КТП по биологии для 5 класса авт. Н.И.Сонин

тематическое планирование по биологии 5 кл.


Дата
Тема урока
Предметные результаты
Метапредметные результаты
Личностные результаты
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ЛР, ПР.




ученик научится

ученик получит возможность научиться
ученик научится

ученик получит возможность научиться
ученик научится

ученик получит возможность научиться
ученик научится

ученик получит возможность научиться


Часть 1. Живой организм (8 часов)

1

Что такое живой организм
Научиться выделять признаки живых организмов, черты сходства и отличия растений и животных; приобретать навыки чтения биологического текста
Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли с задачами коммуникации.
Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы.
Познавательные: выделять, анализировать, сравнивать факты; вычитывать все уровни текстовой информации
Формирование «стартовой» мотивации к изучению нового предмета
Организовывать свое время с использованием ИКТ



2

Наука о живой природе
Познакомиться с предметом изучения биологии, узнать, какие еще науки относятся к биологическим; научиться применять биологические знания в современном мире
Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).
Регулятивные: применять поисковую деятельность при помощи компьютерных средств.
Познавательные: преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу)
Формирование навыков, способствующих применению биологических знаний в современном мире
Развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления биологии



3

Методы изучения живой природы
Научиться выделять особенности основных методов, применяемых в биологии; научиться различать оборудование для научных исследований
Коммуникативные: проявлять исследовательскую деятельность, распределять роли в группе.
Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью.
Познавательные: преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу)
Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности
Вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки
Л.Р.№1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований»

4

Увеличительные приборы.
Научиться различать основные части микроскопа и их предназначение; освоить правила работы с микроскопом
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения в группе, проявлять интерес к исследовательской деятельности.
Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему.
Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий
Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности
Проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях
Л.Р.№2 «Устройство ручной лупы, светового микроскопа»

5

Живые клетки.
Научиться различать различные структуры клетки; определять отличия растительной и животной клеток
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения в паре, проявлять интерес к исследовательской деятельности.
Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему.
Познавательные: вычитывать все уровни текстовой информации, преобразовывать информацию в форму рисунка
Формирование познавательного интереса к предмету исследования
Проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях
Л.Р.№3 «Строение клеток кожицы чешуи лука»

6

Химический состав клетки.
Научиться при помощи простых опытов определять наличие белков, жиров, углеводов в семенах растений
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения в группе, проявлять интерес к исследовательской деятельности.
Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему.
Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий
Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности
Проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях
Л.Р.№4 «Определение состава семян пшеницы»

7

Вещества и явления в
окружающей среде.
Познакомиться с отличиями чистых веществ от смесей, простых веществ от сложных, иметь представление об основных физических и химических природных явлениях
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы.
Регулятивные: выдвигать версии решения проблемы.
Познавательные: выявлять причины и следствия простых явлений
Формирование навыков, позволяющих проводить анализ и сравнивать различные явления
Проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях


8

Великие естествоиспытатели.
Познакомиться с именами некоторых знаменитых естествоиспытателей; иметь представление о том, какой вклад в изучение биологии внесли Аристотель, Линней, Дарвин, Вернадский
Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов.
Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Познавательные: составлять тезисы
Формирование умения логически выстраивать рассказ по предложенному плану
Искать информацию в Интернете


Часть 2. Многообразие живых организмов (14 часов)

9

Как развивалась жизнь на Земле
Познакомиться с основами научных представлений о том, когда появилась жизнь на Земле, иметь представление об основных этапах развития жизни на планете
Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов.
Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Познавательные: уметь преобразовывать текстовую информацию в форму таблицы
Формирование интереса учащихся к проблемам, связанным с развитием жизни на Земле
Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет




10

Разнообразие живого
Познакомиться с основными единицами биологической классификации в порядке возрастания и убывания; научиться выделять царства живых организмов и их признаки
Коммуникативные: слышать и слушать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
Познавательные: уметь составлять рассказ по алгоритму рассуждения.
Формирование у учащихся навыков составления рассказа по выработанному алгоритму



11

Бактерии
Научиться выделять основные характеристики царства Бактерии; представлять значение бактерий в природе, а также их положительную и отрицательную роль в жизни человека
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника
Формирование у учащихся умений выделять положительные и отрицательные качества, а также определять их относительность в изменяющихся условиях



