Проект учителя. Создание исторического центра.

-КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Название проекта
«Историческое моделирование»

Тип
Школьный исторический центр

Модель ,
Объединение школьников

Адрес
город Новосибирск, Кировский район, МАОУ «Лицей №176»

Наименование проекта
Школьный исторический центр «Глобус»

Адрес организации, телефон
г. Новосибирск, ул. Новогодняя, 20/2
346-57-02

Основание для разработки
Организация внеурочной деятельности детей и подростков в рамках воспитательного процесса лицея

Основные разработчики проекта
-учитель истории Ращупкина О.В. .


Цель и задачи проекта
Цель проекта:
Создание образовательной и воспитательной среды, обеспечивающей условия для деятельностного изучения истории и организованной внеурочной деятельности учащихся, укрепления психического и эмоционального здоровья детей, развития их творческих способностей, повышение интереса к изучению истории.
Задачи педагогического по реализации проекта

· Углубленное изучение истории, изучение археологии и ремесел, деятельностное обучение школьников основам истории и обществознания

· Развитие умения анализировать и обобщать получаемый материал и, логически рассуждая, делать правильные выводы. Развитие исторического мышления. Развитие памяти, кругозора, воображения и эрудиции, умения формулировать свои мысли и отстаивать свою точку зрения.

· Воспитание интереса к истории и любви к родине. Воспитание культуры межличностных отношений, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению и гражданской позиции. Воспитание в учащихся чувства собственной значимости в историческом процессе, российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою родину, основ культурного наследия народов России и человечества.



Условия достижения цели и задач проекта
Поддержка администрации лицея.
Научно-методическое обеспечение.
Ресурсное обеспечение.
Наличие предыдущего положительного опыта .
Наличие материального обеспечения:
Координатор :
Учитель истории Ращупкина О.В.


Основные направления проекта
1. Социально-педагогическое
2. Творческое..
3. Гражданско-патриотическое.
4. Интеллектуальное

Сроки реализации проекта
Долгосрочный проект, с 1.09. 2016 по 26.05.2017 года


Исполнители основных мероприятий проекта
Педагог истории.


Ресурсы
Педагогические ресурсы:
Творческая мастерская по историческому моделированию и реконструкции;
Инсценировка;
Ролевые игры
индивидуальная работа;
театрализация.
Иные ресурсы:
теле – аудио – видео-фото аппаратура;
готовые наборы для моделирования;
костюмерная ;
аудиотека, фонограммы;
библиотека;
канцелярские принадлежности;
инструменты (ножи, клей для пластмассы, шило, ножовка)
компьютеры с выходом в Интернет, принтер,3-Д принтер, копир, мультимедийный проектор;
материально-техническая база лицея (в т.ч. актовый зал, хореографический зал);.

Количество участников проекта
Артистов-20, сценаристов -5, художников 10, костюмеры-10 для моделирования исторических ситуаций

Возраст участников
13-16 лет

География участников
Все участники проекта - учащиеся одного лицея .желающие заниматься историей во внеурочное время

Условия участия в программе
Добровольность, взаимопонимание, инициативность

Источники финансирования проекта
Родительские средства, средства мэрии города Новосибирска

Нормативно-правовое обеспечение
Закон РФ «Об образовании».
ФГОС НОО и ООО
Конвенция ООН о правах ребенка (ООН, Нью-Йорк, 1991 г.).
Национальная доктрина образования в Российской Федерации (утверждена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 года № 751).
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 года № 1756/р).
Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г. Программа «Дети России», Указ Президента № 18.08.94.№ 1996г.
Устав МАОУ «Лицей № 176».
Планы работы.

Прогнозируемые результаты
Первый уровень результатов – приобретение воспитанниками технологических (особенности изготовления различных предметов и их использования) и социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.)в разные исторические эпохи , первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни в разные исторические периоды.
Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом в разные периоды.
Третий уровень результатов – получение опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

Система контроля
Анкетирование, опросы детей, педагогов, родителей, наблюдение, книга отзывов, обратная связь интернет сайта, мониторинг-карта, листок откровения.


