Внеаудиторная самостоятельная работа по физике по профессии Повар,кондитер


Рассмотрено
на заседании МК
Председатель методической комиссии
Протокол № 1 от«_____» ________ 20 г Согласовано
Заместитель директора по УМР
__________ С.Д.Муранова«_____» __________201 г. Утверждаю
Директор ОГБПОУ Фурмановский технический колледж
_____________Н.А. ГречинПриказ №____от« _____» _______201 г
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ФУРМАНОВСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Методические рекомендации по организации
внеаудиторной самостоятельной работы обучающихсядля профессий среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих
технического профиля
по дисциплине
ОУДп.08 Физика

г. Фурманов 2015
Разработчик:
ОГБПОУ Фурмановский технический колледж
Преподаватель Е.И. Цветкова
Введен в действие с « 01» сентября 2015 года
Содержание
Пояснительная записка …………………………………………………………………….2
Тематический план внеаудиторной самостоятельной работы по физике…………. 3
Задания и методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине «Физика»
Тема 1 Механика…………………………………………………………………………….
Тема 2 Молекулярная физика………………………………………………………… ……
Тема 3 Термодинамика……….……………………………………………………………
Тема 4 Электродинамика……………..……………………………………………… …..
Тема 5 Колебания и волны……………………………………………………………….
Тема 6 Оптика…………………………….……………………………………………. ...
Тема 7 Элементы квантовой физики……………………………………………………..
Список рекомендуемой литературы ………………………………………………….

Пояснительная записка
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Объем самостоятельной работы студентов определяется государственным образовательным стандартом. Самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом.
Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями по дисциплине, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Задачами самостоятельной внеаудиторной работы являются:
систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
углубление и расширение теоретических знаний;
формирование умений применять полученные знания при выполнении упражнений;
развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развитие исследовательских умений;
использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.
Методические рекомендации составлены в соответствии с ФГОС СПО и предназначены для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Физика». Содержит задачи и упражнения, выполнение которых позволит получить системные знания по дисциплине, повысить грамотность и культуру студентов.
Критериями оценки результатов самостоятельной работы студентов являются:
-уровень усвоения студентом учебного материала;
-умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
-сформированность общеучебных умений;
-обоснованность и четкость изложения материала;
-уровень оформления работы.
На самостоятельную работу в курсе изучения дисциплины отводится 90 часов. Методические рекомендации помогут студентам целенаправленно изучать материал по теме, определять свой уровень знаний и умений при выполнении самостоятельной работы.
Тематический план
внеаудиторной самостоятельной работы
по физике
№ п\пНаименование разделов и тем Вид самостоятельной работы
Кол-во часов Результат работы
1. Механика 1.1.Подготовить презентации на одну из тем:
«Механическое движение»
«Законы Ньютона»
1.2.Составить опорный конспект по темам:
«Криволинейное движение»
«Силы упругости» 6 Выступление с презентацией на занятии
Оформленные опорные конспекты
2. Молекулярная физика. 2.1.Решить задачи по одной из тем:
«Масса и размер молекул»
«Температура в молекулярно-кинетической теории газа»
«Уравнение теплового баланса»
«Насыщенные пары. Влажность воздуха» 8 Уметь записывать и использовать формулы при решении задач
3 Термодинамика. 3.1.Подготовить рефераты на одну из тем:
«Измерение температуры»
«Жидкие кристаллы в природе»
«Изменение агрегатного состояния вещества»
3.2.Работа с графиками изопроцессов10 Выступление на зачётном занятии
4. Электродинамика. 4.1.Решить задачи по теме:
«Параметры электрического поля»
4.2.Составить опорный конспект по теме: «Поляризация диэлектриков»
4.3.Подготовить реферат на тему:
«Применение теплового действия электрического тока» 8 Уметь записывать и использовать формулы при решении задач
Оформленная в рабочей тетради расчетно-графическая работа с изопроцессамиЗащита проекта
5. Колебания и волны. 5.1.Составить опорный конспект по теме: «Механические колебания и волны»
5.2. Выполнение упражнений по теме: «Расчет цепей переменного тока». 6 Оформленные опорные конспекты
Защита проекта
Уметь записывать и использовать формулы при решении задач
6. Оптика. 6.1.Подготовить опорный конспект на одну из тем:
«Кольца Ньютона»
«Спектральный анализ в экспертизе».
6.2. Выполнение упражнений по теме: «Дифракционная решетка». 10 Оформленные опорные конспекты
Уметь записывать и использовать формулы при решении задач
7. Элементы квантовой физики. 7.1. Подготовить презентации на одну из тем:
«Фотоэффект в автоматике»
«История развития атомной теории строения вещества»
«Применение лазеров в промышленности».
7.2. Подготовить конспект по теме: «Галактика и звёзды»
6
Выступление с презентацией на занятии
Выступление на зачётном занятии
Оформленные опорные конспекты
ИТОГО 54 Внеаудиторная самостоятельная работа №1
Тема №1. Механика.
Цель работы: обобщение знаний по темам: «Механическое движение», «Законы Ньютона»; формирование основных понятий «Криволинейного движения», «Силы упругости».
Форма отчетности: задание №1 – оформленная компьютерная презентация в
соответствии с «методическими рекомендациями по оформлению компьютерных презентаций»
задание №2 – оформленный опорный конспект в рабочей тетради.
