Рабочая программа по родному(русскому)языку. 10-11классы.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД НЕФТЕКАМСК
РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании методического совета приказом МОАУ СОШ №13
протокол от 31.08.2016 №2 от 31.08. 2016 № 420
РАССМОТРЕНО на заседании
школьного методического объединения
учителей русского языка и литературы
Протокол №2 от 29.08.2016
Рабочая программа
среднего общего образования
по родному(русскому) языку
(базовый уровень)
для 10-11 классов
срок реализации программы 2016-2018 учебный год
Авторская программа:
Горшков А.И.
Русская словесность: От слова к словесности.
Программа для общеобразоват. учреждений.
10-11 кл. –М.: Дрофа, 2002.
.
Составитель:
Камалтдинова Н.Н.,
учитель русского языка и литературы МОАУ СОШ №13
первой квалификационной категории
2016 год

Содержание рабочей программы.
Стр.
1. Пояснительная записка……………………………………………………...3-5
2. Учебно-тематический план для 10-11 классов…………………………….6-7

3. Требования к уровню подготовки учащихся на ступени старшей школы (базовый уровень)………………………………………………………………………………8-9

4. Список литературы…………………………………………………………..10
Приложение 1: Календарно – тематическое планирование на 2016-2017 учебный год (КТП)
1. Пояснительная записка
При подготовке данного варианта программы полностью учтен Государственный стандарт среднего общего образования по родному(русскому)языку, обязательный минимум содержания образовательных программ и требования к уровню подготовки по родному(русскому)языку учащихся средней общей школы.
Данная рабочая программа разработана на основе программы «Основы русской словесности. От слова к словесности» (Программы. Русский язык. Для классов гуманитарного профиля. "Основы русской словесности. От слова к словесности)" Автор А.И.Горшков — М.: Просвещение, 1994). Исходными документами для составления рабочей программы являются:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями);
Закон Республики Башкортостан от 01.07.2013 года № 696-з «Об образовании в Республике Башкортостан,
Приказа Министерства образования РБ № 905 от 29.04.2015г. «О рекомендуемых базисном учебном плане и примерных учебных планов для общеобразовательных организаций Республики Башкортостан на 2015-2016 учебный год»,
Регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных организаций Республики Башкортостан, реализующих основные общеобразовательные программы – образовательные программы основного общего образования:
Приказ Министерства образования РФ № 1312 от 9 марта 2004г. «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.06.2011г. № 1994) и в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ № 1312 от 9 марта 2004г, от 1 февраля 2012г.№ 74, от 03 июня 2011 года № 1312):
10-11 классы примерный учебный план для универсального обучения(непрофильное обучение) для среднего общего образования;
Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).
Приказ Министерства образования и науки РФ № 69 от 31 января 2012г «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1089 от 5 марта 2004г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»,
Примерная программа среднего общего образования по родному(русскому)языку
Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 г. Москва "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
Приказ Минобрнауки России № 576 от 8 июня 2015 г. "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253";
Приказ Минобрнауки России № 450 от 21 апреля 2016 г. "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253",
Устав МОАУ СОШ № 13,
Учебный план МОАУ СОШ №13 на 2016-2017учебный год(утвержден приказом МОАУ СОШ № 13 от 31.08.2016г. № 420)
Авторская программа:
Программно –методические материалы: русский язык. 10-11классы/Сост. Л.М.Рыбченкова.-М.: Дрофа, 2002.
Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. Программа для общеобразоват. учреждений. 10-11 кл. –М.: Дрофа, 2002.
Родной (русский) язык в школах Республики Башкортостан: Сборник программ / Составители Т.Н.Дорожкина, Ю.В.Ошеева, Л.Р.Першина; отв.редактор д.п.н. Т.Н.Дорожкина. – Уфа: Учебно-методический центр «Эдвис», 2012. – 152 с.
Сведения о программе:
Программа «Основы русской словесности. От слова к словесности» предполагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературного развития. При этом выделяются два концентра: первый—начальный этап, первоначальные сведения о словесности—5-6 классы, второй—более глубокий, основы словесности, базовые категории искусства слова—7-9 классы. Вслед за этим программа для 10-11 классов, составленная А.И.Горшковым, определяет углубление, обобщение и завершение изучения предмета.
