Конспект урока информатики 4 класс технология АМО, Составные части объектов. Объекты с необычным составом


Организационная информация
Тема урока
Составные части объектов. Объекты с необычным составом. (учебник информатика 4 кл. 2ч. Горячев А.В.)
Автор образовательного мероприятия
Юргульская О.В., учитель информатики Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, МОУ СОШ с.Хохотуй
Класс, количество человек 4 класс, 15 уч-ся
Продолжительность мероприятия
- общая продолжительность урока(часов) 45 минут
Методическая информация
Цель урока Обучающийся ощутил себя изобретателем и осознал, что получил ключ к изобретательской деятельности.
Задачи урока
Закрепить умение описывать состав и возможности объектов (таблица «Состав - Действия», схема состава);
Научить сравнивать состав различных объектов и находить у них части с одинаковыми названиями;
Научить определять названия предметов по их ОСОБЫМ составным частям
Научить придумывать и описывать предметы с необычным составом («предметы-гибриды»);
Знания, умения, навыки, которые актуализируют/приобретут/закрепят участники в ходе мероприятия Актуализируют умение описывать состав и возможности объектов,
Умеют составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивать объект с восполнением недостающих компонентов;
Сравнивать состав различных объектов и находить у них части с одинаковыми названиями
Приобретут навыки придумывать и описывать предметы с необычным составом («предметы-гибриды»);
Материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению
Объект, виды объектов: сложные и простые, схема состава объекта, предметы-гибриды, необычные объекты
Подробный конспект урока/занятия/ мероприятия
Этап мероприятия Время, продолжительность
этапа Название метода Происхождение метода (выберите и укажите необходимое)
- Авторский
- Заимствованный, но измененный или адаптированный
- заимствованный Подробное описание АМО по установленной схеме:
- Цели и задачи метода
- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
- Предварительная подготовка (если требуется)
- Технология проведения
- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)
- Варианты проведения метода
Инструкции модератора обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО
- Информационная
- Познавательная
- Коммуникативная
- Социальная
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» Приветствие/знакомство/
инициация 5 мин. Метод: «Необычные имена»
Происхождение метода: адаптированный заимствованный.
Цели и задачи использования метода: создана творческая дружеская атмосфера в классе.
Необходимые материалы: отсутствуют.
Предварительная подготовка: не требуется.
Подробная технология проведения:
Участники должны поздороваться за руку друг с другом. Когда здороваются, им следует смотреть друг другу прямо в глаза и представиться необычным именем.
Инструкция учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО:
Учитель просит ребят встать в круг. Нужно поздороваться со всеми учениками, в том числе и учителю. И при этом представить себя в качестве необычного героя из сказки или рассказа.
Коммуникативная – слушают друг друга, тактильно взаимодействуют, умеют представить себя необычным именем.
Целеполагание или погружение в тему 5 Метод: "Волшебный Вилли"
Происхождение метода: заимствованный, но измененный, адаптированный; (К.Фопель . Как научить детей сотрудничать)
Цели и задачи использования метода: Настрой на положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала.
Необходимые материалы: не требуется.
Предварительная подготовка: нет
Подробная технология проведения:
Участники сидят в кругу.
Инструкция учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО:
Учитель: Я принесла вам сегодня нечто необычное. Этого нельзя увидеть, но можно потрогать держать в руках. Вы можете размять это, как пластилин или глину, и сделать из этого все, что хотите – какую-нибудь вещь, игрушку (учитель вытаскивает «волшебного Вилли» -воображаемый комок пластичного материала - и показывает детям, как из него лепить)
Учитель: Это «Волшебный Вилли» - совершенно необыкновенный материал, который можно разминать и лепить из него, как из пластилина, глины или воска. Я сейчас из него что-нибудь сделаю, а вам надо будет догадаться, что я слепила. Кто догадается, должен мне об этом сказать…
(Учитель начинает лепить какой-нибудь предмет, имеющий очевидную форму, чтобы дети могли понять, как играть. Затем передаёт «волшебного Вилли» ребенку и т.д.)
Учитель: Молодцы. Сегодня мы вспомним схему состава предмета и научимся описывать и придумывать предметы с необычным составом. Обратила внимание на имя и у меня возник вопрос, а почему мы, педагоги, называем его Вилли? Давайте скажем «Волшебный пончик, батончик, клубочек, комочек», это так нежно и тепло, правда? Учитель: Это «Волшебный Вилли» - совершенно необыкновенный материал, который можно разминать и лепить из него, как из пластилина, глины или воска. Я сейчас из него что-нибудь сделаю, а вам надо будет догадаться, что я слепила. Кто догадается, должен мне об этом сказать…
(Учитель начинает лепить какой-нибудь предмет, имеющий очевидную форму, чтобы дети могли понять, как играть. Затем передаёт «волшебного Вилли» ребенку, который угадал, что слепили, и просит его изменить предмет, а дети должны догадаться, что получилось т.д.)
Затем Вы говорите: Ребята как называется процесс, которым мы с Вами занимались – ( играли в игру «Создай предмет и угадай его». Что нам помогало отгадать созданный предмет? – наше воображение и умение определять предмет по форме и составу. Отлично, а какое это имеет отношение к сегодняшнему уроку, как вы думаете?
