Родительское собрание на темуТолерантность — норма человеческого поведения.


Родительское собрание

Толерантность, как норма человеческого поведения.
Р.Р.Хабибуллина,
учитель географии МОБУ СОШ№4 города Нефтекамск


«Во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди,
так поступайте и вы с ними»
Из Библии.

Задачи собрания:
1. Обратить внимание родителей к проблеме формирования толерантности – как норме человеческого сознания и поведения.
2. Содействовать воспитанию любви, уважения к людям различных национальностей, терпимости, взаимопонимания между людьми.
Форма проведения: обмен мнениями, беседа.
Подготовительная работа к собранию:
1. Тестирование детей по теме собрания.
2. Создание банка народных пословиц и загадок.
3. Выработка нормативов по толерантному воспитанию.

Тестирование учащихся.
Определение терпимости, уважения к чужому мнению.
1. Тебе предстоит участие в ролевой игре. Что тебя устраивает:
а) чтобы играли те, кто не знает еще правила игры;
б) чтобы участвовали только те, кто знает правила игры.
2. Ты спокойно встречаешь неудачи в жизни?
а) да; б) нет.
3. Болезненно ли ты воспринимаешь такую ситуацию: когда приходится отказаться от своего ответа или мнения, потому что такой же ответ предложил твой одноклассник?
а) да; б) нет.
4. Вызывают ли у тебя неприязнь одноклассники, которые нарушают правила общественного поведения:
а) меня это вообще не интересует, если они не переступают допустимых границ;
б) они мне не приятны.
5. Легко ли ты находишь контакт с одноклассниками, которые имеют иные чем у тебя верования, обычаи?
а) мне всегда это трудно сделать;
б) сравнительно легко.
6. Как ты реагируешь на шутку, объектом которой ты становишься?
а) не переношу шуток и шутников;
б) пытаюсь найти ответ в такой же шутливой форме.
7. Многие одноклассники пытаются делать «Не свое дело», стремятся казаться лучше. Ты согласен с таким мнением?
а) да; б) нет.
8. Ты привел в компанию знакомого, который становится объектом всеобщего внимания. Твоя реакция.
а) мне неприятно, что внимание уделено только ему;
б) рад за знакомого.

