Новейшие педагогические технологии в ДОУ. Исследовательско-проектная деятельность. Авторы проекта: Ярункина С. Н., Ушнурцева А. В., Абрамова А. В. — педагоги МБДОУ Детский сад № 115


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 115» «Звездочка» г. Дзержинск Исследовательский проект « Какие наши мамы?» Актуальность Одним из современных приоритетных направлений дошкольного образования является патриотическое воспитание детей. Первый шаг это любовь к матери. Приказ Минобрнауки Российской федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС)Основные принципы• полноценное проживание ребёнком всех этапов раннего и дошкольного детства, обогащение детского развития;• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка;• содействие и сотрудничество детей и взрослых на основе субъект - субъектных отношений;• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;• сотрудничество с семьёй;• формирование познавательных интересов и действий ребёнка в различных видах деятельности; Актуальность Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является проектная деятельность. В основе метода - проблема, взятая из реальной жизни , знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые ему предстоит приобрести.«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов.РебенокСоциальный опытСамостоятельность, инициативностьФГОС ДО Паспорт проектаТема проекта: «Какие наши мамы?» Вид проекта: исследовательскийУчастники проекта: дети дошкольного возраста 5 -6 лет, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.По количеству участников: групповойПо продолжительности: 2 недели Продукт проектаВыставка фотографий «Моя мама маленькая» Книга «Все о маме»Выставка детско – родительских творческих работ «Вместе с мамочкой моей»Альбом «Моя мама растёт»Альбом с репродукциями художников «Мать и дитя»Сборник пословиц и поговорок о мамеДетские работы: рисунки «Портрет мамы», аппликация – ручной труд «Сердечко для мамы»; лепка «Брошь для мамы»Панорамный концерт «Мамочка любимая» с вручением подарков, сделанных руками детей (открытка в виде сердца, с пожеланиями) Презентация проекта: творческие рассказы о мамах. Идея проекта – упрочение детско-родительских связей в процессе совместной творческой деятельности Цель проекта-воспитание у детей любви и уважении к матери, как самому дорогому, через формирование целостного представления образа матери Задачи проекта Помочь детям осознать роль мамы в их жизни, через раскрытие образа матери в поэзии, живописи, художественной литературе Способствовать развитию речи, через выразительное чтение стихов, составление рассказов о маме, театрализованную деятельностьУглубить знания детей о профессиях через ознакомление с профессиями их мам Расширить представления детей о празднике «День Матери»Развивать творческие способности детей в изобразительной, музыкальной и игровой деятельностиПомочь в овладении основными способами деятельности, в проявлении инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности. Воспитывать желание выражать благодарность маме через изобразительную деятельность (ручной труд, лепка, аппликация, рисование) Используемые технологииТехнология проектной деятельности –развитие социально – личностного опыта детей посредством включения их в сферу межличностного взаимодействия ( мама – ребенок, ребенок – педагог, ребенок – ребенок)Технология исследовательской деятельности – развитие у детей способности решать проблемные задачи, используя простейшие приемы исследовательской деятельности ( научить добывать информацию в ходе взаимодействия: ребенок – мама)Информационно – коммуникационная технология –использование в работе с детьми аудиозаписей, презентации. ( просмотра мультфильма «Мамонтенок»; «Умка») Личностно – ориентированная технология - реализация в ходе работы над проектом принципа партнерства в системе взаимоотношений « взрослый – ребенок» - совместное определение разнообразия творческой деятельности детей и взрослыхИгровая технология –использование в работе над проектом различных видов игр и игровых упражнений, способствующих расширению представлений детей о роли мамы в жизни ребенка Паутинка по проекту«Какие наши мамы»Интеграция областей Образовательная область Формы работы с детьмиФормы организации детей1. Социально – коммуникативное развитие1. НОД. Беседа на тему « Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»Цель: выяснить вместе с детьми, какую роль в жизни человека играет мама; помочь детям осознать , какую заботу проявляют мамы о своих детях;2. Ситуативный разговор - « Как мы можем поздравить наших мам?»