ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОЛИМПИАДАМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ИНТЕРЕСА К ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ»


Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 1 г. Петрикова»
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОЛИМПИАДАМ
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ИНТЕРЕСА К ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ»
Парфиевич Жанна Михайловна,
учитель истории и обществоведения
8 (029) 521 76 27;
е-mail: parfievich1967@mail.ru
Актуальность опыта
Современный этап развития общества характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. Сегодня общество нуждается в образованных, творческих, деятельных молодых людях и делает социальный заказ на формирование грамотной и социально мобильной личности, осознающей свою историческую, культурную, духовную принадлежность к Родине, понимающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу - воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать решения, планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов. Введение ЦТ требует не только стандартных знаний, но и умений анализировать исторические ситуации, работать с разнообразными источниками, формулировать и аргументировать свою позицию. Способность к самостоятельному познанию развивается в ходе подготовки учащихся к олимпиадам по истории и обществоведению.
Поиск и поддержка талантливых и одарённых детей – одно из направлений программы «Молодые таланты Беларуси». Роль учителя - разглядеть и раскрыть одарённость ребёнка, активизировать познавательный интерес и подвести учащихся к достижению высоких результатов в учебе. Можно научить ребёнка побеждать, если у него есть определённые природные данные: хорошо развита логика, цепкая память, он имеет более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности, имеет доминирующую, активную познавательную потребность, испытывает радость от умственного труда, большое трудолюбие. При наличии этих качеств ребёнок может стать потенциальным участником олимпиад.
Участвуя в олимпиадах, такие дети оказываются в среде себе равных. Они стремятся соревноваться с другими, стремятся к победам. Олимпиады любого уровня дают уникальный шанс добиться признания в семье, в учительской среде и у одноклассников.
Так как объем необходимой информации выходит за пределы школьного учебника, то участие в олимпиаде – это хороший шанс расширить свои познания. Задания олимпиады помогают развивать навыки творческой и научной деятельности.
Я считаю, что самое важное в олимпиадном движении не столько выявить победителей, сколько пробудить интерес к предмету у учащихся. Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает. Подготовка к олимпиадам должна быть систематической. А подготовка к олимпиаде по истории и обществоведению требует усвоения большого количества фактов, терминов, дат, имен и многого другого. Усвоить такое количество материала и оперировать им без навыков самостоятельной работы невозможно.
В практике своей работы я столкнулась с противоречиями, связанными с некомпетентностью самих учащихся, такими как неумение устанавливать причинно-следственные связи, отсутствие навыков нахождения нужной информации, её переосмысления. Поэтому необходимо было выработать определённую систему организации работы с учащимися при подготовке к олимпиадам, чтобы разрешить данные противоречия.
В связи с этим, актуальность темы состоит в том, что хорошо организованная самостоятельная работа вырабатывает у учащихся умение ориентироваться в потоке информации, а также является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью учащихся при подготовке к олимпиадам.
Цель и задачи опыта
Цель: развитие познавательной активности и интереса учащихся к предметам «История» и «Обществоведение» посредством организации и оптимизации их самостоятельной работы на учебном занятии и при подготовке к олимпиадам.
Задачи:
организовать и руководить деятельностью учащихся по переработке полученной информации в собственные личностные знания;
создать такие условия, когда ученик хотел бы и мог бы наиболее эффективно осуществлять деятельность по добыванию и систематизации знаний, отрабатывая свои умения и навыки;
способствовать воспитанию гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственностью и способностью к самореализации.
Накопление опыта происходило постепенно, в течение многих лет работы, но временем формирования и развития конкретной идеи можно считать последние три года работы по подготовке учащихся к олимпиадам по истории и обществоведению.
Ведущая идея опыта
Проблема вооружения учащихся умениями и навыками самостоятельного овладения знаниями была поставлена давно. Еще Л.Н.Толстой писал: "Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только отражать и копировать".
Самостоятельная работа - это такой способ учебной работы, при котором:
- учащимся предлагаются учебные задания и руководства для их выполнения;
- работа проводится без непосредственного участия учителя, но под его руководством;
- выполнение работы требует от учащихся умственного напряжения;
- изучаются учебный материал по учебнику, хрестоматийные источники и производится их конспектирование;
- выполняются письменные работы, практические задания.
