Открытый урок по теме «Мир образов камерной и симфонической музыки.»

Урок музыки  в 6 классе
Слайд 1 . Мультфильм “Рондо в турецком стиле”
Слайд 2. Тема:  «Мир образов камерной и симфонической музыки.»
Цель: развитие у учащихся чувства стиля и умение войти в мир музыкальных образов композитора.
Задачи:
- расширение представлений о творчестве композиторов В.А. Моцарта, П.И.Чайковского;
- знакомство учащихся с поэтическими и музыкальными шедеврами;
- развитие слушательской и исполнительской культуры учащихся ;
- развитие интонационно-образного мышления, эмоционального отклика на высокохудожественные произведения классической музыки;

Используемое оборудование: компьютер, проектор, экран.

Материалы к уроку: «Симфония № 40 В.А. Моцарта», « Моцартиана» А.И.Чайковского, М. Дунаевский «песенка о веселом ветре», фрагмент фильма « Дети капитана Гранта», компьютерная презентация по теме урока.

ХОД УРОКА
Учащиеся заходят под музыку В.А.Моцарта « Рондо в турецком стиле»
Учитель - Здравствуйте, ребята! Усаживайтесь поудобнее, сегодня мы совершим путешествие в мир симфонической музыки.
Ребята, вы узнали композитора, под музыку которого заходили в класс?( верно это В.А.Моцарт), а что за произведение звучало? ( «Рондо в турецком стиле»), а что такое «рондо» ? (Рондо - это произведение, состоящее из нескольких частей, одна из которых, главная, повторяется, несколько раз. Рондо в переводе с французского языка означает «хоровод», или движение по кругу. Основная мелодия, повторяясь, образует как бы замкнутый круг. В промежутках между повторениями основной темы звучит другая по характеру музыка - эпизод. Эпизодов тоже может быть несколько. Происхождение рондо связано с древними хороводными песнями, в которых хор повторял один и тот же припев, а солисты исполняли разные эпизоды. «Турецкое рондо» иногда называют «Турецким маршем» (хотя сам Моцарт так его не назвал).) А что композитор хотел изобразить в этом произведении? (В этом произведении В. А. Моцарт изобразил удары большого турецкого барабана, неизвестного в те времена в Европе. «Турецкое рондо» («Rondo alla turca») часто звучит в виде самостоятельной пьесы, хотя написано оно было как третья часть сонаты для фортепиано). Молодцы, а как вы думаете кому посвящено это стихотворение?
Я жил недолго с вами на земле. Но погребенья моего не видел Никто. Друзья простились у ворот, Мой гроб не проводили до могилы. Я не был похоронен. Снова жажду Живую душу в музыке излить! Но реквием дописывать не стану - Прощаться с жизнью больше не хочу. Ведь столько в ней любви! Я понял, понял: Печальна мудрость и мудра печаль, Но высшая на свете мудрость - Радость! Ах, к радости вернёмся! Наконец Вернёмся же к себе самим, какими По замыслу природы быть должны. Я понял, я постиг: жизнь - это повод Для радости. Как сладко добывать Из каждого мгновенья свет, и нежность, И музыку! Всё дышит и звучит! Очистите от шума землю эту - И музыку услышите везде. Всё - музыка! Всё - радость!                 (Лев Болеславский. Фрагмент из поэмы "Моцарт").

 Слайд № 3.  Ответ (Великому австрийскому композитору В.А.Моцарту).
Жизнь австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта удивительна и необычна. Его яркий, щедрый талант, постоянное творческое горение дали совершенно поразительные, единственные в своём роде результаты. Моцарт прожил всего 35 лет. Несмотря на непрерывную концертную деятельность, начавшуюся с шестилетнего возраста, он создал за это время большое количество произведений. Моцартом написано около 50 симфоний, 19 опер, сонаты, квартеты, квинтеты и другие произведения различных жанров. За свою короткую жизнь Моцарт создал свыше 600 произведений в различных жанрах.
Ребята, а что вы знаете о Моцарте? Как часто его называют? (гений).        
Учитель: Не менее гениальный русский поэт А.С.Пушкин, сказал о Моцарте так: «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь». Этими словами А.С. Пушкина я хочу начать наше сегодняшнее путешествие в мир жизни, музыки В.А. Моцарта.
 Жители старинного города Зальцбурга в 18 веке передавали друг другу потрясающую весть: в семье скрипача придворной капеллы Леопольда Моцарта растет чудо ребенок – мальчик исполняет пьесы с мастерством, недоступным и некоторым взрослым.
Музыкальная одаренность Вольфганга действительно была чудом. В 6 лет он уже давал концерты и в родном Зальцбурге и в других городах Австрии. Леопольд Моцарт, видя успехи сына, решает вести мальчика в концертное путешествие по Европе. Шестилетний музыкант отправляется завоевывать мир!