В каждом классе сначала изучаются свойства языка, а затем речь идет о произведении словесности, которое осваивается через его словесную ткань, от наблюдений над языком—к смыслу, идее произведения словесности.
Практическая направленность изучения словесности служит выработке у учащихся умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык в собственных высказываниях.
Программа построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский  язык не является родным языком.
Началом и основой системы в этом предмете является освоение богатств русского языка как материала словесности, а продолжением – осмысление произведений в их словесной организации. Поэтому в каждом классе рассматриваются темы, связанные с языковой базой, а потом – темы, связанные с анализом произведений в их жанрово-родовой специфике. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности—изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определенных писателей, то программа по словесности—прежде всего как явления искусства слова.
Программа по словесности представляет собой три этапа.        
Первый – начальные сведения о словесности – 5-6 классы.                
Второй – основы словесности -7-9 классы.                
Третий – завершающий этап – 10-11 классы.                
Место курса в системе школьного образования
Курс родного(русского) языка для 10-11 классов направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку проходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи.
Период обучения в 5-9 классах охватывал практически все этапы становления языковой личности. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода и направлено на развитие и совершенствование языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой компетенции.
    Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и учёных-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться раз личными лингвистическими словарями. Коммуникативная компетенция - совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в раз личных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
      Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфики русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры меж национального общения.
Главная цель данного курса — воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как духовной ценности, средству общения; развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса; формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, расширение лингвистического кругозора учащихся за счёт изучения художественных произведений; постижение языковых способов создания художественного мира произведений; овладение языком как средством выражения собственных мыслей и чувств, совершенствование практических, коммуникативных навыков и умений.
Основные задачи курса:
Воспитать гражданина и патриота;
Сформировать представления о родно(русском)языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа с осознанием национального своеобразия русского языка и овладением культурой межнационального общения;
Развивать и совершенствовать способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационные умения и навыки; навыки самоорганизации и саморазвития;
Углубить знания о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
Совершенствовать овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
Выработать навыки работы с разными видами текстов;
Научить учащихся простым способам написания сочинений;
Научить оценивать свою работу по предложенным критериям;
Повторить нормы срля;
Отработать практические навыки употребления слов, предложений.
Научить анализировать художественный текст на разных уровнях:
фонетическом;
лексическом;
словообразовательном;
морфологическом;
синтаксическом.
Применять полученные знания и умения в собственной речевой практике, в том числе в профессионально-ориентированной сфере общения; совершенствовать нормативное и целесообразное использование языка в различных сферах и ситуациях общения.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
Базовый учебник Русская словесность: От слова к словесности. 10-11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001. – 464с.: ил.
Место предмета в учебном плане
Региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений предусматривает обязательное изучение родного(русского)языка в 10 классе 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. Учебный план МОАУ СОШ №13 на 2016-2017 учебный год предусматривает обязательное изучение русского языка в 10 классе – 70 часов, 2 часа в неделю, авторская программа А.И.Горшкова «Основы русской словесности. От слова к словесности.10-11классы» отводит на изучение родного(русского)языка 1 учебный час в неделю, 35 часов в год, поэтому распределение часов отличается от предложенных в ней. В сборнике программ «Родной (русский) язык в школах Республики Башкортостан: Сборник программ / Составители Т.Н.Дорожкина, Ю.В.Ошеева, Л.Р.Першина; отв.редактор д.п.н. Т.Н.Дорожкина на изучение родного(русского)языка отводится 68часов в год, 2 часа в неделю. При составлении рабочей программы учитывалось распределение часов авторской программы А.И.Горшкова и сборника программ «Родной(русский)язык в школах Республики Башкортостан…».
Региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений предусматривает обязательное изучение родного(русского)языка в 11 классе 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. Учебный план МОАУ СОШ №13 на 2016-2017 учебный год предусматривает обязательное изучение русского языка в 11 классе – 68 часов, 2 часа в неделю, авторская программа А.И.Горшкова «Основы русской словесности. От слова к словесности.10-11классы» отводит на изучение родного(русского)языка 1 учебный час в неделю, 34 часов в год, поэтому распределение часов отличается от предложенных в ней. В сборнике программ «Родной (русский) язык в школах Республики Башкортостан: Сборник программ / Составители Т.Н.Дорожкина, Ю.В.Ошеева, Л.Р.Першина; отв.редактор д.п.н. Т.Н.Дорожкина на изучение родного(русского)языка отводится 68часов в год, 2 часа в неделю. При составлении рабочей программы учитывалось распределение часов авторской программы А.И.Горшкова и сборника программ «Родной(русский)язык в школах Республики Башкортостан…».