Ход собрания
I. Вступительное слово классного руководителя.
Уважаемые мамы и папы! В современном обществе обострился ряд противоречий, связанных с признанием ценностей «Другого», отличного от своего, ценностей разности. Есть проблема во взаимоотношениях и школьников среднего звена. И поэтому, сегодня мы решили побеседовать по этим актуальным вопросам.
Термин «толерантность» определяется от латинского tolirantia – терпение (снисходительность к чему – либо). В психологии под толерантностью понимают отсутствие или ослабление реагирования на какой – либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию, повышение порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию.
С точки зрения философии толерантность – это мировоззренческая жизненная позиция «за» или «против» принципов, норм, убеждений, вырабатываемая как результат этического, духовного опыта личности.
В этике понятие «толерантность» отождествляют с понятием «терпимость» - моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. Выражается как стремление достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов без применения давления, преимущественно методом разъяснения и убеждения. Является формой уважения к другому человеку, признания за ним права на собственные убеждения, на то, чтобы быть иным, чем я.
Для более точного определения этого понятия необходимо «развести» такие категории, как терпение, терпимость. Обратите внимание на народные пословицы и поговорки.
Терпеливый дело до конца доводит (татарская).
Поспешивший дорогу не отыщет(башкирская).
Терпение ко всему ключ (арабская).
На дне терпения оседает золото(татарская).
Терпение и труд всё перетрут(русская).
А вот народные мудрости:
Спросили однажды: « Какой муж из мужественных мужей достойней других?» Ответ был таков « Тот, кто владеет собой и во гневе, кто не совершает поступков, в которых кается потом, когда гнев проходит!»
Спросили легендарного мудреца «Что из горького в конце концов становится сладким?» - «Терпение», - ответил он.
«Если терпение выражает чаще всего чувство или действие со стороны испытывающего боль, насилие или другие формы негативного воздействия, то терпимость заключает в себе уважение или признание равенства других и отказ от доминирования или насилия. Терпимость – это свойство открытости и свободного мышления. Это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью – то пользу» (К.Д.Дмитриев).
Критерием толерантных мировоззренческих различий служит ориентация на моральные принципы и нормы человеческого существования, обеспечивающие мирные взаимоотношения этнических общностей. Диалог культур предполагает прежде всего культуру диалога. Необходимо, чтобы срабатывало «золотое» правило нравственности, в той или иной форме присутствующее в различных этнокультурах: относиться к другому так же, как к себе.
Беря за основу основные виды жизнедеятельности человека, можно выделить толерантность между:
различными социальными слоями (бедные и богатые),
между родителями и детьми,
между вероисповеданиями,
этносами, жителями стран с различным государственным строем и т. п.
Рассматривая толерантность как основу, базовое положение мультикультурного образования, необходимо охарактеризовать толерантность между различными этносами.
Толерантность в сфере межнационального общения – это признание ценности «другого», отличного от своего, ценности разности, право на плюрализм взглядов. Условием утверждения этого принципа в реальной жизни становится межкультурное и межэтническое взаимодействие.
При встрече представителем другой культуры у человека появляется, как правило, несколько типов реакций:
неприятие;
защита идеи собственного культурного превосходства;
признание инокультурных ценностей, норм и форм поведения;
адаптация к новой культуре.
Первая реакция сугубо негативная, но возможна интеграция человека в иную культуру. Отсюда задача – помочь принять непривычное, снять возможные отрицательные эмоции, смягчить процесс адаптации к новым ценностям. Лишь в этом случае незнакомая культура будет принята и усвоена. Такое усвоение может происходить через личностный опыт, приобщение к нравственным ценностям, особенностям этнического мировоззрения, мировому искусству и литературе.
Возникают два вопроса: с какого возраста и с чего начинать формирование этнотолерантности? Мы считаем, что формирование этнотолерантности – длительный и сложный процесс, начинающийся с появления детей на свет, далее в период становления личности и в какой-то мере протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающими среди них являются семья и образование. И если члены семьи не принимают толерантность как собственную внутреннюю установку, то и ребенок, попадая в государственные образовательные учреждения, естественно, не будет готов принимать других такими, какие они есть.
Решение первого вопроса предполагает ответ на второй. Формирование этнотолерантности следует начинать с раскрытия понятия «быть отличным от». Необходимо так строить воспитательный процесс, чтобы при реализации самостоятельной или групповой деятельности дети увидели все разнообразие существующего мира, стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других. Очень удобно, эффективно показывать с помощью этнопедагогических средств – через природу, игру, традиции, быт, искусство, фольклор.
Северо-западный регион Башкортостана, где мы с вами живем отличается многонациональностью. Здесь одной дружной семьей живут башкиры и татары, русские, марийцы, удмурты, украинцы, узбеки, армяне, азербайджанцы и другие представители народностей. Уважение к живущим рядом, понимание их души, жизни, быта – надежный путь к национальному согласию, которое надо воспитывать смолоду.
Этот вопрос интересно проследить на примере пословиц и поговорок:
- В чужой монастырь со своим уставом не ходят (русская).
- Отправляясь в чужую страну, узнай, что там запрещено (японская).
- Когда находишься в Риме, поступай как римлянин (английская).
- В стране, который бываешь, соблюдай обычай, который встречаешь (итальянская).
- В чей, обоз сел, те песни и пой (абхазская).
- В какой народ придешь, такую шапку и наденешь (русская).
Несмотря на краткость поговорок и пословиц, в них четко прослеживаются довольно полные рекомендации к поведению в кругу «чужих». Причем эти рекомендации призывают к осторожности, деликатности, такту и даже в какой-то степени к подавлению своего «я»: Не стучись в чужие ворота, и в твои стучаться не будут (татарская).

- Как Вы думаете, какими еще средствами, кроме выше сказанного, можно развивать чувство толерантности и терпимости у детей?
Суждения родителей
- Давайте подведем итоги нашей беседы:
- На бытовом уровне мы постоянно впитываем, осваиваем традиции и обычаи своих соседей, в школе изучаем историю других народов, постигаем общность нашего социально – исторического развития. И дети, и взрослые накапливают опыт межнационального общения в совместной деятельности, в повседневных контактах.
Именно это помогает продлевать национальное самовозвеличивание, чувство национальной исключительности. Задача родителей и педагогов – помочь учащимся обрести уважение к чести и достоинству каждого народа.
Достоинства людей – их личные, а не национальные черты, недостатки человека относятся к данному человеку, а не к народу. Кичиться своей принадлежностью к той или иной национальности – признак невоспитанности.
Благородный человек встанет на защиту обиженного, если даже придется идти против своих сородичей, соотечественников. Надо искать не пороки, а ценности человека или народа и на них опираться в общении и деятельности.

