Конспект урока по русскому языку для второго класса «Род имён существительных. Родовые окончания имён существительных»




Тема. Род имён существительных. Родовые окончания имён существительных.
Цели урока:
1. Ознакомить с приёмами распознавания рода имён существительных и родовыми окончаниями
2. Развивать умение различать части речи.
3. Осуществлять межпредметные связи, расширить кругозор, развивать логическое мышление, речь.
Оборудование. Картинки яблока, зайца, ежа, вороны, медведя, старичка -лесовичка. Рассказ Л Успенского «Удивительный спор». Запись стихотворения «Ласточки пропали».
Ход урока.
I.Оргмомент.
Сегодня нас пригласили в графство «Существительное» посетить родовые поместья и замок графа Существительное. Но дойти до замка не так просто. Невидимые жители графства будут чинить нам всё новые и новые препятствия, проверяя наши знания. Итак, отправляемся в путь!
II.Чистописание (1-ое препятствие).
Нужно перейти через речку по «камешкам»-буквам. Пишем буквы Оо (одну строчку).
-Какой стишок мы знаем о букве О? «Ослик был сегодня зол.
Он узнал, что он осел»
- Перешли через речку. Выбрались на берег. Невдалеке виднеется лесок. Но кто это стоит на нашем пути? Это же старичок-лесовичок (показ игрушки). Он предлагает отгадать его загадки. Отгадаем - пойдём дальше.
III.Словарная работа (2-ое препятствие - загадки).
На дереве сидит «кар-кар» кричит. (Ворона.)
Я румяную Матрёшку
От подруг не оторву.
Подожду пока Матрёшка
Упадёт сама в траву. (Яблоко.)
- Запишем эти слова-отгадки на второй строчке в тетради.
В какой сказке Сутеева встречаются эти слова? («Яблоко»), О чём там шла речь?
Составьте предложение с этими словами. (Ворона сорвала с яблони красное яблоко.)
-Разберите это предложение. (Комментирование.)
-А кто ещё был в этой сказке Сутеева? (Ёж, заяц, медведь.)
Итак, яблоко (показ муляжа) укажет нам дорогу к замку графа. Вышли мы из леса.
IV. Повторение пройденного (III препятствие - развилка дорог).
Мы на развилке дорог. Нам необходимо выбрать верный путь. Мы найдём верную дорогу, если преодолеем очередное препятствие. Нам нужно правильно определить части речи. А то с нами произойдёт то же самое, что и с Митрофанушкой в сценке «В грамматике силён...»
-Посмотрите эту сценку (3 ученика разыгрывают сценку.) «Митрофан, госпожа Простакова. Входит Старо дум.
Стародум. Здоровья вам, сударыня. До моих ушей дошло, что сын ваш Митрофанушка брать уроки изволил. Любопытно было бы послушать, чему он выучился.
Простакова. Всем наукам, батюшка!
Митрофан. Всему, чему изволишь!
Стародум. Чему бы, например?
Митрофан (подаёт учебник русского языка) Вот, грамматике.
Стародум. Что же вы в ней знаете?
Митрофан. Много. Существительно да прилагательно.
Стародум. Дверь, например, какое имя: прилагательное или существительное?
Митрофан. Дверь? Котора дверь?
Стародум. Какая дверь? Вот эта!
Митрофан. Эта дверь - прилагательная.
Стародум. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана дверь стоит, шестую неделю как не навешана, так та покамест су ществительная.»
-Почему Митрофан так объяснял части речи?
-А какие части речи вы знаете? Как их отличить друг от друга?
Вот я сейчас вас проверю. Работать будем с сигнальными карточками - частями речи.
«Мы спустились в столовую. Столовую посуду нужно мыть горячей водой. Товарищи навестили больного ученика. Больной выпил лекарство. Попугай сказал попугаю: «Я тебя сейчас попугаю». На то она и печь, чтобы в ней пироги печь».
(В это время от каждого ряда по 1 ученику у доски подбирают слова с буквой из слова «нос»).
I ряд – Н: нитки - сущ.
новый - прил.
носить - глагол
на дерево - предлог с сущ.
IIряд – О:
IIIряд - С:
-Давайте проверим слова на доске.
-Итак, все справились с заданиями. Идём дальше.
V.Новая тема (IV препятствие - «музыкальный колодец»).
«Утолить жажду» можно при условии, если «из колодца» вы «достанете» только существительные, которые обозначают один предмет (запись «Ласточки пропали»),-Запишем слова в 3 столбика:
Он, мой:оно, моё:она, моя:
Вечер, дворокно заря, сеть
Лист, снег гора, вьюга, грудь
Испуг, юг
м.р. ср.р. ж.р.
Имена существительные, к которым можно поставить слова «он, мой» - м.р. - а,я,-; «оно, моё» - ср.р. - о,е; «она, моя» - ж.р. - а,я,-.
-Чтение правила в учебнике.
-Выполним устно упражнение.
-Итак, мы вышли к графству «Существительное».
VI.Закрепление (V препятствие - шлагбаум).
-Какие бывают существительные? (Вопрос часового).
Вы пройдёте к замку графа, если выполните упражнения (в учебнике по вариантам). Ваша задача - «расселить» существительные по родовым поместьям. Расселите существительные в поместье «м.р.», пройдете в родовое поместье «ср.р.» и затем - «ж.р.» Справились с заданием.-Мы подошли к замку графа. Сегодня мы остановимся в замке. А завтра пойдём дальше и узнаем ещё много нового о существительном.
VII.Итог урока.
Но прежде, чем идти отдыхать после путешествия, ответьте навопросы.
-Какого рода бывают имена существительные?
-Как узнать род существительного?
-Какие окончания у м.р., ср.р., ж.р.?
Во многих языках мира существительные не имеют рода (в чувашском, армянском, татарском, китайском и других языках). А в некоторых наши имена существительные, например, мужского рода именуются женским родом. Вот о каком забавном случае пишет Л. Успенский в своей книге «Слово о словах».
«Как-то совершенно случайно мне пришлось присутствовать при весьма забавном и вместе с тем поучительном споре.
За обеденным столом небольшого кавказского ресторана сидели три уже немолодые женщины: русская, немка и армянка. Они спокойно ели борщ. Внезапно на пол со звоном упала большая суповая .южка.
Ага! - проговорила русская женщина, вспомнив смешную старинную примету.
-Какая-то дама собралась к нам в гости. Ложка упала.
Почему «дама»? - удивилась немка. - Ложка - это «дер леффель»! Ложка - мужского рода. Должен какой-то мужчина прийти...
Русская возмутилась:
Ну вот ещё. Это если бы ножик упал, тогда это значило бы мужчину. Ножик - мужского рода.
Ха-ха-ха! - засмеялась немка. - Ножик мужского рода? Да ведь, если ножик упадёт, это ничего не значит. - Он «дас мессер» рода среднего. Армянка сидела молча и с недоумением смотрела то на гу, то на другую из спорящих. Наконец она наклонилась ко мне.
-Простите, - шепнула она, - но я ничего не понимаю... Я вижу, тут какое-то забавное суеверие. Но на чём оно основано? Почему «ножик» может напоминать мужчину или «ложка» женщину? Мне это непонятно».
-Ребята, что показалось вам интересным в этом споре?
IX. Итог урока. Рефлексия.
-Ребята, вам понравилось наше путешествие ? -Что нового для вас было на уроке?
-Как вы думаете , справились мы со своей задачей?
-Продолжите предложения:
-Было интересно…. -Было трудно….. -У меня получилось…
А теперь возьмите солнышко, соответствующее вашему пониманию на уроке
VIII. Домашнее задание. Оценки.