Актуальность проекта
Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру. Формирование исторического сознания невозможно без непосредственного соприкосновения детей с реалиями прошлого. В настоящее время практически каждый учитель истории применяет в своей деятельности нетрадиционные формы обучения. Последние годы ознаменовались поисками и широким использованием новых методик, позволяющих значительно повысить эффективность изучения истории, в частности, деятельностного подхода. Одной из наиболее распространенных форм учебно-воспитательной работы с детьми последнего времени являются исторические реконструкции.
Обстановка общего кризиса социально-политических отношений, резкое ухудшение здоровья, оторванность от реальной жизни – всё это требует неотложных мер, активного формирования у подрастающего поколения установок на возрождение духовных традиций цивилизованного человека. Данный проект направлен на физическое, духовное, культурное развитие воспитанников средствами исторического моделирования.
Важной для педагогики задачей представляется развитие в ребенке умения жить в постоянно развивающемся мире, предполагающем умение постоянно творчески изменять себя и воспринимать взрослый и детский мир как диалектическую систему.
Данная работа затрагивает следующие вопросы образования и воспитания: Обучение школьников основам обществознания, углубленное изучение истории, изучение археологии и ремесел; развитие умения анализировать и обобщать получаемый материал и, логически рассуждая, делать правильные выводы; развитие исторического мышления; развитие памяти, кругозора, воображения и эрудиции, умения формулировать свои мысли и отстаивать свою точку зрения; воспитание интереса к истории и любви к родине; воспитание культуры межличностных отношений; воспитание в учащихся чувства собственной значимости в историческом процессе. Эти цели и задачи в наше время весьма актуальны.
Использование программ и методик по развитию компонентов творческой индивидуальности дает возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского возраста.
Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные творческие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительно больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.

Цель, задачи и принципы проекта

Цель проекта:
Создание воспитательной и образовательной среды, обеспечивающей условия для деятельностного изучения истории и организованной внеурочной деятельности учащихся, укрепления психического и эмоционального здоровья детей, развития их творческих способностей, повышение интереса к изучению истории.
Задачи педагогического по реализации проекта

· Углубленное изучение истории, изучение археологии и ремесел, обучение школьников основам истории и обществознания

· Развитие умения анализировать и обобщать получаемый материал и, логически рассуждая, делать правильные выводы. Развитие исторического мышления. Развитие памяти, кругозора, воображения и эрудиции, умения формулировать свои мысли и отстаивать свою точку зрения.

· Воспитание интереса к истории и любви к родине. Воспитание культуры межличностных отношений, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению и гражданской позиции. Воспитание в учащихся чувства собственной значимости в историческом процессе, российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою родину, основ культурного наследия народов России и человечества
Задачи развития
1.Развитие творческих способностей личности учащихся.
2.Развитие потребности и способности ребёнка проявлять познавательную активность, раскрывать свой творческий потенциал.
Задачи обучения
1.Освоение технологиями производства исторических эпох, социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
2.Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе творческой и других видов деятельности.
Принципы работы кружка.
Принцип гуманизации отношений
Построение отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности
Результатом деятельности воспитательного характера сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет почувствовать себя творческой личностью.
Принцип демократичности
Участие всех детей и подростков в программе развития творческих объединений.
Принцип дифференциации воспитания
Дифференциация предполагает:
отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой;
взаимосвязь всех мероприятий в рамках программы воспитания учащихся лицея;
активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип творческой индивидуальности и успеха
Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определить и развивать индивидуальные особенности ребенка. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижения успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и строительству своего «Я».
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
контроль за состоянием удовлетворенности от деятельности и коррекция недостатков ;
Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.
Принцип интегративно-гуманитарного подхода
Этот принцип определяет пять «граней»:
грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);
грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).
Принцип личностного « Я».
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
при взаимодействии с атрибутами эпохи, изготовлении их, использовании и личностном отношении к происходящему .
Принцип уважения и доверия
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов.

Методы реализации проекта
Методическое проектирование кружка опирается на признанные достижения современной отечественной и зарубежной педагогики.
При создании концепции проекта кружка использовались следующие идеи:
Идея первичности личности по отношению к обществу (А.Маслоу, Д. Грин, К. Роджерс, Б.Ананьев).
Идея опоры на базовые потребности ребенка (В.Сухомлинский, Ш. Амонашвили).
Идея развития личности в процессе воспитания (В. Бехтерев, И. Блонский, Л. Выготский).
Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.С.Макаренко).

