Урок “Мир образов камерной и симфонической музыки”


Тема II полугодия: “Мир образов камерной и симфонической музыки”
Тема 23 урока: Образы симфонической музыки. Г.В. Свиридов «Метель»
(учитель Лискина Лариса Витальевна)
Класс: 6 класс
Тип урока: сообщение и усвоение новых знаний.
Форма урока: урок-беседа.
ТЕМА:  Образы симфонической музыки.
ЦЕЛЬ: На примере музыкальных иллюстраций Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель» рассмотреть возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного  произведения.
ЗАДАЧИ:
- познакомиться с историей создания произведения;
- посредством определения учащимися эстетических эмоций и способами их выражения, выявить признаки звучания и выразительность  музыкальных инструментов в симфоническом оркестре;
- обратить внимание учащихся на форму произведения и приёмы развития музыки.
УМЕТЬ:
- проводить интонационно-образный анализ  музыкального произведения;
- сопоставлять звучание инструментов в симфоническом оркестре.
ЗНАТЬ:
- композитора Г. Свиридова;
- историю создания музыкального произведения;
- музыкальные термины: сюита, музыкальные  иллюстрации;
- средства художественной выразительности;
- какими приёмами пользуется композитор для раскрытия образов литературного произведения симфоническим оркестром.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Компьютер, мультимедиа, музыкальный центр, фонотека, презентация.
Проверка домашнего задания: Знать и объяснять новые понятия.
На выбор:
Подготовь мини-проект на тему «Времена года в музыке, литературе и живописи».
Подготовь презентацию на тему «Образы Италии в творчестве русских композиторов».
Краткое содержание: Знакомство с музыкальными иллюстрациями Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель». Широкие связи музыки и литературы. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стиль композитора Г.В. Свиридова.
Музыкальный материал:
Фрагменты музыкальных иллюстраций Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»:
- «Тройка»-,«Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание»,
- Песня «Три танкиста».
Цели-результаты:
ХОД  УРОКА:
Организационный момент.
Учитель: Ребята, перед вами портреты советского композитора Г. Свиридова и русского поэта и писателя А. С. Пушкина. Как вы думаете, что объединяет этих людей?
 Дети:   Они создали что то совместно. Пушкин жил и творил в 19 веке, а Свиридов в веке 20-м. Значит, А.С. Пушкин сначала написал художественное произведение, а затем композитор Г. Свиридов создал музыкальное произведение.  
Учитель: А вот, что за  музыкальное произведение создал Свиридов, и какое художественное произведение А.С Пушкина было положено в основу?
Давайте найдём в информацию в интернете.
Дети: В 1094 году к Г.В. Свиридову обратился известный в то время артист и кинорежиссёр В. Басов, приступивший к съёмкам кинофильма «Метель» по пушкинской повести.  Г. Свиридов сочинял только музыку текстовую.
Учитель: Какие  жанры текстовой музыки вы знаете?
 Дети:  песня, романсы, арии, кантаты.  
Учитель: Правильно. Но очень любил работать для театра и кино. Эта работа давала ему возможность воплощения конкретных образов и ситуаций в музыкальных произведениях.
Учитель: А сейчас отправимся в 1830г.Кто догадался, о ком пойдёт речь?
  Дети:  О А.С. Пушкине.
Учитель: Да, в золотую пору его творчества, названной позднее «Болдинской осенью». Как вы помните, эта пора дала невиданную россыпь гениальных произведений разных жанров, в том числе – прозаических, известных под общим названием «Повести Белкина».
Учитель: Что представляет собой образец великолепной лаконичной и ясной прозы «Метель»?  
Дети: Повесть о провинциальной девице Марье Гавриловне, которая решила бежать из дома, что бы тайно обвенчаться со своим бедным и , потому, неприемлемым для своих родителей избранником, и о том, как метель вмешалась в планы влюблённых и в результате полностью изменила судьбы 3-х человек.
Учитель: Г. Свиридова привлекла идея воссоздать в музыке образ провинциальной России. Но, его музыка лишена того оттенка иронии, который явно ощущается в повести. Он исходил из интонаций, бытовавших в начале XIX века: вальсовых, маршевых, романсовых, перезвона бубенцов, всегда висевших на дугах ямщицких лошадей. Но эти простые, подчас наивные интонации одухотворены им, использованы творчески, с особым, присущим только Свиридову , настроением.
Учитель: Как зазвучала музыка?
