Урок по искусству 9 класс Архитектура исторического города


План-конспект урока
по предмету: «Искусство»
в 9 классе
Раздел: «Дар созидания»
Тема: «Архитектура исторического города»
подготовила: учитель искусства Логачёва С.В.
9 класс. Урок искусства.
Тема урока «Архитектура исторического города»
Цель: ознакомить обучающихся с характерными особенностями градостроительства разных эпох и времен, эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов).
Задачи:
Обучающие: познакомить обучающихся с характерными особенностями градостроения разных эпох и времен;Развивающие: развить познавательные процессы: память, мышление, наблюдательность, внимание, способность анализировать, делать выводы, умение высказывать свои утверждения, развить навыки устной речи, коммуникативность.Воспитательные: воспитание эстетического вкуса, уважение к мировой истории и традициям.
Средства наглядности: - слайды мультимедиа.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Организация учебно-воспитательного пространства: магнитофон, фонохрестоматия, мобильный класс, мультимедийные средства, презентация «Архитектура исторического города», карточки, магниты, картинки зданий.Ход урока.
Мотивационно – ориентировочный этап урока.
Организационный момент урока.
СЛАЙД №1
- Здравствуйте ребята! Прежде чем обратиться к теме нашего урока, давайте обратим внимание на ряд изображений. Как Вы думаете, что объединяет все эти изображения?
Дети: Архитектура
- Вот, что говорил Оноре де Бальзак об архитектуре: «Живопись - искусство, на которое можно смотреть; скульптура - искусство, вокруг которого можно обойти; архитектура - искусство, сквозь которое можно пройти»- Тема сегодняшнего урока «Архитектура исторического города».
СЛАЙД №2
Поисковый этап урока.
СЛАЙД №3
- У вас на экране три определения слова АРХИТЕКТУРА, прочитайте их пожалуйста:
1. определение из Большого Энциклопедического словаря - "АРХИТЕКТУРА" (лат. architectura) — искусство проектировать и строить здания, сооружения, организующие пространственную среду, искусство формирования этой среды для жизни и деятельности людей, доставляющее эстетическое наслаждение.
2. высказывание Н. Гоголя: «Архитектура – та же летопись мира: она говорит, когда уже молчат и песни, и предания и когда ничего не говорит о погибшем народе».
3. высказывание Андрея Бурова: «Архитектура – искусство не изобразительное, а созидательное. Оно не изображает предметы, а создаёт их».
- Какое, из трёх определений наиболее точно раскрывает суть понятия АРХИТЕКТУРА, обоснуйте свой ответ.
III. Изучение нового материала:
СЛАЙД №4
- С древнейших времен человек научился строить для себя жилище. Для этого использовались природные материалы, которыми была богата окружающая местность. Большое количество домов образовывало поселения. Для обороны от врагов поселения обносились стенами, огораживались частоколом, деревянной стеной. Поэтому русское слово «город» первоначально означало «укрепление» и произошло от выражений «огораживать», «обносить оградой», «городить».- Планировка и строительство городов получила еще одно название ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО - СОЗДАНИЕ НОВЫХ ГОРОДОВ И ПОСЕЛКОВ, А ТАК ЖЕ РЕКОНСТРУКЦИЯ (ОБНОВЛЕНИЕ) ПОСТАРЕВШИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ.
СЛАЙД №5
- Планировка городов античности, Средневековья, эпохи Возрождения, древнерусских городов во многом различалась, и сегодня мы попробуем в этом разобраться.
СЛАЙД №6
- Обратите внимание на изображение городов разных эпох и попробуйте соотнести эти изображения с эпохами, а в конце урока мы проверим, как Вы справились с заданием.
СЛАЙД №7
- Перед вами лежат таблицы особенностей строительства городов, в течение урока вы, работая в группах, должны их заполнить.
ЭПОХА ОСОБЕННОСТИ ГОРОДОВ
Античность Средние века Западной Европы Средневековые города Руси Восточный средневековый город Эпоха Возрождения СЛАЙД №8
- В Античности на укрепленном холме строили храмовый комплекс. Примером может служить Афинский Акрополь. Обратите внимание, что собой представлял АКРОПОЛЬ.