Время выполнения: 6 часов
Задания к самостоятельной работе №1:
Задание 1. Подготовить презентации на одну из тем:
«Механическое движение»
«Законы Ньютона»
Методические рекомендации по составлению презентаций
Требования к презентации
На первом слайде размещается:
название презентации;автор: ФИО, группа, название учебного учреждения (соавторы указываются в алфавитном порядке); год.
На втором слайде указывается содержание работы, которое лучше оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации).
На последнем слайде указывается список используемой литературы в соответствии с требованиями, интернет-ресурсы указываются в последнюю очередь.
Оформление слайдов
Стильнеобходимо соблюдать единый стиль оформления;
нужно избегать стилей, которые будут отвлекать от самой презентации;
вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки)
Фондля фона выбираются более холодные тона (синий или зеленый)
Использование цветана одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста;
для фона и текста используются контрастные цвета;
особое внимание следует обратить на цвет гиперссылок (до и после использования)
Анимационные эффектынужно использовать возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде;
не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами; анимационные эффекты не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде
Представление информации
Содержание информацииследует использовать короткие слова и предложения;
время глаголов должно быть везде одинаковым;
следует использовать минимум предлогов, наречий, прилагательных;
заголовки должны привлекать внимание аудитории
Расположение информации на страницепредпочтительно горизонтальное расположение информации;
наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана;
если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.
Шрифтыдля заголовков не менее 24;
для остальной информации не менее 18;
шрифты без засечек легче читать с большого расстояния;
нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации;
для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание того же типа;
нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже, чем строчные).
Способы выделения информацииСледует использовать:
рамки, границы, заливку разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки
рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов
Объем информациине стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
Виды слайдовДля обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, с таблицами, с диаграммами.
Критерии оценки
соответствие содержания теме, 1 балл;
правильная структурированность информации, 5 баллов;
наличие логической связи изложенной информации, 5 балл;
эстетичность оформления, его соответствие требованиям, 3 балла;
работа представлена в срок, 1 балл.
Максимальное количество баллов: 15.
14-15 баллов соответствует оценке «5»
11-13 баллов – «4»
8-10 баллов – «3»
менее 8 баллов – «2»
Задание 2. Составить опорный конспект по темам:
«Криволинейное движение»
«Силы упругости»
Методические рекомендации к составлению опорных конспектов.
Опорный конспект – это развернутый план вашего ответа на теоретический вопрос. Он призван помочь последовательно изложить тему, а преподавателю лучше понять и следить за логикой ответа.
Опорный конспект должен содержать все то, что учащийся собирается предъявить преподавателю в письменном виде. Это могут быть чертежи, графики, формулы, формулировки законов, определения, структурные схемы.
Основные требования к содержанию опорного конспекта
1.Полнота – это значит, что в нем должно быть отображено все содержание вопроса.
2.Логически обоснованная последовательность изложения.
Основные требования к форме записи опорного конспекта
1.Опорный конспект должен быть понятен не только вам, но и преподавателю.
2.По объему он должен составлять примерно один - два листа, в зависимости от объема содержания вопроса .
3.Должен содержать, если это необходимо, несколько отдельных пунктов, обозначенных номерами или пробелами.
4.Не должен содержать сплошного текста.
5.Должен быть аккуратно оформлен (иметь привлекательный вид).
Методика составления опорного конспекта
1.Разбить текст на отдельные смысловые пункты.
2.Выделить пункт, который будет главным содержанием ответа.
3.Придать плану законченный вид ( в случае необходимости вставить дополнительные пункты, изменить последовательность расположения пунктов).
4.Записать получившийся план в тетради в виде опорного конспекта, вставив в него все то, что должно быть, написано – определения, формулы, выводы, формулировки, выводы формул, формулировки законов и т.д.
Критерии оценки:
•соответствие содержания теме, 1 балл;
•правильная структурированность информации, 3 балла;
•наличие логической связи изложенной информации, 4балла;
•соответствие оформления требованиям, 3 балла;
•аккуратность и грамотность изложения, 3 балла;
•работа сдана в срок, 1 балл.
Максимальное количество баллов: 15.
14-15 баллов соответствует оценке «5»
11-13 баллов – «4»
8-10 баллов – «3»
менее 8 баллов – «2»
Вопросы для самоконтроля
1.Что называется механическим движением? Примеры
2.В чем заключается основная задача механики? Примеры.
3.Что называется перемещением? Примеры.
4. Какое главное утверждение механики?
5. Какова формулировка 1 закона Ньютона?
6. Какова формулировка 2 закона Ньютона?
7. Назовите следствия 2 закона Ньютона.
8. Как направлена мгновенная скорость при криволинейном движении?
9. Что называется линейной скоростью тела при его движении по окружности?
10. Что называется периодом и частотой обращения? В каких единицах они измеряются?
11. Какова природа силы упругости?
12. По какой формуле находят значение силы упругости?
13. Какова зависимость силы упругости от расстояния?
Рекомендуемая литература
Учебник для 10 класса « Физика» Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.СотскийМ.: Просвещение, 2002
2. Справочник по физике. А.Н.Майоров. Академия развития-1997
3. http://www.fizika.ru/Внеаудиторная самостоятельная работа №2.
Тема №2. Молекулярная физика.
