Планирование по музыке на тему Мир образов вокальной и инструментальной музыки, Мир образов камерной и симфонической музыки


6 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Количество часов в год – 35
Количество часов в неделю – 1
Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7 классы» авторов Г. П. Сергеевой,
Е.Д. Критской, рекомендованной Министерством образования науки РФ (М.: Просвещение, 2011) в соответствии с ФГОС
2 поколения
Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом, включающим: учебник, творческую тетрадь, фонохрестоматию музыкального материала, методические пособия и вспомогательную литературу
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных разделов образовательного стандарта, предлагает для
них примерное распределение учебных часов
Цель программы – развитие музыкальной культуры личности обучающихся как неотъемлемой части духовной культуры
Задачи:
•формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры, потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры
•развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов
•формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение)
•воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью,
•расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию
•овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса
Общая характеристика учебного предмета и место предмета в базисном учебном плане
Искусство, как и культура в целом, предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкального) – показатель культуры общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию личности учащегося. При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов. Это определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем
Изучение предмета строится по принципу концентрических возвращений к основам музыкального искусства, изученным в начальной школе, их углублению и развитию. Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирования у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам
Поэтому в содержание рабочей программы для 6 класса введен региональный компонент в следующих темах: «Уноси мое сердце в звенящую даль...», Русская духовная музыка, Вечные темы искусства и жизни, Симфоническое развитие музыкальных образов, Мир музыкального театра, Джаз – искусство ХХ века
В классе ребятам предлагаются задания, не требующих продолжительных затрат во времени. В качестве домашней работы предлагаются задания по созданию рисунков к пройденным музыкальным произведениям, а также по подбору стихотворений о музыке. Хоровое пение продолжает развитие общего содержания урока. Овладение школьниками необходимыми умениями и навыками, отраженными в требованиях программы, происходит в процессе работы над песенным репертуаром. В целом музыкальный материал программы составляют произведения академических жанров: инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, кантат, симфоний, инструментальные сонаты и концерты, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок, произведений хоровой музыки, популярных детских песен
В соответствии учебным планом в 6 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю)
Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности
Распределение часов по четвертям
Класс1 четверть2 четверть3 четверть4 четверть
6А 9ч 7ч 10ч 9ч
6Б 9ч 7ч 10ч 9ч
Результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
•формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров (ценностно – ориентационная сфера)
•становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры личности (ценностно – ориентационная сфера)
•формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач (трудовая сфера)
•формирование умения познавать мир через музыкальные формы и образы (познавательная сфера)
•формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира (познавательная сфера)
•развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально - ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров
•совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства
•овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности
•наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение
•приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности
•сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач
Личностные результаты учеников на ступени основного общего образования в соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке
Текущая (выборочная) оценка личностных результатов осуществляется в оценке знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений о поступках и действиях людей
Метапредметные результаты
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД
Регулятивные УУД:
•осуществление контроля своих действий на основе заданного алгоритма
•определение и формулировка цели деятельности, составление плана действий по решению проблемы (задачи) совместно с учителем
•выявление и формулировка учебной проблемы совместно с учителем, выбор темы проекта с помощью учителя
•осуществление действия по реализации плана
•работа по плану, сверка своих действий с целью и, при необходимости, исправление ошибки с помощью учителя
•работа по плану, использование наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ)
•соотношение результата своей деятельности с целью и его оценка
•умение с учителем вырабатывать критерии оценки и определение степени успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствование критериев оценки и пользование ими в ходе оценки и самооценки
•умение учиться в ходе представления проекта давать оценку его результатов
•понимание причины своего неуспеха и поиск способа выхода из этой ситуации
Познавательные УУД:
•способность извлекать информацию из различных источников и выделять главное, переводить информацию в другую форму представления (текст, таблица, инструкция)
•выполнение универсальных логических действий (анализ – выделение признаков; синтез - составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием; производство и выбор основания для сравнения, сериации, классификации объектов; установка аналогии и причинно-следственных связей; установление и выстраивание логической цепи рассуждений; умение относить объекты к известным понятиям)
•создание модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме, преобразовывание модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область
•использование информации в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта
•составление простого и сложного плана текста
•умение передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде
Коммуникативные УУД:
•способность свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме (умение выдвигать тезисы и подтверждать аргументами, высказывать собственное суждение)
•умение критично относиться к собственному мнению
•слушание других, попытка принимать другую точку зрения, готовность изменить свою точку зрения
•чтение вслух и про себя тексты учебников и при этом – вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя, вычитывать все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную))
•умение договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща
•организация учебного взаимодействия в группе (распределение роли, договор друг с другом и т.д.)
