Разработка урока на тему: Уголовно-правовые отношения

Разработка урока
Автор: Орлова С.И.
Класс: 9 класс
Предмет: обществознание
Тема урока: «Уголовно-правовые отношения»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Вид урока: традиционный (комбинированный)
Цели урока: охарактеризовать особенности уголовного права как отрасли российского права; углубить знания о признаках преступления, признаках субъекта преступления; проанализировать обстоятельства, исключающие преступность деяния; определить специфику уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Организаци-онный момент

«Позорно не наказание, а преступление». (И.Гердер)
- О чем это высказывание?













Итак, как вы думаете, о каких понятиях пойдет речь сегодня на уроке?
Давайте вспомним, какие вы знаете отрасли права?


Как вы думаете, о какой из этих отраслей пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Предполагаемые ответы учащихся:
-человек, совершивший преступление, безусловно, должен стыдиться не примененного к нему наказания, а совершенного им деяния.
- в зависимости от того, насколько лицо, совершившее преступление, сумеет раскаяться и признать свою вину, настолько мы можем говорить об исправлении преступника.

- преступление и наказание


- административное право, трудовое право, семейное право, гражданское право, уголовное право и т.д.

- уголовное право

II. Изучение нового материала:
1. Понятие уголовного права

Уголовное право – одна из ведущих отраслей российского права.
Уголовное право – это отрасль российского права, представляющая собой совокупность юридических норм, определяющих преступность и наказуемость деяний, основания уголовной ответственности и наказания.
Как вы думаете, какой закон регулирует уголовно-правовые отношения?
Единственный источник уголовного права – УК РФ, вступивший в силу 1.01.97 г
Предполагаемые ответы учащихся:












- Уголовный кодекс РФ

2. Понятие и признаки преступления.
Что же такое преступление?
«Преступление – это виновное, противоправное, общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законодательством под угрозой наказания».
Схема: «Признаки преступления»
Признаки преступления:
1). Это всегда деяние т.е. поведение человека, выраженное в объективной форме.
? Учащимся дается задание придумать примеры преступных действий

? Учащимся дается задание придумать примеры преступного бездействия

2). Общественная опасность означает способность деяния причинять существенный вред общественным отношениям, поставленным под защиту государства.
Учащимся предлагается вспомнить, какие общественные отношения, подлежат охране уголовным правом.
3). Противоправность – означает, что данное деяние прямо запрещено нормой Особенной части УК РФ.
4). Виновность – это признак преступления, вытекающий из принципа вины.
Вина – это психическое отношение лица к содеянному им.
5). Наказуемость деяния выражается в угрозе применения наказания за его совершение




















- убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, побои, доведение до самоубийства
-неоказание врачом помощи больному; спасатель не приходит на помощь тонущему человеку






- права и свободы человека, собственность, конституционный строй, общественный порядок и т.д.


3. Вина и ее формы. Категории преступлений
Учащимся предлагается рассмотреть схему «Формы вины» на интерактивной доске, зарисовать ее в тетрадь, а затем, работая с раздаточным материалом, выявить основную разницу между такими формами вины как прямой умысел и косвенный умысел, а также межу такими формами неосторожности как небрежность и легкомыслие.

Установите форму вины:
1. Заранее запланированная кража
2. Драка. Один человек убивает другого
3. Гражданин Н. оставил в лесу не потушенный костер, самонадеянно рассчитывая, что он потухнет
4. Собаку (совершенно спокойную и добрую, в чем хозяева глубоко убеждены) отпускают гулять без поводка. Однажды она внезапно набросилась и сильно покусала ребенка
Категории преступлений
Учащимся предлагается задание на интерактивной доске. Необходимо соотнести категории тяжести преступлений и сроки наказаний за их совершение





Учащиеся знакомятся с статьями 5, 24, 25, 26 УК РФ








- прямой умысел

- косвенный умысел

- неосторожность в виде легкомыслия


- неосторожность в форме небрежности






Небольшой тяжести
- до 2 лет лишения свободы
Средней тяжести - до 5 лет лишения свободы
Тяжкие- до 10 лет лишения свободы
Особо тяжкие - свыше 10 лет лишения свободы