Этап
Деятельность

Подготовительный
Этот этап характеризуется тем, что до открытия кружка начинается подготовка к работе. Деятельностью этого этапа является:
разработка проекта деятельности
подготовка методического материала для работников ;
отбор кадров для работы ;
составление необходимой документации для деятельности

Основной
Основной деятельностью этого этапа является:
проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
запуск проекта ««Глобус»
формирование органов самоуправления,
знакомство с правилами жизнедеятельности кружка.
реализация основной идеи кружка;
вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно – творческих дел: определение и изучение эпохи, изготовление моделей, разработка реконструкции, деловые игры и репетиции.


Обобщающий
Основной идеей этого этапа является:
Многостороннее представление результатов работы:
на конкурсе научных проектов в лицее и городе;
Участие в театральном фестивале в молодёжном театре «Глобус»
подведение итогов ;
выработка перспектив деятельности организации;
анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности



Этапы реализации проекта


Для реализации проекта разработан механизм, который представлен в виде модулей:
Организационный модуль.
Формы работы:
планирование;
подготовка к работе;
подбор материала;
подготовка материальной базы;
распределение обязанностей;
3. Творческий модуль
Формы работы:
коллективно-творческая деятельность;;
работа творческой мастерской
моделирование;
написание сценария;
изготовление костюмов
репетиции
.
Интеллектуальный модуль
Изучение эпохи
Работа в библиотеке
Работа в интернете
Патриотический модуль
Формы работы:
беседы;
участие в вахтах Памяти
Нравственно-экологический модуль
Формы работы:
беседы о нравственности;
викторины, конкурсы;
мероприятия.
Изучение этикета
7. Социально-психологический модуль
Формы работы:
работа социального педагога;
работа педагога-психолога;
диагностика- кастинг;

Исторический центр работает по следующим направлениям:

Структура
Учащиеся приглашаются на кастинг. Определяется направление деятельности и предпочтения учащихся. Распределяются роли в соответствии с интересами учащихся. Ведётся работа по подготовке спектакля: в первый год обучения Древняя Русь. Занятия проходят1 раз в неделю на общей репетиции, 1 раз в неделю в кружке «Исторический костюм», изучая историю костюма и технологию создания, готовя костюмы для спектакля.. 1 раз в неделю занимаются выразительным чтением на курсе КУПР. Итого 3 занятия в неделю. 34 недели, 102 часа за год


Ресурсы проекта
Нормативно-правовые ресурсы
Закон «Об образовании РФ»
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
Программа «Дети России», Указ Президента № 18.08.94.№ 1996г.
Устав МАОУ «Лицей №176»
Планы работы
Материально-технические ресурсы:
финансирование за счет средств местного бюджета;
школьная библиотека;
ТСО;
хозяйственный инвентарь.
аудиотека, фонограммы
канцелярские принадлежности
компьютер с выходом в Интернет, принтер, ксерокс, мультимедийный проектор.


ФИО
Должность
Образование
Категория
Стаж


Ращупкина О.В.
Учитель истории
высшее
-
24


Чекменёва О.Ю.
Учитель русского языка
высшее




Котова Н.
Учитель технологии
высшее




Сердюков А.
Учитель технологии





Ильина Н.В.
Руководитель кружка
«Юный художник», «Оч.умелые ручки»
ВП
I
17


Хлыстова В.А.
мультипликация
ВП
































Педагогические ресурсы:
соответствие направления и формирования работы целям и задачам воспитания, создание условий для индивидуального развития личности ребенка через участие в подготовке к спектаклю;
отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей детей;
единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми.

Методические ресурсы:
наличие необходимой документации, проекта, плана;
коллективные творческие дела;
творческие мастерские;
индивидуальная работа;


Мониторинг
Система контроля за реализацией проекта

№ п/п
Мероприятие
Срок проведения
Ответственные

1.
Представление проектов «Исторический костюм», «Открытия», «Музыка», «Оружие»
апрель
Ращупкина О.В.

2.
Выступление в смоделированной исторической ситуации.
май
Ращупкина О.В

3.




4.




5.





В течение года ведется наблюдение за приоритетными видами деятельности участников, ведутся рабочие педагогические дневники.

Механизм обратной связи
Отзывы учащихся в журнале «Родник», школьном медиахолдинге.