Цель работы: применение теоретических знаний по данной теме при решении задач.
Форма отчетности: оформление задач в письменной форме в тетради для ВСР
Время выполнения: 8 часов
Задания к самостоятельной работе №2:
Решить задачи по одной из предложенных тем:
- «Масса и размер молекул» (Сборник задач по физике Рымкевич А. П., 10-11 класс, М. Дрофа, 2005г. №437, № 439, № 442, № 448, № 456).
- «Температура в молекулярно - кинетической теории газа»( Сборник задач по физике Рымкевич А. П., 10-11 класс, М. Дрофа, 2005г № 465, № 467, № 471, № 474, № 476).
- «Уравнение теплового баланса»( Сборник задач по физике Рымкевич А. П., 10-11 класс, М. Дрофа, 2005г № 478, № 481, № 484, №485, № 492).
- «Насыщенные пары. Влажность воздуха» (Сборник задач по физике Рымкевич А. П., 10-11 класс, М. Дрофа, 2005г № 604, №612, № 616, № 630, № 632)
Методические указания при решении задач
1. Внимательно прочитайте условие задачи.
2. Запишите условие задачи и выясните, что необходимо найти.
3. Переведите значения физических величин в Международную систему единиц (СИ), если это необходимо.
4. Сделайте анализ условия задачи, выполните рисунок при необходимости, представив все силы действующие на тело.
5. Составьте алгебраическое уравнение, напишите формулы, которые связывают физические величины, характеризующие рассматриваемое явление.
6. Решение полученных выражений (уравнений) и получение результата путем числового расчета.
7. Анализ полученного результата.
При решении задач следует соблюдать правила оформления записей условия и хода решения данной задачи.
Критерии оценки: при правильном выполнении пяти задач ставится оценка «5»;
при правильном выполнении четырёх задач ставится оценка «4»;
при правильном выполнении трёх задач ставится оценка «3»;
при выполнении менее трёх задач ставится оценка «2».
Вопросы для самоконтроля:
Чему равна относительная молекулярная масса воды?
Сколько молекул в двух молях воды?
Чему равна постоянная Авогадро?
Чему равен абсолютный нуль температуры по шкале Цельсия?
Каков физический смысл постоянной Больцмана?
Что называют уравнением состояния?
Какая форма уравнения состояния содержит больше информации: уравнение Клапейрона или Менделеева – Клапейрона?
Почему для кипения существенно повышение давления насыщенного пара в пузырьках, а не повышение давления имеющегося в них воздуха?
Дайте определение относительной влажности воздуха.

Рекомендуемая литература:
1. Учебник для 10 класса « Физика» Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский М.: Просвещение, 2002
2. Сборник задач по физике Рымкевич А. П., 10-11 класс, М. Дрофа, 2005г
3. http://www.fizika.ru/ 4. Справочник по физике. А.Н.Майоров. Академия развития-1997
Внеаудиторная самостоятельная работа №3
Тема №3. Термодинамика.
Цель работы: формирование основных понятий и систематизация знаний по темам «Измерение температуры», «Жидкие кристаллы в природе», « Изменение агрегатного состояния вещества»; систематизировать и обобщить полученные знания первого закона термодинамики в умении применять его для изопроцессов (изобарный, изохорный, изотермический); выявить уровень навыков и умений работы с графиками изопроцессов, т.е. умения студентов определять все данные по графику и находить другие физические величины, используя графические данные.
Форма отчетности: задание №1 - выступление на зачётном занятии
задание №2 - оформление задания в письменной форме в
тетради для ВСР
Время выполнения: 10 часов
Задания к самостоятельной работе №3:
Задание №1. Подготовить реферат на одну из тем:
«Измерение температуры»
«Жидкие кристаллы в природе»
«Изменение агрегатного состояния вещества»
Методические указания по подготовке к написанию и оформлению реферата :
Определитесь с темой реферата.
Подготовьте предварительный план реферата. Он обязательно должен включать в себя введение (постановка вопроса исследования), основную часть, в которой выстраивается основной материал исследования, и заключение, в котором показываются итоги проведенной работы.
Познакомьтесь с научно – популярной литературой, посвященной этой теме. Начать лучше с материалов учебника, а затем перейти к чтению дополнительной литературы и работе со словарями.
Все материалы тщательно проштудируйте: выпишите незнакомые слова, найдите их значение в словаре, осмыслите значение, запишите в тетрадь
Уточните план реферата.
Подготовьте фактический материал по теме реферата (выписки из словарей, художественных произведений, справочных материалов из Интернет - ресурсов и т.п.)
Составьте реферат по уточненному плану. Если в ходе работы вы ссылаетесь на научные и научно – популярные работы, не забудьте указать, что эта цитата, и должным образом ее оформить.
Прочитайте реферат. При необходимости внесите в него коррективы. Не забудьте о том, что время защиты рефератов на публичных выступлениях всегда регламентируется (5-7 мин), поэтому не забудьте остановить свое внимание на главном, на том, что вы для себя открыли нового, проговорите отмеченное вслух и проследить, укладываетесь ли вы в регламент.
Будьте готовы к тому, что по теме реферата вам могут задать вопросы. Поэтому вы должны уметь свободно ориентироваться в материале.