Дети: Музыка зазвучала, как ретроспектива давно ушедшей, но милой, привлекательной, вызывающей ностальгическое чувство, жизни.
Учитель: Молодцы! Как образовался этот новый опус: музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель»? Не догадываетесь? Писал то он музыку для кинофильма, и тут вдруг единое музыкальное произведение, которое так интересно назвал  композитор.
  Дети:    Из отдельных музыкальных эпизодов, созданных для кинофильма, композитор решил составить сюиту (рассуждения детей)
Учитель: Давайте вспомним, что такое «сюита»?
 Дети: (ответы детей)
Учитель: Её 9 номеров создали последовательный ряд, своего рода, иллюстраций к Пушкинской повести. Музыкальных иллюстраций…
Учитель: Ребята, давайте вспомним, что такое иллюстрации?
   Дети: это изображение того, что  было написано словами.  Художественная иллюстрация, это  картина, которую можно увидеть глазами
Учитель: Что такое музыкальные иллюстрации?
 Дети: Это картины, которые можно «увидеть» (услышать-представить) и прочувствовать сердцем.
Учитель: Мы подошли к самой музыке Г. Свиридова к повести Пушкина  «Метель».
Творческая работа обучающихсяУчитель: Вам необходимо, слушать музыку и составлять синквейн для того, что бы определить: какую же картину изображает композитор в начале своей сюиты;  с помощью каких средств музыкальной выразительности симфонический оркестр раскрывает образ первой пьесы.  
Учитель: Мы говорим об образах и о том, как музыка симфонического оркестра помогает их раскрыть. Кто догадался, какая тема нашего урока?
 Дети:  «Образы симфонической музыки»
Учитель: Какую цель мы сегодня должны поставить для себя, что бы раскрыть эту тему?
 Дети: Цель нашего урока: Рассмотреть возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения.
Учитель:  А теперь, слушаем музыку и составляем синквейн.
 Учитель: Зачитывайте, что у вас получилось.
  Дети: (учащиеся отвечают, анализируют собственные и другие ассоциации)
Учитель: Давайте попробуем дать название первой иллюстрации.
  Дети: («в споре рождается истина…»)
Учитель: Молодцы! Эту иллюстрацию можно назвать «Тройка и метель
Учитель: С помощью каких средств выразительности композитор создал образ этой
пьесы под название «Тройка».
   Дети: (дети отвечают)
Учитель: В этой пьесе рассказывается только о капризах природы?
 Дети: Да, не только… (тревога, печаль)
Учитель: Вы говорите о чувствах раздолья…А разве это не русская душа? У русского человека чувства почти всегда берут верх над рассудком. И виновница всех произошедших событий вовсе не метель, а именно эта черта характера.
Учитель: Ещё раз прослушаем эту пьесу и попытаемся определить,  как с помощью инструментов симфонического оркестра композитор раскрыл образ русской души и характер русского человека.  
Учитель: Итак, слушаем пьесу «Тройка», комментируем вместе со мной ,  какие инструменты звучат, как и для чего.
 Дети: Тройка мчится издалека!!! Сквозь метель!!! Сквозь пургу!!! И на их фоне возникает раздольная песня (соло гобоя), чисто русские широкие распевы. Вот она -  русская душа! Эта песня длится, переходит к кларнету , и ,затем, её подхватывает фагот , наконец, скрипки. Обвивается подголосками и достигает кульминации, в которой вновь вступает мощно группа со своими аккордами, воспринимаемыми как естественное продолжение привольной мелодии.
Учитель: Теперь обе темы звучат одновременно, но постепенно стихает – удаляется тройка, напев растворяется в восходящей мелодии арфы.
 Учитель: Вот как мы вместе  разобрали музыку  пьесы и выполнили цель нашего урока:  На примере музыкальной иллюстрации Г. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель» рассмотреть возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения.
Учитель: Скажите, на фортепиано или каком либо другом сольном инструменте возможно было бы так глубоко  раскрыть образ, как это представил нам симфонический оркестр?
  Дети:              
Учитель: Правильно. В оркестре около 80-ти музыкальных инструментов, бывает и больше. У каждого инструмента свой тембр. Динамическое звучание  более мощнее.
И, соответственно,  исполнение пьесы симфоническим оркестром более выразительное.
РЕФЛЕКСИЯ:
Что нового вы для себя узнали на этом уроке?
Какие открытия сделали для себя?
Вам было интересно?
А хотели бы вы узнать, какие дальше следуют пьесы в этой музыкальной иллюстрации Свиридова?