СЛАЙД №9
 Еще он являлся политическим, религиозным, культурным центром города. Он был ориентиром среди располагавшихся внизу улиц.
СЛАЙД №10
- Города средневековья тоже имели особенности в строительстве. Каждый средневековый город ограждали могучими каменными стенами с зубцами и башнями, окружали глубоким рвом, делая его мощной, надежной крепостью. Город-крепость имел оборонительное значение, овладеть его воротами означало овладеть всем городом. В отличие от западноевропейского города, заключенного в высокие каменные стены, раз и навсегда определившие его границы, город средневековой Руси был слит с природой и сельским окружением. Русский город и его оборонительные укрепления возводились с учетом условий природного ландшафта. Немаловажную роль в выборе места для будущего города играло эстетическое чувство людей.
СЛАЙД №11
- Центром западноевропейского города был кафедральный собор. Каждая община имела свою собственную церковь. Эти церкви группировались внутри районов, называемых епархиями. Поблизости располагалось административное здание ратуши и рыночная площадь. Феодальный замок располагался за городской чертой.
СЛАЙД №12
- В отличие от западноевропейского города, город средневековой Руси был слит с природой и сельским окружением.
СЛАЙД №13
- Город обычно вырастал на возвышенном месте.
СЛАЙД №14
- Центральное место в его композиции занимал дети́нец (укрепление, оплот),
СЛАЙД №15
- С 14 века – Кремль. Он был внутренним ядром городских укреплений, под его защиту уходили люди после падения внешнего пояса обороны. В Кремле были сосредоточены самые большие, монументальные сооружения – собор и дворец. Характерным примером является план древней Москвы.
СЛАЙД№16
- Кремль — самая крупная крепость на территории Европы, сохранившаяся и действующая до наших дней. Существующие стены и башни были построены в 1485—95 годах. Общая протяжённость стен — 2235 м, высота от 5 до 19 м, толщина — от 3,5 до 6,5 м. В плане стены образуют собой неправильный треугольник. Верх стены украшен зубцами в форме ласточкина хвоста, вдоль стен расположены башни. 3 башни, стоящие в углах треугольника, имеют круглое сечение, остальные — квадратное.
СЛАЙД№17
- Самая высокая башня — Троицкая. Большинство башен выполнено в едином архитектурном стиле, но из общего ансамбля выделяется Никольская башня, которая была перестроена в готическом стиле.
СЛАЙД №18
- Экономическим и стратегическим центром восточного средневекового города была площадь, на которой строился медресе — высшая школа, готовящая служителей культа, учителей. Рядом с мечетью высились минареты — башни, с которых мусульман призывали на молитву. Важную роль в архитектурной композиции города играл дворец правителя и торговая часть — караван-сарай, базар (торговые купола). От площади к городским воротам разбегались дороги. По ним в мирное время шли в город караваны со всего света.
СЛАЙД №19
- В эпоху Возрождения архитекторы вновь обратились к античной традиции градостроительства: в конце широких прямых улиц обязательно размещался какой-нибудь архитектурный ансамбль, определяющий величественность перспективы. Поэтому же принципу был построен и Санкт-Петербург. Он возводился по плану Петра I.
- Мы познакомились с архитектурой разных эпох, а теперь давайте вернемся к слайду №6, проверим работу, которая была выполнена ранее. Проверим, правильно ли Вы распределили изображения с названиями эпох. В чем особенность строительства?
IV.Практический этап урока: СЛАЙД №21 Рассмотрите старинные гравюры. Найдите на них изображения крепостей, оборонительных сооружений, жилых кварталов, торговых площадей, культовых построек.
  V. Домашнее задание:
Найдите стихи, посвященные архитектурным достопримечательностям любого города мира.
VI. Заключительный:
- И в заключении хотелось бы подвести итог. На доске нарисована площадь, в центре ее расположена РАТУША. К площади ведут улицы. Каждая улица имеет свое название. Но город не является городом, если нет ЧЕГО?
Дети: ДОМОВ
- Вам необходимо создать город настроения 9 «А» класса, который должен соответствовать нашему уроку.
- За урок получили оценки….. Спасибо за работу, до свидания.