Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы МБОУ «Вышинская СОШ» Шичкиной Лидии Николаевны за 2015 -2016 учебный год.


Самоанализ педагогической деятельности
учителя русского языка и литературы МБОУ «Вышинская СОШ»
Шичкиной Лидии Николаевны
за 2015 -2016 учебный год.
Преподавание русского языка и литературы осуществляется сегодня в условиях деформации русского языка, расшатывания его норм, снижения общей речевой культуры и грамотности населения. В условиях, когда, по словам В. Г. Костомарова,  «за вкусом к беспредельной свободе выражения, за фамильярной развязностью тона часто скрывается духовный нигилизм, утрата исторической памяти и уважения к Отечеству». В этих условиях преподавания я считаю, что учебная деятельность обучающихся должна быть строго контролируемой предъявлением разумных и обоснованных требований. Это положено в основу моего педагогического кредо – быть требовательной к себе и обучающимся, не останавливаться на достигнутом и постоянно совершенствоваться.
В современных условиях развития науки, быстрого обновления информации невозможно научить человека на всю жизнь, поэтому важно развить в нём познавательные и созидательные способности путём непрерывного самообразования. Современное образование ориентировано на системно-деятельностный подход в обучении, заключающийся в стремлении научить ребёнка учиться, развить личность с гражданской и нравственной позицией, ценностными ориентирами, которые предусмотрены новыми стандартами российского образования.
Главную цель своей работы я вижу в развитии и совершенствовании коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций обучающихся. Поэтому учебный процесс при освоении учебных программ по русскому языку и литературе в рамках формирования указанных компетенций необходимо выстраивать таким образом, чтобы помимо приобретения определённого набора знаний и умений,  каждый обучающийся смог раскрыть и развить свой потенциал, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности. Это заключается в таких умениях обучающихся, как самостоятельная организация учебной деятельности (от постановки целей до получения и оценки результата), осуществление проектной деятельности (от выдвижения гипотез, их проверки до владения приёмами исследовательской деятельности), прогнозирование и ответ на вопрос: «Что произойдёт, если...», самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
Реализацию поставленной цели нахожу в решении важнейших задач, связанных с построением системы, обеспечивающей целостность языкового и литературного знания обучающихся.
Среди конкретных задач особенно выделяю:
1. Усвоение обучающимися сведений о русском языке, его стилистических ресурсах, литературных нормах, а также устройстве и функционировании.
Решение этой задачи обеспечивает развитие и совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков обучающихся через анализ, классификацию языковых фактов, оценку их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения.
2. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся.
Решение этой задачи также осуществляется через различные виды деятельности, направленные на развитие способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию обучающихся, потребности к их речевому самосовершенствованию.
3. Развитие самоорганизации и саморазвития обучающихся при работе с текстом, осуществлении информационного поиска, извлечения и преобразования необходимой информации.
Эта задача способствует раскрытию и развитию потенциала обучающихся, проявлению инициативы и самостоятельности в поисково-познавательной деятельности и творчестве.
4. Развитие способности обучающихся по восприятию, пониманию, интерпретации художественного текста, постижение через язык и художественную литературу мировоззрения народа, его истории, философии, культуры, всей системы нравственных и духовных ценностей.
Решение этой задачи направлено на воспитание любви и интереса к родной речи, формирование чувства свободы, гражданского и человеческого достоинства личности.
5. Приобщение обучающихся к богатству и красоте родного слова, запечатлённого в письменных памятниках национальной культуры, художественных произведениях, образцовых текстах, устной и письменной речи.
Это поможет обучающимся осознать русский язык как национальную и общечеловеческую ценность, сформировать культуру своей устной и письменной речи.
6. Развитие способностей обучающихся по применению полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Основная задача, решение которой позволит обучающимся в полной мере реализовать свои способности и потребности, совершенствовать нормативное и целесообразное использование языка в различных сферах и ситуациях общения.
