Технология организации современного комбинированного занятия


\s
« Считай несчастным тот день или час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию».
Я. А. Коменский
,
Эти слова принадлежат Ян Амос Каменскому, знаменитому чешскому педагогу, "отцу новой педагогики", гуманисту, общественному деятелю. (1592-1670)
Особое внимание современные педагоги уделяют проблеме типологии и структуры урока. Структура урока и формы организации учебной работы на нем имеют большое значение, как в теории, так и в практике современного урока, поскольку они в значительной степени определяют эффективность обучения, его результативность.
Каждый урок имеет свою структуру. Под структурой урока следует понимать соотношение элементов (этапов, звеньев) урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой .Элементы - виды деятельности учителя и ученика. Элементами урока являются: организационный момент; проверка знаний предыдущего учебного материала, логически связанного с содержанием данного урока; переход к новому материалу; изучение нового материала; закрепление; подведение итогов урока; домашнее задание. Эти структурные элементы на многих уроках в основном реализуются. Необходимы и уроки с преобладанием того или иного звена процесса обучения или где опускаются те из них, которые не обязательно вводить в его структуру. Структура каждого урока зависит от содержания учебного материала, дидактической цели (или целей), типа урока, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса или коллектива. Структура урока совершенна в том случае, если учитывает закономерности обучения, условия педагогического процесса в данном классе и позволяет удачно реализовать педагогический замысел учителя. Следовательно, не структура урока, взятая сама по себе, а ее соответствие педагогическим условиям и замыслу оказывает влияние на эффективность обучения .В настоящее время в ряде учебных пособий по педагогике уделяется большое внимание работам М. И. Махмутова, в которых отмечается, что структура урока не должна быть аморфной, безликой, случайной, что она должна отражать: закономерности процесса обучения как явления действительности, логику процесса учения; закономерности процесса усвоения, логику усвоения новых знаний, как внутреннего психологического явления; закономерности самостоятельной мыслительной деятельности учащегося как способов его индивидуального познания, отражающего логику познавательной деятельности человека, логику преподавания; виды деятельности учителя и учащихся как внешние формы проявления сущности педагогического процесса. Элементами урока, которые при своем взаимосвязанном функционировании отражают эти закономерности, являются актуализация, формирование новых понятий и способов действий и применение усвоенного .Роль вышеперечисленных структур сводится к следующему: если дидактическая структура урока является постоянной и в деятельности учителя выступает в виде общего предписания, общего алгоритма организации урока, то методическая подструктура- величина переменная, характеризующая большой вариативностью, обязывает его планировать конкретные виды деятельности: выполнение упражнений, решение задач, ответы учащихся; объяснение материала с применением адекватных методов и средств; решение практических и учебных задач под руководством учителя и самостоятельно.
Многообразие структур уроков, методов их проведения и дидактических целей предполагает разнообразие и их типов.
Каждый урок, являясь элементом процесса обучения и системы содержания курса, входит в тот или иной тип – группу уроков, имеющую определенные интегральные черты. Тип урока влияет на качество обучения и развития учащихся. В зависимости от того, какие признаки (стороны) уроков берутся за основу, выделяются их различные типы.
Требования к современному уроку.
Зная характеристику урока, как целостной системы, учитывая особенности типологии и структуры уроков, необходимо остановиться на современных требованиях к уроку истории.
В основе рациональной организации урока лежат требования, соблюдение которых позволяет учителю повысить коэффициент полезной деятельности учащихся, а следовательно, и качество их подготовки. В совокупности эти требования ориентируют учителя на оптимальную структуру урока, и позволяют ему упорядочить урок, повысить его эффективность. Эта совокупность требований одновременно является и критерием качества проведенного урока. Разумеется, такая система требований никоим образом не исключает творчества учителя. Напротив, она помогает направить его творчество в правильное русло .Рождение любого урока начинается с осознания его целей. В противном случае урок будет аморфным, случайным. Затем учитель определяет наиболее оптимальный тип урока для достижения целей, тщательно продумывает, где и какими средствами он планирует выполнить поставленные цели. Такое стратегическое планирование принципиально необходимо. Эта деятельность учителя направляется требованиями к структуре урока.
Урок начинается с его подготовки: готовится к работе кабинет, оборудование для опытов, отбираются необходимые дидактические материалы. Вся эта деятельность учителя определяется требованиями к подготовке и организации урока, которые мы условно относили ко второй группе требований.
