Урок русского языка на тему Сложноподчинённые предложения с придаточными причины


Класс – 9
Тема: «Сложноподчинённые предложения с придаточными причины».
Цель – углубить понятие о сложноподчинённом предложении.
Задачи:

конструирование СПП с придаточными причины, освоение средств связи придаточного предложения с главными, совершенствуя при этом пунктуационные навыки, формирование навыка использования СПП с придаточными причины в речи (письменной, устной);
развитие речи, логического мышления, памяти, внимания, обогащение словарного запаса;
воспитание бережного отношения к природе, уважительного отношения к людям труда, привитие интереса к истории родного края.
Форма – традиционная.
Тип – урок усвоения нового материала.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский.
Наглядность: таблицы, карточки с заданиями, цветные фотографии.
План урока.
Организационный момент.
Опрос домашнего задания.
1.Теоретический опрос (карта познания).
2.Проверка письменного задания (краткое сочинение).
Объяснение нового материала.
1.Вступительное слово учителя.
2. Работа по таблице.
Закрепление темы.
1.Выполнение упражнений по учебнику.
2. Работа по предложенному учителем тексту
3. Работа по карточкам в микрогруппах.
4.Экспресс – контрольная.
Обобщение (выводы) по теме.
Домашнее задание.
Комментирование оценок.
Организационный момент.
Опрос домашнего задания.
1. Проверить сочинение (мини) у 2-3 учеников. Собрать работы для проверки.
2. Ответ ученика по карте познания, составленный по теме «Предложение». Ученик самостоятельно обобщает весь пройденный материал.
Объяснение нового материала.
Эпиграф:У наших звёздных вёсен есть начало,
У наших звёздных вёсен нет конца…
Вступительное слово учителя делает вывод по выступлению ученика, объявляет тему урока. Ученики записывают число и тему. Учитель объявляет цели (задачи) урока:
1. Научить определять, строить данные предложения.
2. Научить внедрять их в речь (письменную и устную).
Работа по таблице «Сложноподчиненные предложения с придаточными причины»

1. Птицы громко запели, потому что запела весна. 2. Идти по тропке было трудно, оттого что трава размокла от росы. 3. Так как дороги размыло, нам пришлось остаться.
Учитель совместно с учениками определяет особенности построения данных предложений. Читается определение СПП (стр.93-94).
Учитель обращает внимание учеников на то, что помимо подчинительных союзов (часто употребляемых) – потому что, оттого что, так как есть и другие (на доске) из-за того что, вследствие того что, в связи с тем что, тем более что, ибо.
Всякий труд важен, ибо облагораживает человека. (Л.Толстой)
Союз ибо встречается в предложениях книжного стиля, редко употребляем.
Говоря о позициях придаточного предложения причины по отношению к главном, учитель обращает внимание на позицию только [], (потому что).
Закрепление нового материала.
1.Выполнение устно упражнения №198 (стр.93-94). Ученики (по цепочке) читают предложения, определяют главное предложения, задают соответствующие вопросы и определяют место придаточного предложения.
2. Выполнение письменно упражнения №200 (стр.95). У доски его выполняют 2 ученика. Из двух простых предложений составляется одно СПП с придаточными причины. Ученики чертят схему, подчёркивают грамматическую основу предложения.
Работа по тексту.
У каждого ученика есть экземпляр. Дается время на чтение (ознакомление) с текстом. Затем выполняются задания к тексту. Задания письменные и устные:
а) «разбить» на смысловые части;
б) озаглавить текст;
в) определить тип придаточных предложений в СПП;
г) сделать синтаксический разбор одного ССП и одного СПП;
д) словарная работа;
Мириады – неисчислимое множество.
Выражение «гагаринская весна». Здесь учитель использует портрет космонавта Ю.А.Гагарина, цветные фотографии площадки №2 (Гагаринский старт).
3. Выполнение заданий по карточкам.
Ученики «разбивают» по микрогруппам (3 группы). Общее условие: сначала задание карточки выполняет каждый ученик самостоятельно, затем сообща ( в группе) обсуждается и выносится (читается) одно.
Карточка №1.
Задание: из двух простых предложений составьте одно СПП.
1. Мы знаем о космосе и ракетах не понаслышке.
Мы родились и живём на космодроме.
2. Мы изучаем историю развития космоса.
Космос до сих пор остаётся неразгаданной тайной.
Карточка №2.
Задание: переделайте ССП в СПП, используя подчинительные союзы. Определите тип придаточных.
1.Наступили тёплые дни, и начались полевые работы.
2.На космодроме испытания прошли успешно, и через месяц состоится пуск ракеты.
Карточка №3.
Задание: продолжите предложения.
1.Леса называют «лёгкие планеты» потому, что…
2.Наш город называют Звездоградом потому, что…
Экспресс – контрольная. Ключ – 2, 6, 7, 10, 12, 13.
1.Уже кричали третьи петухи, и заря начинала заниматься.
2.Девушка проснулась оттого, что за окном громко защебетали птицы.
3.Не жаль сил, если они дают такие результаты.
4.На весеннее небо надвинулась туча, и подул сильный ветер.
5.Раз нет дождя, значит, можно идти дальше.
6.Птенцы долго не откликались на мой свист, вероятно, оттого, что я свистел недостаточно естественно.
7.Вечером гости уехали, потому что негде было поместиться.
8.Заря чиста, и утро будет ясно!
9.Завтра проснёшься – и ясное солнце снова взойдет над тобой
10.Бояться мне было нечего, так как впереди были люди.
11.Мы поместили скворечники высоко на дереве, чтобы птицы издалека смогли их заметить.
12.Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека. (М.Горький)
13.Нам было приятно жить в этой стране, потому что нас окружали весёлые добрые люди.
14.Всё прекрасное на земле от солнца, и всё хорошее от человека.
Ученики сравнивают ответы.
Выводы. Обобщение по теме.
Снова возвращаемся к карте, составленной ученицей, и добавляем название нового типа СПП. Ученики дают краткую формулировку.
Дача домашнего задания.
§24.Прочитать, выучить определение. Выполнить упр.№201 на стр.95 письменно, выполнить задания устно к тексту «Родина – мать» (стр.96).
VII. Комментирование оценок.