Среди разнообразных путей решения изложенных задач наиболее значимыми в моей педагогической практике являются следующие:
1. Создание психологически комфортной обстановки с целью совместной деятельности на уроке.
Организация всего учебного процесса таким образом, чтобы обучающийся мог испытывать удовлетворение от урока, смог проявить себя как личность. В этой связи я стараюсь входить в класс с хорошим и бодрым настроением, настраиваю себя на деловое и активное общение с детьми. Энергично начинаю урок и веду его так, чтобы каждый ученик был занят делом. Сочетаю умеренные поощрения и наказания. Это  обеспечивает оптимальную мотивацию, которая, с одной стороны, открывает возможность для развития положительных свойств, а с другой стороны, препятствует возникновению отрицательных. Кроме того,  стимулирующая роль и поощрений, и наказаний одинаково важна: поощрения служат развитию положительных качеств, а наказания – исправлению, или коррекции, отрицательных. Обсуждаю с детьми  в конце урока не только то, что «мы узнали», но и то, что понравилось (не понравилось) и почему; что хотелось бы выполнить ещё раз, а что сделать по-другому. Заканчиваю урок, как правило, общей оценкой класса и отдельных учеников, что даёт возможность всем испытать удовлетворенность от работы на уроке.
2. Применение технологий личностно-ориентированного обучения.
3. Применение современных технологий обучения, прежде всего, компьютерных.
С этой целью при подготовке к урокам использую диски («Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»), «Контроль знаний на уроках русского языка», «Контроль знаний на уроках литературы» т.д., составляю собственные презентации в программе PowerPoint. Их применение улучшает качество усвоения учебного материала, способствует повышению интереса к предмету, развитию интеллекта и духовного обогащения каждого ученика. Отдельные презентации составляю с привлечением обучающихся, которые помогают в подборке материалов и компьютерном оформлении.
4. Применение здоровьесберегающих технологий.
Это важнейшая составная часть рациональной организации урока, позволяющая повысить умственную работоспособность обучающихся, предупредить преждевременное наступление утомления: провожу физминутки (младшие классы), отслеживаю психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, чередую разные виды деятельности.
5. Применение разных видов контроля знаний обучающихся.
Для контроля знаний обучающихся применяю опрос, тестирование, карточки, рабочие тетради по предмету, провожу зачёты, контрольные и самостоятельные работы, практикую дидактические упражнения и итоговые задания. Для закрепления навыков грамотного письма использую диктанты разных типов: предупредительный, творческий, графический, выборочный, диктант на классификацию орфограмм, сочинения и изложения. Особое внимание уделяю опросу обучающихся, так как именно опрос предполагает систематическую работу над совершенствованием знаний обучающихся, развитием их языковой культуры и мышления, способностей давать развёрнутый, полный, логически последовательный и аргументированный ответ. Считаю, что нельзя ограничиваться только изложением фактов, главным в ответе ученика должно быть рассуждение, самостоятельный анализ, объяснение явлений. Стараюсь не допускать односложных ответов. В отдельных случаях разрешаю пользоваться при подготовке ответа учебником, тетрадями, пособиями. После ответа ученика проводится тщательный его анализ, дополняются отдельные разделы, подчеркиваются ошибки в языке, логике изложения, аргументации, выводах.
6. Мотивация учебно-познавательной и творческой деятельности.
Для мотивации обучающихся обращаюсь в своей практике к мультимедийным материалам (интерактивные CD-диски),  включаю в урок фрагменты презентаций, расширяю формы работы с источниками на уроке.
Разрабатываю и провожу уроки с использованием компьютерной презентации: уроки объяснения нового материала, уроки-лекции, уроки-обобщения, и другие уроки. Привлекаю обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах, научно-исследовательской работе.
7. Изменение внутреннего отношения обучающихся к уровню своих возможностей и перспективам их развития.
