Аналитическая справка Взаимодействие классного руководителя с родителями (законными представителями) учащихся


Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 12»
СПРАВКА
Взаимодествие классного руководителя с родителями
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».
Главными задачами классного руководителя в этом направлении являются способствование единению, сплочению, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье и в школе, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка, в целях повышения мотивации к обучению.
Огромное значение в работе с родителями учащихся коррекционного класса имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества, так как положительные результаты работы классного руководителя с учащимися во многом зависят от контактов с их родителями. Свою работу с родителями я организую по возможности схожей с той работой, которую провожу с их детьми, так как интересы и тех и других, связанные с учебно - воспитательным процессом, практически одинаковы.
Без участия родителей в организации учебно - воспитательного процесса невозможно достичь высоких результатов, поэтому работа с родителями занимает в воспитательной системе школы одно из главных мест. Я считаю, что цель работы с родителями в том, чтобы, вооружив их необходимыми психолого - педагогическими знаниями, привлечь к организации жизнедеятельности школы.
В своей деятельности выделяю несколько направлений работы с родителями:
психолого – педагогическое просвещение родителей;
установление и поддержание постоянной связи с родителями;
выработка единства требований семьи и школы к воспитанию личности ребенка;
вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс.
Чтобы все эти направления совместной деятельности классного руководителя и семьи были эффективны, в своей практической работе с родителями  я использую коллективные, индивидуальные и групповые формы взаимодействия. Причём во всех случаях реализую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.
Одной из главных и наиболее распространённых форм взаимодействия классного руководителя с родителями является родительское собрание. Родительские собрания – это   школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское  общественное мнение, родительский коллектив. На собрании обсуждаются проблемы жизни класса, задачи учебно - воспитательной работы класса и  многое другое. В своей работе я использую разные формы проведения родительских собраний: организационные, тематические, итоговые. Их характер и направленность подсказывает мне сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. За первое полугодие 2015 – 2016 года были проведены следующие собрания:
«Организационное родительское собрание»
«Первые проблемы подросткового возраста»
   Выступая перед родителями на собрании,  использую диалог,  втягиваю их в обсуждение и ставлю в позицию не учеников, а сотрудников, участников взаимной консультации, которые обмениваются мнениями на равноправной основе.
В случае необходимости приглашаю учителей - предметников с целью совместного обсуждения проблемы и  поиска  путей  устранения её.
Огромную роль в работе классного руководителя играет диагностика. Без использования психолого - педагогической диагностики невозможно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить отношения с коллективом родителей. Любая информация, которую классный руководитель может получить от родителей и детей, может оказать семье и ребенку неоценимую услугу.
Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своём ребенке провожу  индивидуальные консультации – собеседования с родителями. Готовясь к таким консультациям, определяю заранее ряд вопросов, ответы на которые помогают в планировании воспитательной работы с классом, отвечаю на вопросы родителей об особенностях организации учебно – воспитательного процесса в школе – интернате, даю родителям возможность рассказать об их ребёнке всё то, с чем они хотели бы познакомить в неофициальной обстановке:
особенности здоровья ребенка;
его увлечения, интересы;
предпочтения в общении в семье;
поведенческие реакции;
особенности характера;
мотивация учения;
моральные ценности семьи.
Согласно плану взаимодействия с родителями («Настольная книга классного руоводителя») индивидуальные консультации проводятся в понедельник и субботу при посещении родителями школы – интерната, а также по телефону.
При сотрудничестве классного руководителя с семьёй большое воспитательное значение имеет беседа. В своей работе беседу использую в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями, детьми и учителем. При работе с родителями проводила беседы по следующим темам:
Если ребёнок лжёт.
Взаимоотношения полов.
Режим дня в жизни школьника.
Детская агрессия.
Тревожность детей. К чему она может привести?
Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. Ведь во время посещения педагог знакомится с условиями жизни ребенка, укладом жизни в каждой конкретной семье, что в свою очередь способствует выработать правильный подход к ребенку при обучении и воспитании учащихся.
На осенних каникулах мною были посещены семьи учащихся индивидуального обучения (Арестинов Н., Ибрагимова Л., Кюльбякова Р., Сас Н.) а также семьи учащихся, находящихся на внутришкольном учете (Антонов А., Алексеева А.).
Кроме этого, активно использую такую форму работы, как взаимодействие с родительским комитетом. Благодаря тесному сотрудничеству классного руководителя и родительского комитета класса были решены следующие вопросы:
Обеспечение учащихся всем необходимым для проживания и обучения в условиях школы – интерната;
Страхование учащихся класса (100 %);
Улучшение материально – техничесой базы класса и школы (добровольные взносы денежных средств на нужды класса и школы);
Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы даёт возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность у семьи в непосредственном общении с педагогами, которые помогают вырастить и воспитать социально – адаптированную личность.
За период с 01.06.2015 по 31.12.2015 года от родителей учащихся жалоб не поступало, конфлитных ситуаций не возникало.
Классный руководитель А. П. Жукова