II. Анализ тестирования учащихся.
Дискуссия по результатам ответов на вопросы анкет.
Итоги тестирования лучше провести с родителями, чтобы родители тоже внесли свой вклад в воспитании терпимости и толерантности в своих детях.
По два балла ставятся за ответы: 1-б, 2-б, 3-б, 4-а, 5-б, 6-б, 7-а, 8-б.
От 0 до 4-х баллов. Вы обладаете высокой степенью упрямства и непреклонности. Часто Вы стараетесь навязать свое мнение другим. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что говорите и делаете.
От 5 до 12 баллов. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Но, безусловно, можете и вести диалог. Если считаете нужным, то меняете свои убеждения. Но порой Вы способны и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику, и в такой момент Вы можете выиграть спор с собеседником, у которого слабый характер. Вы не в полной мере умеете отстаивать свою точку зрения, выдвигая убедительные аргументы.
От 14 до 16 баллов. У Вас твердые убеждения, сочетающиеся с тонкостью, гибкостью Вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием относясь к её парадоксальности. Вы критичны к себе, не считаете свое мнение истиной в последней инстанции. Вы способны отказаться от своих ошибочных взглядов с уважением и тактом по отношению к своему собеседнику.

III. Рекомендации по формированию толерантного воспитания детей.
В дневник родителей.
Возможна ли реализация принципа толерантности на практике?
Да, это предполагает соблюдение некоторых несложных условий. Вот они:
1. Развивать в детях чувство гордости за ту этническую культуру, которую они унаследовали (традиции, сказания, язык, песни и т.д.).
2. Развивать идеи равенства всех этнических групп народов в России, не выделяя при этом ни одних из этносов.
3. Не стремиться подчинить себе другого, т.е. толерантность строится только на основе некоторого равенства позиции. Это понятие обязательно включает уважение достоинства каждого, право на наличие и сохранение индивидуальности.
4. Изучать другого. Незнание, как известно, нередко порождает непонимание. Знакомство с культурой, традициями, образом жизни представителей других национальностей позволит перевести присущую многим людям оценочную деятельность в познавательную.
5. Принимать другого таким, какой он есть. Это условие означает, что субъекты по взаимодействию должны стремиться не переделать друг друга, а воспринимать другого как нечто целое со всеми индивидуальными особенностями.
6. Акцентировать внимание на объединяющих факторах. Для достижения толерантного взаимодействия важно найти то, что объединяет партеров, а не разъединяет их. Поэтому необходимо сначала выделять общее и лишь потом фиксировать внимание на противоположном.
7. Чувство юмора. Способность посмеяться над собой – важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться над собой, меньше потребность чувствовать превосходство над другими.

IV. Итог собрания.
В конце собрания родители делятся впечатлениями от увиденного и услышанного в ходе собрания. Исходя из результатов обмена мнением взрослых и детей, родители определяют первостепенные меры по формированию толерантного сознания.
Дается домашнее задание родителям вместе с детьми собрать пословицы, афоризмы, поговорки о терпимости и терпений народов проживающих в городе Нефтекамск и северо-западе Республики Башкортостан.

V. Заключительно слово классного руководителя.
Работа по формированию толерантности в современном обществе должна быть связана не только с обучением детей конкретным навыкам толерантного поведения, но и с формированием у них определенных личностных качеств. Речь идет о чувстве собственного достоинства и умении уважать достоинство других.
Мы все разные, и представления о жизни у нас разные, и у каждого эти представления будут разными, но мнение каждого достойно уважения! Вот в этом мы должны быть равны.
Уже с детских лет в ребенке необходимо воспитать сознание того, что каждый человек многообразен в своих проявлениях и не похож на других; воспитывать позитивное отношение к самому себе и представителям других народов и культур.

Литература по подготовке к собранию.
1. Азнагулов Р.Г. «Родной Башкортостан. 5 класс». «Китап», Уфа, 2005 г.
2. Буракаев И.Д., Буракаева М.С. Юлмухаметов М.Б. «Уроки жизни», Уфа, 2008г.
3. Дереклеева Н.И. «Родительские собрания». «ВАКО», Москва, 2010 г.
4. Сборник «Уроки толерантности». Уфа, 2004 г.
5. Под редакцией Казыханова В.С. «Учение о нравственности». Набережные Челны, 2000 г.
6. «Устное народное творчество» том II, Башкирское книжное издательство, Уфа, 1986 г.










13PAGE 15


13PAGE 14115




15