«Симфония № 40» является едва ли не самой популярной во всем мире симфонией В.А. Моцарта. Она была написана в 1788 году в Вене за три года до смерти композитора и приобрела большую популярность благодаря необычно искренней музыки.
  Учитель: ребята, а кто мне скажет, что такое симфония? ("созвучие"; музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра) Слад 3
Когда были написаны первые симфонии? (XVIII век)
Из скольких  частей состоит симфония? (4-х)
Где можно услышать симфоническую музыку? (в филармонии) слайд 4 (зал филармонии)
Слайд 5 (портитура + звук). После вслушивания в оркестровое звучание темы обратите внимание на порывистость, трепетность исполнения главной мелодии скрипками, динамические контрасты (громко  тихо), светлый, напевный характер второй (побочной) темы экспозиции (слушание 1 части «Симфонии № 40 ».

Слад 6 «Литературно-музыкальная палитра»( на столах разложены листочки на которых ученики пишут слова передающие характер музыки и слова передающие цвет, после чего изображают музыку на плакате), (грустная, трепетная, нежная, взволнованная, певучая, мягкая, красивая, теплая, беспокойная)
После изображения на плакате , учащееся отвечают на вопросы:
Почему поэт назвал этого композитора «нестареющим»?
Какие чувства передает музыка композитора XVIII в. нам, слушателям нового тысячелетия?
  В чем секрет современности музыки Моцарта?

      Учитель. Ребята, мы можем с уверенностью назвать В.А.Моцарта одним из известнейших зарубежных композиторов?Учитель. А имя  самого популярного, на ваш взгляд, русского композитора (предполагаемый ответ: П.И.Чайковский). Слайд 7
(8 слайд). Связь времен. Вольфганг Амадей Моцарт , Петр Ильич Чайковский. Великие имена рядом. ( портрет Моцарта и Чайковского) «Он заставил меня полюбить музыку больше всего на свете» Так сказал о музыке Моцарта П.И.Чайковский. В дневнике композитора мы читаем такие слова: «Играл Моцарта и восхищался «По временам мне казалось, что я живу в XVIII в. и что дальше Моцарта ничего не было. По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к чему-то, что мы называем идеал, как он. В Моцарте я люблю все, ибо мы любим все в человеке, которого мы любим действительно». «Моцартиана» была создана П.И.Чайковским в 1887 году в память столетия первой постановки оперы В.Моцарта «Дон Жуан». Учитель. Как вы думаете, чему была посвящена музыка П.Чайковского? (Ответы учащихся). Моцартиана. Сюита № 4 П.И.Чайковского является обработкой для симфонического оркестра трех фортепианных пьес и одного хора В.А.Моцарта. ( Жига, Менуэт, Католический хорал, Десять вариаций). Учитель: (9 слайд) Заглянем в музыкальный энциклопедический словарь. Жига – быстрый старинный народный танец кельтского происхождения, сохранившийся в Ирландии. В XVII в. танец стал популярным в странах Западной Европы. (10 слайд)  Менуэт (маленький шаг – старинный французский народный танец. При Людовике XIV (ок.1670 г.) менуэт стал придворным танцем.                                             В России менуэт появился в начале XVIII века, его танцевали на ассамблеях Петра I.
(11 слайд)  Хора
·л ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] choralis <подразумевается cantus choralis  хоровое пение>, от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
·
·
·
·
·  хор, первоначально  хоровод, сопровождающийся пением)  многозначный музыкальный термин.
(12 слайд)  Вариации (от лат. variatio изменение) , музыкальное произведение, в котором тема излагается несколько раз с изменениями. (13 слайд) Сюита – (фр.– ряд, последовательность) – циклическое инструментальное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных пьес танцевального (аллеманда, куранта, сарабанда, жига, менуэт и тд.) и  нетанцевального характера (ария, пассакалия, чакона, хорал и др.) характера. В жанре сюиты сочиняли: Бах, Гайдн, Моцарт, Григ, Чайковский, Римский-Корсаков и др. Учитель: Жизнь и творчество Моцарта - это украшение истории Вены. Венский период для Моцарта был самым ярким и последним. И сейчас мы с вами совершим виртуальное путешествие в Вену, сохранившуюся на полотнах и акварелях периода 18-19 веков старинных художников Австрии, Германии, Италии, Испании. Фоновая музыка: современное вокальное исполнение "Моцартианы" участниками музыкального театра "ЗАДУМКА" из города Самары. (14 слайд)  Учитель. Мы послушали «Моцартиану» поделитесь своими впечатлениями (ответы учащихся). (слайд 15): ответьте на вопрос:
Чайковский посвятил сюиту своему любимому композитору, благодаря которому, по его словам, он «узнал, что такое музыка». Это:
«Шуманиана»
«Моцартиана»
«Вагнериана»
«Шубертиана»
(слайд 16): цитата : «Подлинным памятником великому композитору стала оркестровая сюита № 4, («Моцартиана»), включающая четыре пьесы В.А.Моцарта,инструментованные П.Чайковским».
(слайд 17) (учащиеся читают стихотворение о Чайковском)
1.То и дело звучат отголоски – Торжествуют сегодня в Клину: Родился великий Чайковский, И все комплименты – ему.
 Пётр Ильич это место Полюбил всей душой неспроста: Здесь природа чиста и прелестна, Здесь такая царит красота.
(слайд 18)
2.Двухэтажный ухоженный домик Привлекает туристов сюда. Здесь с наследием всех познакомят, Пронеся сквозь былые года.
 Здесь по-прежнему трогают ноты, Если вновь оживает рояль. Его звук, как из золота соткан, И загадочен, словно вуаль.
3.Сколько звёзд у нас на небосклоне, Жажда к знаниям в них горяча, Утолить её можно в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Имени Петра Ильича.
 Это имя – как некий предвестник Небывалых и новых высот. Никогда не стоят здесь на месте, Направление – только вперёд.
4. Нам история помнится в лицах, И великие пишут её. Хорошо, что нам есть, кем гордиться, Хорошо, что у нас есть своё.
Ведь Чайковский – как некое знамя, Мы несём это имя, как флаг. И оно всё ценнее с годами, И память о нём – не пустяк.
Учитель: ребята а мы продолжаем наше путешествие по волнам музыки.
(слайд 19) ( на экране демонстрируется фрагмент фильма «Дети капитана Гранта»), вы узнали фрагмент этого фильма? (Ответ) .
Учитель: Черно-белый приключенческий фильм «Дети капитана Гранта» снят режиссером Владимиром Вайнштоком в тридцатых годах прошлого века по одноименному роману Жюля Верна. Немного наивная и очень добрая картина рассказывает о морском путешествии, главной целью которого стало спасение пропавшего капитана Гранта. В свое время фильм был признан одной из лучших экранизаций по мотивам детских книг. История кругосветного путешествия начинается у берегов Шотландии – именно там матросы с яхты «Дункан», принадлежащей лорду Гленарвану, однажды поймали акулу, в брюхе которой обнаружилась бутылка с посланием. На трех языках в письме было написано о кораблекрушении, постигшем судно «Британия». Впереди героев ждут удивительные морские приключения, встречи и открытия. Музыку к фильму написал известный композитор Исаак Дунаевский.(слайд 20) ( Учащиеся отвечают на вопросы)
В какой ситуации вы пропели бы эту песню своему другу?
Какие интонации вы слышите в этой песне? (Уверенность, желание поддержать товарищей, рассудительность, т.д.)
Найдется ли среди вашего окружения человек, который в трудный час сумел бы так поддержать вас?
Кем является для вас такой человек? (другом)
Дорожите ли вы этим человеком и почему?

