А лист ладошкой
С длинной ножкой. (Клен)

Учитель: Да, клен – желанный гость всех парков и улиц городов, потому что является санитаром загрязненного вредными веществами воздуха. Любят его и за красивые резные листья. У клена крепкая древесина, ее широко применяют в столярном деле. Из него делают кларнет и флейты.

(Сбор листочков)

-Чем отличаются березовые листочки от кленовых? (по форме, по цвету, черешок длиннее)
-Он сложный или простой? (простой)

Кто знает, как называется это дерево? (орешник)

Отгадать, что это за дерево нам поможет загадка:

Летом густой он растет
Незаметно он цветет.
А когда проходит лето
Мы едим его конфеты
Не в бумажке, а в скорлупке!
Берегите, дети,зубки! (Орешник)

-Знаменито это дерево своими плодами – грецкими орехами, в них много полезных веществ. А еще душистая листва орешника отпугивает летом насекомых.

(Сбор листочков)

-Что можете сказать об этих листочках? (Они сложнее: на черешке несколько листовых пластинок).

Следующее дерево говорит так:
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед! (Липа)
-Действительно, это дерево – медонос, а чай с цветочками липы – целебный, лечит от простуды, очень вкусный и душистый. Живут эти деревья более 100 лет из древесины изготовляют музыкальные инструменты, посуду, кадки, бочонки.
(Сбор листочков)

-Какие листочки вам напоминают липовые? (березовые, в форме сердечка). Что можете о них сказать? (Они простые).

-Под деревом, о котором я сейчас скажу, осенью стоять опасно, потому что оно устраивает настоящий камнепад. Что это за дерево? (Каштан)
-Это очень мощное дерево, с сильной кроной, живет до 300 лет. Из каштанов готовят лекарство, древесину используют, как поделочный материал.
(Сбор листочков)

Что вы замечаете? Какие листочки у каштана? (Сложные).
Игра «Разложи листья по корзинам».
(Поставить 2 корзины: в I корзину – складывают простые листья, во II – сложные. Все листья вперемешку лежат в коробке).

Выводы: Посмотрите, ребята, сколько разных листьев. Давайте разберемся, почему деревья осенью роняют листву? Как вы думаете? (Ответы детей)

Учитель: Оказывается, в клетках листьев содержится зеленый и желтый пигмент. С наступлением холодов зеленый пигмент разрушается, начинает выступать желтый, а у некоторых и красный. Все накопленные ранее полезные вещества отводятся к местам накопления, а ненужные вещества удаляются с листьями. Сбрасывая листву , деревья спасаются от засухи. Дело в том, что листья испаряют влагу. Но с наступлением холодов корням деревьев все труднее добывать влагу, и сбросив листву, деревья как бы оставляют себе небольшой запас воды. А еще оставшиеся на зиму листья и ветви с ними не выдержали бы ложащегося на них снега и ломались. Предусмотрев все это, природа и «организовала» листопад.

-А есть ли деревья, которые переживают зиму без листопада? (Да, хвойные деревья)
-Назовите их (ель, сосна, кедр)
-Давайте подумаем, почему же эти деревья не роняют свои листья – хвоинки? (Эти листья испаряют гораздо меньше влаги, они покрыты толстой кожицей. Кроме того, на иголочках не может удерживаться столько снега, сколько на лиственных, и снег легко скользит по наклонным еловым веткам.)

Работа по учебнику: знакомство с хвойными растениями (стр.17)
а) Сравнение ели и сосны по кроне, хвоинкам, шишкам. Что общего ?(Не роняют листву)
б) Рассказ о лиственнице (отличие от сосны и ели – расположение хвоинок пучками, мягкая неколючая хвоя, иголки отпадают осенью, и название оттуда).

Лиственница – королева сибирских лесов. Древесина этого дерева не знает износа, она со временем становится крепче. В Московском Кремле внутренняя отделка из лиственницы и служит более 500 лет. По прочности это дерево не имеет равных.

VI. Итоги урока:
-Вот мы и наконец, встретили своего Муравьишку. Утром он поспешил, а теперь стоит и не знает ответов на вопросы Мудрой Черепахи. Поможем ему?
1. Решение кроссворда «С какого дерева этот лист?»

3.
1

2


3






4















Дуб Ель
4.



Береза Клен



2. Какой лист имеет сложную листовую пластину?



Дуб Береза Рябина Ель

Какое из этих хвойных деревьев сбрасывает осенью листву?:
-сосна,
-лиственница,
-ель;
-Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали и Муравьишка очень доволен. В знак благодарности он вам предлагает разноцветные шарики.
VII. Самооценка и рефлексия:
-Кто считает, что очень хорошо поработал на уроке, узнал много нового – берет красный шарик.
_ Кто думает, что не очень хорошо работал, а мог бы еще лучше – берет синий шарик.
-А кто недоволен своей работой на уроке берет желтый шарик.

Подведение итогов урока учителем.















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615




15