Структура реферата:
1) титульный лист;
2) план работы с указанием страниц каждого вопроса;
3) введение;
4) текстовое изложение материала, разбитое на вопросы и подвопросы (пункты, подпункты) с необходимыми ссылками на источники, использованные автором;
5) заключение;
6) список использованной литературы;
7) приложения, которые состоят из таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем (необязательная часть реферата).
Критерии и показатели, используемые при оценивании учебного реферата
Критерии Показатели
1.Новизна реферированного текста
Макс. - 2 балла - актуальность проблемы и темы;- новизна и самостоятельность в постановке проблемы- наличие авторской позиции, самостоятельность суждений.
2. Степень раскрытия сущности проблемыМакс. - 4 балла - соответствие содержания теме и плану реферата;- полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы;- умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал;- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы.
3. Обоснованность выбора источниковМакс. - 2 балла - круг, полнота использования литературных источников по проблеме;- привлечение новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.).
4. Соблюдение требований к оформлению
Макс. - 5 баллов - правильное оформление ссылок на используемую литературу;- грамотность и культура изложения;- владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы;- соблюдение требований к объему реферата;- культура оформления: выделение абзацев.
5. Грамотность
Макс. - 3 балла - отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей;- отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых;- литературный стиль.
Критерии оценки реферата
• 15-16 баллов – «отлично»; • 13-14 баллов – «хорошо»;
• 12-9– «удовлетворительно; • мене 9 балла – «неудовлетворительно».
Задание №2.
1. По данному графику определить: протекающий изопроцесс и указать постоянный параметр; известные начальные и конечные параметры.
2. Определить неизвестный параметр, используя газовый закон для данного процесса.
3. Определите молярную массу, данного газа.
4. Используя уравнение Клапейрона - Менделеева, определите третий параметр.
5. Построить график данного процесса в двух других координатах.


Методические указания при работе с графиками
Термодинамические параметры: Р - давление, Па ; V - объём, м3; Т - термодинамическая температура, 0 С.
Существует три изопроцесса: 1) изобарический Р = const; V и Т – изменяются
2) изохорический V = const; Р и Т - изменяются
3) изотермический Т = const; Р и V - изменяются
Для определения процесса посмотрите в каких координатных осях изображен график.
Если для двух разных точек значения параметров разные, то следовательно 3 - ий
параметр постоянный.
Опустите перпендикуляры из начальной и конечной точек графика на оси и определите известные параметры. В каких единицах даны известные параметры (единица измерения указывается на осях рядом с обозначением данной величины). Выразите их в системе СИ
4. Запишите газовый закон для данного процесса.
5. Выразите из этого закона неизвестный параметр и вычислите его.
6. Используя «Периодическую систему элементов Д.И.Менделеева» и химическую
формулу данного газа, определите молярную массу газа.
7.Для определения третьего параметра, выразите его из уравнения Клапейрона-
Менделеева PV=mRT/. В полученную формулу подставляйте параметры для первого
или второго состояния газа, массу газа и молярную массу выразите в килограммах.
8. При построении графиков в других координатах (РV; VТ; РТ) найдите начальную и конечную точки процесса в данных координатах и соедините их.

Вопросы для самоконтроля:
В чём преимущество использования разреженных газов для измерения температуры?
На каком основании можно предполагать существование связи между температурой и кинетической энергией молекул?
Все ли кристаллические тела анизотропны?
Какие жидкие кристаллы существуют в природе?
Как происходит переход из одного агрегатного состояния в другое?
Что такое плазма?
Как можно осуществить изотермический, изобарный и изохорный процессы?
Дайте качественное объяснение газовых законов на основе молекулярно – кинетической теории.
Рекомендуемая литература:
. 1. Учебник для 10 класса « Физика» Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский М.: Просвещение, 2002
2. Сборник задач по физике Рымкевич А. П., 10-11 класс, М. Дрофа, 2005г
3. http://www.fizika.ru/ 4. Справочник по физике. А.Н.Майоров. Академия развития-1997


Внеаудиторная самостоятельная работа № 4.
Тема №4. Электродинамика.
Цель работы: применение теоретических знаний по теме «Параметры электрического поля» при решении задач; формирование основных понятий «Поляризация диэлектриков»; формирование основных понятий и систематизация знаний по теме
« Применение теплового действия электрического тока»; формирование основных понятий и применение основных свойств при расчёте эквивалентного сопротивления смешанных соединений проводников.
Форма отчетности: задание №1 - оформление задания в письменной форме в
тетради для ВСР;
задание №2 – оформленный опорный конспект в рабочей тетради
задание №3 - выступление на зачётном занятии

Время выполнения: 8 часов
Задания к самостоятельной работе №4:
Задание №1. Выполнить упражнения по теме: «Параметры электрического поля»
(Сборник задач по физике Рымкевич А. П., 10-11 класс, М. Дрофа, 2005г. № 692, №722, № 735, № 749, №762)
Методические указания при решении задач
1. Внимательно прочитайте условие задачи.
2. Запишите условие задачи и выясните, что необходимо найти.
3. Переведите значения физических величин в Международную систему единиц (СИ), если это необходимо.
4. Сделайте анализ условия задачи, выполните рисунок при необходимости, представив все силы действующие на тело.
5. Составьте алгебраическое уравнение, напишите формулы, которые связывают физические величины, характеризующие рассматриваемое явление.