Урок – это видимая часть работы учителя. Ей предшествует большая подготовительная деятельность, детерминированная требованиями к содержанию урока и технике его ведения.
На одном уроке решается множество разнообразных задач, но на одном уроке все перечисленные требования не могут быть реализованы. Они реализуются в системе уроков.
Требования к структуре говорят о необходимости:
Правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме (весь материал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель и продумываются оптимальные средства ее достижения);
Определить тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока должны быть взаимосвязанные друг с другом);
Связать данный урок с предыдущим и последующими уроками;
Отобрать и применить оптимальные сочетания методов изучения нового материала;
Обеспечить систематический и разнообразный обучающий контроль знаний учащихся;
Продумать систему повторения и закрепления изученного материала;
Найти оптимальное место домашнему заданию, которое является тщательно продуманным продолжением данного урока и подготовкой к следующему, минимальным по объему, своевременным и всем понятным, учитывать индивидуальные возможности учащихся . КОМБИНИРОВАННЫЙ УРОК
Комбинированный урок характеризуется постановкой и достижением нескольких дидактических целей. Их многочисленными комбинациями определяются разновидности комбинированных уроков. Традиционной является следующая структура комбинированного урока:
 - ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач;
 - проверка домашнего задания;
 - проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу;
 - изложение нового материала;
 - первичное закрепление изученного;
 - подведение итогов урока и постановка домашнего задания.
Наряду с традиционной, в практике обучения широко используются и другие виды комбинированных уроков. Например, комбинированный урок, целью которого является проверка ранее изученного и ознакомление с новым материалом, может иметь такую структуру:
 - проверка выполнения домашнего задания;
 - проверка ранее усвоенных знаний;
 - сообщение темы, цели и задач урока;
 - изложение нового материала;
 - восприятие и осознание учащимися нового материала;
 - осмысление, обобщение и систематизация знаний;
 - постановка домашнего задания.
Изучение сущности и структуры урока приводит к выводу о том, что урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по признакам.Этим объясняется существование многочисленных классификаций уроков. В теории и практике обучения традиционными являются следующие классификации уроков:– по основной дидактической цели;– по основному методу (форме) их проведения.
Особенности структуры
Обычный урок (он же комбинированный) – это один из столпов традиционной авторитарной педагогики, подвергнутый жестокой критике и тем не менее продолжающий оставаться основной формой обучения в школе. Урок представляет собой многомерную структуру.^ Горизонтальная структура комбинированного урока определяется несколькими крупными функциональными аспектами
дидактический аспект: содержание учебного материала;
воспитательный аспект: воспитывающие воздействия (на сознание, эмоции, действенно-практическую сферу);
развивающий аспект: самостоятельная мыслительная деятельность учащихся;
методический аспект: реализация того или иного метода, той или иной технологии;
психологический аспект: психологическое самочувствие детей, дисциплина в классе и т.д.
В каждый период (и в каждый данный момент) тот или иной аспект реализуются в разной степени и образуют временную последовательность (вертикальную структуру) урока.Временная (вертикальная) структура урока. Дидактическая подструктура комбинированного урока состоит из 4 основных этапов-ступеней: 1) актуализация опорных ЗУН и зоны ближайшего развития; 2) формирование новых ЗУН, СУД; 3) закрепление и обобщение; 4) домашнее задание. Отсюда этот тип урока получил название четырехступенчатого.Методическая подструктура подстраивается под дидактическую и включает: организацию начала урока, проверку домашнего задания, постановку цели, задач; введение новой информации; демонстрацию визуального ряда; упражнения, решение задач; контроль, коррекцию, обобщение.Психологическая подструктура представлена психическими процессами: установление коммуникативного контакта; воспроизведение (известного); восприятие (нового); осознание, осмысление; присвоение, коррекция; применение .Сегодня в школьном обучении объем научной информации огромен, а время обучения ограничено, поэтому одним из самых актуальных требований становится нахождение оптимальных (в первую очередь с точки зрения затрат времени) содержания и методов обучения. Это требование относится к каждому уроку.