Учитель: Молодцы. Спасибо! Сегодня мы будем работать волшебниками и научимся создавать самые необычные предметы, которые никто, никогда, нигде до сегодняшнего дня не видел. Итак, тема урока «Я – создатель необычных предметов»
Познавательная - овладевают креативными навыками: добывают знания непосредственно из окружающей действительности, владеют приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.
Формирование ожиданий/образовательных эффектов 5 минут Метод:«Дерево у автобусной остановки»
Происхождение метода: заимствованный из АМО копилочки Цель: выявить ожидания и опасения обучающихся на уроке.
Участники: все обучающиеся
Необходимые материалы: автобусная остановка и дерево, схематично нарисованные на доске, на дереве – красные и жёлтые листочки, разноцветные стикеры.
Технология проведения: Дети пишут на цветных листочках свои ожидания и опасения, выходят к доске и приклеивают на дерево.
Оценка результата урока: желтое дерево – цели достигнуты, корни крепкие, крона густая, ждём плодов. Красное дерево выросло – выросло не то, что ожидали.
Проведение
Наше путешествие начинается с автобусной остановки. Но дерево, которое здесь растет тоже необычное. Его называют «Дерево ожиданий», потому как плоды, которые на нем созреют, это сбывшиеся ожидания.Проверим? Вот Вам желтые листочки. Напишите на них чему Вы хотите научиться в волшебной стране необычных предметов, и свое имя не забудьте. Прикрепите на дерево. Готово! Ожидания обязательно сбудутся, если о них все будут знать. Я сейчас Вас с ними познакомлю.Зачитывает ожидания.Но ребята, мы не сможем отправиться в путешествие, пока не защитим наши ожидания от вредителей. Это наши опасения. Видите, красные жучки пристроились на веточках. Их надо уничтожить. Напишите, пожалуйста, по какой причине Ваше путешествие может испортиться и Вы не сможете научиться волшебству. Чего Вы боитесь? (А теперь положите жучков вот в эту коробочку и мы их обезвредим). Но прежде чем взять подходящее обезвреживающее средство я должна посмотреть на опасения, иначе не смогу Вас защитить. (Читает опасения и произносит над ними волшебные слова)
Овладение способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия.
Фаза 2 «Работа над темой» Интерактивна я лекция 8мин.
АМО «Поиск знания»
Происхождение метода: заимствованный из АМО копилочки Цель этапа: обеспечить практическую деятельность учащихся при повторении схемы состава объектов и подготовка к изучению нового материала.
Участники: все обучающиеся
Необходимые материалы: компьютеры с выходом в Интернет, ресурсы ЦОР
Технология проведения: рассаживаются за компьютеры и работают.
Деятельность учителя – организует деятельность учащихся на уроке за компьютерами по 2 ч., работа в ЦОР, упражнения «Подбор пар «Объект – составная часть» ( http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ae86fd28-5fe3-4527-8f8f-e6c2783d0ca8/92868/?interface=catalog&class=45&subject=19)
Инструкция учителя обучающимся, для реализации или в ходе проведения АМО:
Отправляясь в путешествие, мы должны взять багаж, это наши знания и необходимые для работы инструменты.
Для подготовки нам необходимо вспомнить схему состава объектов. Сейчас мы поработаем за компьютерами, выйдете в Интернет, сайт ЦОР, 4 класс, тема «Объекты с необычным составом»
Информационная: овладение современными средствами информации и информационными технологиями (Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование.
Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
Проработка содержания темы обучающимися 15 Прием «Знаю – Хочу узнать – Узнал»
Метод «Аукцион необычных предметов-гибридов» (15мин.)
Происхождение метода: заимствованный из АМО копилочки Цель приема – развитие рефлексивности в процессе познания. Используя ее при работе с информацией, мы учимся соотносить известное и новое, учимся определять свои познавательные запросы, обосновывая их известной нам информацией.
Необходимые материалы
Знаю Хочу узнать Узнал
Что такое «объект»
«схема»
«состав объекта»
Объекты-гибриды
Технология проведения: Заполняют приготовленные заранее листы с табличками, работают с учебником.
Деятельность учителя – организует деятельность учащихся
Метод «Аукцион необычных предметов-гибридов» (15мин.)Цель: повышение творческой активности учащихся Аукцион – это публичная продажа товара  с использованием торгов. Цена товара определяется в процессе того, как группа учащихся  представит  свою идею.
Технология проведения: дети разбиваются на подгруппы по 3 человека, группы получают задание разработать необычные предметы-гибриды (описание + рисунок) и выставить на продажу.
Учитель:
Отлично, Вы восстановили в памяти Что такое объект, вспомнили что мы называем схемой и как она нам помогает при изучении объекта его состава.
Я выписываю Вам маршрутную карту в волшебную страну.
Выставляете на доске ЗХУ
Знаю Хочу узнать Узнал
Что такое «объект»
«схема»
«состав объекта»
Объекты-гибриды
Перед вами на партах листы с табличками, которые вы сейчас заполните, заполните графу «Знаю», что вы знаете
А теперь ребята выполните задание 1
- Самостоятельно заполнить пустые прямоугольники на схеме состава велосипеда. Проверка результатов.