Сколько пьес нам осталось разобрать?
Нас ждут ещё открытия нового и прекрасного.
Домашнее задание: попробуйте изобразить в рисунке образ наиболее впечатлившей вас музыкальной
иллюстрации Свиридова.
А.С. Пушкин, 1830г
Краткое содержание повести «Метель»
В 1811 г. в поместье своём проживал с женой и дочерью Машей Гаврила Гаврилович Р. Был он гостеприимен, и многие пользовались его гостеприимством, а некоторые приезжали ради Марьи Гавриловны. Но Марья Гавриловна была влюблена в бедного армейского прапорщика по имени Владимир, проводившего отпуск в своей деревне по соседству. Молодые влюблённые, считая, что воля родителей препятствует их счастью, решили обойтись без благословения, то есть венчаться тайно, а потом броситься к ногам родителей, которые, конечно же, будут тронуты постоянством детей, простят и благословят их. План этот принадлежал Владимиру, но и Марья Гавриловна наконец поддалась его уговорам о бегстве. За ней должны были приехать сани, чтобы отвезти ее в соседнее село Жадрино, в котором было решено венчаться и где Владимир уже должен был ее ожидать.
В назначенный для побега вечер Марья Гавриловна была в сильном волнении, отказалась от ужина, сославшись на головную боль, и рано ушла к себе. В условленное время она вышла в сад. На дороге дожидался ее кучер Владимира с санями. На дворе бушевала метель.
Сам же Владимир весь этот день провёл в хлопотах: ему необходимо было уговорить священника, а также найти свидетелей. Уладив эти дела, он, сам правя в маленьких санях в одну лошадь, отправился в Жадрино, но, едва выехал он за околицу, как поднялась метель, из-за которой Владимир сбился с пути и проплутал всю ночь в поисках дороги. На рассвете только добрался он до Жадрина и нашёл церковь запертою.
А Марья Гавриловна утром как ни в чем не бывало вышла из своей комнаты и на вопросы родителей о самочувствии отвечала спокойно, но вечером с ней сделалась сильная горячка. В бреду повторяла она имя Владимира, говорила о своей тайне, но слова ее были столь несвязны, что мать ничего не поняла, кроме того, что дочь влюблена в соседского помещика и что любовь, должно быть, была причиной болезни. И родители решили отдать Машу за Владимира. На приглашение Владимир отвечал сумбурным и невразумительным письмом, в котором писал, что ноги его не будет в их доме, и просил забыть о нем. А через несколько дней уехал он в армию. Происходило это в 1812 г., и через некоторое время имя его было напечатано в числе отличившихся и раненных под Бородином. Эта новость опечалила Машу, а вскоре скончался Гаврила Гаврилович, оставив ее своей наследницей. Женихи кружились вокруг неё, но она, казалось, была верна умершему в Москве от ран Владимиру.
«Между тем война со славою была окончена». Полки возвращались из-за границы. В имении Марьи Гавриловны появился раненый гусарский полковник Бурмин, который приехал в отпуск в своё поместье, находившееся неподалёку. Марья Гавриловна и Бурмин чувствовали, что нравились друг другу, но что-то удерживало каждого от решительного шага. Однажды Бурмин приехал с визитом и нашёл Марью Гавриловну в саду. Он объявил Марье Гавриловне, что любит ее, но не может стать ее мужем, так как уже женат, но не знает, кто его жена, где она и жива ли. И он рассказал ей удивительную историю, как в начале 1812 г. ехал он из отпуска в полк и во время сильной метели сбился с дороги. Увидев вдалеке огонёк, направился к нему и наехал на открытую церковь, около которой стояли сани и в нетерпении ходили люди. Они вели себя так, как будто ждали именно его. В церкви сидела молодая барышня, с которой Бурмина поставили перед налоем. Им двигало непростительное легкомыслие. Когда обряд венчания кончился, молодым предложили поцеловаться, и девушка, взглянув на Бурмина, с криком «не он, не он» упала без памяти. Бурмин беспрепятственно вышел из церкви и уехал. И вот теперь он не знает, что сделалось с его женою, как ее зовут, и не знает даже, где происходило венчание. Слуга, бывший с ним в то время, умер, так что нет никакой возможности отыскать эту женщину.
«Боже мой, Боже мой! — сказала Марья Гавриловна, схватив его руку, — так это были вы! И вы не узнаете меня? Бурмин побледнел... и бросился к ее ногам...»