12

Грибы
Познакомиться с основами строения шляпочных грибов, научиться называть представителей съедобных, несъедобных, ядовитых и плесневых грибов; определять значение грибов в природе, а также их положительную и отрицательную роль в жизни человека
Коммуникативные: формировать навыки алгоритма построения и реализации новых знаний.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника
Формирование и развитие у учащихся умений выделять положительные и отрицательные качества, а также определять их относительность в изменяющихся условиях
Искать информацию в Интернете


13

Водоросли
Научиться проводить сравнительную характеристику представителей различных царств живой природы; выделять особенности царства Растения; иметь представление об одноклеточных и многоклеточных организмах
Коммуникативные: добывать недостающую информацию при помощи вопросов.
Регулятивные: в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные: уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника
Формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы
Искать информацию в Интернете


14

Мхи
Продолжить формирование у учащихся навыков сравнительной характеристики различных групп растений; научиться определять значение мхов в природе и в жизни человека
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника
Формирование у учащихся способностей выделять признаки приспособленности к данным условиям, а также их относительность в изменяющемся мире; формирование умений давать характеристику, логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы
Искать информацию в Интернете


15

Папоротники
Научиться выделять и сравнивать особенности условий существования современных и древних папоротников; выявлять значение современных и древних папоротников для природы и для человека
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника, преобразовывать информацию в схему
Формирование у учащихся способностей выделять признаки приспособленности к данным условиям, а также их относительность в изменяющемся мире; формирование умений давать характеристику, сравнивать и делать выводы
Искать информацию в Интернете


16

Голосеменные растения
Научиться выделять признаки приспособленности к изменившимся условиям среды в строении голосеменных растений и объяснять причины их возникновения; научиться узнавать голосеменные растения на рисунках и называть их; выявлять значение голосеменных для природы и для человека
Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов и интерактивных заданий.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей
Формирование у учащихся способностей выделять признаки приспособленности к данным условиям, объяснять их причины, а также их относительность в изменяющемся мире; формирование навыков использования полученных знаний в санитарных целях
Искать информацию в Интернете


17

Покрытосеменные (цветковые) растения
Научиться выделять особенности покрытосеменных растений, связанные с их образом жизни, особенности строения, связанные с их более высокой организацией; заполнять таблицы и проводить сравнительный анализ
Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов и интерактивных заданий.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей
Формирование у учащихся способностей выделять признаки приспособленности к данным условиям, объяснять их причины, а также их относительность в изменяющемся мире
Искать информацию в Интернете


18

Значение растений в природе и жизни человека
Представлять значение зеленых растений в природе и жизни человека, научиться выделять отличительные особенности дикорастущих и культурных растений; освоить правила поведения в лесу
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителями и сверстниками.
Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: уметь выделять особенности различных групп растений, проводить классификацию растений
Формирование мотивации к изучению различных систематических групп растений, знакомство с правилами поведения в лесу
Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет





19

Простейшие
Научиться выделять признаки животных; особенности строения одноклеточных организмов, находить их на рисунках; научиться находить сходства и отличия между простейшими и бактериями
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: уметь читать биологический текст и соотносить его с иллюстрациями
Формирование мотивации к изучению темы «Царство Животные»; формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы



20

Беспозвоночные животные
Научиться выделять основной признак, по которому животных разделили на позвоночных и беспозвоночных; выделять представителей беспозвоночных животных и узнавать их на рисунках
Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов, интерактивных заданий.
Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: уметь выделять отличающие признаки беспозвоночных животных
Формирование мотивации к изучению темы «Царство Животные»; формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы
Искать информацию в Интернете


21

Позвоночные животные
Научиться выделять представителей позвоночных животных и узнавать их на рисунках; приводить примеры видов представителей разных классов

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов и интерактивных заданий.
Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: уметь правильно определять по рисункам представителей разных классов

Формирование мотивации учащихся к более подробному изучению зоологии в дальнейшем, формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы
Искать информацию в Интернете


22

Значение животных в природе и жизни человека
Представлять значение животных в природе и в жизни человека

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).
Регулятивные: применять методы информационного поиска с помощью компьютерных средств. Познавательные: уметь четко преобразовывать текстовую информацию в схему
Формирование интереса учащихся к изучению взаимосвязей в экосистемах и в биосфере в целом
Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет




Часть 3. Среда обитания живых организмов (6 часов)

23

Три среды обитания живых организмов
Научиться перечислять среды обитания; выделять особенности живых организмов, сформированные средой их обитания

