Логоритмика как инновационный подход для преодоления речевых расстройств у детей


Логоритмика как инновационный подход для преодоления речевых расстройств у детей
Логопедическая ритмика – это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально – ритмического и физического воспитания. [3] Основополагающий принцип проведения занятий по логоритмике – это взаимосвязь речи, музыки и движения.  Именно музыка является её организующим и руководящим началом. Методами логоритмики в доступной и интересной форме у детей развиваются  общие речевые навыки  такие, как дыхание, темп и ритм речи, её выразительность, а в ходе музыкально – дидактических игр отрабатываются артикуляционные, мимические и голосовые упражнения. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).
Логоритмическая работа строится по двум основным направлениям. Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов памяти. Второе направление логоритмической  работы - развитие речи детей и корректирование  их  речевых нарушений. Эта  работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и её интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координации речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.[3]Все виды логоритмических игр и упражнений, проводятся в сочетании с ритмической основой. Это может быть музыка, счёт или стихотворное сопровождение.
Основные задачи логоритмики:
1. Развитие общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве;
2. Развитие чувства темпа, ритма, певческих способностей;
3. Активизация всех видов внимания и памяти;
4. Развитие артикуляционной и мимической моторики;
5. Формирование фонематического слуха;
6. Коррекция речевых нарушений. [4]
Занятие по логоритмике  включает в себя следующие элементы:
- логопедическую гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;
- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики пальцев рук;
- упражнения на развитие общей моторики;
- вокально–артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания;
- песни, стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
- мело- и ритмодекламация для координации слуха, речи, движения;
- упражнения для мимических мышц, развития эмоциональной сферы, воображения и образного мышления;
- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.[1]
Занятие по логоритмике  у нас в  школе проводят совместно два специалиста: учитель-логопед, учитель музыки . Логопед включает в занятие упражнения для развития общих речевых навыков и речевые игры, позволяющие решать коррекционные задачи, исходя  из речевой патологии детей. Учитель музыки подбирает музыкально – двигательные, художественно – изобразительные  и  музыкально – дидактические  игры  и  упражнения  в соответствии с возрастом  детей, аккомпанирует. Логопед проводит занятие по логоритмике, корректирует действия детей, создаёт благоприятную  атмосферу, помогая детям глубже  погрузиться в игровую ситуацию, осуществляет контроль за детьми во время выполнения двигательных и танцевальных упражнений: следит за осанкой детей, качеством движений, соблюдением правил игры. Вне логоритмических занятий учитель-логопед продолжает отрабатывать с детьми те виды упражнений, которые вызвали у них затруднения, разучивает тексты песен или словесный материал к  пальчиковым играм.
Таким образом,  на занятиях по логоритмике  обеспечивается преемственность в работе всех специалистов, занимающихся  коррекционной работой.
Использование наглядного материала, иллюстраций, музыкально-дидактических игр, музыкальных инструментов, атрибутики, элементы костюмов делает занятия по логоритмике  более привлекательным, интересным и продуктивным для детей. В качестве музыкального сопровождения используется как классическая, авторская музыка, так и музыка современных композиторов в аудиозаписи.  Занятия по логоритмике проводятся один раз в неделю в музыкальном зале.
Длительность занятий   составляет 35 –40 минут.
Занятия по логоритмике  проводится по следующей схеме:
1.  Вводная часть предусматривает приветствие, объявление педагогом темы занятия и проведение ритмической разминки. Задача ритмической разминки – подготовить организм ребёнка к предстоящей моторной и речевой нагрузке.
2.Основная часть включает в себя разнообразные виды музыкальных, двигательных и речевых упражнений.
3. Заключительная часть включает в себя упражнения на восстановление дыхания, релаксацию, а также различные виды спокойной ходьбы и лёгкого бега. Подведение итогов занятия и оценка работы детей на занятии.
(8-9-10- и т.д.) Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей.
Литература:
Картушина М.Ю.  Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет»; М., Творческий Центр «СФЕРА», 2007.
Новиковская О.А. Логоритмика. Практическое пособие для педагогов и родителей. Изд-во Корона Принт, 2005.
Парциальная программа     «Дети в мире музыки и слова»          Направление: Коррекция речи детей на занятиях по логоритмике.  Авторский коллектив МАДОУ ЦРР д/с № 86: заведующий Панасенкова Е.Н.; учитель – логопед Рожнова Е.В., музыкальный руководитель Зубарева С.К.,  воспитатель ДудороваМ.Н.г.Калининград,2007.
Воронова А.Е. «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет» (методическое пособие); М., Творческий Центр «СФЕРА», 2006.