Информационная карта экспериментальной деятельности учителя начальных классов МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №65 с углубленным изучением английского языка» г. Перми Жвакиной Натальи Вячеславовны


Информационная карта экспериментальной деятельности учителя начальных классов МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №65 суглубленным изучением английского языка» г. Перми
Жвакиной Натальи Вячеславовны
1. Общие сведения
Жвакина Наталья Вячеславовна МАОУ «COШ №65 с углубленным изучением английского языка» г. Перми.
Учитель начальных классов.
Стаж работы-22 лет.
2. Тема эксперимента
Системно-деятельностный подход как основа для формирования и развития УУД в условиях реализации ФГОС.
3.Актуальность эксперимента
Целевые ориентиры модели образования, отвечающей современным задачам развития страны, нормативно Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), НОИ «Наша новая школа». Суть их заключается в переходе от «знаниевой» парадигмы образования к деятельностной, ставящей во главу угла личность ребенка, его умения и способности, готовность к саморазвитию, а не просто набор знаний, умений и навыков, обязательных для изучения. В соответствии с этим, основным результатом образования становится освоение универсальных учебных действий (УУД), которые определяются как «умение учиться, способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта». Задача образовательного процесса – раскрыть способности ребенка.
Пересмотр целевых установок и приоритетов в определении образовательных результатов требует построения инновационных программ формирования и диагностики универсальных учебных действий и умения учиться в целом. Именно эти умения и способности востребованы в постиндустриальном обществе, поэтому они и становятся одним из наиболее значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.
Ключевое значение в процессе самостоятельной организации деятельности учения и процессах саморазвития и самосовершенствования личности, как известно, играет рефлексивная самоорганизация, то есть умение при необходимости корректировать свой способ действия путем выявления и устранения причин затруднений с помощью реконструкции и анализа хода действия. Однако данный аспект формирования УУД в настоящее время недостаточно исследован в контексте последних достижений в методологии, не обеспечен в достаточной степени методическими и диагностическими средствами. Таким образом, проблема формирования и диагностики организационно-рефлексивных общеучебных умений имеет сегодня первостепенную актуальность и значимость.
С позиций общей методологической версии теории деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.) формирование любого умения (в том числе и надпредметного общеучебного умения) проходит через следующие этапы:
1. Приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация.
2. Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами.
3. Тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция.
4. Контроль.
Именно так приобретают школьники умение писать и считать, решать задачи и примеры, пользоваться географической картой и музыкальным инструментом, петь и рисовать. Этот же путь они должны пройти и при формировании общеучебных (универсальных) умений, но изучаемые алгоритмы действий будут носить уже не узко предметный, а надпредметный характер: универсальные умения целеполагания и проектирования, самоконтроля и коррекции собственных действий, поиска информации и работы с текстами и др.
Следовательно, формирование у учащихся любого универсального учебного действия должно пройти через следующие этапы:
1) приобретение первичного опыта выполнения этого действия при изучении различных учебных предметов и мотивация к его освоению;
2) освоение способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД (или структуры учебной деятельности в целом);
3) отработка умения выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организация самоконтроля его выполнения и при необходимости − коррекции;
4) контроль уровня сформированности данного УУД.
Этапы 1 и 3 целесообразно проходить на уроках по различным учебным предметов, а для организации этапов 2 и 4 необходимо введение нового метапредметного курса, целью которого является создание теоретического фундамента для формирования соответствующих УУД, а в последующем − для адекватного самоопределения, саморазвития, самовоспитания, здоровьесбережения и успешной самореализации личности каждого ученика.
Данный теоретический вывод подтверждается многолетним опытом экспериментальной работы различных научных школ. Так, доктор психологических наук В.С. Лазарев, один из учеников В.В. Давыдова, анализируя нерешенные проблемы развивающего обучения, пишет: «Формирование учебной деятельности требует постановки и решения учебных задач особого рода – задач на освоение метазнаний о способах познания». Этот же вывод получен на экспериментальных площадках Ассоциации «Школа 2000…».
