Презентация по Основам товароведения на тему Формирование ассортимента товаров в розничной торговле


Формирование ассортимента товаров в розничной торговле Составитель: Смирнова Т.М.http://aida.ucoz.ru I.Задачи и методы изучения покупательского спросаВ основе формирования ассортимента товаров для предприятий розничной торговли лежит изучение различных видов покупательского спроса с целью его последующего анализа и использования полученных результатов.

При изучении спроса учитывают три его вида:Реализованный;Неудовлетворенный;Формирующийся.


Учёт реализованного спросаПроводят для фактического удовлетворения спроса населения на отдельные товары.Об объёме и структуре такого спроса судят по размеру продажи товаров. С этой целью используют материалы инвентаризаций, оперативные данные о поступлении товаров и т.д.


Учёт неудовлетворенного спросаПроводится на предприятиях розничной торговли различными способами. Например, В магазинах могут вестись специальные книги, куда заносятся заявки покупателей на товары, отсутствующие в продаже (при поступлении этих товаров покупателей извещают по телефону);В магазинах возможно проведение анкетных опросов покупателей;Беседы, проводимые продавцами в процессе обслуживания покупателей.



Учёт формирующегося спросаТакой вид спроса изучается при продаже товаров-новинок. Он позволяет выявить отношение к ним покупателей и более точно определить потребность в этих товарах. С этой целью в магазинах проводятся:Выставки-продажи;Дегустации и т.п.



Материалы, полученные в процессе изучения спроса, обобщаются. Затем по результатам их анализа принимаются меры, направленные на совершенствование работы по формированию ассортимента товаров на предприятиях розничной торговли.
II.Понятие о торговом ассортиментеАссортимент товаров - набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков (например, по общности производства или потребления, по назначению, материалу изготовления и др.).Различают два основных вида ассортимента товаров :Промышленный;Торговый.


Промышленный ассортимент – ассортимент товаров, вырабатываемый отдельной отраслью промышленности или отдельным промышленным предприятием. Например, сельскохозяйственным.
Торговый ассортимент – ассортимент товаров, представленный в торговой сети. Он, как правило, шире промышленного, поскольку формируется путём подбора товаров по группам, видам, сортам, моделям, фасонам, размерам и другим признакам.
В основе образования торгового ассортимента лежит товарная группа.Товарная группа – это совокупность товаров, имеющих аналогичное функциональное назначение и обладающих сходным составом потребительских свойств и показателей.Например: Молочные товары;Зерномучные товары;Рыбные товары и т.д.




Совокупность товаров определённой группы, объединенных общим названием, образует вид товаров.Например, (товарная группа – молочные товары):Творог;Молоко;Кефир;Йогурт и т.д.




Внутри каждого вида товаров по ряду частных признаком выделяют их разновидности.Например, (товарная группа – молочные товары, вид товара - творог):Творог 9%;Творог 18%;Творог обезжиренный;Творог с курагой (плодово-ягодный) и т.д.Ассортимент товаров, представленный их разновидностями, называется РАЗВЁРНУТЫМ.





В зависимости от количества признаков, по которым классифицируются товары, их ассортимент может быть:Простым - представлен такими видами, которые классифицируются не более чем по трём признакам (например, наименование, сорт, артикул).К ним относятся большинство продовольственных товаров.2) Сложным – представлен такими видами, которые классифицируются более чем по трём признакам (например, наименование, сорт, артикул, модель, цвет, отделка, размер, полнота и др.)Это почти все непродовольственные товары и часть продовольственных (консервы, колбасные и кондитерские изделия).


По частоте и характеру предъявляемого покупателями спроса товары подразделяют на несколько групп:Товары повседневного спроса приобретаются населением регулярно (ежедневно или через небольшие промежутки времени).Товары периодического спроса покупатели приобретают тоже регулярно, но через более длительные промежутки времени (например, несколько раз в год).К товарам редкого спроса относятся преимущественно те из них, сроки службы которых исчисляются годами (товары длительного пользования). Приобретаются они один раз в несколько лет.Реализация сезонных товаров производится в определенные периоды года.Спрос на сопутствующие товары возникает при покупке или использовании основных товаров.





III.Формирование ассортимента товаров в магазинеФормирование ассортимента – это сложный и непрерывный процесс, основная цель которого заключается в наиболее полном удовлетворении потребностей населения в товарах.Кроме того, правильно сформированный ассортимент позволяет обеспечить прибыльную работу торгового предприятия.

В основу построения ассортимента в розничной торговле должно быть положено рациональное соотношение групп товаров в зависимости от:Объёма товарооборота магазина;Размера торговой площади;Технической оснащенности;Условий товароснабжения.
При формировании ассортимента следует также учитывать:Численность обслуживаемого населения;Наличие между населенными пунктами транспортных связей;Место расположения магазина по отношению к другим торговым предприятиям (при этом обязательно принимается во внимание ассортимент предлагаемых ими товаров). На процесс формирования ассортимента товаров существенное влияние оказывают факторы, определяющие спрос населения:Социальные (социальный состав обслуживаемого населения, его образовательный и культурный уровень , характер трудовой деятельности).Экономические (развитие производства, уровень доходов и социального обеспечения населения, уровень розничных цен на товары).Демографические (численность и состав населения, количество и состав семей).Природно-климатические (географическое расположение населённого пункта, климат).Национально-бытовые (национальный состав населения, его традиции, нравы, обычаи). Заметное влияние на спрос оказывает МОДА и ДОСТИЖЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА, поэтому их тоже нельзя не учитывать, формирую ассортимент товаров. В магазинах процесс формирования ассортимента товаров начинается с определения ШИРОТЫ АССОРТИМЕНТА реализуемых в нём товаров, то есть количества товарных групп.Затем определяется ГЛУБИНА АССОРТИМЕНТА, то есть количество разновидностей товаров внутри каждой группы.
Как правило, в универсальных магазинах ассортимент товаров более широкий по сравнению с ассортиментом специализированных магазинов.Однако в специализированных магазинах представлено большое число разновидностей товаров, поэтому для них характерна большая глубина ассортимента.

В соответствии с действующими Правилами продажи отдельных видов товаров ассортимент предлагаемых к продаже товаров определяется самостоятельно предприятиями розничной торговли в зависимости от профиля и специализации их деятельности. Работниками магазинов разрабатываются ассортиментные перечни, включающие в себя виды и разновидности товаров, которые должны всегда быть в продаже.Наличие таких перечней способствует лучшему обслуживанию покупателей, так как позволяет постоянно иметь в продаже необходимые им товары за счет поддержания полноты и стабильности (устойчивости) ассортимента.
При этом под полнотой ассортимента понимается предоставление покупателю широкого выбора разновидностей товаров.А под стабильностью – обеспечение постоянного наличия в продаже определенных разновидностей товаров.