4. Субъект преступления. Соучастие
Субъект преступления.
Зарисовываем схему: «Признаки субъекта преступления»
1. это всегда физическое лицо. Юридическое лицо не может быть субъектом преступления (например, если юридическое лицо занималось незаконной предпринимательской деятельностью, к уголовной ответственности будут привлечены руководитель и другие участники этой деятельности, т.е. физические лица).
2. лицо должно достигнуть возраста уголовной ответственности.
Работа с раздаточным материалом. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцати лет.
Однако, за совершение ряда преступлений (например, убийство, кража, грабеж, разбой, терроризм и др.) лица подлежат уголовной ответственности с четырнадцати лет.
3. Лицо должно быть вменяемым. Работа с раздаточным материалом.
Невменяемость– неспособность лица в момент совершения преступления отдавать отчет своим действиям и руководить ими вследствие болезненного состояния психики.
Соучастие – это участие в совершении преступления двух и более лиц.
Учащимся предлагается задание на интерактивной доске. Необходимо соотнести названия соучастников с их ролями.

























Ученики знакомятся со статьей 20 УК РФ.











Ученики знакомятся со

Ученики знакомятся со
статьей 21 УК РФ.








Исполнитель -
лицо, непосредственно совершившее преступление.
Организатор - лицо, организовавшее совершение преступлния.
Подстрекатель - лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом.
Пособник – лицо,
содействовавшее преступлению советами, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления.

5. Уголовная ответствен-ность и наказание
Кадры из фильма.
«Дежурная бригада, на выезд!» - с этой фразы начинаются многие детективные фильмы. А далее начинается нелегкая работа следователей, экспертов, прокуроров, а в дальнейшем и судей по выявлению лица, совершившего преступление и привлечению его к уголовной ответственности.
Что же такое уголовная ответственность?
Вспомните, что такое юридическая ответственность?



– Какие вы знаете виды юридической ответственности?
– Какой из этих видов юридической ответственности является наиболее строгим?
«Уголовная ответственность – это осуждение от имени государства виновного лица, совершившего преступление».
Послушайте притчу. Перед судьей стоял человек, которого обвиняли во взяточничестве. Все говорило за то, что он виновен, и судье только и оставалось, что вынести приговор. Судья был мудрым человеком. Он предложил обвиняемому три наказания на выбор: либо заплатить 100 монет, либо получить 50 палочных ударов, либо съесть 5 кг лука. Осужденный с радостью согласился съесть лук. С трудом, осилив килограмм, он уже не мог без отвращения смотреть на эти дары природы. Слезы ручьями текли по лицу, все тело горело изнутри. Взмолился нарушитель к суду и попросил заменить лук ударами палок. Он продолжал радоваться, что сэкономил свои деньги, так как был очень скупым человеком. Судебный исполнитель раздел его положил на скамью. Уже при одном виде палача мощного телосложения и гибкой розги в его руках беднягу охватила дрожь. Каждый удар по спине оказался нестерпимо болезненным, и на десятом обвиняемый стал умолять заплатить 100 монет.
- Как вы поняли эту притчу?

- Ученикам предлагается подумать и ответить на вопрос, что такое наказание?

О каких видах уголовных наказаний вы слышали?
Схема: «Виды уголовных наказаний»














- юридическая ответственность – это применение к лицу, совершившему правонарушение, предусмотренных законом мер принуждения
-гражданская, уголовная, дисциплинарная, материальная, административная

уголовная










































- Недальновидность, глупость и жадность этого человека привели его к тяжелой расплате. Так, и человек, решивший нарушить законы, тяжело расплачивается за это в последствии.

Наказание – мера государственного принуждения, назначаемая лицу, признанному виновным в совершении преступления.
- штраф, арест, исправительные работы, лишение свободы и т.д.


6.Обстоятель-ства, исклю-чающие преступность деяния
Обстоятельства, исключающие преступность деяния:
- необходимая оборона
- причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление
- крайняя необходимость
- физическое и психическое принуждение
- обоснованный риск
- исполнение приказа или распоряжения
Далее просматриваем видеоситуации. Задача учащихся – соотнести ситуацию и название обстоятельства, исключающего преступность деяния.