Для того чтобы организовать прохождение учащимися этапов 1 и 3 на уроках по разным учебным предметам авторским коллективом ЦСДП «Школа 2000…» АПК и ППРО была построена на теоретической основе общей теории деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.) дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000...»
Чтобы организовать прохождение учащимися этапов 2 и 4 формирования ОУУ авторским коллективом ЦСДП «Школа 2000...» разработан надпредметный курс «Мир деятельности», целью которого является создание теоретического фундамента для освоения УУД и критериальной базы системы их диагностики.
4. Цель эксперимента
Целью экспериментальной деятельности является:
Апробация механизма, обеспечивающего эффективное внедрение в образовательную практику дидактической системы деятельностного метода;
Апробация механизмов формирования и диагностики личностных, метапредметных и предметных результатов ФГОС;
Формирование  общекультурных способностей, общеучебных умений учащихся как наиболее полно отвечающих современным тенденциям развития образования во всём мире.
5. Задачи, обеспечивающие достижение цели эксперимента
При разработке и реализации основных этапов экспериментальной деятельности определены следующие задачи:
Изучить теоретические основы дидактической системы деятельностного метода обучения.
Уточнить педагогический инструментарий формирования и диагностики метапредметных результатов ФГОС на основе дидактической системы деятельностного метода.
Апробировать новый диагностический инструментарий метапредметных результатов ФГОС, позволяющий количественно и качественно выражать достигнутые уровни универсальных учебных действий и их динамику.
Апробировать механизм, обеспечивающий эффективное внедрение в образовательную практику дидактической системы деятельностного метода.
Апробировать надпредметный курс «Мир деятельности» как необходимое ключевое звено формирования универсальных учебных действий и умения учиться в целом у учащихся начальной школы при работе по открытой образовательной системе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон . Повысить результативность образовательного процесса и уровень профессиональной подготовки учителя к реализации ФГОС.
Построить и апробировать систему работы с родителями в начальной школе при переходе к реализации ФГОС на основе дидактической системы деятельностного метода.
На основе результатов психологического мониторинга изучать влияние использования дидактической системы деятельностного метода на развитие УУД обучающихся в соответствии с программой эксперимента.
Описать индивидуальные особенности учащихся.
Разработать специальные программы совершенствования УУД по результатам мониторинга.
Выявить одаренных школьников и разработать программы их психолого-педагогического сопровождения.
6. Психолого-педагогическое обоснование эксперимента.
Теоретико-методологической основой исследования являются ведущие положения концепции сензитивных периодов и кризисов развития Л.С. Выготского, концепции Д.Б. Эльконина, В.С. Мухиной, гуманизации образования Ш.А.Амонашвили и др.
Теоретические исследования базируются на основных психологических законах и закономерностях: неравномерности, индивидуальном характере развития, наличии сензитивных периодов, интеграции психики, ее пластичности, возможности компенсации; присвоении опыта; формировании личности в результате активного самопроявления и самоутверждения в деятельности, отношениях и общении.
Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Проблемы деятельности разрабатывались в разных гуманитарных дисциплинах, но прежде всего в философии (Э.В.Ильенков, М.С.Каган, П.В.Копнин, В.А.Лекторский, Э.Г.Юдин и др.) и психологии (А.Г.Асмолов, М.Я.Басов, Г.С.Костюк, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.В.Рубцов и др.). Значительный импульс развитию этой идеи придали работы зарубежных и отечественных психологов и педагогов 1960-90-х гг., разрабатывавших вопросы обучения и воспитания ребенка (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн, Л.М.Фридман, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин, К.Ван Парререн, Ж.Карпей, Э.Эриксон), известных методистов-ученых, разрабатывающих проблемы развивающего обучения (А.Б.Воронцов, А.К.Дусавицкий, В.В.Репкин и др.). Разработка общепсихологической теории деятельности, начатая отечественными психологами (среди которых важнейшая роль принадлежит А.Н.Леонтьеву и С.Л.Рубинштейну), продолжена в Германии (К.Хольцкамп), Великобритании (М.Коул), Финляндии (Ю.Энгештрём) и других странах.Системно-деятельностный подход – это одна из актуальных тем в современной системе образования.
Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления - эмпирический или теоретический. По мнению авторов, именно содержание обучения позволяет "вести за собой" умственное развитие.
7. Гипотеза
Гипотеза экспериментальной деятельности
Если в ходе эксперимента на основе системно-деятельностного подхода будут уточнены и апробированы:
средства диагностики метапредметных результатов ФГОС система методической работы в школе и система работы с родителями на этапе перехода к реализации ФГОС
содержание и методики надпредметного курса «Мир деятельности» Л.Г. Петерсон, ориентированного на создание теоретического фундамента формирования метапредметных результатов ФГОС.
то это позволит:
сформировать у обучающихся результаты образования, заданные ФГОС
повысить результативность образовательного процесса и создать условия для сохранения и поддержки здоровья детей, развития их личностных качеств и познавательных мотивов деятельности,
повысить профессиональный уровень педагога-участника экспериментальной деятельности;
создать условия для построения партнерских отношений между родителями и образовательным учреждением при переходе к реализации ФГОС
8. Участники эксперимента
Учащиеся младших классов МБОУ «СОШ №65 с углубленным изучением английского языка»
9. Объект исследования
Технологии, основанные на системно-деятельностном подходе и способствующие формированию и развитию УУД.
10. Предмет исследования
Предмет экспериментальной деятельности: внедрение в практику технологий деятельностного метода обучения как ключевого звена формирования УУД.
11. Сроки реализации эксперимента
Данная программа внедряется в начале 2013 года на уроках и внеурочной деятельности.
Сроки эксперимента:
Организационный этап -  июнь-сентябрь 2013года.
Поисково - исследовательский этап -  сентябрь 2013 – май 2014г.
Практический этап -  сентябрь 2013 – май 2017г.
IV.Формулирующее - обобщающий этап – сентябрь 2016- декабрь 2016г.12. Формы и методы экспериментальной работы.
методы теоретического исследования (анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования);
изучение опыта педагогов по вопросам современных технологий обучения;
(обобщение, сравнение, моделирование)
методы эмпирического исследования (наблюдение, анкетирование, собеседование, рефлексия, прогнозирование, проектирование и др.)педагогический эксперимент:
проведение тематических родительских собраний, мастер-классов;
разработка уроков и занятий, основанных на системно-деятельностном подходе;
апробация программы «Мир деятельности»
вовлечение учащихся в разные виды деятельности;
обобщение и распространение опыта работы учителя на разных уровнях;
статистические методы обработки данных эксперимента (анализ документов и результатов экспериментальной деятельности, моделирование, тестирование, мониторинг).
13. Использование технологий в ходе реализации эксперимента.
"Системно-деятельностный подход – это одна из актуальных тем в современной системе образования. Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Система работы основана на принципах развивающего обучения (научности, наглядности, доступности, системности, сознательности и активности, связи теории с практикой) направлена на создание условий для развития познавательной активности учащихся в процессе обучения, поэтому в основе преподавания предмета лежит деятельностный подход с использованием
информационно-коммуникационных технологий
проблемного обучения
технология проектного обучения;
технология обучения в сотрудничестве;
здоровьесберегающие технологии;
14. Планируемые результаты экспериментальной деятельности.
Предполагаемые результаты в практике образования являются:
Количественные и качественные показатели, характеризующие эффективность использования деятельностного метода при реализации ФГОС по параметрам:
метапредметные результаты образования, заданные ФГОС;
познавательные процессы, логическое и вариативное мышление;
сохранение и поддержка здоровья детей;
результативность участия школьников в конкурсах и олимпиадах разных уровней (школьных, региональных, всероссийских, международных);
Надпредметный курс «Мир деятельности» для 1–4 классов как ключевое звено формирования УУД и умения учиться в целом.
Новый диагностический инструментарий для измерения уровня сформированности метапредметных и предметных результатов ФГОС.
Опыт учителя в организации образовательного процесса в соответствии с дидактической системой деятельностного метода.
