Доклад на тему: РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Краткая аннотация: В докладе раскрываются благоприятствующие условия, эффективные методы, учитывающие возможности каждого ребенка, для развития познавательной активности и творческих способностей. Рассматриваются различные аспекты профессионального мастерства педагога, его умение заинтересовать детей разного возраста, видам декоративно-прикладного искусства.
Ключевые слова: методы и приемы на занятиях, из личного опыта работы.
 На протяжении всей истории человечества народное декоративно-прикладное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений. При теоретическом обучении воспитанники знакомятся с истоками возникновения и развития разных видов народного декоративно-прикладного искусства, учатся замечать  тесную связь народного творчества с природой, традициями, жизнью народа. В процессе практического освоения различных видов декоративно-прикладного искусства воспитанники учатся создавать красоту своими руками. Эти занятия не только формируют эстетический вкус у ребят, но и дают им необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки, то есть, осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. 
Развитие познавательной активности и творческих способностей детей предполагает формирование у них важнейших умственных и практических действий, внешне проявляющихся в виде определенных умений: умение наблюдать, думать, сопоставлять, сравнивать, умение самостоятельно выдвигать и решать новые задачи. Чтобы дети начали творчески применять полученные знания, необходимо, чтобы они испытывали потребность в такой деятельности. Если понимать творчество как создание нового, наши дети — самые большие творцы. Для них все является новым. Однако дети, по сути, не творят новое, а по большей части, открывают его для себя посредством творческого эксперимента. Особенно остро встает этот вопрос в подростковом возрасте, так как именно в этот период формируется самосознание, нравственные убеждения, мировоззрение, интересы. Умение создавать из элементов целое, комбинировать старое в новые сочетания - составляет основу творчества. Используемые при этом педагогические методики – становятся эффективным инструментом в руках каждого умелого педагога. Наибольший эффект дают такие методы, как:
творческое задание;
постановка проблемы или создание проблемной ситуации;
дискуссия (организация обсуждения материала);
создание креативного поля;
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности.
Деятельность протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если у детей имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели.
Методы стимулирования:
 методы эмоционального стимулирования;
 методы развития познавательного интереса;
методы формирования ответственности и обязательности;
 методы развития творческих способностей и личных качеств каждого ребенка.
«Метод проектов» является открытой и развивающей системой, которая может совершенствоваться на основе учета педагогического опыта. Он применяется и при коллективной, и при индивидуальной работе. Практика показывает, необходимо использовать приемы и методы дифференциации и индивидуализации, задания различной трудности и объема. Это позволяет достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей.
Подходы к изучению и развитию творчества:
выявление связи максимальной продуктивности с возрастом;
личностный подход - изучение индивидуальных качеств личности;
изучение мыслительных процессов, связь интеллектуального развития и способностей к творчеству.
В студию «Очумелые ручки» нет отбора детей по способностям. Принимаются все дети без исключения. На занятиях дети овладевают необходимыми навыками. Однако я считаю, что необходимо включение специальных занятий по развитию творческого мышления, воображения, мелкой моторики в программу работы кружков декоративно-прикладного искусства, что стимулирует развитие творческих способностей детей. Занятия организуются в соответствии со следующими принципами: -  создание благоприятного социально-психологического климата, отличающегося психологической безопасностью, принятием других, безоценочностью, взаимным доверием; 
- проявление симпатий и теплоты к творческим опытам ребенка, положительное нематериальное подкрепление всех его предложений и решений, максимальная адаптация к ответам и действиям ребенка; -  обеспечение возможности решений творческой задачи; - предоставление возможности обмена мнениями, безоценочное обсуждение особенностей процесса решения творческой задачи и его результатов.  Важнейшими условиями для создания атмосферы творчества и возможности "определения себя" как "творца" идеи, замысла, служат следующие содержательно-процессуальные ресурсы: педагог в максимально возможной мере должен избегать чисто информационного способа передачи знаний; в основе обучения и воспитания должна находиться совместная (сотворческая) деятельность взрослого (педагога) и детей.
Для успешного развития познавательной активности и творческих способностей воспитанников, для занятий проводится подготовительная работа это: подготовка презентаций к занятиям, наглядности, раздаточного материала, проведение бесед, инструктаж по ТБ. Дети готовят доклады и рефераты об истории происхождения различных материалов, инструментов, техники изготовления (оригами, модульное оригами, торцевание, квиллинг).
Творческая обстановка на занятиях, поощряемая и направляемая педагогом должным образом, очень важна. Перед руководителем стоит сложная задача создать такой микроклимат внутренней среды (творческую атмосферу), чтобы творческие личности, работая в группе, не теряли своей яркой индивидуальности. Самостоятельная деятельность совершенствует навыки самоконтроля. Чем он полнее, тем меньше должен быть контроль со стороны педагога. Если педагог во всём направляет ребенка, помогает ему в том, с чем он справился бы сам, то такое управление подавляет самодеятельность, тормозит его развитие. Через подражание, качественное копирование нужно неуклонно вести ребёнка к творчеству. Ведь именно подражание является главным механизмом формирования креативности. Но, в то же время, даже при выполнении заданий по инструкционным и технологическим картам или образцам не следует ограничивать детей жёсткими рамками: «Делай так и не иначе!». Нужно предлагать им  попробовать найти другой способ выполнения поставленной задачи, заставлять задумываться. И если кому-либо это удастся, надо обязательно его поощрить, даже если предложенный им способ более трудоёмкий. Похвала стимулирует творческое саморазвитие.
Что может сделать педагог для повышения собственного уровня рефлексии и других качеств свой профессиональной компетентности и как сделать, чтобы ребенок не потерял интерес, но и сам бы стремился к получению новых знаний и умений? Творчество немыслимо без познавательной активности, постоянного стремления узнавать новое. Нам ясно, что инновации в дополнительном образовании не могут протекать быстро, так как изменение в сознании- дело сложное и длительное. Но, мы- педагоги, стимулируя интерес к познанию, применяя элементы новых педтехнологий, открываем неограниченные способности в каждом ребенке через сотрудничество и сотворчество. Роль педагога уже не является доминирующей, он превращается в консультанта, помощника, направляющего, но не управляющего деятельностью. Это помогает им поверить в свои силы, проявить инициативу, избавиться от различных комплексов. Мы используем несколько видов декоративно – прикладного искусства, работаем с различными материалами. Отрадно, что индивидуальные и коллективные работы наших кружковцев ежегодно занимают призовые места в районных, областных выставках. Многие ребята считают самым лучшим подарком - это подарок, сделанный своими руками для своих родителей, бабушек, учителей, друзей. 
Направления, по которым я работаю, позволяют максимально воздействовать на развитие воспитанности, гуманизма и интеллекта личности детей. Декоративно-прикладное искусство, обогащает эмоциональный и практический опыт, развивает психику, способствует воспитанию этических, эстетических способностей, ведет к накоплению профессиональных навыков умений, развивает природные задатки детей. Оно настраивает на дальнейшую активную, творчески осознанную самостоятельную деятельность, что удовлетворяет стремление к самореализации и проявлению личностных качеств.
В конечном итоге, творческие способности чрезвычайно важны во взрослой жизни.