Работа с видеорядом:
1) Два сотрудника милиции остановили гражданина Семенова, чтобы проверить у него документы. Cеменов, будучи в розыске, нанес ножевое ранение одному из милиционеров, а затем попытался убежать. Однако, другой сотрудник выстрелил в него и ранил. (причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление)
2) Гражданин Петров дал ложные показания в ходе уголовного судопроизводства, оклеветав ни в чем не повинного человека. Петровым руководило то, что настоящий преступник угрожал причинить вред его малолетнему сыну. (физическое или психическое принуждение)
3).Солдат Тимошенко исполнил приказ командира о передачи военного имущества определенным лицам. Тимошенко даже не подозревал, что это имущество было добыто преступным путем. (исполнение приказа или распоряжения)
4).Спасая людей во время кораблекрушения, капитан Киселев, был вынужден приказать срочно закрыть нижний отсек, где стремительно пребывала вода. В отсеке остались два матроса. (крайняя необходимость)
5). Врач, с согласия смертельно больного человека, пробует на нем новое лекарство, однако его прием только ускорил летальный исход. (обоснованный риск)
6) Грабитель, угрожая жизни гражданки Ивановой, вторгся в ее квартиру и потребовал отдать все деньги. В один момент, когда преступник отвлекся, Иванова ударила его вазой по голове, причинив тяжкий вред здоровью. (необходимая оборона)


7. Уголовная ответствен-ность несовершен-нолетних
Наказания, применяемые к несовершеннолетним:
1) штраф
2) лишение права заниматься определенной деятельностью
3) обязательные работы
4) исправительные работы
5) арест (только с 16 лет)
6) лишение свободы (до 16 лет – не свыше 10 лет).
К несовершеннолетнему могут быть применены принудительные меры воспитательного характера:
1) предупреждение;
2) ограничение досуга,
3) возложение обязанности загладить причиненный вред;
4) передача под надзор родителей, государственного органа.
Как вы считаете, что необходимо делать, чтобы несовершеннолетние не совершали преступлений?





















- воспитывать активную гражданскую позицию, правовое, культурное воспитание, развитие спорта и т.д.

III. Закрепление нового материала

1. Единственный источник уголовного права
2. Вина – это:
А) чувство раскаяния за совершенное деяние;
Б) обстоятельство, указывающие на причастность лица к данному преступлению;
В) это психическое отношение лица к содеянному им;
3. Установите форму вины:
А) запланированное убийство - ?
Б) человек не знал, что расплачивается фальшивой купюрой -?
4. Общий возраст уголовной ответственности:
А) 14 лет; Б) 16 лет; В) 18 лет; Г) 21 год;
5. Уголовная ответственность за такие преступления как убийство, кража, терроризм наступает с:
А) 14 лет; Б) 16 лет; В) 18 лет; Г) 21 года;


- УК РФ

- В)
















- прямой умысел


- неосторожность в форме небрежности


- Б)





- А)

IV. Домашнее задание

Параграф 20, учить конспект. Письменно раскрыть смысл цитаты: «Преступник может иногда избежать наказания, но не страха перед ним» (Сенека)











Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации 1993 г.;
2. Уголовный Кодекс Российской Федерации 1996 г.;
3. Боголюбов Л.Н. Обществознание. Учебник для 9 кл., М., 2014
4. Здравомыслов Б.В. «Уголовное право РФ»; М.; ЮРИСТЪ, 2000 г.;
5. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. «Основы права»: учебник для 10-11 классов / базовый уровень; М.; Вита-Пресс; 2007;
6. «Словарь уголовного права» под ред. А.В. Наумова; М.; БЕК; 1997;
7. Певцова Е.А. «Право. Основы правовой культуры»; 11 класс; 2 часть; М.; «Русское слово»; 2007 г.;
8. Рарог А. И. «Уголовное право» (Общая часть в вопросах и ответах); М.; «Юристъ»; 2001;































13PAGE 15


13PAGE 14115



деяние

действие

бездействие



Основной шрифт