Создание условий для саморазвития творческих способностей педагога, повышение уровня его профессионального мастерства и результативности участия в профессиональных конкурсах и испытаниях.
Методические рекомендации по эффективному взаимодействию педагогов с родителями при переходе к реализации ФГОС и на основе дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон
Апробированный новый подход к формированию УУД, реализующий деятельностный метод организации единого учебно-воспитательного и здоровьесберегающего процесса.
Построение образовательного пространства деятельностного типа.
Планируемые результаты для учащихся
Обучающиеся должны:
Знать уточненную структуру учебной деятельности, уметь ее осознанно осуществлять при введении нового знания под руководством учителя и выполнять самооценку.
Знать уточненную структуру коррекционной деятельности, уметь под руководством учителя ее осознанно осуществлять и выполнять самооценку.
Знать алгоритм самопроверки и исправления ошибок, уметь его применять.
Знать структуру проектирования − цель, план, сроки, средства, способ, − приобрести опыт построения практико-ориентированных проектов.
Уметь делать осознанный выбор в учебной деятельности и приобрести положительный опыт личностного самоопределения.
Знать правила систематизации и включения нового знания в систему знаний.
Знать алгоритм рефлексии и самооценки учебной деятельности, уметь соотносить результат учебной деятельности с целью, отвечать на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?».
Знать признаки отличия спора и дискуссии, приобрести опыт ведения дискуссии.
Знать функции «организатора», приобрести опыт их применения в совместной работе.
Знать функции «арбитра» в совместной работе, приобрести опыт обращения к арбитру в ситуации, когда критериев для разрешения конфликтной ситуации недостаточно.
Знать основные правила сотрудничества в командой работе, приобрести опыт работы в команде.
Знать основные правила создания договоренности в совместной работе, приобрести опыт их применения.
Знать основные правила поиска и представления информации, уметь их использовать для решения задач.
Знать основные правила работы с текстом, уметь их применять.
Знать алгоритм классификации, вывода по аналогии, уметь их выполнять.
Приобрести опыт выявления своих сильных качеств и своих проблем как ученика и на этой основе приобрести первичный опыт построения программы саморазвития.
Знать и принять на личностном уровне качества самокритичность и уважение к другим, приобрести опыт их успешного применения.
Знать и принять на личностном уровне ценность жизни – саморазвитие.
Знать свои сильные стороны как ученика, принять на личностном уровне ценностную диаграмму качеств ученика.
15. Необходимые условия реализации экспериментальной деятельности:
Принятие цели совместной деятельности участников экспериментальной деятельности.
Высокая внутренняя мотивация и профессиональная готовность педагога к экспериментальной деятельности.
Диалоговый характер взаимодействия субъектов комплексной программы (педагога, родителей, учащихся, администрации школы)
16. Научная и практическая ценность ожидаемых результатов ЭР
В современных условиях инновационного образования в России актуальным является создание эффективных методов диагностики интеллектуального развития, позволяющих отслеживать как особенности интеллектуального развития учащихся, так и эффективность образовательной программы и стиля преподавания. Разработка основ психолого-педагогического обеспечения индивидуализированного подхода к учащимся и выявления эффективности учебного процесса средствами психолого-педагогического мониторинга психического (интеллектуального) развития, направленного как на выявление одаренных детей, так и на профилактику учебных и поведенческих проблем учащихся.
Интеллектуальные ресурсы подрастающего поколения важны для развития общества, в связи с этим целесообразно создание системы их мониторинга, развития и коррекции. Также мониторинг психического развития решает задачу отслеживания динамики развития мыслительных операций, общеучебных навыков и потенциального интеллекта на протяжении всего школьного развития ученика (от 1 к4 классу) и через показатели «прироста» дает возможность увидеть эффективность работы педагога
Целенаправленная работа по развитию интеллекта снимет ряд проблем в области образования и позволит, не увеличивая времени обучения в школе и не уменьшая учебной нагрузки, значительно повысить успеваемость школьников, сделать учебу интересной, легкой, сохранить здоровье школьников.