6. Решение полученных выражений (уравнений) и получение результата путем числового расчета.
7. Анализ полученного результата.
При решении задач следует соблюдать правила оформления записей условия и хода решения данной задачи.
Критерии оценки: при правильном выполнении пяти задач ставится оценка «5»;
при правильном выполнении четырёх задач ставится оценка «4»;
при правильном выполнении трёх задач ставится оценка «3»;
при выполнении менее трёх задач ставится оценка «2».
Задание №2. Подготовить конспект по теме: «Поляризация диэлектриков».
Методические указания по написанию конспекта:
Опорный конспект – это развернутый план вашего ответа на теоретический вопрос. Он призван помочь последовательно изложить тему, а преподавателю лучше понять и следить за логикой ответа.
Опорный конспект должен содержать все то, что учащийся собирается предъявить преподавателю в письменном виде. Это могут быть чертежи, графики, формулы, формулировки законов, определения, структурные схемы.
Основные требования к содержанию опорного конспекта
1.Полнота – это значит, что в нем должно быть отображено все содержание вопроса.
2.Логически обоснованная последовательность изложения.
Основные требования к форме записи опорного конспекта
1.Опорный конспект должен быть понятен не только вам, но и преподавателю.
2.По объему он должен составлять примерно один - два листа, в зависимости от объема содержания вопроса .
3.Должен содержать, если это необходимо, несколько отдельных пунктов, обозначенных номерами или пробелами.
4.Не должен содержать сплошного текста.
5. Должен быть аккуратно оформлен (иметь привлекательный вид).
Методика составления опорного конспекта
1.Разбить текст на отдельные смысловые пункты.
2.Выделить пункт, который будет главным содержанием ответа.
3.Придать плану законченный вид ( в случае необходимости вставить дополнительные пункты, изменить последовательность расположения пунктов).
4.Записать получившийся план в тетради в виде опорного конспекта, вставив в него все то, что должно быть, написано – определения, формулы, выводы, формулировки, выводы формул, формулировки законов и т.д.
Критерии оценки:
•соответствие содержания теме, 1 балл;
•правильная структурированность информации, 3 балла;
•наличие логической связи изложенной информации, 4балла;
•соответствие оформления требованиям, 3 балла;
•аккуратность и грамотность изложения, 3 балла;
•работа сдана в срок, 1 балл.
Максимальное количество баллов: 15.
14-15 баллов соответствует оценке «5»
11-13 баллов – «4»
8-10 баллов – «3»
менее 8 баллов – «2»
Задание №3. Подготовить реферат по теме: «Применение теплового действия электрического тока»
Методические указания по написанию реферата

Подготовьте предварительный план реферата. Он обязательно должен включать в себя введение (постановка вопроса исследования), основную часть, в которой выстраивается основной материал исследования, и заключение, в котором показываются итоги проведенной работы.
Познакомьтесь с научно – популярной литературой, посвященной этой теме. Начать лучше с материалов учебника, а затем перейти к чтению дополнительной литературы и работе со словарями.
Все материалы тщательно проштудируйте: выпишите незнакомые слова, найдите их значение в словаре, осмыслите значение, запишите в тетрадь
Уточните план реферата.
Подготовьте фактический материал по теме реферата (выписки из словарей, художественных произведений, справочных материалов из Интернет - ресурсов и т.п.)
Составьте реферат по уточненному плану. Если в ходе работы вы ссылаетесь на научные и научно – популярные работы, не забудьте указать, что эта цитата, и должным образом ее оформить.
Прочитайте реферат. При необходимости внесите в него коррективы. Не забудьте о том, что время защиты рефератов на публичных выступлениях всегда регламентируется (5-7 мин), поэтому не забудьте остановить свое внимание на главном, на том, что вы для себя открыли нового, проговорите отмеченное вслух и проследить, укладываетесь ли вы в регламент.
Будьте готовы к тому, что по теме реферата вам могут задать вопросы. Поэтому вы должны уметь свободно ориентироваться в материале.
Структура реферата:
1) титульный лист;
2) план работы с указанием страниц каждого вопроса;
3) введение;
4) текстовое изложение материала, разбитое на вопросы и подвопросы (пункты, подпункты) с необходимыми ссылками на источники, использованные автором;
5) заключение;
6) список использованной литературы;
7) приложения, которые состоят из таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем (необязательная часть реферата).
Критерии и показатели, используемые при оценивании учебного реферата
Критерии Показатели
1.Новизна реферированного текста
Макс. - 20 баллов - актуальность проблемы и темы;- новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы;- наличие авторской позиции, самостоятельность суждений.
2. Степень раскрытия сущности проблемыМакс. - 30 баллов - соответствие плана теме реферата;- соответствие содержания теме и плану реферата;- полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы;- обоснованность способов и методов работы с материалом;- умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал;- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы.
3. Обоснованность выбора источниковМакс. - 20 баллов - круг, полнота использования литературных источников по проблеме;- привлечение новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.).
4. Соблюдение требований к оформлению Макс. - 15 баллов - правильное оформление ссылок на используемую литературу;- грамотность и культура изложения;- владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы;- соблюдение требований к объему реферата;- культура оформления: выделение абзацев.
5. Грамотность
Макс. - 15 баллов - отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей;- отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых;- литературный стиль.