Оказываю помощь в учёбе на основе индивидуального подхода, используя при этом методы и формы переубеждения, переучивания, поощрения. Поддерживаю успехи каждого ученика в коллективе класса, работаю с родителями.
В качестве методического обеспечения, наряду с имеющимися учебно-методическими пособиями, я использую собственные разработки. Мною разработаны программы элективных курсов, созданы тематические папки с заданиями для контроля, тестами, раздаточным материалом.
В целях повышения своего уровня профессиональной деятельности планирую темы по самообразованию, по которым выступаю на заседаниях МО гуманитарного цикла. Тема по самообразованию: «Аксиологический подход в преподавании русского языка и литературы».
Работа по самообразованию проводится в следующем направлении: изучение новинок по новым технологиям обучения. По данной теме просматриваются интернет-сайты, методические журналы.
Постоянно прохожу курсы повышения квалификации по русскому языку и литературе. Последние очные курсы проходила в 2013-14 учебном году. Посещаю ММО в районе, принимаю участие в работе ШМО.
За учебный год было сделано несколько разработок уроков по литературе и русскому языку.
 Проведён открытый урок литературы в 5 классе на уровне ММО: «М.Ю.Лермонтов «Бородино». Анализ стихотворения». Был подготовлен доклад на уровне ММО: «Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы». Проведён открытый урок русского языка в 6 классе на уровне ШМО: «Буквы ч и щ в суффиксах существительных –чик, - щик».  При проведении ежедневных уроков основная трудность - это слабая техническая    оснащенность кабинета, отсутствие мультимедиапроектора.     
Были подготовлены доклад на ШМО учителей гуманитарного цикла на тему: «Воспитание патриотизма на уроках литературы» и «Педагогическая деятельность в условиях перехода на ФГОС общего образования».
Выступление на ШМО классных руководителей с докладом: «Организация взаимодействия образовательного учреждения и семьи».
Выступление на педагогическом совете с докладом: «Проектная деятельность как одно из средств реализации требований ФГОС».
Выступление на общешкольном родительском собрании с докладом: «Духовно- нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы».
 В течение учебного года являлась руководителем научной работы на тему: «Писатели и поэты – уроженцы Зубово-Полянского района Республики Мордовия» ученика 10 класса Шишкунова Сергея. Ученик выступал с данной темой на школьной научно-практической конференции учащихся, занял 3 место.
Принимали участие в школьном этапе предметных олимпиад по русскому языку:
10 класс – Шишкунов Сергей, занял 1 место; 8 класс – Кошелева Таня, заняла 3 место; 6 класс – Козлов Вадим, занял 2 место; 5 класс – Чигирь Виктория, Михайленко Виктория, Морозов Илья.Принимали участие в муниципальном этапе предметных олимпиад по русскому языку:
10 класс – Шишкунов Сергей.
Приняли участие во всероссийском конкурсе  по русскому языку «Олимпус» 10 класс – Шишкунов Сергей, 8 класс – Кошелева Таня, 6 класс – Козлов Вадим.
Приняли участие во всероссийском конкурсе «Кириллица» 10 класс – Шишкунов Сергей – 93балла, 8 класс – Кошелева Таня – 100 баллов, Юняткин Ваня – 93 балла, 6 класс – Козлов Вадим – 73 балла, 5 класс – Михайленко Виктория - 100 баллов, Чигирь Виктория – 100 баллов.Подготовка к олимпиадам осуществлялась по учебникам, дополнительной и специальной литературе.