Внедрение результатов исследовательской работы в образовательный процесс приведет к достижению следующих важных результатов:
создание системы обучения, направленного на развитие способностей учащихся, непосредственно влияющих на успеваемость их учебы;
развитию интеллектуального потенциала учащихся, критического мышления, креативности;
привлечению родительской общественности к совместному решению поставленных задач;
расширению возможности самоопределения, саморазвития, самореализации учащихся;
воспитанию здоровой и успешной конкурентно-способной личности;
умению самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике;
умению критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи.
17. Критерии и показатели эффективности проводимого исследования, в т.ч. описание системы мониторинга за ходом реализации программы исследования.
Показателем эффективности данной программы является повышение результативности образовательного процесса в целом, повышение качества обучения по всем дисциплинам, создание для ученика условий, дающих ему возможность в полной мере реализовать свои способности.
Измерителем этих изменений, основным инструментом управления качеством обучения является система мониторинга и внутришкольного контроля. Система мониторинга включает в себя:
1. Текущий мониторинг процесса обучения
контроль за ведением школьной документации (журналы, дневники, тетради)
программное обеспечение содержания образования (тематическое планирование, степень его выполнения).
Промежуточный мониторинг
накопление информации об итогах контрольных и проверочных работ
анализ результатов обучения по всем предметам за четверти.
информация об итогах успеваемости по классам
мониторинг УУД и анализ результативности факультативных занятий в рамках курса «Мир деятельности»
мониторинг с помощью УМК «Учимся учиться и действовать» (1–4 классы), предназначенный для педагогического мониторинга развития универсальных учебных действий учащихся начальной школы. В комплекте на основе единой «линейки» показателей реализуется комплексный психолого-педагогический подход к отслеживанию и оценке процесса развития ребенка с первых недель его обучения до конца 4 класса. Диагностические мероприятия позволяют учителю выявить уровень развития важнейших УУД на каждом этапе обучения и определить педагогическую стратегию достижения каждым учащимся метапредметных образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО и осуществить системное, комплексное изучение продвижения ребенка по образовательной траектории. АвторыТ.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, Т.В. Беглова, под редакцией к.психол.н. М.Р. Битяновой (Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», г. Москва), к.п.н. С.Г. Яковлевой (Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова)
накопление информации по результативности работы учителя.
участие учащихся в олимпиадах и ………
независимые мониторинги региональной системы оценки качества образования Пермский край (kraioko.perm.ru), Центра Развития Молодежи(г. Екатеринбург)
Итоговый мониторинг
результативность итоговых контрольных работ
результативность итоговой аттестации выпускников 4 класса (ВПР)
результативность качественной и абсолютной успеваемости за год.
Объектами мониторинга выступают ученики и учитель.
Большинство информации, полученной в ходе мониторинга, анализируется, систематизируется и в виде аналитических справок, распоряжений, сравнительных таблиц и диаграмм, выносится на обсуждение ШМО.
18. Способы отслеживания результатов и предполагаемые формы их предъявления
Результативность экспериментальной деятельности предполагается контролировать на основе:
мониторинга результатов учебной деятельности по деятельностному, информационно-познавательному, воспитательному и здоровьесберегающему направлениям;
диагностики сформированности УУД у обучающихся 1-4 классов (ежегодно, 2 раза в год);
диагностики уровня мотивации и роста профессиональных компетенций педагога при освоении и реализации дидактической системы деятельностного метода (1 раз в год, февраль);
экспертизы деятельности педагога, использующего в своей практике дидактическую систему деятельностного метода
мониторинга эффективности взаимодействия классного руководителя с родителями.
диагностики уровня «воспитательной грамотности» родителей в вопросах формирования универсальных учебных действий; уровня удовлетворенности родителей качеством формирования универсальных учебных действий в классе.
Форма представления результатов мониторинга: статистический анализ динамики качества образовательной деятельности и УУД.
Форма представления результатов экспертизы: экспертные заключения.