- Почему название «колесо» нужно вписать в прямоугольнике с номером 4, а название «педаль» - в прямоугольнике с номером 5? (Обод и покрышка входят в состав колеса, а не педали.)
- Что общего у быка и у велосипеда на рисунках? (Рога быка по Форме похожи на руль велосипеда.)
Записать номер 2 (номер прямоугольника «руль» на схеме) под изображением быка.
Обсудить каждый рисунок и вписать номера частей велосипеда.
- Вспомните и название других предметов, в составе которых есть части, внешне похожие на части велосипеда.
А теперь разделитесь на пары и попробуйте
Из двух определенных предметов создать третий, необычный но очень нужный в домашнем хозяйстве предмет. После его создания Вам придется продать его с аукциона.
Учитель: Я очень рада приветствовать Вас сегодня на "Аукционе необычных идей". Сегодня на аукцион выставлены необычные лоты - это предметы гибриды. У нас есть свои денежные единицы –инфорублики достоинством (10, 50, 100). Вам покупателям, после представления каждого лота, необходимо оценить каждый лот инфорубликами и высказать своё мнение по поводу достоинств и недостатков представленного товара. Затем лучшие продукты отбираются, и на следующем уроке можно предложить учащимся создать макет или рисунок лучших товаров на компьютере.
Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
овладевают креативными навыками: добывают знания непосредственно из окружающей действительности, владеют приемами учебно-познавательных проблем
Социальная: выполнение роли потребителя, покупателя, клиента
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» Разминка 3мин. «Дотянись до звезд» Происхождение метода: заимствованный, но измененный, адаптированный; (К.Фопель . Как научить детей сотрудничать? Практическое пособие) Цель:
Расслабиться и набраться оптимизма, даст возможность укрепить уверенность в том, что все способны достичь цели.
Участники: все обучающиеся
Необходимые материалы: не требуются
Технология проведения : Учитель просит учащихся встать из-за столов и выполнить упражнение.
Инструкция: Встаньте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха.
«Представь себе, что над тобою ночное небо усыпанное звездами. Посмотри на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая ассоциируется у тебя с твоей мечтой: желанием что-либо иметь или кем-либо стать… (15 сек.) Теперь открой глаза и протяни руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайся изо всех сил! И ты обязательно сможешь достать рукой свою звезду. Сними ее с неба и бережно положи перед собой в красивую просторную корзинку… Опусти руки и закрой глаза. Выбери прямо у себя над головой другую сверкающую звездочку, которая напоминает тебе о другой твоей мечте…(10сек.) Теперь открой глаза и достань до неба. Сорви эту звезду с неба и положи в корзинку к первой звезде…(Дышим так: делаем глубокий вдох, когда тянемся за звездой, и выдох, когда достаем ее) если останется время можно попросить детей рассказать об какой-нибудь из своих звезд. Коммуникативные: преодолевать барьеры в общении со сверстниками
Подведение итогов 3 мин. Прием «Знаю – Хочу узнать – Узнал»
Прием «Лесенка успеха» Происхождение метода: заимствованный из АМО копилочки Цель: Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения
Участники: все обучающиеся
Необходимые материалы: листы с табличками
Технология проведения: Заполняют приготовленные заранее листы с табличками Учитель:
Ребята что нового вы сегодня узнали на уроке? Возьмите свои таблички и заполните третий столбик таблицы «Узнал».
Учитель:
Мы возвращаемся из путешествия в волшебную страну и на нашем пути стоит Волшебное дерево ожиданий. Удалось ли его плодам созреть? Учитель достает лист передает его ученику просит вспомнить свое ожидание и определить сбылось ли оно. Поднимитесь те, у кого созрели плоды и помашите листочками. Спасибо. А у кого не сбылись, наверное мы плохо провели вакцинацию и потому сомнения не дали плодам созреть. Как Вы считаете, что необходимо сделать, чтобы все ожидания сбылись?
Под таблицей на ваших листочках нарисована «Лесенка успеха» - нижняя ступенька у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька – у «человечка» руки подняты вверх – мне все удалось. Выберите и обведите того человечка, который как вы считаете, соответствует вашей сегодняшней работе на уроке.
Коммуникативные: преодолевать барьеры в общении со сверстниками
Познавательные:
самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности;
Домашнее задание (если предполагается) 1мин. Инструкция учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО:
Учитель: Наша работа подходит к концу, и я думаю, что каждый из вас внес свой вклад в достижение общих целей. Я предлагаю вам оценить свою деятельность, т.е. самому поставить себе оценку за урок.
Наша работа подходит к концу, и я думаю, что каждый из вас внес свой вклад в достижение общих целей. Домашнее задание:
выполните задание 3.
- Заполните схему состава ромашки и очков
- Подумайте, как могла бы выглядеть «очковая ромашка», чем она должна отличаться от обычной ромашки.
- Придумайте свою очковую ромашку и нарисуйте ее в тетрадях.
- Нарисуйте схему состава для своего варианта очковой ромашки.