•предвидение (прогнозирование) последствия коллективных решений
Предметные результаты
•понимание жизненно-образного содержания музыкальных произведений разных жанров, различие лирического, эпического, драматического музыкального образа
• представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений
•знание имен выдающихся русских и зарубежных композиторов, умение приводить примеры их произведений
•умение по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная
•владение навыками музицирования - исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений
•анализ различной трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора
•раскрытие образного строя музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства
•развитие навыков исследовательской, художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов)
•совершенствование умений и навыков самообразования
Итоговый контроль определяет уровень знаний учащихся по предмету и степень сформированности УУД
Содержание программы
Музыка как вид искусства. Музыка как часть духовного опыта человечества. Интонационно-образная, жанровая, стилевая - основы музыкального искусства. Особенности музыкального языка (средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, тембр, лад и др.). Музыкальная картина современного мира. Музыка вокальная, симфоническая и театральная, вокально-инструментальная и камерно инструментальная. Исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Взаимосвязь музыки с другими искусствами как различными способами художественного познания мира. Истоки и традиции взаимосвязи образных систем различных искусств. Связь музыки, изобразительного искусства и литературы. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Музыкальный фольклор. Музыкальный образ и музыкальная драматургия как основные закономерности музыкального искусства. Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как общей культуры народа и способа самовыражения человека. Единство содержания и формы в музыке. Всеобщность музыкального языка. Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Разнообразие музыкальных форм. Лирические, драматические, романтические и героические образы. Взаимодействие музыкальных образов. Драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX - XX вв.; духовная музыка, западноевропейская и русская музыка XVII – XVIII вв.; зарубежная и русская музыкальная культура XIX века (основные стили, жанры, характерные черты и специфика национальных школ). Музыка в современном мире: традиции и инновации. Стилевое многообразие музыки ХХ столетия. Взаимосвязь классической и современной музыки. Современное музыкальное искусство: наиболее популярные жанры. Отечественная и зарубежная музыка композиторов ХХ века, ее стилевое разнообразие. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка, джаз, мюзикл и др. Информационно-коммуникационные технологии в музыке. Взаимосвязь музыки с другими видами искусства как различными способами художественного познания мира. Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Музыкальные инструменты и виды оркестров
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
1.Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальныхпроизведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей
2. Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии
3. Формирование интонационно-слухового опыта школьников, как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию
4. Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений
5. Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус
6. Ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные ее виды (дирижирование и режиссура) создает условия для целостного охвата музыкального произведения в единстве его содержания и формы
7. Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений
8. Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях села, города, района и др.
Виды музыкальной деятельности
Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т. д.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.
Методы музыкального образования:
•метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки
•метод эмоциональной драматургии
•метод интонационно-стилевого постижения музыки
•метод художественного контекста
•метод создания «композиций»
•метод перспективы и ретроспективы
•метод увлеченности, триединства деятельности композитора – исполнителя – слушателя
•метод «тождества и контраста»
•метод интонационности, опоры на отечественную музыкальную культуру
Формы организации учебного процесса
•групповые, коллективные, классные и внеклассные
Виды организации учебной деятельности
•экскурсия, путешествие, выставка
Виды контроля
•вводный, текущий, итоговый
•фронтальный, комбинированный, устный
Формы (приемы) контроля
•самостоятельная работа, работа по карточке, тест, анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ,
анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты
Тема 1 полугодия «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (17 часов)
Лирические, драматические, героические образы. Ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора. Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония. Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений
Тема 2 полугодия «Мир образов камерной и симфонической музыки» (18 часов)
Жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта. Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др.
Не программная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки)
Содержание тем учебного предмета «Музыка» 6 класс
Тема I полугодия: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (17часов)
Урок 1. Удивительный мир музыкальных образов (1ч)
Богатство музыкальных образов (лирические), особенности их драматургического развития в вокальной музыке и инструментальной музыке. Определение музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный мир эмоциональных чувств в лирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в романсе
Урок 2. Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс (1ч)
Богатство музыкальных образов (лирические), особенности их драматургического развития в вокальной музыке. Развитие жанров светской музыки – романс. Жанр песни-романса. Песня-диалог. Инструментальная обработка романса
Урок 3. Два музыкальных посвящения (1ч)
Знакомство с шедеврами вокальной музыки – романсом М.Глинки «Я помню чудное мгновенье», инструментальной музыкой – «Вальс-фантазия» М.ГлинкиУрок 4. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея (1ч)
Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы — М.И. Глинка. Исполнение музыки как искусство интерпретации. Музыкальный портрет. Единство содержания и формы. Приемы развития музыкального образа. Особенности музыкальной формы. Сравнение исполнительских трактовок
Урок 5. «Уноси мое сердце в звенящую даль…» (1ч)
Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы – С.В.Рахманинов. Лирические образы романсов С.В.Рахманинова. Мелодические особенности музыкального языка С.В.Рахманинова. Выразительность и изобразительность в музыке
Урок 6. Музыкальный образ и мастерство исполнителя (1ч)
Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин. Творчество Ф.И.Шаляпина. Выразительные тембровые и регистровые возможности голоса Ф.И.Шаляпина. Артистизм и талант Ф.И. Шаляпина
Урок 7. Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов (1ч)
Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки. Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов (на примере одной из опер по выбору учителя)
Урок 8. Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения (1ч)
Творчество выдающихся композиторов прошлого. Знакомство с творчеством выдающихся русских и зарубежных исполнителей. Знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто. Музыкальные образы песен Ф.Шуберта. Развитие музыкального образа от интонации до сюжетной сцены
Урок 9. Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси (1ч)
Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси. Особенности развития русского музыкального фольклора. Составление ритмической партитуры для инструментовки русской народной песни, инструментальное музицированиеОсобенности развития народной музыки Древней Руси. Связи русского музыкального фольклора с жизнью человека. Роль музыки в народных праздниках. Жанры и формы народной музыки
Урок 10. «Фрески Софии Киевской» (1ч)
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Духовные
сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки
Урок 11. «Перезвоны». Молитва (1ч)
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Связь музыки. В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов
Урок 12. Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха (1ч).
Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека). Характерные особенности музыкального языка И.С.Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И.С.БахаУрок 13. Полифония. Фуга. Хорал (1ч)
Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека). Характерные особенности музыкального языка И.С.Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И.С.БахаУрок 14. Образы скорби и печали (1ч)
Образы скорби и печали в духовной музыке. Закрепление вокально-инструментальных жанров кантаты и реквиема. Полифонический и гомофонный тип изложения музыкального материала. Контраст музыкальных образов
Урок 15. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана» (1ч)
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия (К.Орф), особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки
Урок 16. Авторская песня: прошлое и настоящее (1ч)
Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: бардовская песня. Жанры и особенности авторской песни. Исполнители авторской песни – барды. Выдающиеся отечественные исполнители авторской песни. История становления авторской песни. Жанр сатирической песни
Урок 17. Джаз – искусство ХХ века (1ч)
Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: джаз — спиричуэл, блюз. Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки
Тема 2 полугодия «Мир образов камерной и симфонической музыки» (18часов)
Урок 18. Вечные темы искусства и жизни (1ч)
Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образ камерной и симфонической музыки. Программная и не программная музыка. Переплетение эпических, лирических и драматичсеских образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в музыке. Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная, инструментальная
Урок 19. Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена (1ч)
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд. Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Закрепление жанра ноктюрна
Урок 20. Инструментальная баллада. Ночной пейзаж (1ч)
Разнообразие жанров камерной музыки. Особенности жанра инструментальной баллады. Расширение представлений о жанре ноктюрна. Особенности претворения образа-пейзажа
Урок 21. Инструментальный концерт. «Итальянский концерт» (1ч)
Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявления. Зарождение и развитие жанра инструментального концерта. Разновидности и структура концерта. Инструментальный концерт эпохи барокко. Программная музыка. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-пейзаж
Урок 22. «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?» Картинная галерея (1ч)
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. Выразительные возможности электромузыкального инструмента
Урок 23, 24. Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина (2ч)
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Творчество
выдающихся композиторов прошлого и современности - Г.Свиридов. Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенност музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке
Урок 25. Симфоническое развитие музыкальных образов (1ч)
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний
Урок 26. «В печали, весел, а в веселье печален». Связь времен (1ч)
Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского... Интерпретация и обработка классической музыки
Урок 27, 28. Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт» (2ч)
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки: увертюра. Классицизм в западноевропейской музыке. Жанр программной увертюры. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил
Урок 29, 30. Увертюра – фантазия «Ромео и Джульетта» (2ч)
Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития (контраст, конфликт) в вокальной, вокально- инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке. Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды
Урок 31. Мир музыкального театра. Балет «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева (1ч)
Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов
Урок 32. Мюзикл. «Вестсайдская история» (1ч)
Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: мюзикл, рок-опера
Урок 33. Опера «Орфей и Эвридика». Рок – опера «Орфей и Эвридика» (1ч)
Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д.
Урок 34, 35. Образы киномузыки (2ч)
«Ромео и Джульетта» в кино ХХ века. Музыка в отечественном кино. Роль музыки в кино
Учебно – тематический план предмета «Музыка» 6 класс
№ урока Тема разделов Количество часов
Тема 1 полугодия: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (17часов)
1Удивительный мир музыкальных образов 1
2- 5Образы романсов и песен русских композиторов 4
6-7Образы песен зарубежных композиторов 2
8-11Образы русской народной и духовной музыки 4
12- 15Образы духовной музыки Западной Европы 4
16Авторская песня: прошлое и настоящее 1
17Джаз – искусство ХХ века 1
Тема 2 полугодия: «Мир образов камерной и симфонической музыки» (18 часов)
18- 22Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки 5
23-24Образы симфонической музыки 2
25-26Симфоническое развитие музыкальных образов 2
27-30Программная увертюра 4
31-33Мир музыкального театра 3
34-35Образы киномузыки 2
Итого: 35 часов
Музыкальный материал для слушания:
Красный сарафан. А. Варламов, слова Н. Цыганова
Гори, гори, моя звезда. П. Булахов, слова В. ЧуевскогоКалитка. А. Обухов, слова А. Будищева
Я помню чудное мгновенье. М. Глинка, слова А. Пушкина
Вальс-фантазия для симфонического оркестра. М. Глинка
Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой
Матушка, что во поле пыльно, русская народная песня
Плывет лебедушка. Хор из оперы «Хованщина». М. Мусоргский
Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка
Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка
Песня венецианского гондольера (№ 6) для фортепиано. Ф. Мендельсон
Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова
Песни гостей. Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков
Серенада. Ф. Шуберт, слова Л. Рельштаба, перевод Н. Огарева
Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева
Жаворонок. М. Глинка / М. Балакирев
Лесной царь. Ф. Шуберт, слова В. Гёте, русский текст B. Жуковского
Шестопсалмие (знаменный распев)
Свете тихий. Гимн (киевский распев)
Не отвержи мене во время старости. Духовный концерт (фрагмент). М. Березовский
Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть).C. Рахманинов
Русские народные инструментальные наигрыши
Во кузнице; Комара женить мы будем (русские народные песни)
Во кузнице. Хор из 2-го действия оперы «В бурю». Т. Хренников
Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков
Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. КиктаПерезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония - действо (фрагменты). В. Гаврилин
Весна, слова народные; Осень, слова С. Есенина. Из вокального цикла «Времена года». В. Гаврилин
В горнице. И. Морозов, слова Н. Рубцова
Молитва Франсуа Виньона. Слова и музыка Б. Окуджавы
В минуту скорбную сию. Слова и музыка иеромонаха Романа
Органная токката и фуга ре минор (классические и современные интерпретации). И.-С. Бах
Хоралы № 2, 4. Из «Рождественской оратории». И.-С. Бах
Stabatmater(фрагменты № 1 и № 13). Д. ПерголезиРеквием (фрагменты). В.-А. Моцарт
Кармина Бурана. Мирские песнопения для солистов, хора, оркестра и для представления на сцене (фрагменты) К. ОрфГаудеамус. Международный студенческий гимн
Из вагантов. Из вокального цикла «По волне моей памяти». Д. Тухманов, русский текст Л. Гинзбурга
Как прекрасен этот мир. Д. Тухманов, слова В. Харитонова
Я не люблю. Слова и музыка В. Высоцкого
Милая моя. Слова и музыка Ю. Визбора
Атланты. Слова и музыка А. ГородницкогоСнег. Слова и музыка А. ГородницкогоПока горит свеча. Слова и музыка А. Макаревича
Вечер бродит. Слова и музыка А. Якушевой
Сережка ольховая. Е. Крылатов, слова Е. Евтушенко
Бог осушит слезы. Спиричуэл
Музыкальный материал для пения:
Огромное небо. О. Фельцман, стихи Р. Рождественского
Будь со мною (Молитва). Е. Крылатов, слова Ю. ЭнтинаРоссия. Д. Тухманов, слова М. НожкинаГлобус. М. Светлов, слова М. Львовского
Песенка об открытой двери. Слова и музыка Б. Окуджавы
Диалог у новогодней елки. С. Никитин, слова Ю. ЛевитанскогоСтарый рояль. Из художественного фильма «Мы из джаза». М. Минков, слова Д. Иванова
Мама. Из вокально - инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной
Нам нужна одна победа. Из художественного фильма «Белорусский вокзал». Слова и музыка Б. Окуджавы
Авторская песня — прошлое и настоящее
Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки)
Музыкальный материал для слушания:
Прелюдия № 24; Баллада № 1 для фортепиано. Ф. Шопен
Баллада о гитаре и трубе. Я. Френкель, слова Ю. ЛевитанскогоНоктюрны для фортепиано. П. Чайковский
Ноктюрны для фортепиано. Ф. Шопен
Ноктюрн (3-я часть). Из Квартета № 2. А. Бородин
Вопрос, оставшийся без ответа («Космический пейзаж»). Пьеса для камерного оркестра.Ч. АйвзМозаика. Пьеса для синтезатора. Э. Артемьев
Прелюдии для фортепиано. М. Чюрленис
Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель» (фрагменты). Г. Свиридов
Побудь со мной. Н. Зубов, слова NN
Вот мчится тройка удалая. Русская народная песня, слова Ф. Глинки
Времена года. Цикл концертов для оркестра и скрипки соло (фрагменты). А. Вивальди
Итальянский концерт (фрагменты) для клавира. И.-С. Бах
Симфония № 4 (2-я часть). П. Чайковский
Симфония № 2 («Богатырская») (1-я часть). А. Бородин
Симфония № 3 («Героическая») (4-я часть). Л. Бетховен
Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка
Ave, verum. В.-А. Моцарт
Моцартиана. Оркестровая сюита № 4 (3-я часть). П. Чайковский
Эгмонт. Увертюра. Л. Бетховен
Скорбь и радость. Канон. Л. Бетховен
Ромео и Джульетта. Увертюра-фантазия (фрагменты). П. Чайковский
Ромео и Джульетта. Балет (фрагменты). С. Прокофьев
Ромео и Джульетта. Музыкальные зарисовки (сюита) для большого симфонического оркестра
Вестсайдская история. Мюзикл (фрагменты). Л. БернстайнОрфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк
Орфей и Эвридика. Рок-опера. А. Журбин, слова Ю. ДимитринаСлова любви. Из художественного фильма «Ромео и Джульетта». Н. Рота, русский текст Л. Дербенева, обработка Г. ПодэльскогоУвертюра (фрагменты); Песенка о веселом ветре. Из художественного фильма «Дети капитана Гранта». И. Дунаевский
Мгновения. Из телевизионного фильма «Семнадцать мгновений весны». М. Таривердиев, слова Р.РождественскогоГород Нью - Йорк. Блюз
Любимый мой. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст Т. Сикорской
Любовь вошла. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, перевод С. Болотина и Т. Сикорской
Караван. Д. Эллингтон (сравнительные интерпретации)
Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин
Музыкальный материал для пения:
Родного неба милый свет. Е. Голубева, слова В. Жуковского
Моя звезда. А. Суханов, слова И. Анненского
Мир сверху. Слова и музыка А. Дольского
Осенний бал. Слова и музыка Л. Марченко
Как здорово. Слова и музыка О. Митяева