Рабочая программа по родному(русскому)языку для 10 класса ориентирована на использование учебно-методического комплекта под редакцией А.И.Горшкова. В УМК входит:
Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. 10-11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2010.
Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Сб. задач и упражнений. 10-11 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. – М., 2006.
Горшков А.И. Русская словесность: Методические рекомендации к учебному пособию для 10-11 классов «Русская словесность(От слова к словесности)». – М., 2003.

Рабочая программа по родному(русскому)языку для 11 класса ориентирована на использование учебно-методического комплекта под редакцией А.И.Горшкова. В УМК входит:
Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. 10-11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2010.
Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Сб. задач и упражнений. 10-11 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. – М., 2006.
Горшков А.И. Русская словесность: Методические рекомендации к учебному пособию для 10-11 классов «Русская словесность(От слова к словесности)». – М., 2003.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично-поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения. Особое место в преподавании родного(русского) языка в 10-11 классах уделяется обобщению и систематизации имеющихся знаний учащихся, а также получению новых знаний учащимися.
В процессе изучения курса используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал).


Формы текущего и промежуточного контроля:
Текущая аттестация осуществляется в следующих формах:
проведение работ контрольного характера(таблицы, тесты);
проведение работ практического характера(беседы-дискуссии, рефераты);
проведение работ творческого характера (сочинение);
выведение в 10-11 классах семестровых отметок успеваемости учащихся путем обобщения текущих отметок успеваемости, выставленных учащимся в течение соответствующего учебного семестра
Промежуточная аттестация учащихся проводится в следующих формах:итоговый опрос.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся X - XI классах, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных знаний, умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.В структурном отношении курс 10 класса состоит из 8 разделов: 1-введение или «Что такое словесность», 2- «Язык и разновидности его употребления», 3 – Стилистические возможности языковых средств», 4 –«Формы слов и предложения», 5- «Основные виды словесного выражения», 6- «Средства художественной изобразительности», 7- «Начальные сведения о стихосложении», 8- «Формы и качества словесного выражения».Распределение часов по темам отличается от предложенных в авторской программе А.И.Горшкова. Увеличение часов связано прежде всего с увеличением часовой нагрузки(2часа в неделю вместо 1часа, следовательно, 70часов (из расчета 35 учебных недель в год) вместо 35часов в год). За основу взята авторская программа А.И.Горшкова, так как она ориентирована на использование в 10 классе на уроках родного(русского)языка учебно-методического комплекта под редакцией А.И.Горшкова.
2.Учебно-тематический план 10 класса
№ п/пНаименование
разделов Кол-во часов Содержание раздела Практиче-ская часть Контроль-ные работы
Развитие
речи 1 Введение или «Что такое словесность» 2 Знать: что такое словесность, иметь представление о словесности народной и книжной, понимание значение слова филология.
Уметь: различать словесность книжную и народную. 2 Язык и разновидности и его употребления 5 Знать: что такое стиль, иметь представление о литературном и разговорном языках, их взаимосвязи и различии, знать разновидности литературного языка.
Уметь: определять разновидности литературного и разговорного языков. 3 Стилистические возможности языковых средств 12 Знать: о лексике русского языка, о стилистических возможностях языковых средств.
Уметь: определять лексическое средство языковой выразительности, понимать его роль в тексте.
1 4 Формы слов и предложения 4 Знать: стилистические ресурсы грамматики, «прямое и переносное» употребление форм времени, формы наклонений, типы предложений.
Уметь: определять стилистические ресурсы грамматики, употреблять формы наклонений; определять типы предложений, типы связи частей сложного предложения. 5 Основные виды словесного выражения 6 Знать: об основных видах словесного выражения.
Уметь определять вид словесного выражения, обосновывать свой выбор. 2
6 Средства художественной изобразительности 20 Знать: средства художественной изобразительности, иметь представление об их роли в тексте.