Самостоятельная работа учащихся выполняется с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических навыков;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования умений использовать дополнительную и справочную литературу;
- развития познавательных способностей и активности учащихся, творческой инициативы,самостоятельности и самоорганизации;
- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию.
Организация самостоятельной работы учащихся требует определенных условий, обеспечивающих ее успешность:
Планирование разных вариантов самостоятельной работы.
Наличие сформированных умений и навыков самостоятельной работы
(от элементарных до более сложных).
Посильность заданий (постепенное нарастание самостоятельности), их вариативность и разнообразие.
Соотнесение объёма и сложности работы с темпом его выполнения.
Осознание учеником цели и появление желания к её достижению.
Использование различных форм деятельности учащихся для достижения поставленной цели: фронтальная работа (все ученики выполняют одно и то же задание); коллективная деятельность (каждый выполняет какую-то часть общего задания); индивидуальная работа (каждый ученик выполняет особое задание).
Осознание учащимися результатов своих достижений.
Иначе говоря, организуя самостоятельную деятельность учащихся, преподаватель должен уметь обоснованно ответить на следующие вопросы:
- когда целесообразно вводить самостоятельную работу при изучении любого учебного материала;
- какой конкретный тип самостоятельной работы из всех возможных следует выбрать и использовать на каждом этапе усвоения знаний.
Организация и проведение самостоятельной деятельности при подготовке к олимпиадам по истории и обществоведению требует особого подхода. Поэтому учителю необходимо тщательно планировать и определять содержание и место самостоятельной работы, формы и методы ее организации. Только в этом случае самостоятельная деятельность учащихся будет осознанной. При этом педагог должен предусмотреть уровень сложности и объем работы, трудности и возможные ошибки, которые могут возникнуть у детей в ходе ее выполнения, также необходимо продумать проведение контроля и оказание помощи учащимся.Таким образом, в ходе самостоятельной работы учащийся может освоить основной теоретический материал по изучаемой теме (написание конспекта, составление словаря опорных понятий, выполнение терминологического диктанта, работа с нормативными документами); закрепить, систематизировать и углубить собственные знания (выполнение рекомендованных заданий в ходе работы с дополнительной литературой); обобщить, систематизировать, интерпретировать полученные знания (конструирование вербально-схематических опор); применить полученные знания в практической деятельности (подготовка и участие в учебной дискуссии, написание сочинения-рассуждения, выступление на конференции, участие в олимпиаде); формировать собственную мировоззренческую позицию (написание реферата). Кроме того, такая деятельность способствует решению так называемых «сверхзадач», связанных с формированием информационно-коммуникативной компетентности: учащийся учится работать с различными источниками информации (специальная учебная и научная литература, Интернет, СМИ и др.); находить, отбирать и оформлять найденный материал с учётом специфики выполняемого задания. Самостоятельная работа способствует не только усвоению учебного материала, но и формирует практико-ориентированные умения. В педагогической литературе существуют различные точки зрения о значении самостоятельной работы учащихся. Я придерживаюсь позиции тех, кто считает, что в соответствии с двусторонней природой педагогического процесса самостоятельная работа выступает и как форма организации обучения, и как способ деятельности учащихся по овладению образовательным материалом, умениями, навыками.
Описание сути опыта
Сегодня учащиеся могут получить готовые знания из любых источников (интернет, литература) не задумываясь. Но получить готовые знания - это ещё не значит уметь ими пользоваться. Мы все знаем, что олимпиадник должен уметь анализировать, сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи, обобщать, систематизировать, прогнозировать и делать выводы о закономерностях и особенностях развития исторических процессов и явлений, то есть он должен обладать историческим мышлением. И наша главная задача – научить их мыслить.
Для успешного участия в олимпиадах требуется целенаправленная подготовка, которая должна обеспечить отличное владение практическими и теоретическими знаниями. Поэтому, при подготовке учащихся к олимпиаде я придерживаюсь следующих принципов:
- принцип свободы выбора (для меня очень важно, что ребёнок сам выбирает мой предмет для участия в олимпиаде);
- принцип открытости (не только давать знания, но ещё и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решение которых лежит за пределами изучаемого курса);
- принцип деятельности (организовывать освоение учениками знаний, умений, навыков и смыслов преимущественно в форме деятельности);
- принцип обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приёмов обратной связи);
- принцип «самости» (чем больше активность и самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучения).
