Инновационная деятельность по здоровьесберегающим технологиям (артикуляционная гимнастика и самомассаж)


Методическая разработка
Инновационная деятельность по здоровьесберегающим технологиям (артикуляционная гимнастика и самомассаж)
В дошкольном учреждении необходимо применять инновационную деятельность по здоровьесберегающим технологиям. Развитие речи детей требует особого подхода и не может обойтись без современных технологий: артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж и самомассаж, динамические паузы, мимические упражнения, кинезиологические упражнения, логоритмика, релаксация, арттерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, цветотерапия и другие помогают детям улучшить своё физическое и психическое здоровье.
Применяя здоровьесберегающие технологии, в режимных моментах, мы повышаем культуру здоровья детей. Дети учатся относиться к здоровью внимательно, учатся сами заботиться о себе.
Артикуляционная гимнастика позволяет корректировать нарушения речи не только на специальных занятиях, но и в режимных моментах, в игре. Артикуляционная гимнастика - это коррекционная технология, позволяющая исправить нарушения речи детей, что особенно актуально, так как много детей нуждаются в занятиях с логопедом. Развивать артикуляционный аппарат можно играя, например, упражнения «Вкусное варенье», «Часики», «Улыбочка» и другие способствуют укреплению мышц языка, щёк, развивают подвижность губ.
Самомассаж – это технология обучения здоровому образу жизни. Дети учатся заботиться о себе и своём здоровье. Главный принцип использования новых технологий не навреди, поэтому детей учат правильности выполнения движений и главное не причинять себе неприятных ощущений во время самомассажа лица, ушных раковин, кистей рук и пальцев, стоп. Самомассаж проводится в игровой форме, например, рисуем у себя на лице пальчиками, кулачками и ладошками: мордочку кошечки, личико матрёшки и так далее. Дети массируют щёчки, носик, лоб.
Таким образом, применяя артикуляционную гимнастику и самомассаж, регулярно мы помогаем детям корректировать нарушения речи и учим самим заботиться о здоровье.
План работы по здоровьесберегающим технологиям на неделю:
День недели Упражнения артикуляционной гимнастики самомассаж
понедельник «Улыбочка», «Вкусное варенье», «Хоботок», «Трубочка», «Заборчик» Лица: рисуем кошечку.
Кистей рук: кошечка умывается.
Частей тела рукавичкой.
Стоп: кошечка играет с ёжиком (прокатывание стопами колючего массажного мячика)
вторник «Маляр», «Часики», «Лопатка», «Чашечка», «Парус» Лица: рисуем матрёшку.
Ушей: серёжки у матрёшки (мочек ушных раковин).
Кистей рук и пальцев: месим тесто (мять и катать мягкий мячик).
среда «Иголка», «Лягушка», «Бегемотик», «Барабанщик», «Лошадка» Лица: снегопад (точечные постукивания кончиками пальцев).
Ушей: лепим снеговика (приглаживание).
Кистей рук: лепим снежки (смять бумагу в комочки).
четверг «Окошко», «Чистим зубки», «Грибок», «Шарики» и «Самовар» (надувание щёк) Кистей рук: добываем огонь (катание карандаша между ладонями).
Лица: греем щёчки, носик, ушки (прислонять держать, слегка растирать).
Стоп: по камушкам (хождение по массажным коврикам)
пятница «Дудочка», «Индюк болтает», «Орешки», «Блинчик», «Качели» Лица: «вот какая борода» (массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний).
Кистей рук: колючие ёлки (катание еловой шишки между кистей рук).
Частей тела: вкусный обед – поглаживание круговыми движениями живота (для снятия физического и эмоционального напряжения)