- «Чем ты любишь заниматься вместе с мамой?»- « Какая твоя мама?» 3. Рассматривание:- иллюстраций известных художников на тему – Мадонна с ребенком;альбомов « Мама – главное слово», фотографий - « Моя мама», « Моя мама – маленькая», «Вместе с мамочкой моей»;ГрупповаяГрупповая,ПодгрупповаяИндивидуальнаяПодгрупповая Социально – коммуникативное развитие1. Просмотр мультфильма «Мама для мамонтенка»2. Игровая деятельность:сюжетно – ролевые игры « Дочки – матери», « Мамины помощники», «Мама на работе»;«Обед для мамы», «Поможем маме навести порядок» и др.;режиссерская игра « Вместе с мамой» ; игровые ситуации: « Если бы ты был мамой..», « Попроси маму…», « Если мама устала…»;Дидактические игры: « Лото – одежда», «Одень куклу», «Наведем порядок», театрализованные игры: «Кошкин дом»сценки: «Капризная дочка» и др.Словесные игры « Кто больше?», « Ласковые слова», «Цепочка», « Закончи предложение»; Игровые ситуации: « Если мама рассердилась…», Групповая,подгрупповая,индивидуальная Познавательное развитие1. НОД. ФЭМП « Мамины помощники»Цель: на математическом материале закрепить представления о том, что умеют наши мамы;2. Исследовательские задания:« какие глаза и волосы у твоей мамы»;« какие цветы любит твоя мама»;« что любит готовить твоя мама»;Цель: способствовать творческой проектной деятельности индивидуального характера3. Рассматривание альбома «Такие разные мамы»4. Просмотр презентации « Моя любимая мамочка»Цель: обобщение представлений о маме, как главном человеке в жизни ребенка ГрупповаяПодгрупповая,индивидуальнаяГрупповая Речевое развитие1. Беседа на тему « Какая твоя мама?»Цель: учим детей отвечать на вопросы по теме, обобщать знания детей о своих мамах;2. НОД. Составление описательного рассказа « Моя мама»Цель: учим детей составлять описательный рассказ о своей маме, используя опорные схемы;3. НОД. Чтение и обсуждение С. Михалков « А что у вас?»Цель: на примере художественного произведения знакомим детей с профессиями мам;4. Беседа по теме: « Вместе с мамочкой моей»Цель: продолжаем воспитывать желание рассказывать о своей маме, развиваем связную речь;6. Знакомство с художественной литературойЧтение С. Михалков « А что у вас?», Е. Благинина « «Посидим в тишине», сказки « Айога», « Кукушка»; С. Прокофьева «Сказка про маму»; Е. Пермяк « Мама и мы»; Э. Мошковская « Обида», Э. Успенский « Стихотворение о маме»;7. Заучивание наизусть стихов к развлечению мам. ГрупповаяГрупповаяГрупповаяГрупповаяПодгрупповая,индивидуальнаяГрупповая,индивидуальная Художественно – эстетическоеразвитие1. Беседа – обсуждение на тему « Что мы можем подарить мамам?»Цель: помочь детям сделать выбор подарка для мамы, воспитание чувства заботы о близком человеке, желание сделать ему приятное;2. НОД. Лепка « Подарок маме»Цель: продолжаем воспитывать желание делать приятное близким людям, закрепляем навыки лепки;4. НОД. Рисование « Моя мама»Цель: закрепляем навыки рисования фигуры человека, учим передавать образ любимого человека в рисунке;5. НОД. Аппликация и ручной труд «Сердечко в подарок маме»Цель: закрепление навыков многослойного вырезывания, продолжаем воспитывать желание делать приятное ;6. НОД. Рисование « Вместе с мамочкой моей»Цель: закрепляем навыки сюжетного рисования, учим передавать в рисунке свой опыт общения с мамой7. Слушание:музыкальные произведения – песни о маме; СД записи – сказки о маме;8. Разучивание:песня « Мамочка, моя милая»- «Танец с листочками»; танец «Рок – н – ролл для мам»ГрупповаяПодгрупповаяГрупповаяГрупповаяПодгрупповаяГрупповая Физическое развитие1. Игровое упражнение "За праздничным столом" 2. Подвижная игры:"Наседка и цыплята«; Мы весёлые ребята", 3.Эстафеты с мячом "Мамины помощники"4..