ЭССЕ по обобщению опыта работы над темой «Оптимизация педагогического процесса через внедрение проектно-исследовательских технологий, обеспечивающих формирование базовых компетентностей гимназистов» на тему «Проектно-исследовательские технологии как


МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия №1»
Крылова Эльвира Владимировна, учитель русского языка и литературы, ВКК
ЭССЕ
по обобщению опыта работы над темой
«Оптимизация педагогического процесса
через внедрение проектно-исследовательских технологий,
обеспечивающих формирование базовых компетентностей гимназистов»
на тему
«Проектно-исследовательские технологии
как система интегрированных процедур в современном образовательном процессе»
2014-2015 уч.г
Немногие умы гибнут от износа,
по большей   части   они   ржавеют   от неупотребления.
Кристиан Боуви
Ни для кого не секрет, что, к сожалению, знания современных обучающихся зачастую представляют собой так называемое «лоскутное одеяло», когда русский язык усваивается сам по себе, литература - сама по себе и так далее.
В последнее десятилетие в теории и практике развития образования встал вопрос об интегрированном подходе к преподаванию различных предметов в школе.
Современная педагогическая наука утверждает, что для продуктивного усвоения учеником знаний и для интеллектуального развития средствами разных предметов школьного курса чрезвычайно важно установление широких связей как между разными разделами изучаемых курсов, так и между разными предметами в целом (внутрипредметная и межпредметная интеграция).
Большое значение интеграции для развития интеллектуальных способностей обучающихся объясняется тем, что в современной науке все более усиливается тенденция к синтезу знаний, к осознанию и раскрытию общности объектов познания. При этом ученые утверждают, что данная тенденция должна постоянно усиливаться в будущем.
Интеграция вопросов из различных учебных дисциплин и объединение в одном задании знаний из разных областей является реализацией межпредметных связей в обучении. Именно они наиболее эффективно решают задачу уточнения и обогащения конкретных представлений обучающихся об окружающей действительности, о человеке, о природе и обществе и на их основе - задачу формирования понятий, общих для разных учебных предметов, которые являются объектом изучения разных наук. Усваивая их на одном уроке, ученик углубляет свои знания о признаках опорных понятий, обобщает их, устанавливает причинно-следственные связи.
Проектно-исследовательская технология как система интегрированных процедур в образовательном процессе включает многие известные методы и способы активного обучения, как то: метод проектов, метод погружения, методы сбора и обработки данных, исследовательский и проблемный методы, анализ справочных и литературных источников, поисковый эксперимент, опытная работа, обобщение результатов, деловые и ролевые игры и др. Ее изначальной формой является метод проектов, который успешно используется учителями-предметниками в современном процессе обучения.
Предметы «Русский язык» и «Литература» считаю благодатной и благодарной почвой для применения проектно-исследовательской технологии.
Цель проектного обучения — создать условия, при которых обучающиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
1) в центре внимания — учащийся, содействие развитию его творческих способностей (часть проектов, выполненных моими учениками, «родилась» в процессе работы на уроке по волеизъявлению самих обучающихся. Например, проект «Лингвистические миниатюры», работа над которым ведётся уже 5 лет);
2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении (действительно, сложно представить качественный творческий или исследовательский продукт, выполненный ребёнком под давлением «НАДО». Именно в атмосфере абсолютной творческой свободы и личностных потребностей выполнены учениками 5-11-ых классов такие проекты, как «Проба пера», «Ералаш», «Из уст в уста», «Каламбур как приём художественной выразительности языка», «И плывёт над Борисоглебской землёю гуслярный перезвон», «Учусь и Творю. Творю и Учусь» и др.);
3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития (в последние годы проблема индивидуального образовательного маршрута особенно остро стоит в российских школах – гимназия не исключение! Проектная технология предусматривает не только активное, но и пассивное участие ребёнка в создании продукта (созерцатель, помощник, ведомый). При этом в момент защиты проекта КАЖДЫЙ участник занимает нишу «ПО СИЛАМ», и в результате все довольны!);
4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося;
5) глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Немецкие педагоги И. Шнайдер и И. Бём [1999] предложили свою типологию, и мне она симпатизирует. Они рассматривают проект как способ организации учебной, профессионально- ориентационной работы учащихся в определённых временных рамках (учебные триместры, учебный год):
1)внутришкольный проект — предполагает выполнение учебных заданий по индивидуальному образовательному маршруту с практической ориентацией и рассчитан на учащихся, которые хотят ускорить окончание школы, выбирая учебные программы в соответствии со своими интересами (не совсем согласна со второй частью формулировки, но абсолютно уверена: именно с защиты внутришкольных проектов ребёнок начинает накапливать тот самый опыт применения интегрированных знаний, о котором «трубят» ФГОСы. В гимназии созданы все условия для успешной защиты внутришкольных проектов. Это прежде всего ежегодная «Неделя науки», в течение которой гимназисты принимают участие не только выступают с проектами различной направленности (творческие, практикоориентированные и др.) перед одноклассниками, ребятами младшего школьного возраста, но и принимают активное участие в итоговой научно-практической конференции. Каждый участник получает сертификат и, если заслужил, диплом призёра или победителя, что создаёт ситуацию успеха и мотивирует школьника на дальнейшие поиски в области предмета и метапредмета. Ежегодно мои воспитанники становились призёрами «Недели науки». Исследовательские работы ребят касались таких тем, как «Экология языка», «Язык профессий» и др. Следует отметить, что ежегодно лучшие работы гимназистов публикуются в гимназическом сборнике «От интереса к успеху».)