Основной целью считаю не натаскивание на олимпиадные задания, а достижение такой образовательной базы, в которой не будет ни единого пробела. А добиться этого можно используя разные направления деятельности с высокомотивированными учащимися:
1. урок;
2. внеклассная работа (олимпиады, факультативные занятия, консультации);
3. самообразование.
В процессе урока даю почву для размышлений и применяю такие современные технологии как исследовательская, коммуникативная, дифференцированного обучения, опережающего обучения, развивающего обучения. А также использую на уроках следующие методы: эвристический, проблемный (проблемного изложения, частично-поисковый), метод проектов. Все это способствует укреплению теоретического фундамента и, как следствие, повышает вероятность потенциального успеха. На уроке с высокомотивированными детьми работаю индивидуально, то есть подхожу дифференцировано. При осуществлении контроля учащиеся также получают задания разного уровня сложности. Кроме уроков нужна система внеурочной работы по предмету.
Эффективной формой дифференцированного обучения и воспитания является факультативное занятие. Его основное предназначение – углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся.
Так как ребята приходят с разным уровнем подготовки, я использую индивидуальные и групповые формы работы. К индивидуальным формам работы относится самообразование. Для более качественной и успешной самостоятельной работы составляем вместе с учащимися план самообразования при подготовке к олимпиаде по следующей схеме:
1. Тема. Раздел по основной программе.
2. Вопросы, задания, которые согласуются с изучаемой темой.
3. Литература, в которой освещены данные вопросы.
4. Вопросы, которые ученик может усвоить самостоятельно.
5. Темы перспективного изучения с указанием источников, где их
можно найти.
6. План собеседования (внеурочное занятие).
«Работать индивидуально» исходит уже не от учителя, а от ученика. Индивидуальная образовательная траектория развития ученика подразумевает не только тему, сроки изучения, форму изучения, но и контроль. Контроль больше носит характер консультаций или совместный поиск решения. Они проводятся, как правило, эпизодически, поскольку организуются по мере необходимости. Здесь я выступаю больше в роли консультанта, чем проверяющего и контролирующего.
Источниками знаний при организации самостоятельной работы учащихся являются учебники, исторические документы, карты, фотодокументы, статистические данные, справочная и научно-популярная литература, материалы периодической печати и ресурсы Интернета. Существует довольно много видов самостоятельной работы учащихся, но мне бы хотелось выделить те, которые я использую в своей практике при подготовке высокомотивированных учащихся к олимпиадам. Рассмотрим их.
В своей педагогической деятельности, управляя процессом обучения, я использую:
1. Систему жёстких предписаний: алгоритм, базовый лист знаний. Мы знаем, что олимпиадник должен хорошо владеть фактическим материалом, опираясь на который он и сможет устанавливать причинно – следственные связи, анализировать, сравнивать. Помогает нам в этом базовый лист знаний.
2. Приёмы программированного обучения: логические схемы, памятки, таблицы. Эти приёмы вам хорошо известны. И мы часто используем их на уроках и во внеурочной деятельности для систематизации знаний.
3. Приёмы развития самостоятельной познавательной деятельности.
Они являются элементами технологии модульно – редуктивного обучения.
Я начала применять их на уроках, а затем и при подготовке учащихся к олимпиадам. Хочу остановиться на этих приёмах подробнее.
Техника активно – продуктивного чтения
Приём «Задай вопрос»
Изучая материал, при помощи этого приёма ребята учатся задавать вопросы не только по содержанию текста, но и по его анализу. Необходимо обязательное ранжирование вопросов:
1. Вопросы, требующие точного воспроизведения информации, событий, фактов, начинаются со слов: Кто? Что? Когда? Сколько?
2. Вопросы, направленные на описание хода событий: Как? Каким образом?
3. Вопросы на установление причинно – следственных связей: Почему? В чём причина?
4. Вопросы, требующие анализа, синтеза новых знаний, начинаются со слов: Что общего? В чём особенности? Сравните … Докажите…
Ученик осмысленно, осознанно прорабатывает учебный материал с того момента, когда начинает задавать себе вопросы. Спросить – значит понять.
Приём «Пометки на полях». Этот эффективный приём является ключевым в известной технологии критического мышления.
Техника сжатия информации
Приём «Своя опора» При работе с учебным материалом учащийся составляет свой авторский опорный конспект. И это естественно. Ведь у каждого человека, в том числе и у каждого учителя и ученика – свой язык кодирования.