Игра малой подвижности "Помоги маме найти клубок".5. Пальчиковые гимнастики: «Моя семья.», 6. Физминутка «Дружно маме помогаем"»ГрупповаяИндивидуальнаяГрупповаяПодгрупповаяГрупповаяПодгрупповаяГрупповаяИндивидуальная Взаимодействие с семьейЦЕЛЬ создание условий для упрочения детско - родительских связей в процессе творческой деятельности.Формы работы: Совместное с ребенком рассматривание семейных альбомов;Сбор фотографий, необходимых для реализации мероприятий проекта;Рекомендации для родителей в раздевалку по теме.Статья в родительский уголок "День матери", высказывания известных людей о матери; Консультация для родителей: «Роль матери в воспитании детей»Общение с ребенком на темы: « Когда я была маленькая», « Мои любимые занятия»;Выставка совместных работ « Вместе с мамочкой моей»; Участие в конкурсе детского сада книга «Все о маме»Участие в празднике « Вот они какие наши мамы» Проблематизация (мотивация детей) введение в проблемную ситуацию1. Подводим детей к проблеме, обозначаем её. Приближается праздник «День матери»Вопросы для обсуждения: будем ли мы поздравлять своих мам и как?;2. Вовлекаем дошкольников в решение проблемы: «А что мы знаем о своих мамах? обсуждаем, обозначаем «детскую» цель, исходя из интересов и потребностей детейЧто хотим узнать?»3. Намечаем план движения к цели: «Как и где можем узнать?» (поддерживаем интерес детей).4. Помогаем реализовать задуманное : сделать подарок маме Модель «Трёх вопросов» Что знаю?Что хочу узнать?Как узнать?Полина: Как зовут мамуЭвелина: Где работает мамаМакар: Чем увлекается мама Света: Какая моя мама.Любимое занятие мамы?Любимое блюдо мамы?Какого цвета у мамы глаза?Какие цветы любит мама?Какая мама была в детстве? О чем мечтает мама?Спросить у папы, у бабушки, дедушки.Посмотреть семейные альбомы. Структура проекта Подготовительный этапПрактический этапЗаключительный этап Этапы работы над проектом Подготовительный1. Планирование2. Информирование родителей3. Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний о празднике День матери, о своей маме.4. Подбор дидактического и игрового оборудования;5. Подбор произведений художественной литературы, иллюстраций;6. Пополнение развивающей предметно – пространственной среды:альбом « Мама – главное слово»,книга «Пословицы и поговорки о маме»;интерактивная папка Лэпбук Этапы работы над проектом Практический этапСоциально – коммуникативное развитиеРассматривание фотовыставки«Моя мама – маленькая»Сюжетно –ролевая игра« Мамы на работе»Просмотр мультфильмов «Мама для мамонтенка»; «Умка» Этапы работы над проектом Практический этапСоциально – коммуникативное развитиеСамостоятельная деятельность « Моя мама похожа на Мадонну»Рассматривание книги «Все о маме»Рассказ по презентации«Моя любимая мамочка» Этапы работы над проектом Практический этапПознавательное развитиеИсследовательское задание «Какие глаза и волосы у твоей мамы» Настольная игра « Лото – одежда» Этапы работы над проектом Практический этапРечевое развитие Слушание СД записи « Мамины сказки»Рассматривание иллюстраций к книге« Мамины сказки» Самостоятельная деятельность: « Послушай какая у меня мама» Этапы работы над проектомПрактический этапХудожественно – эстетическое развитиеЛепка «Брошь для мамы»Рисование « Моя мама» Конструирование из плоскостных фигур «Подарок для мамы» Этапы работы над проектом Практический этапХудожественно – эстетическое развитие Ручной труд « Сердечко для мамы»Самостоятельная деятельность – рисуем мамин портрет Разучивание песни « Мамочка моя милая» Этапы работы над проектом 1. Выставка совместных работ « Вместе с мамочкой моей»;2. Презентация результатов проекта по теме: « Все о маме»(презентация «Моя любимая мамочка»; рассказ о маме)3. Развлечение панорамный концерт « Мамочке любимой посвящается» Творческий рассказ о мамеПодарок для мамочкиКонкурс совместныхработ « Вместе с мамочкой моей!»Заключительный этап Этапы работы над проектомЗаключительный этапТанцуем вместе с мамой!Развлечение панорамный концерт«Любимой мамочке посвящается»Конкурс« Моя мама самая нарядная!» Итог проекта Наши мамы – самые лучшие, добрые и красивые! Самые любимые! Спасибо за внимание