Оценивание реферата
Реферат оценивается по 100 балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:
• 86 – 100 баллов – «отлично»; • 70 – 75 баллов – «хорошо»;
• 51 – 69 баллов – «удовлетворительно; • мене 51 балла – «неудовлетворительно».
Вопросы для самоконтроля:
Перечислите основные понятия электростатического поля.
Как определяется единица заряда?
Что называют поляризацией диэлектрика?
Как диэлектрик влияет на электрическое поле?
В чем проявляется тепловое действие тока? При каких условиях оно наблюдается?
Рекомендуемая литература:
. 1. Учебник для 10 класса « Физика» Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский М.: Просвещение, 2002
2. http://www.fizika.ru/
3. Справочник по физике. А.Н.Майоров. Академия развития-1997
4. Сборник задач по физике Рымкевич А. П., 10-11 класс, М. Дрофа, 2005г
5. http://www.physicon.ru/; 6. http://ru.wikipedia.org;
Внеаудиторная самостоятельная работа № 5.
Тема №5. Колебания и волны.
Цель работы: формирование основных понятий и свойств «Механических колебаний и волн», формирование основных понятий «Колебательного контура»; применение теоретических знаний по теме « Расчёт цепей переменного тока» при решении задач.
Форма отчётности: задание №1 – оформленный опорный конспект в рабочей тетради
задание №2 - оформление задания в письменной форме в
тетради для ВСР

Время выполнения: 6 часов.
Задания к самостоятельной работе №5:
Задание № 1. Составить опорный конспект по теме: «Механические колебания и волны»

Методические указания по написанию конспекта:
Опорный конспект – это развернутый план вашего ответа на теоретический вопрос. Он призван помочь последовательно изложить тему, а преподавателю лучше понять и следить за логикой ответа.
Опорный конспект должен содержать все то, что учащийся собирается предъявить преподавателю в письменном виде. Это могут быть чертежи, графики, формулы, формулировки законов, определения, структурные схемы.
Основные требования к содержанию опорного конспекта
1.Полнота – это значит, что в нем должно быть отображено все содержание вопроса.
2.Логически обоснованная последовательность изложения.
Основные требования к форме записи опорного конспекта
1.Опорный конспект должен быть понятен не только вам, но и преподавателю.
2.По объему он должен составлять примерно один - два листа, в зависимости от объема содержания вопроса .3.Должен содержать, если это необходимо, несколько отдельных пунктов, обозначенных номерами или пробелами.
4.Не должен содержать сплошного текста.
5. Должен быть аккуратно оформлен (иметь привлекательный вид).
Методика составления опорного конспекта
1.Разбить текст на отдельные смысловые пункты.
2.Выделить пункт, который будет главным содержанием ответа.
3.Придать плану законченный вид ( в случае необходимости вставить дополнительные пункты, изменить последовательность расположения пунктов).
4.Записать получившийся план в тетради в виде опорного конспекта, вставив в него все то, что должно быть, написано – определения, формулы, выводы, формулировки, выводы формул, формулировки законов и т.д.
Критерии оценки:
•соответствие содержания теме, 1 балл;
•правильная структурированность информации, 3 балла;
•наличие логической связи изложенной информации, 4балла;
•соответствие оформления требованиям, 3 балла;
•аккуратность и грамотность изложения, 3 балла;
•работа сдана в срок, 1 балл.
Максимальное количество баллов: 15.
14-15 баллов соответствует оценке «5»
11-13 баллов – «4»
8-10 баллов – «3»
менее 8 баллов – «2»
Задание № 2. Выполнение упражнений по теме: «Расчет цепей переменного тока».
(Сборник задач по физике Рымкевич А. П., 10-11 класс, М. Дрофа, 2005г. № 980, №981, № 982, №989, № 991)
Методические указания при решении задач
1. Внимательно прочитайте условие задачи.
2. Запишите условие задачи и выясните, что необходимо найти.
3. Переведите значения физических величин в Международную систему единиц (СИ), если это необходимо.
4. Сделайте анализ условия задачи, выполните рисунок при необходимости, представив все силы действующие на тело.
5. Составьте алгебраическое уравнение, напишите формулы, которые связывают физические величины, характеризующие рассматриваемое явление.
6. Решение полученных выражений (уравнений) и получение результата путем числового расчета.
7. Анализ полученного результата.
При решении задач следует соблюдать правила оформления записей условия и хода решения данной задачи.
Критерии оценки: при правильном выполнении пяти задач ставится оценка «5»;
при правильном выполнении четырёх задач ставится оценка «4»;
при правильном выполнении трёх задач ставится оценка «3»;
при выполнении менее трёх задач ставится оценка «2».
Вопросы для самоконтроля:
Какие колебания называют свободными, а какие вынужденными? Приведите примеры.
Что называется волной?
Что такое колебательный контур?
Что такое фаза колебаний?
Рекомендуемая литература:
. 1. Учебник для 10 класса « Физика» Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский М.: Просвещение, 2002
2. Сборник задач по физике Рымкевич А. П., 10-11 класс, М. Дрофа, 2005г
3. http://www.fizika.ru/
4. Справочник по физике. А.Н.Майоров. Академия развития-1997

Внеаудиторная самостоятельная работа № 6.
Тема №6. Оптика.