Ну, а сейчас я предлагаю разучить 1 куплет этой песни для своего друга.
( учащиеся разучивают песню) (слайд 21 звук)
(слайд 22 ) «Веселый ветер» на слайде текст 1 куплета песни
А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер,
Весёлый ветер, весёлый ветер!
Моря и горы ты обшарил все на свете,
И все на свете песенки слыхал.
Спой нам, ветер, про дикие горы,
Про глубокие тайны морей,
Про птичьи разговоры, про синие просторы,
Про смелых и больших людей!

Кто привык за победу бороться,
С нами вместе пускай запоёт.
Кто весел - тот смеётся,
Кто хочет - тот добьётся,
Кто ищет - тот всегда найдёт!

А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер,
Весёлый ветер, весёлый ветер!
Моря и горы ты обшарил все на свете
И все на свете песенки слыхал.
Спой нам, ветер, про славу и смелость,
Про учёных, героев, бойцов,
Чтоб сердце загорелось, чтоб каждому хотелось
Догнать и перегнать отцов!
Кто привык за победу бороться,
С нами вместе пускай запоёт.
Кто весел - тот смеётся,
Кто хочет - тот добьётся,
Кто ищет - тот всегда найдёт!
А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер,
Весёлый ветер, весёлый ветер,
Моря и горы ты обшарил все на свете
И все на свете песенки слыхал.
Спой нам песню, чтоб в ней прозвучали
Все весенние песни земли,
Чтоб трубы заиграли,
Чтоб губы подпевали,
Чтоб ноги веселей пошли!
Кто привык за победу бороться,
С нами вместе пускай запоёт.
Кто весел - тот смеётся,
Кто хочет - тот добьётся,
Кто ищет - тот всегда найдёт!
Кто весел - тот смеётся,
Кто хочет - тот добьётся,
Кто ищет - тот всегда найдёт!

( после разучивания текста учащиеся исполняют песню под фонограмму стоя)
(включить звук в этом же слайде 22)

(слайд 23) Ну а теперь подошло время проверить знания полученные на уроке. У каждого из вас на парте листочки, вы сейчас ответите на мои вопросы:
С творчеством каких композиторов вы сегодня знакомились?
Какие произведения прозвучали на уроке?
Сколько частей в «Сюите № 4» П.И.Чайковского, перечислите названия?
Кто написал музыку песни «Песенка о веселом ветре»?
В каком фильме прозвучала песня «Песенка о веселом ветре»?
Учитель: А теперь ребята обменяйтесь листочками и проверьте знания друг друга.
(слайд 24) : «Рефлексивный экран» ( итог урока, учащиеся отвечают на вопросы:
- сегодня я узнал
- было интересно
- было трудно
- я научился
- меня удивило
- мне захотелось
- урок дал мне для жизни
(слайд 25 )