Острый ритм; Хлопай в такт. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова
Звуки музыки; Эдельвейс. Из художественного фильма-мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерсона, русский текст М. Подберезского
Для реализации программного содержания используется учебно – методический материал:
Сергеева, Г. П. Музыка. 6класс. Творческая тетрадь [Текст]: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2010
Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 6 класс [Ноты]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / сост. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2010
Музыка. Фонохрестоматия. 6класс [Электронный ресурс] / сост. Г. П. Сергеева. Е. Д. Критская. - М. : Просвещение,
2010. - 1 электрон.-опт. диск (CD-ROM)
Сергеева, Г. П. Уроки музыки. 5-6 классы [Текст]: пособие для учителя / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2010
Игры и игрушки: театральные куклы (для театрализованных форм работы на уроках музыки и во внеклассной деятельности)
Песенный материал в виде инструментального сопровождения, специально аранжированного для учащихся основной школы
Научно – методическая литература
Технические средства обучения:
Компьютер, мультимидийный проектор, экран, аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке, DVD- диски по слушанию музыки
Методические пособия для учителя:
Смолина, Е. А. Современный урок музыки [Текст]: творческие приёмы и задания / Е. А. Смолина. - Ярославль: Академия развития, 2007
Музыка в 4-7 классах [Текст]: метод, пособие / под ред. Э. Б. Абдуллина. - М.: Просвещение, 1988
Методические рекомендации к проведению уроков
Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе [Текст] / Л. Г. Дмитриева, 11. М. Черноиваненко. - М.: Академия, 2000
Теория и методика музыкального образования детей [Текст] / под ред. Л. В. Школяр. - М. : Флинта, Наука, 1998
Безбородова, Л. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях [Текст] / Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. М.: Академия, 2002
Халазбурь, П. Теория и методика музыкального воспитания [Текст] / П. Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы [Текст]: метод, пособие с электронным приложением /Л. В. Золина. - М.: Глобус, 2008
Планируемые результаты
Выпускник 6 класса научится:
•понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла
•анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад
•определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических)
•выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки
•раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей
•определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии
•высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения
•понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства
•творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности
•осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированиемВыпускник 6 класса получит возможность научиться:
•заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.
•воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности
•проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и т.д.
•понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклор разных стран мира
•понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема
•понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта
•определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья
•распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки
Интернет – ресурсы
1.http://www.uchportal.ru/
2.http://nsportal.ru/
3.http://meta-music.ru/
4.http://iso-muzika.ucoz.ru/
5.http://musicteach.ucoz.ru/
6. http://www.schoolcollection.edu.ru//
7.//www.proshkolu.ru//
Тематическое планирование по музыке 6 класс
Тема 1 полугодия: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»
№ Тема урокаКол-во часовДатаСодержаниеХарактеристика основных видов учебной деятельности обучающихсяПланируемые результаты Л: личностные, Р: регулятивные, К: коммуникативные. Домашнее задание
1.Удивительный мир музыкальных образов1ч
Что роднит музыкальную и разговорную речь? (Интонация). Мелодия – душа музыки.Музыкальный образ – это живое обобщённое представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях. Классификация музыкальных жанров: вокальная и инструментальная музыка. Работа с учебником. Выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий. Объяснение значения термина. Л: речевая декламация, Р: самостоятельное отличие интонации романса и речи, К: знание особенностей мелодической линии. Учебник стр. 6, 7
2. Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песня – романс. Мир чарующих звуков. 1ч. Расширение представлений о жанре романса. Взаимосвязь разговорных и музыкальных интонаций в романсах. «Красный сарафан» - А.Варламов, «Жаворонок» - М.Глинка. Работа с учебником. Выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий. Объяснение значения термина. Слушание романсов. Пластическое интонирование. Л: знание известных русских романсов, Р: самостоятельное определение – почему романс живет в памяти народа, К: нахождение поэтического и музыкального выражения главной мысли романса. Учебник стр. 8-13
3. Два музыкальных посвящения1ч. Знакомство с шедеврами вокальной музыки – романсом М. Глинки «Я помню чудное мгновенье», инструментальной музыкой – «Вальс-фантазия» М. Глинки. Работа с учебником. Выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий. Объяснение значения термина. Слушание романсов. Пластическое интонирование. Л: испытание глубокого и возвышенного чувства в общении с природой, Р: самостоятельное отличие характера музыкального произведения, К: знание поэтических эпизодов, раскрывающих смысл романса. Учебник стр. 14-19