этапы урока действия преподавателя и студентов
Организационное начало урокаПредварительная организация классаЦели:
психологический настрой учащихся на предстоящее занятие
обеспечение нормальной обстановки на уроке взаимное приветствие учителя и учащихся;
проверка отсутствующих;
проверка внешнего состояния помещения;
проверка рабочих мест;
организация внимания
Повторение (контроль) знаний учащихсяАктуализация опорных знаний Цели:
выработка позитивной мотивации к новой теме
воспитание объективной самооценки устный опрос;
самостоятельные работы;
контрольные работы;
зачеты
Изучение нового материала на уроке Цели:
усвоение фактов и основных идей
усвоение метода исследования изучаемого материала
овладение методикой воспроизведения изучаемого материала педагогические задачи отработки нового материала;
объяснение материала учителем;
самостоятельное изучение материала на уроке
Закрепление пройденного Цели:
прочное усвоение знаний
текущий контроль усвоения текущее повторение;
воспроизведение;
применение ЗУН;
обобщение и систематизация
Домашнее задание Цели:
развитие самостоятельности и творческого мышления
совершенствование методов самостоятельной работы разъяснение домашнего задания;
индивидуализация домашнего задания;
проверка и оценка домашнего задания
Урок – это процесс, идущий во времени и в пространстве.Рациональную структуру урока обеспечивают:• комплексное планирование задач обучения, воспитания и развития;• выделение в содержании урока и темы главного, существенного;• определение целесообразной последовательности и дозировки материала и времени повторения, изучения нового, закрепления, домашнего задания;• выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения; • дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам ;• создание необходимых учебно-материальных условий обучения. Рационализация времени урока состоит в том, что львиная доля времени (20-30 мин.) должна посвящаться изучению нового материала («учить на уроке»). Чтобы новое прочно усвоилось, оно определяется в зону ближайшего развития, привязывается к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализируется) перед объяснением. Отсюда название первой части – «актуализация» опорных знаний, умений и навыков, а не узкое «опрос». В современных условиях используется гибкая структура урока, предусматривающая совокупность и взаимодействие важнейших элементов и их целей на разных уровнях и в самых разнообразных сочетаниях, что приводит к инновационным типам урока.Контрольная функция в уроке вообще не является самоцелью: она превращается в постоянную (интерактивную) обратную связь «ученик – учитель». Наконец, закрепление идет в формах творческого применения знаний. Урок – это такое многообразное явление, в рамках которого могут существовать элементы самых разнообразных технологий, методов, приемов. И, «наоборот», – почти во всех современных технологиях применяется урок как форма организации учебного процесса.Перед учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.Современный урок отличается технологией педагогической деятельности и учебного труда школьника, что позволяет достигать гарантированный педагогических результатов.
Современный – это совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом актуальный. Актуальный – (от лат. - деятельный) означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный , то он обязательно закладывает основания для будущего.Меняется и сама позиция учителя. От « театра одного актера» традиционного образования, где учитель берет на себя 90% нагрузки ,он постепенно начинает разделять ее с учениками, которые фактически переходят из «объектов» в «субъектов». На развивающем уроке половина учебной деятельности отходит к ученикам, а в личностно-ориентированном ученик уже выполняет большую ее часть. Таким образом учитель учит по новому. А урок остается тем же уроком.Каждый ученик за годы своего ученичества посещает почти 10 000 уроков. Урок остается не только главной, но и единственной формой современного образования. Ему отводится 98 % учебного времени.Если не использовать огромный воспитательный потенциал урока, который продолжает оставаться «основной формой образовательного процесса», то возлагать надежды на «целенаправленный процесс воспитания» бесполезно. Внеклассная работа воспитательная работа «провисает» без ключевой подготовки к восприятию ее ценностей – на уроке. Вряд ли уместно разделять эти процессы. Они не только связаны по своей природе, но еще и загнаны современной образовательной ситуацией в один угол. Школьный класс стал, пожалуй, единственным местом, где учеников еще могут не только чему-то научить, но и как - то воспитать.Главный акцент при построении и проведении современного урока должен делаться на самостоятельную деятельность учащихся. Структура учебной деятельности представляет собой 7 последовательных этапов, пройденных школьником самостоятельно:ЦЕЛЬ / модель желаемого будущего, прогнозируемый результатМОТИВЫ / побудители к действию, деятельность/СРЕДСТВА / способы с помощью которых осуществляется деятельность/ДЕЙСТВИЯ / основные элементы деятельности/РЕЗУЛЬТАТ / материальный и духовный продукт/ОЦЕНКА / критерии достижения целей/РЕФЛЕКСИЯ / способность сознания человека сосредоточиться на самом себе /Личностно-ориентированный подход к обучению предполагает учет таких понятий как создание ситуации успеха, психологическая комфортность учителя и учащихся на уроке.Памятка для учителя при проведении современного урока:
1.С самого начала учебного процесса демонстрируйте к детям свое полное доверие к ним;
2.Помогайте учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группой так и перед каждым ребенком в отдельности;
3.Исходите из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению;
4.Развивайте в себе способность чувствовать в себе эмоциональный настрой группы и принимать его;
5.Активно участвуйте в групповом взаимодействии, стремитесь к достижению симпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.