Неуспевающих по предметам нет. Средний процент качества знаний по русскому языку –75% в 5 классе, 100% в 6 классе, 25% в 8 классе, 100% в 10 классе. Со слабоуспевающими: Юняткиным Ваней и Юняткиным Ильёй - 8 кл. и с Савцовым Алёшей – 5 кл. проводится индивидуальная работа, дополнительные занятия. К сожалению, дополнительно (да и не только дополнительно) заниматься не хотят, хотя прекрасно понимают, что очень слабые по русскому языку, особенно Илья Юняткин и Савцов Алёша. У Савцова техника чтения – 23 слова в минуту…. Это уже говорит о многом…. К сожалению, дома мальчик совсем не читает, отсюда и результаты.. Аналитическая справка учителя русского языка и литературы
Шичкиной  Л.Н.
предмет: русский язык
класс       по   плану    дано      «2» «3» «4» «5»  кач.          успев. ср.балл
5р 170 171 - 1 3 - 75% 100% 3,75
6р                 204        204             - - 1 -     100%        100%            4          
8р                 102        103             - 3 1 -     25%        100%            3,25     10р                 34        35          - - - 1     100%        100%            5                   
         
Программа  выполнена с учетом хода усвоения учебного материала учащимися.
Акцентировалось внимание на том, на каких возрастных особенностях базируется тот или иной метод.
5 класс. Работа по ФГОС. Проведена очень большая работа с учащимися. Небольшие сдвиги есть на конец учебного года. 
6 класс. Технология, предполагающая построение учебного процесса на ситуативной, прежде всего на игровой основе. В классе один ученик, по сути, проводится индивидуальное обучение. Ребенок почти на каждом уроке вызывается к доске.
8- класс.   Технология, предполагающая построение учебного процесса на диалоговой основе. Смысл диалога в том, что субъект - субъективные отношения реализуются на уроке не только в знаниевой, но и в нравственно-этической сфере. В этом классе дети достаточно активные, но с низкой самодисциплиной, поэтому использую индивидуальные задания для легко отвлекающихся учеников. Работа по цепочке, чтобы каждый ребенок вышел к доске.
Преподавание в 8 классе осуществляется в соответствии с требованиями технологии РО, соответственно учителем ставились следующие задачи:
-обучение способам самоорганизации через групповую работу;
-формирование адекватной самооценки через самооценку, взаимопроверку, оценивание деятельности одноклассниками;
-формирование навыков целеполагания через рефлексивный анализ деятельности.
10 класс.  Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Основной задачей является подготовка к ЕГЭ, поэтому на каждом уроке использую тестовые задания небольших объемов, задания, связанные с развитием речи, умением формулировать основную мысль мини-текста, выявить проблему.
В этом классе ученик очень активный, со сформированной учебной мотивацией, поэтому использую проблемно - поисковый метод.
Преподавание в 10 осуществлялось в соответствии с требованиями индивидуализации:
-через использование возможностей ПК (индивидуальное тестирование - программа «Виртуальные уроки Кирилла и Мефодия»)
-через использование разноуровневых заданий.
Средний процент качества знаний по литературе – 75% в 5 классе, 100% в 10 классе.
предмет: литература
класс       по   плану    дано      «2» «3» «4» «5»  кач.          успев. ср.балл
5л                 102      102        - 1 - 3     75%        100%            4,5     10л                 102   102      - - - 1     100%        100%           5
Программа  выполнена.
Ставились следующие задачи:
А) формирование мотивации к чтению художественной литературы
- через уроки Внеклассного чтения и защиту индивидуальных мини-проектов;
-использование ПК;
-через организацию творческой деятельности учащихся.
Б) формирование навыков исследовательской деятельности
-через различные виды деятельности;
-через анализ прочитанного;
-через обучение способам выразительного чтения;
-через иллюстрирование (словесное и художественное);
-через приобщение к поисковым системам.
-через индивидуальные и коллективные проекты исследовательского характера.
Удалось реализовать задачи в этом учебном году: повышение орфографической зоркости на уроках русского языка, интерпретация поэтического текста, основы самостоятельного анализа текста, школьники овладели знаниями по предметам данной программы, научились использовать приобретённые знания и умения в практической  деятельности.
Школьный тур конкурса чтецов ко Дню Поэзии «Души прекрасные порывы»  
Шишкунов Сергей – 3 место.