4. Портрет в музыке и живописи1ч. Романс «Я помню чудное мгновенье» и «Вальс-фантазия» М. Глинки. Влияние формы и приёмов развития на отражение содержания этих сочинений. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Работа с учебником Слушание романса и вальса. Пластическое интонирование. Высказывание о музыке. Л: испытание глубокого и возвышенного чувства в общении с природой, Р: самостоятельное отличие характера музыкального произведения, К: знание поэтических эпизодов, раскрывающих смысл романса. Учебник стр.20-23
5. «Уноси мое сердце в звенящую даль…»1ч. Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы – С.В.Рахманинов. Лирические образы романсов С. Рахманинова, мелодические особенности музыкального языка, выразительность и изобразительность в музыке. С. Рахманинов - «Сирень», «Островок». Работа с учебником. Слушание романсов. Пластическое интонирование. Высказывание о музыке. Л: умение глубоко вникать в музыкальный образ, Р: самостоятельное определение особенностей главного лирического образа романса, К: знание приемов развития музыки в романсе . Учебник стр.24, 25
6. Музыкальный образ и мастерство исполнителя1ч. Жизнь и творчество Ф.И.Шаляпина. Мастерство исполнителя и мир музыкальных образов. Сопоставление образов музыки и изобразительного искусства. М.И.Глинка «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и людмила», ария Сусанина. Работа с учебником. Слушание фрагментов. Совместное размышление о музыке. Формулировка вопросов и ответов. Л: чувство гордости за великого русского певца Ф.Шаляпина, Р: самостоятельное выявление связи музыки, театра ИЗО (на творчестве Ф.Шаляпина), К: умение слушать. Учебник стр.26-29
7. Обряды и обычаи в фольклоре т в творчестве композиторов1ч. Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки. Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов. Работа с учебником. Слушание музыки. Хоровое, ансамблевое пение. Совместное размышление о музыке. Л: любовь к русским народным обрядам, Р: самостоятельное определение диалога в русских народных песнях, К: разучивание песни М.Матвеева «Матушка, что во поле пыльно». Учебник стр.30-37
8. Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения 1ч. Знакомство с вокальным стилем бельканто. Освоение вокального и инструментального жанров – баркаролы (песни на воде). Музыкальные образы песен Ф.Шуберта, М.И. Глинки. М.И.Глинка - «Венецианская ночь», Ф.Шуберт - «Форель», «Серенада» (№ 4 из вокального цикла «Лебединая песня»). Работа с учебником. Выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий. Объяснение значения термина. Слушание песен, романса. Пластическое интонирование. Хоровое, ансамблевое пение. Л: расширение музыкального кругозора, Р: самостоятельное сравнение мелодической линии в музыкальном произведении, К: пение романса М. Глинки «Венецианская ночь».Учебник стр.38-47
9. Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси 1ч. Особенности развития народной музыки Древней Руси. Связи русского музыкального фольклора с жизнью человека. Роль музыки в народных праздниках. Жанры и формы народной музыки. «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова, «Во кузнице», «Как под яблонькой», «Былинные наигрыши». Работа с учебником. Выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий. Музыкально – ритмические движения. Слушание фрагментов. Совместное обсуждение музыки.Л: уважение традиций русской духовной музыки, Р: самостоятельное определение мелодики духовных песнопений, К: описание образов гусляров в преданиях, легендах, былинах. Учебник стр.48-57
10. «Фрески Софии Киевской»1ч. Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт. Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры – Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала. Знакомство с жизнью и творчеством М.С.Березовского. Фрагменты из концертной симфонии В.Кикты «Фрески Софии Киевской». Работа с учебником. Выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий. Объяснение значения термина. Слушание фрагментов духовной музыки. Совместное рассуждение о музыке. Л: уважение и любовь к истории Родины, Р: самостоятельное определение средств выразительности, влияющих на характер музыки (темп, ритм, регистр…), К: знание приемов, раскрывающих музыкальные образы. Учебник стр.58-61
11. «Перезвоны». Молитва 1ч. Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Связь музыки В. Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов. В. Гаврилин. Фрагменты из симфонии-действа «Перезвоны». Работа с учебником. Слушание фрагментов духовной музыки. Совместное рассуждение о музыке. Л: отношение к значению колокола в церковных обрядах, Р: самостоятельное определение главных интонаций в музыкальном произведении, К: выполнение творческого задания. Учебник стр.62-65
12. Образы духовной музыки Западной Европы. «Небесное и земное» в музыке Баха1ч. Творчество И.С.Баха. Любимый инструмент композитора – орган. Стиль барокко. Работа с учебником. Слушание Токкаты и фуги ре минор. Совместное рассуждение о музыке. Нахождение ответов на поставленные вопросы. Л: знание и любовь к шедеврам духовной полифонической музыки, Р: самостоятельное определение импровизационного характера в музыке на принципе контраста, К: определение близости хоралов к народной песне. Учебник стр.66, 67