Цель работы: формирование основных понятий и свойств «Колец Ньютона», «Спектрального анализа в экспертизе»; применение теоретических знаний по теме «Дифракционная решётка» при решении задач
Форма отчётности: задание №1 - оформленный опорный конспект в рабочей тетради
задание №2 - оформление задания в письменной форме в
тетради для ВСР
Время выполнения: 10 часов
Задания к самостоятельной работе №6:
Задание № 1. Подготовить опорный конспект на одну из тем:
- «Кольца Ньютона»;
- «Спектральный анализ в экспертизе».
Методические указания по написанию конспекта:
Опорный конспект – это развернутый план вашего ответа на теоретический вопрос. Он призван помочь последовательно изложить тему, а преподавателю лучше понять и следить за логикой ответа.
Опорный конспект должен содержать все то, что учащийся собирается предъявить преподавателю в письменном виде. Это могут быть чертежи, графики, формулы, формулировки законов, определения, структурные схемы.
Основные требования к содержанию опорного конспекта
1.Полнота – это значит, что в нем должно быть отображено все содержание вопроса.
2.Логически обоснованная последовательность изложения.
Основные требования к форме записи опорного конспекта
1.Опорный конспект должен быть понятен не только вам, но и преподавателю.
2.По объему он должен составлять примерно один - два листа, в зависимости от объема содержания вопроса .
3.Должен содержать, если это необходимо, несколько отдельных пунктов, обозначенных номерами или пробелами.
4.Не должен содержать сплошного текста.
5. Должен быть аккуратно оформлен (иметь привлекательный вид).
Методика составления опорного конспекта
1.Разбить текст на отдельные смысловые пункты.
2.Выделить пункт, который будет главным содержанием ответа.
3.Придать плану законченный вид ( в случае необходимости вставить дополнительные пункты, изменить последовательность расположения пунктов).
4.Записать получившийся план в тетради в виде опорного конспекта, вставив в него все то, что должно быть, написано – определения, формулы, выводы, формулировки, выводы формул, формулировки законов и т.д.
Критерии оценки:
•соответствие содержания теме, 1 балл;
•правильная структурированность информации, 3 балла;
•наличие логической связи изложенной информации, 4балла;
•соответствие оформления требованиям, 3 балла;
•аккуратность и грамотность изложения, 3 балла;
•работа сдана в срок, 1 балл.
Максимальное количество баллов: 15.
14-15 баллов соответствует оценке «5»
11-13 баллов – «4»
8-10 баллов – «3»
менее 8 баллов – «2»
Задание № 2. Выполнение упражнений по теме: «Дифракционная решетка». (Сборник задач по физике Рымкевич А. П., 10-11 класс, М. Дрофа, 2005г. № 1099, № 1101, № 1103, № 1105, № 1107)
Методические указания при решении задач
1. Внимательно прочитайте условие задачи.
2. Запишите условие задачи и выясните, что необходимо найти.
3. Переведите значения физических величин в Международную систему единиц (СИ), если это необходимо.
4. Сделайте анализ условия задачи, выполните рисунок при необходимости, представив все силы действующие на тело.
5. Составьте алгебраическое уравнение, напишите формулы, которые связывают физические величины, характеризующие рассматриваемое явление.
6. Решение полученных выражений (уравнений) и получение результата путем числового расчета.
7. Анализ полученного результата.
При решении задач следует соблюдать правила оформления записей условия и хода решения данной задачи.
Критерии оценки: при правильном выполнении пяти задач ставится оценка «5»;
при правильном выполнении четырёх задач ставится оценка «4»;
при правильном выполнении трёх задач ставится оценка «3»;
при выполнении менее трёх задач ставится оценка «2».
Вопросы для самоконтроля:
Что представляют собой кольца Ньютона?
В результате чего образуются кольца Ньютона?
Какие источники света вы знаете?
Что представляет собой дифракционная решётка?
Что вы увидите, посмотрев на электрическую лампочку сквозь птичье перо?
Рекомендуемая литература:
. 1. Учебник для 11 класса « Физика» Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский М.: Просвещение, 2002
2. Сборник задач по физике Рымкевич А. П., 10-11 класс, М. Дрофа, 2005г
3. http://www.fizika.ru/
4. Справочник по физике. А.Н.Майоров. Академия развития-1997
Внеаудиторная самостоятельная работа № 7.
Тема №7. Элементы квантовой физики.
Цель работы: обобщение знаний по темам: «Фотоэффект в автоматике», «История развития атомной теории строения вещества», « Применение лазеров в промышленности»; формирование основных понятий и систематизация знаний по темам
«Эйнштейн и его теория относительности», «Применение лазеров»; формирование основных понятий и свойств «Люминесценция», «Биологическое действие радиации», « Применение изотопов».
Форма отчётности: оформленная компьютерная презентация в соответствии с «методическими рекомендациями по оформлению компьютерных презентаций»

Время выполнения: 4 часа
Задания к самостоятельной работе №7:
Задание . Подготовить презентации на одну из тем:
- «Фотоэффект в автоматике»;
- «История развития атомной теории строения вещества»;
- «Применение лазеров в промышленности».
Методические указания по составлению мультимедийной презентации:
Требования к презентации
На первом слайде размещается:
название презентации;
автор: ФИО, группа, название учебного учреждения (соавторы указываются в алфавитном порядке); год.
На втором слайде указывается содержание работы, которое лучше оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации).