Приём «Ключевое слово» (при изучении определений)
Приём «Резюме». Лаконичности надо учиться. Порой очень не просто одной фразой изложить суть и самое главное.
Техника обратной связи
Приём ПОПС – формула. Этот приём даёт нам уникальную возможность в считанные минуты получить лаконичную информацию о степени погружения ученика в материал, о степени понимания происходящих процессов, о его нравственной оценке того или иного события, явления, фактов, а самое главное выразить собственное мнение, собственную позицию.
П - позиция. Я считаю, что …
О – объяснение (или обоснование). Потому что ,,,
П – пример. Я могу это доказать на примере …
С – следствие (или суждение). Исходя из этого, я делаю вывод о том, что …
Пример
Я считаю, что отмена крепостного права в России была неизбежной, потому что оно тормозило развитие всех сфер жизни общества. Я могу это доказать на примере того, что Россия значительно отставала от других стран по уровню жизни. Россия позорно проиграла Крымскую войну.
Исходя из этого, я делаю вывод, что эта реформа сыграла огромное значение в истории России и дала мощный толчок великим преобразованиям 1860 – х годов.
ПОПС формула – это лаконичный и ёмкий ответ по законам риторики. Это своеобразный каркас как для устного, так и письменного ответа. Мы нацеливаем ученика не на вызубренный ответ, а на высказывание собственной позиции. Я считаю, что … Я думаю, что… Мне кажется, что… На мой взгляд .
Подготовку учащихся к олимпиадам я разделяю на несколько этапов:
I этап – Подготовительный.
II этап – Организация деятельности.
III этап - Рефлексия.
Подготовительный этап включает в себя подбор литературы: учебники разных лет издания, карты, статистические материалы, сборники тестов и задач, учебные пособия для углубленного изучения предмета.II этап – Организация деятельности включает:
- теоретическую часть;
- практическую часть.
Теоретическая часть
Цель: Углубление и расширение знаний по основным разделам школьных курсов истории, основываясь на принципах горизонтального и вертикального обогащения, их систематизация.
Формы работы:
Изучение теоретического материала:
работа с учебниками;
работа в библиотеке с литературой;
работа в сети Интернет;
работа со словарем.
Практическая часть
Цель: Формирование актуальных практических навыков.
Формы работы:
По формированию хронологических знаний:
тест на определение даты по событию;
тест на определение события по дате;
кто из перечисленных исторических деятелей был современником;
расставьте в хронологической последовательности;
соотнесите событие и дату;
определите принцип образования хронологического ряда;
какое событие произошло раньше (позже);
хронологические уравнения;
вставьте пропущенные в текст даты.
По формированию картографических знаний и умений :
работа с историческими атласами;
работа с контурными карами.
По формирование причинно – следственных связей:
Составление схем и логических схем. Заполнить пропуски в схеме.
Сравнение причин событий.
Выделение последствий и итогов событий.
Объяснение высказывания. 
Сделайте вывод.
III этап - Рефлексия.
Этот этап очень важен. На этом этапе не только анализируются те задания, с которыми сталкиваются ребята на олимпиадах, но обязательно осуществляется самоанализ движения собственной мысли, чувства, знания, успеха и неудачи. Важно, чтобы результат очередной олимпиады воспринимался каждым участником как очередная победа, пусть не в сравнении с другими участниками, но в сравнении с самим собой. Такой рост личных достижений требует серьезной и целенаправленной подготовки, а постоянная работа над собой способствует формированию творческой личности и успешной учебной деятельности.
Результативность и эффективность опыта
Использование навыков и приёмов самостоятельной работы учащихся - один из важнейших факторов в повышении эффективности подготовки к олимпиадам. Применяя различные методы и приемы самостоятельной работы, формы организации деятельности, учитывая индивидуальные качества учащихся, мне удается достичь определенных результатов.
Во-первых, повысился интерес учащихся к предмету. Это проявляется в их активном участии в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах и интернет – викторинах, в стремлении знакомиться с дополнительным материалом, в попытках анализировать события современности, находить аналогии в истории, давать свою оценку событиям сегодняшнего дня и прошлого времени.
Во-вторых, повысилось качество изучаемого материала, возросла скорость его усвоения засчёт активизации деятельности учащихся.
Самостоятельная работа с дополнительной литературой при подготовке к олимпиадам способствовала формированию познавательных мотивов.
Во время самостоятельной работы снизилось состояние тревожности, так как незнание не наказывается, стимулируется процесс познания. Учащиеся достигают лучших результатов.