13. Полифония. Фуга. Хорал 1ч. Определения музыкальных терминов. Работа с учебником. Выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий. Объяснение значения термина. Слушание фрагментов: фуга №2 из «ХТК», фуга ре минор, хоралы. Л: знание и любовь к шедеврам духовной полифонической музыки, Р: самостоятельное определение импровизационного характера в музыке на принципе контраста, К: определение близости хоралов к народной песне. Учебник стр.68-71
14. Образы скорби и печали 1ч. Углубление понимания особенностей языка западноевропейской музыки на примере вокально-инструментальных жанров – кантаты, реквиема. Образы скорби и печали в религиозной музыке. Работа с учебником. Слушание фрагментов духовной музыки: кантата «Стабат Матер» Дж.Перголези и «Реквием» В.Моцарта. Совместное рассуждение о музыке. Л: уважение традиций Западно – Европейской духовной музыки, Р: самостоятельное определение полифонического склада музыки, К: знание приемов, раскрывающих музыкальные образы.Учебник стр.72-75
15. Фортуна правит миром 1ч. Знакомство со сценической кантатой К .Орфа «Кармина Бурана». Работа с учебником. Слушание фрагментов кантаты. Совместное рассуждение о музыке. Л: уважение традиций Западно – Европейской духовной музыки, Р: самостоятельное определение полифонического склада музыки, К: знание приемов, раскрывающих музыкальные образы. Учебник стр.76-79
16. Авторская песня: прошлое и настоящее. Песни вагантов1ч. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства, бардовская песня. История развития авторской песни от Средневековья и до нашего времени. Жанры, особенности и исполнители авторской песни.Работа с учебником. Слушание авторской музыки. Хоровое, ансамблевое пение. Совместное размышление о музыке. Индивидуальная проектная деятельность. Л: формирование художественного вкуса, Р: самостоятельное объяснение понятий – бард, ваганты, К: выполнение творческого задания, пение бардовских песен. Учебник стр.80-87
17. Джаз - искусство ХХ века 1ч. История развития джазовой музыки, её истоки (спиричуэл, блюз). Джазовые импровизации и обработки. Взаимодействие легкой и серьезной музыки (рок-музыка и симфоджаз). Работа с учебником. Хоровое, ансамблевое пение. Совместное размышление о музыке. Пластическое интонирование. Л: знание и любовь к джазовой музыке, Р: самостоятельное определение особенностей джазовых ритмов, К: пение джазовых песен. Учебник стр.88-93
Тема 2 полугодия: «Мир образов камерной и симфонической музыки»
18. Вечные темы искусства и жизни 1ч. Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд. Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Программная и не программная музыка. Работа с учебником. Выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий. Объяснение значения термина. Л: расширение музыкального кругозора, Р: самостоятельное знание основных жанров музыки (песня, романс, кантата, опера, балет), К: умение вступать в диалог. Учебник стр. 96, 97
19. Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена 1ч. Творческий облик Ф. Шопена, широта его взглядов на мир. Истоки творчества композитора. Контраст музыкальных образов, воплощенных в различных жанрах фортепианной миниатюры (прелюдиях, вальсах, мазурках, полонезах, этюдах). Работа с учебником. Выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий. Объяснение значения термина. Слушание музыки. Совместное высказывания о ней. Индивидуальная проектная деятельность. Л: расширение музыкального кругозора, Р: самостоятельное определение музыкальных произведений Шопена, К: выполнение творческого задания. Учебник стр.98-101
20. Инструментальная баллада. Ночной пейзаж 1ч. Инструментальная баллада – жанр романтического искусства. Жанр камерной музыки – ноктюрн. Образы «ночной музыки». Музыка- выражение личных чувств композитора. Картинная галерея. Работа с учебником. Выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий. Объяснение значения термина. Слушание: Ф.Шопен – «Баллада», «Ноктюрн» фа минор, П.И.Чайковский - «Ноктюрн» до-диез минор, А.П.Бородин - «Ноктюрн» из квартета №2. Совместное высказывания о произведениях. Индивидуальная проектная деятельность. Л: уважительное отношение к музыкальным шедеврам, Р: самостоятельное определение особенностей камерной музыки, К: выполнение творческого задания. Учебник стр.102-107
21. Инструментальный концерт. «Итальянский концерт» 1ч. Зарождение и развитие жанра камерной музыки – инструментального концерта. Различные виды концерта, программная музыка. Особенности стиля барокко.Работа с учебником. Выделение и осмысление термина. Объяснение значения термина. Слушание: А. Вивальди «Весна» (из цикла «Времена года»), И.Бах «Итальянский концерт». Совместное высказывание о музыке. Л: уважительное отношение к старинной музыке, Р: самостоятельное определение частей Инструментального концерта Вивальди (быстро-медленно-быстро), К: определение формы построения 1 части концерта «Весна» - рондо, вариация.Учебник стр.108-113
22. Космический пейзаж. «Быть может, вся природа – мозаика цветов?». Картинная галерея 1ч. Стилевое многообразие музыки ХХ столетия. Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. Выразительные возможности электромузыкального инструмента. Выразительность и изобразительность в музыке. Работа с учебником. Слушание музыки: Ч. Айвз - «Космический пейзаж», Э. Артемьев - «Мозаика». Совместное высказывание о музыке. Л: интерес к современной электронной музыке, Р: самостоятельное составление музыкального и художественного образа, К: нахождение сходства и различия в композициях (Космос и Вселенная). Учебник стр.114-119