Принимала участие в течение учебного года во всех общешкольных мероприятиях.
Как учитель-предметник и как классный руководитель в течение года провела несколько общешкольных открытых мероприятий:
Урок мужества был проведен на общешкольном классном часе «Есть ли место героизму и мужеству в мирное время» (По инициативе «Горячее сердце»).
Урок мужества был проведен на общешкольном классном часе «День юного героя- антифашиста».
Был проведен открытый общешкольный классный час: «Словарный урок», посвящённый В.И.Далю.
Был проведен открытый общешкольный классный час, посвящённый Дню славянской письменности и культуры.
Был проведен открытый общешкольный классный час, посвящённый 100-летию со дня рождения А.П.Маресьева «Человек - легенда».
Было проведено открытое общешкольное мероприятие, посвящённое 120-ти летию со дня рождения С.А.Есенина с 8 классом: «Несказанное, синее, нежное». Все дети класса в нем принимали активное участие. Мероприятие прошло на высоком уровне.
Была проведена читательская конференция по повести Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома».
Выводы.
Подводя итоги, сопоставив планируемые цели и задачи с реальными показателями, следует отметить, что сочетание современных технологий с традиционными, применение технологий личностно-ориентированного подхода позволяют добиваться положительных результатов в реализации компетентностного подхода к содержанию образования обучающихся.Значительную роль в улучшении качества образовательного процесса играют и правильно выбранные программы и учебники, соответствующие уровню развития обучающихся, методы и формы,  методические, наглядные, дидактические материалы и технические средства обучения.
Однако, несмотря на положительные результаты в процессе формирования образовательных компетенций обучающихся, проявляющиеся в повышении их заинтересованности в улучшении знаний, умений и навыков, некоторые задачи остаются нерешёнными.
Наиболее серьёзной проблемой остаётся проблема повышения качественной успеваемости обучающихся 5 и 8 классов, для решения которой, на мой взгляд, следует уделять больше внимания дифференцированному подходу, внедрению в образовательный процесс инновационных, в том числе и дистанционных технологий обучения, повышению собственной информационно-компьютерной компетентности, созданию собственных дистанционных курсов.
Трудности, с которыми я сталкиваюсь в процессе своей деятельности, заключаются и в том, что существует проблема в общении – недооценка общения как средства воспитания и образования обучающихся. Для решения этой проблемы потребуется большая и кропотливая работа по самосовершенствованию, развитию способностей к одобрению, поддержке обучающихся в процессе преодоления ими трудностей в процессе образования, для чего не скупиться на похвалу и добрые слова. 
Нерешённой остаётся и такая важная проблема как работа с родителями. Отсутствие поддержки и помощи со стороны родителей негативно сказывается на мотивации обучающихся к учебному процессу.  
Таким образом, предстоит ещё большая работа, направленная на повышение качества образования, формирование  ключевых образовательных компетенций обучающихся на основе компетентностного подхода и социального опыта путём   повышения эффективности каждого урока; работа по формированию у детей теоретического мышления на основе анализа и рефлексии, по созданию условий для установления новых партнёрских отношений (ученик - ученик, ученик - учитель, ученик - учитель - ученик) в учебной и неучебной деятельности, по формированию мотивации учения в процессе овладения способами получения знаний. В русле такого подхода надеюсь добиться бóльших успехов не только в своей педагогической деятельности, но и в обученности учеников по предметам русский язык и литература.
В следующем учебном году продолжу работу:
- по изучению и внедрению в учебный процесс темы «Аксиологический подход в изучении русского языка и литературы;
- по применению новых методик преподавания русского языка и литературы на современном этапе обновления образования с использованием ЭОР, использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в целях повышения качества знаний;
- преодоление сложностей при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ;
- работать над методикой устранения типичных ошибок учащихся, допущенных  в контрольных и творческих работах.