Прогнозируемые результаты:
Первый уровень результатов – приобретение воспитанниками технологических (особенности изготовления различных предметов и их использования) и социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.)в разные исторические эпохи , первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни в разные исторические периоды.
Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом в разные периоды.
Третий уровень результатов – получение опыта самостоятельного общественного действия через театрализацию. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Смета проекта


Наименование необходимого материала
Кол-во
Цена
Сумма
Источник финансирования

1
Бумага офисная А4
1уп.
195уб.
195руб.
родители

2
Ручка
5шт.
4руб.
20руб.
Родители

3
Фотоаппарат Lenovo A670T
1шт.
6650руб
6650руб.
Родители


4
Ноутбук HP
1шт.
21500руб.
21500руб.
Родители

5
Видеокамера Sony
1шт.
19500руб.
19500руб.
Родители

6
Принтер HP Laser Jet1018
1шт.
7403руб.
7403руб.
Родители

7
Флешка 32GB
1шт.
850руб.
850руб.
Родители

8
СD диск
1 шт.
32 руб.
32 руб.
Родители

9
Интернет ресурсы (домашние)
За месяц
390 руб.
390 руб.
Родители

10
Изготовление костюмов для главных героев
2 в год
10000р
20000р
Благотворительный фонд


Изготовление атрибутов эпохи из ткани
10
3000
3000
Благотворительный фонд


Изготовление атрибутов эпохи из бумаги
10
1000
1000
Благотворительный фонд


Ватман
20
400
400
Благотворительный фонд


Древесина для декораций и моделей
3
1500
1500
Благотворительный фонд


Швейное оборудование
2
10000
10000
Благотворительный фонд

Итого: 92400р
Запрашиваемая сумма: 26500р Календарный план проекта

Наименование мероприятия
Дата проведения
Ответственный
Риски
Пути нивелирования


Подготовительный этап





1

.август

Ращупкина О.В.

Отсутствие времени у персонала, отказ от сотрудничества
Заранее договориться на определенную дату и время

2
Изучить интересы детей, провести кастинг
сентябрь
Ращупкина О.В.

Отсутствие интереса
Реклама. Объявления в Дневнике.ру, школьном радио


Основной этап






Написать сценарий Отредактировать материал
сентябрь
Чекменева О.Ю.
Отсутствие времени у персонала
Ранжирование и связь с проектной деятельностью

3
Репетиции
Октябрь-декабрь
Ращупкина О.В.

Отказ от сотрудничества, нехватка свободного времени
Обратиться к родителям Рассказать о значимости проекта

4
Изготовление костюмов
Октябрь-декабрь
Ращупкина О.В.

Недостаточно материала
Членам команды найти недостающую материалы и информацию


Изготовление моделей и декораций
Октябрь-декабрь
Ращупкина О.В., Сердюков А. , Котова Н., Ильина Н.

Недостаточно материала
Членам команды найти недостающую материалы и информацию


Демонстрация спектакля
Январь
Ращупкина О.В.

Некачественный продукт
Работа на опережение: снимать репетиции на видео для предупреждения ошибок

6
Сделать монтаж фильма
Февраль
Ращупкина О.В.

Отсутствие специальных программ
Скачать с интернета


Цикл второго спектакля
Февраль-апрель
Ращупкина О.В.

Недостаток времени
Объединять задачи обучения и творческого развития


Заключительный этап





7
Презентация фильмов
Апрель
Ращупкина О.В
Отсутствие интереса со стороны обучающихся
Подготвка к НПК. Сделать рекламу

8
Сбор отзывов и оформление портфолио
Апрель-
Ращупкина О.В
Не желание дать отзыв
Объяснить важность отзыва для анализа проделанной работы

9
Составить план дальнейших действий
Май
Ращупкина О.В
Непонимание со стороны родителей
Провести разъяснительную работу перед родителями.

Приложения
Реализация действий
Начало в новом учебном году.


Литература:
А.Н. Кирпичников, В.Д.Сарабьянов Старая Ладога – столица Древней Руси. – Спб.,1996.
Б. Романовской С метром по векам. - Л., 1985.
Гумилев Л.И. От Руси к России. Очерки этнической истории. – М., 1992.
Гумилев Л.Н. Тысячелентие вокруг Каспия. – Баку, 1991.
История Средних Веков, т.1. под ред З.В.Удальцовой и С.П.Карпова. – М.,1990.
Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе. – Л., 1985.
Повесть временных лет: в 2т. - М.-Л., 1950.
Программа курса “Отечественная история с древнейших времен до 1861 г.” (для студентов исторического факультета педагогического университета) сост. Н.А. Шарошкин, Т.Н. Кузьмина. – Пенза 1999.
Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М., 1987.
Седов В.В. Восточные славяне и в VI-XIII вв. Археология СССР. – М., 1982.










15