На последнем слайде указывается список используемой литературы в соответствии с требованиями, интернет-ресурсы указываются в последнюю очередь.
Оформление слайдов
Стильнеобходимо соблюдать единый стиль оформления;
нужно избегать стилей, которые будут отвлекать от самой презентации;
вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки)
Фон
Для фона выбираются более холодные тона (синий или зеленый)
Использование цветана одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста;
для фона и текста используются контрастные цвета; особое внимание следует обратить на цвет гиперссылок (до и после использования)
Анимационные эффектынужно использовать возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде;
не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами; анимационные эффекты не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде
Представление информации
Содержание информацииследует использовать короткие слова и предложения;
время глаголов должно быть везде одинаковым;
следует использовать минимум предлогов, наречий, прилагательных;
заголовки должны привлекать внимание аудитории
Расположение информации на страницепредпочтительно горизонтальное расположение информации;
наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана;
если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.
Шрифты
для заголовков не менее 24;
для остальной информации не менее 18;
шрифты без засечек легче читать с большого расстояния;
нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации;
для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание того же типа;
нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже, чем строчные).
Способы выделения информацииСледует использовать:
рамки, границы, заливку
разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки
рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов
Объем информациине стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отражаются по одному на каждом отдельном слайде.
Виды слайдов
Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, с таблицами, с диаграммами.
Критерии оценки
соответствие содержания теме, 1 балл;
правильная структурированность информации, 5 баллов;
наличие логической связи изложенной информации, 5 балл;
эстетичность оформления, его соответствие требованиям, 3 балла;
работа представлена в срок, 1 балл.
Максимальное количество баллов: 15.
14-15 баллов соответствует оценке «5»
11-13 баллов – «4»
8-10 баллов – «3»
менее 8 баллов – «2
Задание . Подготовить конспект по теме: «Галактика и звёзды».
Методические указания по написанию конспекта:
Опорный конспект – это развернутый план вашего ответа на теоретический вопрос. Он призван помочь последовательно изложить тему, а преподавателю лучше понять и следить за логикой ответа.
Опорный конспект должен содержать все то, что учащийся собирается предъявить преподавателю в письменном виде. Это могут быть чертежи, графики, формулы, формулировки законов, определения, структурные схемы.
Основные требования к содержанию опорного конспекта
1.Полнота – это значит, что в нем должно быть отображено все содержание вопроса.
2.Логически обоснованная последовательность изложения.
Основные требования к форме записи опорного конспекта
1.Опорный конспект должен быть понятен не только вам, но и преподавателю.
2.По объему он должен составлять примерно один - два листа, в зависимости от объема содержания вопроса .
3.Должен содержать, если это необходимо, несколько отдельных пунктов, обозначенных номерами или пробелами.
4.Не должен содержать сплошного текста.
5. Должен быть аккуратно оформлен (иметь привлекательный вид).
Методика составления опорного конспекта
1.Разбить текст на отдельные смысловые пункты.
2.Выделить пункт, который будет главным содержанием ответа.
3.Придать плану законченный вид ( в случае необходимости вставить дополнительные пункты, изменить последовательность расположения пунктов).
4.Записать получившийся план в тетради в виде опорного конспекта, вставив в него все то, что должно быть, написано – определения, формулы, выводы, формулировки, выводы формул, формулировки законов и т.д.
Критерии оценки:
•соответствие содержания теме, 1 балл;
•правильная структурированность информации, 3 балла;
•наличие логической связи изложенной информации, 4балла;
•соответствие оформления требованиям, 3 балла;
•аккуратность и грамотность изложения, 3 балла;
•работа сдана в срок, 1 балл.
Максимальное количество баллов: 15.
14-15 баллов соответствует оценке «5»
11-13 баллов – «4»
8-10 баллов – «3»
менее 8 баллов – «2»
Вопросы для самоконтроля:
Что такое Галактика?
Что такое звезда?
Когда и как зародилась наука о Вселенной?
Чем является межпланетная среда?
Вопросы для самоконтроля:
Чему равна постоянная Планка?
Что такое лазер?
Чем отличается излучение лазера от излучения лампы накаливания?
Рекомендуемая литература:
. 1. Учебник для 11 класса « Физика» Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский М.: Просвещение, 2002
2. http://www.fizika.ru/
3. Справочник по физике. А.Н.Майоров. Академия развития-1997
4. Брюннер В., Юнге К. Справочник по лазерной технике. / Под ред. А.П.
Напартовича. М.: Энергоатомиздат, 1991.


Список рекомендуемой литературы:
1. Учебник для 10 класса « Физика» Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский М.: Просвещение, 2002
2. Учебник для 11 класса « Физика» Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский М.: Просвещение, 2002
3. Сборник задач по физике Рымкевич А. П., 10-11 класс, М. Дрофа, 2005г
4. http://www.fizika.ru/
5. Справочник по физике. А.Н.Майоров. Академия развития-1997
6. http://www.physicon.ru/; 7. http://ru.wikipedia.org.
8. Нагирнер Д. И. Элементы космологии. — Санкт-Петербург 2001. — 55 с.
9. Важоров Э. Наблюдения звездного неба в бинокль и подзорную трубу . — М .:
Едиториал УРСС , 2004 . — 256 с.
10.Астрономия 11 класс, Е. П. Левитан, 2010 г