Каждый учитель, опираясь на свой опыт работы, индивидуальные способности . использует свое сочетание методов и приемов мотивации, учитывая, что эффективность воздействия приема зависит от учебных возможностей школьников, их интересов и эмоций учителя и учеников. Важно, что яркая познавательная мотивация оказывает воздействие на всех учащихся класса в том числе и слабоуспевающих.Четкое начало урока дисциплинирует учащихся, позволяет им быстро включиться в работу, способствует экономии времени. Нетрадиционные, проблемно-развивающие, личностно-ориентированные уроки предполагают быстрое включение учащихся в познавательную деятельность, активизацию их мышления через необычное начало урока , которое мобилизует внимание детей.Решению этих задач способствует «Активные методы и приемы обучения», все больше и больше привлекающие внимание учителей. « Активные методы» - это совокупность средств, способов, приемов, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности.К данным приемам обучения на уроке в практике работы современной школы относятся:
опорные схемы, диалог, мозговой штурм, мозговая атака, постановка проблемных вопросов и, как следующий этап, перевод их в проблемные ситуации, интенсивный опрос, коммуникативная атака, игровые моменты, интригующее анонсирование темы; перенос организационно- психологического момента на до урочное время; актуализация и новизна темы; раскрытие практической значимости темы; эмоциональность подачи; сравнение и аналогия; эффект парадоксальности; познавательные игры, тренинги, использование музыки и других эстетических средств художественного воздействия. Каждый учитель должен уметь:
1. Объяснять, что такое цель урока;
2.Уметь преобразовать общую цель урока в системе знаний и умений, которыми должен овладеть ученик на уроке;
3.Проводить опрос с позиций достижения целей учителем, и учеником;
4.Объяснять, почему новый материал – часть целостной «картины мира».

Жизнестойкость классического комбинированного урока определило и то, что он лучше других типов согласуется с закономерностями учебно-воспитательного процесса, динамикой Умственной работоспособности и предоставляет педагогам больше возможности приспособления к конкретным условиям. Для учащихся начальной школы его длительность несколько сокращается с учетом объема произвольного внимания учащихся. Целесообразность 45-минутной длительности урока, интуитивно установленной нашими предшественниками, сегодня подкрепляется психофизиологическими исследованиями. Если уроки становятся короче, то приходится форсировать процесс «втягивания» в работу, соответственно сокращается время продуктивной деятельности. При более длительных уроках нарастает необходимость волевой регуляции произвольного внимания.
Кроме своего важного преимущества — возможности достигать на одном уроке нескольких целей комбинированный урок имеет и недостатки. Они проявляются в том, что практически недостает времени не только на усвоение новых знаний, но и на все другие виды познавательной деятельности. С того времени, когда был предложен комбинированный урок, произошли радикальные перемены: значительно возрос объем знаний, изучаемых на уроке, во многих школах переполнены классы, что затрудняет управление познавательными процессами, ухудшилось отношение учащихся к обучению, а поэтому продуктивность всех этапов урока снизилась. С целью повышения результативности учебных занятий возникли и практикуются другие типы уроков, на которых учащиеся занимаются преимущественно каким-либо одним видом деятельности. Это уроки усвоения новых знаний; формирования новых умений; обобщения и систематизации знаний, умений; контроля и коррекции знаний, умений; применения знаний, умений на практике. Нетрудно заметить, что все названные типы представляют собой «укороченный» комбинированный урок.
Структура выделенных типов урока состоит обычно из трех частей
1) организации работы (1—3 мин),
2) главной части (формирование, усвоение, повторение,
закрепление, контроль, применение и т.д.) (35—40 мин),
3) подведения итогов и задания на дом (2—3 мин).

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гусева Т.А. Предпринимательское право. Учебное пособие.- М.:РИОР,2005