19. Содержание и этапы реализации экспериментальной программы
Этапы эксперимента
1.Первый этап. Организационно-подготовительный (июнь-сентябрь 2013 года).
Основное содержание деятельности.
На данном этапе осуществлялось накопление научно-методических материалов; изучение степени разработанности проблемы в педагогических исследованиях; формулировались цель, задачи и гипотеза исследования; анализировалась технологии на соответствие цели исследования.
Диагностировались исходные данные учащихся, задействованных в исследовании (метод наблюдения, анкетирование, стартовая диагностика, индивидуальные беседы с учащимися). В процессе наблюдения я отмечала наличие у младших школьников таких проявлений: активность, несамостоятельность, отвлекаемость. Анализ результатов диагностики показал, что основная масса обучающихся- 16 человек, имеют средний уровень функциональной готовности к обучению, а для 7 человек характерен низкий уровень. Были сделаны выводы о том, что специальные умения и навыки как элементы УУД формируются в процессе урочной и внеурочной деятельности. При детальном рассмотрении можно было увидеть, что подчас одно и то же умение может относиться в какой-то период к предметным, затем к общеучебным и, если над этим целенаправленно работать, к специальным умениям.
Деятельность педагога
Составление плана работы в соответствии с тематикой экспериментальной деятельности. Уточнение готовности родителей и обучающихся к реализации программы эксперимента. Анкетирование. Обоснование значимости и актуальности проблемы. Определение целей и задач деятельности. Утверждение плана работы.
Деятельность учащихся
Участие учащихся 1 «Б» класса и контрольного класса в эксперименте.
Мониторинг интеллектуально-физиологических особенностей учащихся двух классов
2. Второй этап. Теоретический (поисково-исследовательский) -  сентябрь 2013 – май 2013г.
Анализ современного состояния проблемы.
Основное содержание деятельности.
Изучение теоретико-методологических основ дидактической системы деятельностного метода обучения как с инструментом реализации ФГОС (технологией деятельностного метода, типологией уроков, системой дидактических принципов, механизмами формирования УУД, средствами комплексного мониторинга результатов обучения, связью с традиционной школой и концепциями развивающего образования). Проанализировать литературные источники по теме исследования, теоретические представления об интеллекте и когнитивных процессах и их взаимосвязи с личностными образованиями; систематизировать имеющиеся экспериментальные данные о закономерностях и особенностях интеллектуального развития учащихся.
Изучение методики грамотного проектирования уроков открытия нового знания базового уровня по технологии деятельностного метода обучения, метода проведения их анализа и самоанализа.
Познакомиться с содержанием надпредметного курса «Мир деятельности» Л.Г. Петерсон
Изучить материал презентации о курсе «Мир деятельности», подготовить и провести информационно-ознакомительное родительское собрание на тему презентации.
Провести мастер-класс «Системно–деятельностный подход в формировании образовательной среды начальной школы как необходимое условие реализации ФГОС»
Разработать программу мониторинга УУД учащихся, подобрав методики, позволяющие эффективно исследовать когнитивную сферу учащихся различного возраста.
Деятельность педагога
Изучение литературы по теме исследования.
Внедрение технологии деятельностного метода обучения в проведение уроков.
Составление и утверждение рабочей программы по надпредметному курсу «Мир деятельности»
Посещение уроков, семинаров, вебинаров по теме экспериментальной деятельности.
Проведение самоконтроля знаний основных положений технологии деятельностного метода обучения и содержания надпредметного курса «Мир деятельности»
Программа мониторинга УУД учащихся.
Деятельность учащихся
Участие учащихся 1 «Б» класса и контрольного класса в эксперименте.
Мониторинг стартовых УУД учащихся двух классов.
3. Третий этап. Практический - сентябрь 2013 – май 2017г.
Основное содержание деятельности.
Этот этап связан с апробацией методики формирования УУД учащихся на основе технологий системно-деятельностного подхода. Были сформулированы основные умения, необходимые для формирования и развития УУД: -проблематизация: умение формулировать проблему после рассмотрения, какой либо ситуации или явления; -целеполагание как умение формулировать цель деятельности; -планирование (планировать этапы, формулировать задачи, предполагаемые результаты, исполнителей, сроки и т.д) -анализ результатов и рефлексия (анализ результатов по соответствию цели); велся мониторинг эксперимента, обобщены его результаты.
