РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку» для 10 класса

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Милоградово»
Ольгинского района Приморского края
 
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО учителей Заместитель директора Директор
«МКОУ СОШ с. «МКОУ СОШ с. «МКОУ СОШ с.
Милоградово» Милоградово» Милоградово»
Протокол № _____ Рукасуева А.М. Гордеева А.С.
От «___» _________ 201__г ______________ ________________
«___» _________ 201__г «___» _________201__г

 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу
«Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку» для 10 класса

(наименование учебного предмета (курса)
на 2015 - 2016 учебный год
(срок реализации программы)




Составитель: Рукасуева Ангелина Митрофановна , учитель русского языка и литературы, высшая категория







Милоградово  201 5
Пояснительная записка
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить.
Небольшое сочинение-рассуждение предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла.
Предлагаемая программа элективного курса «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку» рассчитана на 17 часов

Цели элективного курса:
- гуманитарное развитие учащихся;
- развитие творческих способностей личности;
- овладение учащимися свободной письменной речью;
- подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку
Задачи элективного курса:
- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.
Содержание программы
Теоретический аппарат курса.
Введение. Задачи курса «Как работать над сочинением. Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе»
Композиция сочинения-рассуждения. Критерии оценивания сочинения-рассуждения.
Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Формы вступлений
Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста.
Комментарий основной проблемы текста. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах.
Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции
Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции.
Заключительная часть сочинения.

Практикум. Творческие работы разной стилевой направленности.

1. Художественный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля
2. Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля
3. Научно-популярный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля
4. Экспертная оценка творческих работ.
К концу изучения курса учащиеся должны знать:
какова должна быть композиция сочинения –рассуждения , стилевые особенности художественного и публицистического стиля, что такое комментарий, виды комментария, как определить авторскую позицию в тексте, как правильно строить аргументацию
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
- определять позицию автора;
- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);
- уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно
- анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
Формы итогового контроля по освоению ЭК и критерии их оценки.
Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:
текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
промежуточный (проводится в форме творческих работ)
итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями ЕГЭ и критериями оценивания
Календарно-тематическое планирование элективного курса:

п/п
Темы уроков
Вид урока
дата

1.
Композиция сочинения - рассуждения
Лекция


2.
Зачин сочинения-рассуждения. Как начать?
Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности


3-5.
Тема и проблема текста. Как определить проблему?
Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности


6.
Как прокомментировать проблему. Виды комментария
Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности


7.
Позиция автора. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции
Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности


8.
Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме
Практикум


9.
Что такое аргумент? Типы аргументирования. Способы ввода аргументов
Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности


10.
Финал сочинения
Практикум


11-12.
Как писать сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля
Комплексное применение знаний


13-14.
Как писать сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля
Комплексное применение знаний


15-16.
Как писать сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля
Комплексное применение знаний


17-18.
Итоговые занятия. Защита творческих работ
Презентация, рецензирование, экспертная оценка.




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
 


Наименование
Автор
Издательство и год издания

1
Русский язык. Выполнение задания части 3 (С).

Егораева Г.Т.
М.: «Экзамен», 2006.

2
Русская речь.

Никитина Е.И.
М.:Просвещение, 1991.

3
Варианты КИМов за 2012,13,14,15г.




4
«Русский язык. Сборник заданий». ЕГЭ

Львова С.И., Цыбулько И.П.


5
«Русский язык» , приложение к газете «Первое сентября»




6
Развивайте дар слова.

Ладыженская Т.А..
М.: Просвещение, 1977.

7
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену.

С.В. Драпкина, Д.И.Субботин
– М.: Интеллект-Центр, 2014г.

8
ЦОРы Сети Интернет



9
Мультимедийные презентации





ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

Дата внесения изменений, дополнений
Содержание
Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата)
Подпись лица, внесшего запись
































Заголовок 315