В–третьих, такая система работы позволяет оценить не только уровень и качество знаний и умений, но и инициативу, трудолюбие, сообразительность, и таким образом, я получаю возможность управлять не только процессом обучения, но и воспитания. Развивается эмоционально-волевая сфера учащихся, формируется у них вера в себя и высокую самооценку при стремлении к постоянному росту.
В–четвёртых, мои учащиеся, принимая участие в олимпиадах, достигли определённых результатов (Приложение 1, 2, 3).
Заключение
Олимпиадное движение – это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одаренности. По моему мнению, олимпиада – это эксперимент, в рамках которого дети помогают мне проанализировать свою деятельность в работе по усвоению информации учащимися по общеобразовательному предмету. А с точки зрения одаренных детей, олимпиада – это возможность продемонстрировать наличие имеющихся у них навыков самостоятельной работы с неизвестной им информацией.Мой опыт работы с высокомотивированными учащимися по подготовке к олимпиаде с использованием навыков и приёмов самостоятельной работы позволяет сделать следующие выводы:
олимпиада, воздействуя на мотивационную сферу детей, способствует осознанию ценности полученных знаний;
происходит изменение в личностном развитии детей, которое сопровождается их общей успешностью в различных видах учебной деятельности;
занятия историей обогащают внутренний мир детей.
Меня, как педагога, радует, что в процессе работы у ребят формируются и развиваются ряд познавательных и творческих способностей и навыков:
установление причинно-следственных связей;
критичность мышления;
пытливость ума;
стремление открывать и исследовать новое;
интерес к импровизациям и восприятию неоднозначных идей и др.;
Возможно, мои учащиеся не свяжут свою жизнь с историей или обществоведением, но именно эти предметы могут стать пространством для их личностного роста, а усвоенные приёмы самостоятельной работы пригодятся им в их взрослой жизни.
Мой опыт по формированию навыков и умений самостоятельной работы учащихся при подготовке к олимпиадам уже был представлен на областном фестивале профессионального мастерства районных тренеров по истории и обществоведению и удостоен диплома III степени (Приложение 4).

Литература
1. Аствацатуров Г. О. Модульно – редуктивное обучение на уроках истории и обществознания. Волгоград: Учитель, 2009. – 127 с.
2. Гин А. Приёмы педагогической техники. М., 1999. – 72 с.
Приложение 1
2014/2015 учебный год
II этап республиканской олимпиады II этап областной олимпиады Областная интернет – викторина по истории и обществоведению
Диплом III степени
по обществоведению
Хильман Ангелина
(10 кл.) Диплом I степени
по обществоведению
Кульмаганбетова Мадина (9 кл.)
Диплом III степени
Яцковец Станислав
(10 кл,)
Диплом III степени
по обществоведению
Проценко Вероника
(11 кл.)
Диплом II степени
по обществоведению
Туровец Наталья (9 кл.)
Диплом III степени
по истории
Радкевич Сергей (8 кл.) Диплом III степени
по истории
Малашкевич Даниил
(5 кл.) Приложение 2
2015/2016 учебный год
II этап республиканской олимпиады III этап республиканской олимпиады II этап областной олимпиады Областная интернет – викторина по истории и обществоведению
Диплом
III степени по истории
Яцковец Станислав (11 кл,) Диплом
III степени по обществоведению
Кульмаганбетова Мадина (10 кл.)
Диплом I степени
по истории
Каленик Александра (6 кл.) Диплом II степени
Кульмаганбетова Мадина (10 кл.)
Диплом II степени по обществоведению
Кульмаганбетова Мадина (10 кл.)
Диплом
III степени по истории
Яцук Ангелина
(6 кл.) Диплом II степени по истории
Радкевич Сергей (9 кл.) Диплом
III степени по обществоведению
Винокурова Анна (9 кл.)
Приложение 3
2016/2017 учебный год
II этап республиканской олимпиады III этап республиканской олимпиады II этап областной олимпиады Областная интернет – викторина по истории и обществоведению
Диплом II степени по истории
Гиленко Александр
(11 кл.) Диплом I степени
по обществоведению
Кульмаганбетова Мадина
(11 кл.) Диплом II степени
по обществоведению
Лёгкая Анастасия
(10 кл.) Диплом I степени
по обществоведению
Кульмаганбетова Мадина
(11 кл.)