23, 24.Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина 2ч. Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке. Фрагменты музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель»: «Тройка», «Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание». Работа с учебником. Слушание музыкальных иллюстраций: «Тройка», «Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание». Совместное высказывание о музыке. Формулировка вопросов и ответов. Л: вдумчивое отношение к музыкальным образам Г. Свиридова, Р: самостоятельное отличие музыки Г. Свиридова, К: умение вступать в диалог. Учебник стр. 120-131
25. Симфоническое развитие музыкальных образов1ч. Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренних противоречивых состояний. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Работа с учебником. Выделение и осмысление термина. Объяснение значения термина. Индивидуальная проектная деятельность. Л: речевая декламация, Р: самостоятельное отличие принципов сходства и различия, контраста в поэзии, живописи, архитектуре, дизайне, К: выполнение творческого задания. Учебник стр. 132, 133
26. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен 1ч. Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В. Моцарта и П.И.Чайковского . Интерпретация и обработка классической музыки. Работа с учебником. Слушание музыки: В. А. Моцарт - «Симфония № 40», П И.Чайковский - «Моцартиана» (оркестровая сюита №4). Совместное высказывание о музыке. Индивидуальная проектная деятельность. Л: уважительное отношение к современным интерпретациям, Р: самостоятельное определение главной темы в симфонии№40, «Моцартиане», К: выполнение творческого задания. Учебник стр. 134-137
27, 28. Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт»2ч. Знакомство с жанром программной увертюры на примере увертюры Л.Бетховена «Эгмонт». Сонатная форма. Мир героических образов увертюры «Эгмонт». Работа с учебником. Выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий. Объяснение значения термина. Слушание увертюры. Совместное высказывание о музыке. Формулировка вопросов и ответов. Л: развитие патриотического отношения к Родине, Р: самостоятельное определение главной темы увертюры, К: умение слушать выразительные средства для сопоставления конфликтных состояний. Учебник стр. 138-141
29, 30. Увертюра – фантазия «Ромео и Джульетта»2ч. Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды. Работа с учебником. Слушание музыки: П.И. Чайковский- увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», Н.Рота, слова Л.Дербенева - «Слова любви» из к/ф «Ромео и Джульетта». Совместное высказывание о музыке. Формулировка вопросов и ответов. Л: уважительное отношение к классическим шедеврам музыки и литературы, Р: самостоятельное определение выразительных средств в музыкальных образах, К: выполнение творческого задания. Учебник стр. 142-149, почитать повесть-трагедию У. Шекспира «Ромео и Джульетта»
31. Мир музыкального театра. Балет «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева 1ч. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов. Работа с учебником. Слушание фрагментов из балета: «Улица просыпается», «Танец рыцарей». Совместное высказывание о музыке. Пластическое интонирование. Индивидуальная проектная деятельность. Л: интерес к балету, знание ведущих мастеров русского балета, Р: самостоятельное определение метода раскрытия сюжета, К: выполнение творческого задания. Учебник стр. 150-154
32. Мюзикл «Вестсайдская история» 1ч. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: мюзикл, рок-опера.Работа с учебником. Слушание фрагментов: сцена драки, песня Тони «Мария!», дуэт Марии и Тони, песня и танец девушек «Америка». Совместное высказывание о музыке. Пластическое интонирование.Л: любовь к современному искусству, Р: самостоятельное нахождение видов мелодий (речитативной, песенной), К: умение вступать в диалог (что дает слияние жанров искусства в современной жизни). Учебник стр. 154, 155
33. Опера «Орфей и Эвридика». Рок – опера «Орфей и Эвридика» 1ч. Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Работа с учебником. Слушание фрагментов из оперы К. Глюка «Орфей и Эвридика»: хор пастухов и пастушек», ария Орфея «Потерял я Эвридику» и рок-оперы А. Журбина «Орфей и Эвридика»: дуэт Орфея и Эвридики, песня Орфея, сцена состязания, явление Фортуны. Совместное высказывание о музыке.Пластическое интонирование. Л: уважительное отношение к оперному искусству, Р: самостоятельное определение средств выразительности у главных героев, роли хора в рок-опере (участник действия), К: умение вступать в диалог (сравнение образов в рок-опере А.Журбина и в опере К.Глюка. Учебник стр. 156-159
34, 35. Образы киномузыки 2ч. «Ромео и Джульетта» в кино ХХ века. Музыка в отечественном кино. Роль музыки в кино. Работа с учебником. Слушание фрагментов: Н.Рота - тема любви из к/ф «Ромео и Джульетта», К.Армстронг - музыка из к/ф «Ромео и Джульетта»: песня Джульетты, хор, дуэт Ромео и Джульетты, сцена на балконе. Совместное высказывание о музыке. Хоровое, ансамблевое пение. Музыкально – ритмические движения. Пластическое интонирование.Л: интерес к шедеврам русского и зарубежного кино, Р: самостоятельное определение интонаций тембров, вздохов, окраски голосов, самостоятельное суждение о музыкальных фильмах, К: умение слушать героев по повторяющейся музыкальной теме. Учебник стр. 160-163