Деятельность педагога
Внедрение технологии деятельностного метода обучения в практику:
разработка циклов уроков, внеурочных занятий и внеклассных мероприятий по внедрению технологии деятельностного метода обучения;
внедрение психолого-педагогических технологий по развитию внимания, памяти, мышления средствами различных предметов;
разработка занятий по внеурочной деятельности по курсу «Мир деятельности» Л.Г. Петерсон, апробация и проведение занятий по курсу.
Выступление учителя на ШМО.
Посещение уроков, семинаров, вебинаров по теме экспериментальной деятельности.
Наблюдение педагога – диагностика сформированности надпредметных умений.
Представить учителям практические рекомендации по результатам исследования.
Анализ работы учителя и индивидуальный отчет по экспериментальной деятельности.
Анкетирование педагога – профессиональные установки педагога.
Презентовать результаты исследования на конференциях и в научных публикациях.
Создание презентации экспериментальной деятельности
Участие педагога в конкурсах.
Подготовка научных статей и методических рекомендаций
Проведение педагогического консилиума.
Создание и внедрение корректирующих программ и технологий.
Создание и внедрение психолого-педагогических технологий сопровождения одаренных детей
Деятельность учащихся
Участие учащихся 1 «Б» класса в эксперименте
Исследование степени подготовленности детей и психологического настроя для работы в режиме эксперимента
Диагностика уровня состояния психологического состояния детей.
Участие учащихся и в конкурсах и олимпиадах.
4. Четвертый этап - аналитико-обобщающий (диагностический) - апрель 2014- май 2017 г.
Основное содержание деятельности.
Осуществлен качественный и количественный анализ полученных результатов; определены показатели изменения уровня УУД учащихся, участвующих в эксперименте, сформулированы выводы, описан и представлен опыт на разных уровнях.
Деятельность педагога
Мониторинг результатов экспериментальной деятельности и их сравнение с контрольным классом.
Составление банка диагностических данных по каждому учащемуся и классу
Составление практических рекомендаций для учителей по результатам проведенного мониторинга УУД.
Формулирование результатов работы и описание результатов диагностического исследования в виде пособия по распространению инновационного педагогического опыта
Проведение семинара по теме экспериментальной деятельности
Публикация педагогического опыта.
Деятельность учащихся
Тестирование учащихся – диагностика сформированности надпредметных знаний.
Выполнение учащимися практической работы – диагностика сформированности надпредметных умений.
Список литературы
Деятельностный метод обучения: описание технологии. 1-4 классы/ авт.-сост. И.Н. Корбакова, Л.В. Терешина. – Волгоград: Учитель, 2008.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)
Мельникова Е.Л. Проблемный урок. Ростов-на-Дону. Витраж 2006 г.
Механизмы реализации новых государственных образовательных стандартов. Л.Г. Петерсон // Начальная школа, №11-2008, с.9-14
Непрерывность образования: дидактическая система деятельностного метода. Москва 2005 г.
Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения АПК и ППРО, Москва 2007 г.
Петерсон Л.Г. Программа “Учусь учиться” Москва 2007 г.
Петерсон Л.Г. Программа Надпредметный курс «Мир деятельности»москва 2011.
Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. Москва. УМЦ “Школа 2000…” 2000 г.
Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. Москва 2006 г.
Приемы формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников. Н.Н. Титаренко // Начальная школа, №9-2005, с.10-13
Учебная деятельность и умение учиться. С.Е.Царева // Начальная школа, №9-2007, с.50-57
Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования.М.: Просвещение,2011
 Методические рекомендации к рабочей тетради «Учимся учиться и действовать»  (авторы М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, Т.В. Беглова)
- Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г., Битянова М.Р., Беглова Т.В. Учимся учиться и действовать. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий: Рабочая тетрадь. 1-3 классы.