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).
Регулятивные: применять методы информационного поиска с помощью компьютерных средств.
Познавательные: уметь логически рассуждать и анализировать видеофильм
Формирование мотивации учащихся к изучению биологии с использованием компьютерных средств
Вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета


24

Приспособленность организмов к разным средам обитания
Научиться выделять признаки приспособленности живых организмов в зависимости от среды их обитания

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов, интерактивных заданий.
Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей
Формирование у учащихся логического мышления и умения рассуждать; способностей выделять признаки приспособленности к данным условиям, а также их относительность в изменяющемся мире



25

Жизнь на разных материках: Евразия, Северная Америка, Африка
Познакомиться с растениями и животными разных материков; научиться видеть различия животного и растительного мира разных материков
Коммуникативные: добывать недостающую информацию из других источников, а также использовать межпредметные связи (география).
Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: уметь выделять особенности растительного и животного мира различных материков
Формирование у учащихся мотивации к изучению естественных наук; формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы
Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет





26

Жизнь на разных материках: Южная Америка, Австралия, Антарктида
Научиться видеть различия животного и растительного мира разных материков; научиться работать с атласом-определителем
Коммуникативные: добывать недостающую информацию из других источников, а также использовать межпредметные связи (география).
Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: уметь выделять особенности растительного и животного мира различных материков
Формирование у учащихся мотивации к изучению естественных наук; формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы
Проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях
П.Р.№1 «Определение наиболее распространенных растений и животных»

27

Природные зоны Земли
Познакомиться с понятием природная зона; научиться перечислять природные зоны с севера на юг и наоборот, понимать от чего зависит распределение природных зон; научиться приводить примеры типичных обитателей различных природных зон; характеризовать основные особенности природных зон и выявлять закономерности распределения организмов в них
Коммуникативные: добывать недостающую информацию из других источников, а также использовать межпредметные связи (география).
Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: уметь выделять особенности растительного и животного мира различных природных зон
Формирование у учащихся мотивации к изучению естественных наук; формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы
Использование диска с интерактивными заданиями


28

Жизнь в морях и океанах
Научиться распознавать природные сообщества морей и океанов, а также некоторые организмы, входящие в данные сообщества; сравнивать условия существования живых организмов в разных сообществах
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: уметь сравнивать, объяснять условия существования живых организмов в разных водных сообществах
Формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы



Часть 4. Человек на Земле (5 часов)

29

Как человек появился на Земле
Научиться давать сравнительную характеристику человекообразным обезьянам, древним людям и современному человеку; познакомиться с основными этапами эволюции человека; видеть взаимосвязь между появлением, совершенствованием орудий труда и этапами развития человека
Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов и компьютерных источников.
Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей
Формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы; формирование научного мировоззрения



30

Как человек изменил Землю
Научиться видеть изменения в природе, связанные с деятельностью человека на Земле; экологические последствия, связанные с применением новых, неизвестных в природе веществ; предлагать свои пути решения экологических проблем
Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов и компьютерных источников.
Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей
Формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения минимизации антропогенного воздействия на биосферу



31

Жизнь под угрозой
Научиться видеть изменения в природе, связанные с деятельностью человека на Земле; экологические последствия, связанные с применением новых, неизвестных в природе веществ; предлагать свои пути решения экологических проблем
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли).
Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей
Формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения минимизации антропогенного воздействия на биосферу; формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы



32

Не станет ли Земля пустыней?
Научиться рассуждать о причинах опустынивания и на основе этого прогнозировать, какие районы могут быть подвержены этому явлению; научиться решать элементарные экологические задачи
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли).
Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей
Формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения минимизации антропогенного воздействия на биосферу; формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы



33

Здоровье человека и безопасность жизни
Научиться обосновывать необходимость соблюдения правил поведения в природе, а также выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья
Коммуникативные: проявлять интерес к исследовательской деятельности, распределять роли в группе.
Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью.
Познавательные: преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу)
Формирование мотивации к ведению здорового образа жизни, к соблюдению гигиенических норм; формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы
Осуществлять ввод и обработку результатов измерений и других цифровых данных
П.Р.№2 «Измерение своего роста и массы тела»

Обобщение (1 час)

34

Биология как наука о живом организме
Научиться обобщать ранее изученный материал
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: добывать знания через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления
Формирование и развитие мотивации к дальнейшему изучению биологии, а также умения обобщать полученные знания, сравнивать и делать выводы




../для аттестации 17.01/Курсы к зачету/ИКТ-компетентность.doc Заголовок 215