Урок русского языка на тему Изменение имён существительных по числам. Род имён существительных.


Тема урока: Изменение имён существительных по числам. Род имён существительных.
Цели урока: Развитие умения изменять имена существительные по числам, определять
род имён существительных;
Формировать умение разбора предложения по членам предложения и частям
речи;
воспитывать интерес к предмету, умение рассуждать, анализировать, выра-
жать свои мысли.
Оборудование: Фотография планеты
Рисунок или макет космического корабля
Карточки со словарными словами
Карточки с заданием для индивидуального выполнения
Ход урока
1. Организационный момент. Постановка темы урока
Рефлексия. С каким настроением вы начинаете урок?
Внимание! Сегодня мы отправляемся в путешествие на другую планету в космическом корабле. Я – капитан корабля. У меня три экипажа(1, 2, 3 ряд). Экипажи к полёту готовы?
Каждый экипаж будет вести исследовательский дневник (тетрадь)
Кто такие исследователи? (те, кто занимается изучением чего – либо)
Открываем тетради, записываем число.
2. Проверка маршрута ( словарный диктант)
Восток, герой, корабль, космос, ракета, космонавт, запад, жёлтый, лестница.
Взаимопроверка.
Назовите лишнее слово? Почему?
Какие части речи вы знаете?
3. Актуализация знаний (загадки о частях речи)
1 экипаж- Давно живу я в мире этом
Даю названия предметам.
На какие вопросы отвечает имя существительное?
Образуйте от прилагательного жёлтый - имя существительное.
2 экипаж – Что для меня предметы?
Лишь названья
А я приду – всё в действие придёт.
На какие вопросы отвечает глагол?
Образовать от прилагательного жёлтый глаголы.
3 экипаж – Даю я признаки предметам
Они со мной весьма приметны
Я украшаю вашу речь
Меня вам следует беречь.
На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
Образуйте новое прилагательное с суффиксом -еньк.
Всем экипажам - Как могут изменятся части речи?
Что можно определить у имён существительных?
4. Обратная связь (сигнальные карточки). Узнай род имён существительных.
Переходим на ручное управление кораблём.
Фамилия, имя, скафандр, иллюминатор, кофе, пространство, планета, растение, звезда, ботинки, города, село, посёлки, расстояние, терпение, невесомость.Ура! Корабль совершил посадку на неизвестную планету.
5. Определение рода имени существительного.
Мы с вами исследуем планету. Посмотрите, какая она цветная. Назовите эти цвета.
Образуйте от прилагательных имена существительные и определите род.
Зелёная – зелень, сиреневый – сирень, малиновая – малина, голубое – голубь,
коричневый – кора, шоколадный – шоколад.
Физминутка ( упражнения для глаз). Исследователи должны быть зоркими.
6. Списывание деформированного текста.
Объяснить пропущенные орфограммы.
Эту планету населяет много различных обитателей. Давайте исследуем кто здесь живёт. Прочитайте стихотворение К. Чуковского.
В р ке там рыбы на бугре
Мычит к рова в конуре
С бака лает на заборе
П ёт с ничка на заре.
Подчеркнуть главные члены предложения.
Определить у имён существительных род, число.
Какой частью речи является подлежащее?
В это время по карточкам работают слабые ученики.
7. Письмо под диктовку.
Жители планеты выращивают много цветов и ими любуются.
Ландыши.
На берегу реки пахнет смолой и берёзовой корой. Там густо растут ландыши. Как хороши эти белые чистые колокольчики!
Что это за текст?
В каком предложении выражена главная мысль?
В первом предложении подчеркнуть главные члены предложения.
Найдите имена существительные, определите род, число.
8. Наше космическое путешествие подходит к концу. Чтобы узнать на какой планете мы побывали вам нужно отгадать шараду. Если слово будет угадано верно, то на обратной стороне карточек сложится название планеты.

Корень как в слове снежинка
Приставка как в слове подъезжал
Суффикс как в слове лесник (подснежник, а на обратной стороне имя существительное).
9. Итог урока.
Каких целей вы сегодня достигли на уроке?
С каким настроением вы заканчиваете урок.