2) проект, выходящий за рамки школы, — для обучающихся, которые хотят получить предпрофессиональную подготовку (к сожалению, данное направление в моей педагогической практике оказалось «слабым звеном». Тем не менее, мастер-классы для коллег города и региона по обмену профессиональным опытом я чаще выстраиваю, опираясь на результаты проектной деятельности своих учеников либо проектно-исследовательскую технологию беру в качестве основной на так называемых «открытых уроках»);
3) внешкольный проект — для выпускников школ, безработных или «трудных подростков», которые хотят принять участие в профессиональном образовании и могут быть приняты в проект через службы по трудоустройству и другие организации (данное направление до сегодняшнего дня не востребовано).
Немецкие исследователи также выделяют следующие умения, формируемые в процессе работы над проектом:
1.Умения, связанные с развитием интереса.
2.Умение находить практические, интересные виды деятельности.
3.Умение выбрать практический вид деятельности для себя.
4.Умение исследовать условия практической деятельности.
5.Умение подготовиться к деятельности на практике.
6.Умение осуществить деятельность на практике.
7.Умение оценить результаты практики.
8.Умение делать выводы из результатов практической деятельности.
9.Умение установить личностное отношение к практической деятельности.
10.Умение установить общественную ценность практической деятельности.
11.Умение установить культурную ценность профессии.
12.Умение установить профессиональную ценность практической деятельности.
Перечисленные выше умения действительно формируются у детей! Так, работа над проектом «Ералаш» (аналогия всеми любимого детского юмористического тележурнала) родилась в процессе изучения темы «Сочинения различных жанров» на уроке русского языка в 7 классе. Активисты предложили написать сценарий (позволю заметить, жанр, о котором обычно в школе на уроке ничего не рассказывается!) и по нему снять телесюжет. Тут же для многих учеников проблема «сочинить и написать» лопнула, как мыльный пузырь, потому что вместо обязательного выполнения письменного задания по развитию речи появилось ещё множество интересных вопросов, требующих немедленного разрешения: кто будет сочинять, кто будет инсценировать, кто будет выступать в роли сценариста, режиссёра, оператора, гримёра… Семиклассники самостоятельно разбились по группам, состав которых в течение работы над проектом незначительно изменился. В качестве единой темы проекта была выбрана школьная тематика. Ребятам потребовались знания из области филологии, информатики, киноискусства, театрального мастерства. Практический выход – демонстрация киносюжетов через сайт гимназии. Удивительно, но дети блестяще справилась и с вопросами организации работы над проектом, и с распределением ролей, и с творческой частью работы. А главное – дети почувствовали, что они «МОГУТ САМИ»! Учителю оставалось только наблюдать и, если попросят, консультировать…
Таким образом, обучающиеся, выполняя проект, приобретают не только необходимые знания, умения, навыки (в том числе и социальные), но и развиваются как личности, получая необходимый заряд для самоопределения в будущей взрослой жизни.
Цели проектов, система работы над проектом, форма защиты (или представления) проектов, подготовленных моими воспитанниками в течение 2008-2015 уч.г, различались. Но результат, как правило, был один: он выражался в повышении уровня развития познавательных способностей обучающегося и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности (данные мониторинга сформированности компетенций и компетентностей, проводимого дважды в год), в личностном росте ребёнка. А ещё в абсолютном чувстве профессиональной удовлетворённости!