Уметь: определять средство художественной изобразительности, понимать его роль в тексте. 1 7 Начальные сведения о стихосложении 18 Знать основные сведения о русском стихосложении, иметь представление о стихотворных размерах, рифме, строфе.
Уметь: определять стихотворный размер, рифму. 1 1
8 Формы и качества словесного выражения 3 Знать: общие требования ко всем видам словесного выражения.
Уметь: применять знания на практике. Итого 70 часов 3 3
Так как по учебному плану МОАУ СОШ № 13 на уроки родного(русского)языка в 10 классе отводится 70 учебных часов(из расчета 2 часа в неделю на 35 учебных недель), в рабочую программу с целью более прочного усвоения теоретического и практического материала, знание которого будет необходимо при сдаче ГИА, а также в будущей жизни, внесены изменения в следующие разделы:
«Формы слов и предложения» дополнительно введены 4ч.(резервные)
«Основные виды словесного выражения» дополнительно введены 2 ч. (резервные)
«Средства художественной изобразительности» дополнительно введены 16ч.(резервные)
«Начальные сведения о стихосложении» дополнительно введены 14ч.(резервные).
В структурном отношении курс 11 класса состоит из введения и 1 раздела.
Распределение часов по темам отличается от предложенных в авторской программе А.И.Горшкова. Увеличение часов связано прежде всего с увеличением часовой нагрузки(2часа в неделю вместо 1часа, следовательно, 68часов(из расчета 34 учебных недели в год) вместо 34часов в год). За основу взята авторская программа А.И.Горшкова, так как она ориентирована на использование в 11 классе на уроках родного(русского)языка учебно-методического комплекта под редакцией А.И.Горшкова.
Учебно-тематический план. 11 класс.
№ п/пНаименование
разделов Кол-во часов Содержание раздела Практиче-ская часть Контроль-ные работы
Развитие
речи Введение 1 1 Произведения словесности Роды и виды произведений словесности. 20 Знать: роды и виды произведений словесности.
Уметь: различать роды и виды произведений словесности. 2
Понятие о тексте и его строение. 6 Знать: признаки текста.
Уметь: видеть признаки текста, определять тему и идею. Возможность различного словесного выражения одной темы. 9 Знать: черты литературных направлений и течений.
Уметь определять литературное направление и течение.
2
Композиция словесного произведения. 8 Знать: композицию словесного произведения, сюжет и фабулу.
Уметь определять композицию в словесном произведении, сюжет и фабулу. Образ автора и образ рассказчика в словесном произведении. 10 Знать: понятия образ автора и образ рассказчика, литературный герой.
Уметь видеть в словесном произведении образ автора, образ рассказчика, литературного героя. 2
Формы субъективации авторского повествования. 8 Знать: словесные формы субъективации, понятии юмор и сатира.
Уметь определять формы субъективации. 1 Эстетическая функция языка в произведениях художественной словесности. 3 Знать: о языке художественной литературы и разговорном языке.
Уметь: различать язык художественной литературы и разговорный язык. Некоторые особенности словесной организации драматических и стихотворных произведений. 3 Знать: что такое диалог, монолог, полилог, ремарки.
Уметь: создавать диалоги монологи к драматическому произведению. Итого 68 часов 1 6
Так как по учебному плану МОАУ СОШ № 13 на уроки родного(русского)языка в 11 классе отводится 68 учебных часов(из расчета 2 часа в неделю на 34 учебных недели), в рабочую программу с целью более прочного усвоения теоретического и практического материала, знание которого будет необходимо при сдаче ГИА, а также в будущей жизни, внесены изменения в следующие разделы:
«Роды и виды произведений словесности» дополнительно введены 14ч.(резервные)
«Понятие о тексте и его строение» дополнительно введены 2ч. (резервные)
«Возможность различного словесного выражения одной темы» дополнительно введены 3ч.(резервные)
«Композиция словесного произведения» дополнительно введены 5ч.(резервные)
«Образ автора и образ рассказчика в словесном произведении» дополнительно введены 6ч.(резервные)
«Формы субъективации авторского повествования» дополнительно введены 4ч.(резервные)
3. Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
В результате изучения родного(русского)языка ученик должен знать/понимать:
• связь языка и истории, культуры русского и других народов;
• смысл понятий: слово, словесность, строй языка, речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
• нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:
• адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
• использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
• осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;
• осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленные в электронном виде на различных информационных носителях;
• свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку и литературе;
• передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;• использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);
создание устного и письменного речевого высказывания:
• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
• формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
• выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
• высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
• владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
• создавать устное высказывание на лингвистические темы;
• владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;
• оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;
анализ текста и языковых единиц:
• опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
• анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;
соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
• эффективно использовать языковые единицы в речи;
• соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
• участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;
• фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.
Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса
В результате изучения родного(русского)языка ученик должен знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX века, этапы их творческой эволюции;
- историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
- основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития, черты литературных направлений;
- изученные теоретико-литературные понятия.
уметь:
- воспроизводить содержание изученного литературного произведения;
- выразительно читать изученные произведения;
- анализировать и интерпретировать художественный мир литературного произведения в единстве содержания и формы;
- сопоставлять произведения одного автора, разных авторов, сопоставлять разных героев;
- аргументировано отвечать на вопрос по содержанию литературного произведения (устно и письменно);
- составлять конспект критической или литературоведческой статьи;
- выполнять учебно-исследовательскую работу на основе историко-культурного комментария и сопоставления разных редакций произведения;
-писать реферат;
- творчески осмыслять литературно-критическую статью на основе её изучения, пересказа или конспектирования;
- самостоятельно писать сочинения разных типов;
-использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска нужной информации в справочных материалах;
- развёрнутого ответа на литературный вопрос, составление плана сочинения, написания изложений с элементами сочинения, сочинений по литературным произведениям;
- ведения аргументированной полемики;
- определения круга чтения и оценки литературных произведений;
- самостоятельной подготовки к государственной итоговой аттестации и вступительным экзаменам в вуз.
- строить связное монологическое высказывание на литературную тему; участвовать в дискуссии, полемике по прочитанным произведениям, приводить аргументы, в том числе теоретико-литературного характера;
- самостоятельно выделять ключевые эпизоды (сцены) в прочитанном произведении, анализировать и интерпретировать эпизод (сцену);
- работать с различными информационными источниками, составлять развернутый план, тезисы, конспект, писать реферат, готовить доклад на литературную тему;
- писать сочинение на литературную тему, в том числе на темы литературоведческого характера;
4.Список литературы
Рабочая программа по родному(русскому)языку для 10-11 классов ориентирована на использование учебно-методического комплекта под редакцией А.И.Горшкова. В УМК входит:
Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. 10-11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2010.
Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Сб. задач и упражнений. 10-11 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. – М., 2006.
3. Горшков А.И. Русская словесность: Методические рекомендации к учебному пособию для 10-11 классов «Русская словесность(От слова к словесности)». – М., 2003.
4. Горшков А. И. Русская словесность: Методические рекомендации к учебному пособию для 10—11 классов «Русская словесность (От слов к словесности)». — М., 1997.
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Виноградов В. В. О теории художественной речи. — М . 1971.
Виноградов В. В. Проблемы русской стилистики. — М . 1981.
Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. — М., 1963.
Винокур Г. О. О задачах истории языка. Понятие поэтического языка // Избранные работы по русскому языку. —
М., 1959.
Головин Б. Н. Основы культуры речи. — М., 1980..
Горшков А. И. Русская словесность: Методические рекомендации к учебному пособию для 10—11 классов «Русская
словесность (От слов к словесности)». — М., 1997.
Ларин Б. А. Эстетика слова и язык писателя. — Л.,1974.
Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. — Л., 1972.
Лотман Ю. М. Структура художественного текста. — М., 1970.
Одинцов В. В. Стилистика текста.— М., 1980.
Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. — М., 1977.
Щерба Л. В. Современный русский литературный язык: Литературный язык и пути его развития (применительно к русскому языку) // Избранные работы по русскому языку. — М., 1957.
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Горшков А. И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка: А. С. Пушкин в истории русского языка. — М., 1993.
Одинцов В. В. Лингвистические парадоксы. — М., 1976.
Одинцов В. В. О языке художественной прозы. — М., 1973.
Шмелев Д. Н. Слово и образ. — М., 1964.